АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-61869/2020
г. Казань Дело № А06-10526/2019
05 июня 2020 года
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июня 2020 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Хакимова И.А., Закировой И.Ш.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования «Город Астрахань»
на решение Арбитражного суда Астраханской области от27.11.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2020
по делу № А06-10526/2019
по исковому заявлению администрации муниципального образования «Город Астрахань» к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>), индивидуальному предпринимателю ФИО2 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>), индивидуальному предпринимателю ФИО3 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>), индивидуальному предпринимателю ФИО4 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>), индивидуальному предпринимателю ФИО5 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>), индивидуальному предпринимателю ФИО6 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>), индивидуальному предпринимателю ФИО7 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования «Город Астрахань» (далее ‑ администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ИП ФИО1), индивидуальному предпринимателю ФИО2, индивидуальному предпринимателю ФИО3, индивидуальному предпринимателю ФИО4, индивидуальному предпринимателю ФИО5, индивидуальному предпринимателю ФИО6, индивидуальному предпринимателю ФИО7 о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок № 29с серии ГА-30 № 000067, выданного Управлением транспорта и пассажирских перевозок администрации муниципального образования «Город Астрахань» ИП ФИО1
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 27.11.2019, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, администрация муниципального образования «Город Астрахань» обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит их отменить и принять по делу новый судебный акт.
В кассационной жалобе администрация указывает, что не представление индивидуальным предпринимателем ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок за 2018 годы и за I и II кварталы 2019 года является нарушением статьи 37 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 220-ФЗ), и является основанием для прекращения действия выданного свидетельства об осуществлении перевозок.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения и отмены судебных актов в силу следующего.
Судебными инстанциями из материалов дела установлено, что согласно Реестру муниципальных маршрутов регулярных перевозок в муниципальном образовании «Город Астрахань» по маршруту регулярных перевозок № 29с перевозки осуществляет простое товарищество, членами которого являются ИП ФИО1 – уполномоченный участник договора простого товарищества, индивидуальный предприниматель ФИО2, индивидуальный предприниматель ФИО3, индивидуальный предприниматель ФИО4, индивидуальный предприниматель ФИО5, индивидуальный предприниматель ФИО6, индивидуальный предприниматель ФИО7.
27.04.2017 ИП ФИО1 выдано свидетельство серии ГА-30 № 000067 об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту с указанием в приложении к свидетельству расписания и новые карты маршрута регулярных перевозок № 29с сроком действия до 27.04.2022.
В связи с непредставлением ИП ФИО1 в Управление транспорта и пассажирских перевозок администрации муниципального образования «Город Астрахань» ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок № 29с за 2016-2018 годы и за I и II кварталы 2019 года, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Суд кассационной инстанции признает выводы судов соответствующими обстоятельствам спора и основанными на правильном применении норм материального и процессуального права в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закон № 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.
В силу части 1 статьи 37 Федерального закона № 220-ФЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт либо которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, обязаны направлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления, заключившие данный государственный или муниципальный контракт либо выдавшие данное свидетельство, ежеквартальные отчеты об осуществлении регулярных перевозок
Приказом Минтранса России от 16.12.2015 № 367 утверждена форма ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок и установлен срок направления этих отчетов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченный орган местного самоуправления, в соответствии с которым отчет об осуществлении регулярных перевозок представляется ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
На дату получения ИП ФИО1 спорного свидетельства (27.04.2017) ответственность за не предоставление отчетов об осуществлении регулярных перевозок законом установлена не была.
Так, пункт 1 части 5 статьи 29 Федерального закона № 220-ФЗ на дату получения спорного свидетельства действовал в другой редакции и не предусматривал право контролирующего органа на обращение в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок.
