ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-1071/2010 от 03.02.2011 АС Поволжского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань

Дело № А06-1071/2010

03 февраля 2011 года

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хакимова И.А.,

судей Хабибуллина Л.Ф., Мухаметшина Р.Р.,

при участии представителей:

заявителя – ФИО1, доверенность от 08.07.2010 № 209,

ответчика – ФИО2, доверенность от 26.01.2011 № 12,

третьих лиц – извещены, не явились,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Приволжской железной дороги – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 28.06.2010 (судья Сорокин Н.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2010 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи Дубровина О.А., Кузьмичев С.А.)

по делу № А06-1071/2010

по заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Приволжской железной дороги – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области о признании недействительными решения и предписания, при участии третьих лиц: администрации Астраханской области, Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения по Астраханской области, Государственного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Северный Кавказ», Южное управление государственного железнодорожного надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта, общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт», общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть», общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Транс»,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Приволжской железной дороги – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – Приволжская железная дорога) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее – антимонопольный орган, управление) от 04.02.2010 по делу № 12-К-03-09.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 28.06.2010 в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2010 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Приволжская железная дорога просит отменить состоявшиеся судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права.

Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.

Решением управления от 04.02.2010 действия Приволжской железной дороги, выразившееся в навязывании обществу с ограниченной ответственностью «Лукойл-Нижневолжскнефть» (далее – общество «Лукойл-Нижневолжскнефть») условия о строительстве автодорожного путепровода в месте пересечения железнодорожного пути необщего пользования № 50 с автодорогой «Астрахань-Элиста-Ставрополь» (пункт 13 технических условий), квалифицированы антимонопольным органом как нарушающие часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), а создание препятствий доступу общества «Лукойл-Нижневолжскнефть» на рынок добычи нефти - нарушающими пункт 9 части 1 статьи 10 вышеназванного закона.

На основании указанного решения управлением Приволжской железной дороге выдано предписание от 04.02.2010 № 12-К-03-09 об исключении из технических условий пункта 13 в редакции Приволжской железной дороги.

Полагая, что решение и предписание антимонопольного органа не соответствуют действующему законодательству, общество обратилось в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворения заявления, суды исходили из отсутствия правовых оснований для признания недействительными решения и предписания антимонопольного органа от 04.02.2010 по делу № 12-К-03-09.

Как следует из материалов дела, в мае 2001 года между Министерством путей сообщения Российской Федерации, открытым акционерным общества НК «Лукойл», администрацией Астраханской области и Приволжской железной дорогой заключено соглашение «О строительстве подъездного пути и обустройству на нефтебазе № 3 Астраханского нефтеналивного комплекса».

Согласно данному соглашению Министерство путей сообщения Российской Федерации обеспечивает финансирование работ по проектированию и строительству подъездного пути от станции Трусово до территории нефтебазы № 3; открытое акционерное общество НК «Лукойл» обеспечивает финансирование работ по проектированию и строительству нефтеналивного комплекса с внутренними технологическими обменно-выставочными железнодорожными путями на нефтебазе № 3; администрация Астраханской области оказывает содействие в получении отвода земли под строительство подъездного пути, а также финансирует проектирование и строительство автодорожного путепровода через подъездной путь к нефтебазе № 3.

Срок строительства предусмотрен договором с июля 2001 года по июнь 2002 года.

До начала строительства в установленном законом порядке Приволжской железной дорогой письмом от 04.02.2000 № 4401/30 выданы технические условия на проектирование, в которых предусмотрено в месте пересечения подъездного пути с автодорогой «Астрахань-Элиста-Ставрополь» строительство автомобильного путепровода.

Поскольку строительство железнодорожного пути опережало темпы строительства автомобильной развязки, в декабре 2002 года подъездной путь от станции Трусово до территории нефтебазы № 3 был осуществлен как пусковой комплекс проекта с последующим строительством автодорожного путепровода путем устройства временного железнодорожного переезда.

В связи с проектированием производственной базы для обеспечения строительства и эксплуатации морских нефтяных промыслов Каспийского моря по запросу общества «Лукойл-Нижневолжскнефть» Приволжской железной дорогой письмом от 27.08.2004 № 4401/351 выданы технические условия на строительство подъездного пути с примыканием к пути необщего пользования нефтебазы № 3 общества «Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт» по станции Трусово.

16.10.2007 в связи с окончанием срока действия ранее выданных технических условий общество «Лукойл-Нижневолжскнефть обратилось в Приволжскую железную дорогу о переутверждении ранее выданных технических условий.

Письмом от 26.11.2007 № 34/Н-712 Приволжская железная дорога информировала общество «Лукойл-Нижневолжскнефть» о продлении технических условий с рядом изменений и дополнений, а именно в технические условия был внесен пункт 13, которым предусмотрено строительство автодорожного путепровода за счет средств общества с ограниченной ответственностью «Лукойл».

В силу пунктов 3, 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе: навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.

Исходя из содержания данной правовой нормы, злоупотребление доминирующим положением будет заключаться в таком поведении хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права контрагента.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» железнодорожные перевозки относятся к естественной монополии. Приказом Федеральной службой по тарифам России от 29.12.2004 № 435-т открытое акционерное общество «Российские железные дороги» включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте.

