ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-10643/18 от 01.10.2019 АС Астраханской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-53069/2019

г. Казань                                                 Дело № А06-10643/2018

08 октября 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2019 года.

Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2019 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Мосунова С.В.,

судей  Топорова А.В., Закировой И.Ш.,

в отсутствие:

лиц, участвующих в деле – извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЭкоЦентр»

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 22.03.2019  (судья Колмакова Н.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2019 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Землянникова В.В., Смирников А.В.)

по делу № А06-10643/2018

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЭкоЦентр» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Прокуратуре Икрянинского района Астраханской области третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация Муниципального образования «Икрянинский район» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), Администрация Муниципального образования «Рабочий Поселок Красные Баррикады» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), о признании недействительным представления от 18.09.2018 № 7-49-2018,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «ЭкоЦентр» (далее – ООО «ЭкоЦентр», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Прокуратуре Икрянинского района Астраханской области о признании недействительным представления от 18.09.2018 № 7-49-2018.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 22.03.2019, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2019,  в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами,  ООО «Экоцентр» обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт, которым  удовлетворить заявленные требования.

Отзывы на кассационную жалобу в суд не представлены.

В Арбитражный суд Поволжского округа 30.09.2019 поступило ходатайство заявителя о рассмотрении кассационной жалобы без участия общества.

Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения формации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», однако явку своих представителей в суд не обеспечили.

Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 АПК РФ, суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие сторон.

Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, 04.09.2018 в ходе проверки прокуратурой района соблюдения законодательства об отходах производства и потребления, об охране окружающей среды, с привлечением должностных лиц администрации МО «Рабочий поселок Красные Баррикады», Территориального отделения Управления Роспотребнадзора в Икрянинском и Лиманском районах, представителя ООО «ЭкоЦентр» возле площадок для мусорных контейнеров по улицам Шаумяна, д. 14; Шаумяна, <...> лет Октября, д.2; 50 лет Октября, д. 1/Баррикадная, д. 13; Рабочая, д. 6 в Рабочем поселке Красные Баррикады Икрянинского района Астраханской области выявлены факты образования мест складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, состоящих из бытовых отходов, крупногабаритного и строительного мусора, сухой растительности.

По результатам проверки ООО «ЭкоЦентр» выдано представление от 18.09.2018 № 7-49-2018 об устранении нарушения законодательства об отходах производства и потребления, об охране окружающей среды, согласно которому на Общество возлагалась обязанность: рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры района и   принять меры к устранению нарушений законодательства, их причин и условий, им способствующих:

- путем вывоза и ликвидации мест складирования твердых бытовых отходов, крупногабаритного мусора, строительного мусора и сухой растительности возле площадок для мусорных контейнеров по улицам Шаумяна, <...> лет Октября, д.2; 50 лет Октября, д. 1/Баррикадная, д. 13; рабочая, д. 6 в рп.п. Красные Баррикады Икрянинского района Астраханской области;

- путем определения мест сбора и накопления ТКО, а также расположения контейнерных площадок по согласованию с администрацией МО «Рабочий поселок Красные Баррикады»;

- путем определения в соответствии со схемой обращения с отходами мест расположения площадок для крупногабаритных отходов в МО «Рабочий поселок Красные Баррикады», обеспечения вывоза крупногабаритных отходов.

Кроме того, рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

Полагая, что представление прокуратуры Володарского района от 18.09.2018 № 7-49-2018 является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы общества, ООО «Экоцентр» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Согласно пункту 3 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В целях реализации задач, предусмотренных Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», принято Постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, которым утверждены Правила обращения с ТКО.

Пунктом 3 раздела 1 Правил обращения с ТКО предусмотрено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В соответствии с пунктами 4, 5 раздела 1 Правил обращения с ТКО обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее – схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Постановлением Министерства ЖКХ Астраханской области от 23.09.2016 № 42-п «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами на территории Астраханской области» утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами на территории Астраханской области.

В соответствии с протоколом конкурсного отбора между министерством ЖКХ Астраханской области и ООО «Экоцентр», являющимся региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, 07.02.2017 заключено соглашение об организации деятельности общества.

В соответствии с пунктом 3.2 Порядка сбора ТКО места сбора и накопления ТКО определяются региональным оператором в соответствии с территориальной схемой по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области.

Пунктом 14.1 Порядка сбора ТКО предусмотрено, что расположение контейнерных площадок определяется региональным оператором по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области.

Согласно пункту 2.2.1. СанПиН 42-128-4690-88 при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что ООО «ЭкоЦентр» в нарушение вышеуказанных норм меры, направленные на вывоз и ликвидацию мест складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. м. в р.п. Красные Баррикады Икрянинского района Астраханской области по улицам Шаумяна, <...> лет Октября, д.2; 50 лет Октября, д. 1/Баррикадная, д. 13; Рабочая, д. 6 на момент проведения проверки и вынесения оспариваемого представления не были приняты; не определены места расположения крупногабаритных отходов в МО «Рабочий поселок Красные Баррикады» в соответствии со схемой обращения с отходами; не обеспечен вывоз крупногабаритных отходов.

Придя к выводу, что  ООО «Экоцентр» допущено нарушение требований СанПиН 42-128-4690-88, выразившееся в не организации ежедневного вывоза ТКО, не определения места расположения крупногабаритных отходов, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пунктом 14 части 1 статьи 15, пунктом 3 части 1 статьи 17, пунктом 18 части 1 статьи 14, статьей 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации»,  статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ,  пунктами 3-5 раздела 1 Правил обращения с ТКО, пунктом 2.1- 2.3, 3.2, 14.1 Порядка сбора ТКО, пришли к  выводу о законности оспариваемого представления и отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.

В кассационной жалобе ООО «Экоцентр» оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, полагая, что прокуратурой не доказаны факты нарушений природоохранного законодательства со стороны общества.

Доводы кассационной жалобы заявителя, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, были предметом судебного разбирательства, им дана соответствующая оценка в обжалуемых судебных актах.

Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).

В соответствии с положениями АПК РФ установление фактических обстоятельств дела, исследование и оценка доказательств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций.

В обжалуемых судебных актах приведены мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, с указанием на конкретные доказательства, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ.

Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.

Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся  самостоятельными основаниями для отмены принятых судебных актов в  силу части 4 статьи 288 АПК РФ,  при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 22.03.2019  и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2019 по делу № А06-10643/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

         Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.

Председательствующий судья                                            С.В. Мосунов

Судьи                                                                                    А.В. Топоров

                                                                                              И.Ш. Закирова