Федеральным законом от 29.12.2017 № 480-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в вышеуказанную норму внесены изменения, согласно которым пункт 1 части 5 изложен в следующей редакции: уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство, обращаются в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок при неоднократном в течение одного года непредставление в сроки, которые предусмотрены частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, уполномоченным участником договора простого товарищества ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Указанные изменения вступили в действие с 29.12.2017, распространение их на отношения, возникшие до указанной даты, законом не предусмотрено (пункт 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
Следовательно, пункт 1 части 5 статьи 29 Федерального закона № 220‑ФЗ в новой редакции регулирует спорные правоотношения с 29.12.2017.
С учетом изложенного и правила для исчисления сроков, установленного пунктом 2 статьи 192 ГК РФ, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что срок нарушения, по истечении которого у администрации возникает право на обращение в суд с соответствующими требованиями, следует исчислять с 01.01.2018 (даты начала течения очередного квартала). При этом период вменяемого перевозчику нарушения должен составлять один год (начиная с 01.01.2018), в течение которого им не представлялись ежеквартальные отчеты об осуществлении перевозок.
Таким образом, период нарушения (непредставление отчетов), который администрация вправе вменить предпринимателю с учетом новой редакции пункта 1 части 5 статьи 29 Федерального закона № 220-ФЗ, только 2018 год и I и II кварталы 2019 года.
Вместе с тем, из буквального толкования вышеуказанной нормы также следует, что ей предусмотрена не безусловная ответственность перевозчика за указанное нарушение, а установлено право уполномоченного органа на обращение в суд с соответствующим требованием.
Введение законодателем судебного порядка разрешения вопроса о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров по маршруту регулярных перевозок означает, что в каждом конкретном случае суд вправе и обязан оценить обстоятельства, являющиеся основанием для прекращения свидетельства с учетом соответствующих доказательств, подтверждающих наличие таких оснований, степени опасности, характера нарушения, его последствий, наличия либо отсутствия фактов устранения таких последствий.
Поскольку прекращение действия свидетельства об осуществлении перевозок ограничивает правоспособность юридического лица, не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.
Оценивая в порядке статьи 71 АПК РФ соотношение тяжести вменяемого предпринимателю нарушения и размера истребуемой администрацией ответственности, суды первой и апелляционной инстанции руководствуясь положениями Федерального закона № 220-ФЗ, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12.05.1998 № 14-П, определениях от 14.12.2000 № 244-О, от 05.07.2001 № 130-О, от 07.02.2002 № 16-О, установив, что в рассматриваемом случае прекращение действия выданного предпринимателю свидетельства повлечет невозможность осуществление им своего основного вида деятельности; в результате прекращения действий свидетельства об осуществлении перевозок до проведения нового конкурса на право осуществления перевозок и определения победителя граждане-пассажиры будут лишены возможности пользоваться услугами перевозки автомобильным транспортом по указанному маршруту; документы, подтверждающие нарушение перевозчиком перевозочного процесса, кроме несвоевременного представления отчетов, администрацией не представлены, какие-либо жалобы, претензии к непосредственно перевозочной деятельности предпринимателя отсутствуют; проверочные мероприятия в отношении предпринимателя не осуществлялись, жалобы по осуществляемой им перевозочной деятельности не поступали; суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод, что заявленная администрацией формальная причина (непредставление отчетов об осуществлении перевозочной деятельности), не является достаточным основанием для применения ответственности в виде прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок; фактически применение такой ответственности приводит к невозможности осуществления предпринимателем данного вида деятельности и лишает его источника необходимого дохода.
Также, судебными инстанциями принято во внимание, предпринимателем представлены доказательства сдачи 14.09.2019 отчетов за 2018 год и 1 и 2 кварталы 2019 года, что не оспаривается администрацией.
При изложенных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Иная оценка заявителем кассационной инстанции, установленных по делу фактических обстоятельств дела, не свидетельствует о принятии незаконного судебного решения.
Нарушения норм процессуального права, являющиеся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от27.11.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2020 по делу № А06-10526/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья М.А. Савкина
Судьи И.А. Хакимов
И.Ш. Закирова