Судами установлено, что железнодорожный путь необщего пользования № 50 от станции Трусово Приволжской железной дороги до нефтебазы № 3 общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт» пересекает автомобильную дорогу федерального значения А-154 «Астрахань-Элиста-Ставрополь». Данная автомобильная дорога отнесена ко II технической категории.

В соответствии с пунктом 5.16 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» пересечения автомобильных дорог I-III категорий с железными дорогами следует проектировать в разных уровнях.

Соглашением «О строительстве подъездного пути к нефтебазе № 3 и обустройству на данной нефтебазе Астраханского нефтеналивного комплекса» предусмотрено, что в случае, если строительство автодорожного путепровода не будет завершено в установленный срок, необходимо осуществить как пусковой комплекс, предусматривающий пересечения железнодорожного пути с автомобильной дорогой в одном уровне с устройством переезда, оборудованного неавтоматической светофорной сигнализацией.

Подъездной железнодорожный путь от станции Трусово до нефтебазы № 3 Приволжской железной дорогой принят в эксплуатацию 23.12.2002 как пусковой комплекс на основании соответствующего акта приемки от 23.12.2002 № 3.

Из приложения к передаточному акту на имущество и обязательства Федерального государственного унитарного предприятия «Приволжская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации», передаваемые в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества «Российские железные дороги», следует, что железнодорожный путь № 50 принадлежит открытому акционерному обществу «Российские железные дороги » на праве собственности.

Таким образом, открытое акционерное общество «Российские железные дороги» является единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта в границах пути необщего пользования № 50.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее – Закон о железнодорожном транспорте) владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также осуществляет совместно с грузоотправителями и грузополучателями освещение таких путей в пределах занимаемой ими территории или в местах погрузки, выгрузки грузов и проводит очистку железнодорожных путей необщего пользования от мусора и снега.

Согласно части 3 статьи 16 Закона о железнодорожном транспорте примыкание к железнодорожным путям необщего пользования строящихся железнодорожных путей необщего пользования осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта совместно с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Частью 5 Порядка примыкания к железнодорожным путям необщего пользования строящихся железнодорожных путей необщего пользования, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 06.08.2008 № 125, установлено, что на обращение о возможности примыкания к существующему железнодорожному пути владелец существующего железнодорожного пути представляет в письменной форме владельцу строящегося железнодорожного пути согласие и проект условий на примыкание к железнодорожному пути необщего пользования.

Открытие для постоянной эксплуатации нового железнодорожного пути необщего пользования и подача на такой железнодорожный путь железнодорожного подвижного состава осуществляются после принятия такого железнодорожного пути в эксплуатацию созданной в установленном порядке комиссией, в состав которой входят представитель федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, владелец железнодорожного пути необщего пользования и владелец инфраструктуры, к которой примыкает такой железнодорожный путь. Порядок обслуживания железнодорожного пути необщего пользования устанавливается его владельцем по согласованию с перевозчиками, осуществляющими перевозки по такому железнодорожному пути (часть 4 статьи 16 Закона о железнодорожном транспорте).

Как усматривается из материалов дела, обязательства Министерства путей сообщения Российской Федерации и открытого акционерного общества НК «Лукойл» по соглашению «О строительстве подъездного пути к нефтебазе № 3 и обустройству на данной нефтебазе Астраханского нефтеналивного комплекса» исполнены, неисполненными остались обязательства Астраханской области по строительству автодорожного путепровода на дороге федерального значения «Астрахань-Элиста-Ставрополь».

Поэтому навязывание Приволжской железной дорогой условий о строительстве автодорожного путепровода за счет средств общества «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть» ущемляет его интересы, препятствует осуществлению им деятельности по обустройству и эксплуатации месторождений в целях добычи нефти и создает, как следствие, препятствие к доступу на рынок добычи нефти.

Судебная коллегия признает обоснованными выводы судов о том, что действия Приволжской железной дороги антимонопольным органом правомерно квалифицированы как злоупотребление доминирующим положением в виде навязывания обществу «Лукойл-Нижневолжскнефть условий невыгодных для него или не относящихся к предмету договору.

Суд кассационной инстанции признает несостоятельным довод заявителя жалобы о нарушении антимонопольным органом процессуальных норм при рассмотрении дела.

В соответствии с частью 3 статьи 39 Закона о защите конкуренции дело о нарушении антимонопольного законодательства может рассматриваться территориальным антимонопольным органом по месту совершения нарушения либо по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого подается заявление или материалы.

Исходя из смысла Закона о защите конкуренции, местом совершения нарушения антимонопольного законодательства является местонахождение рынка, на котором совершено нарушение. Нарушение антимонопольного законодательства совершено на рынке оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта в границах железнодорожного пути необщего использования № 50 от станции Трусово Приволжской железной дороги до нефтебазы № 3, который находится на территории Астраханской области. Следовательно, Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области было вправе рассматривать данное дело о нарушении антимонопольного законодательства.

Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

При названных обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 28.06.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2010 по делу № А06-1071/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Приволжской железной дороги – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья И.А. Хакимов

Судьи Л.Ф. Хабибуллин

Р.Р. Мухаметшин