ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-1088 от 28.09.2006 АС Поволжского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г.Казань, ул.Правосудия, д.2, тел.(843) 543-99-41

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань                                                                   Дело №А06-1088у/3-18/06

«28» сентября 2006 года

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего – Цаплевой З.А.,

                    судей – Меленьтевой Р.Р., Петрушкина В.А.,

при участии:

от истца – ФИО1 (доверенность №05-1936 от 11.05.2006г.),

от ответчика – ФИО2 (доверенность №16 от 17.03.2006г.).

от третьего лица – ФИО3 (доверенность №П1-1851/3 от 29.12.2005г.),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений города Астрахани,

на решение от «17» апреля 2006 года (судья – Негерев С.А.) и постановление  апелляционной  инстанции от «22» июня 2006 года (председательствующий – Гущина Т.С., судьи: Гришина Р.М., Винник Ю.А.) Арбитражного суда Астраханской области по делу №А06-1088у/3-18/06,

по заявлению  Комитета имущественных отношений города Астрахани о признании недействительным распоряжения правительства Астраханской области, г.Астрахань, (заинтересованное лицо – Министерство имущественных и земельных отношений Астраханской области, г.Астрахань),

У С Т А Н О В И Л:

Комитет имущественных отношений города Астрахани обратился в арбитражный суд с заявлением к правительству Астраханской области, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства имущественных и земельных отношений Астраханской области, о признании недействительным распоряжения правительства Астраханской области от 29.12.2005г. №234-Пр «О приеме в государственную собственность Астраханской области муниципальных учреждений муниципального образования «Город Астрахань».

Заявление Комитета обосновано тем, что оспариваемое распоряжение правительства Астраханской области противоречит Конституции Российской Федерации, Федеральному закону от 22.08.2004г. №122-ФЗ и существенным образом нарушает права муниципального образования «Город Астрахань», поскольку принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 17.04.2006г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.06.2006г., в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Комитет имущественных отношений города Астрахани просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции в связи с нарушением норм материального права, признать постановление правительства Астраханской области от 29.12.2005г. №234-Пр незаконным.

Кассационная жалоба мотивирована тем, что правительством Астраханской области при принятии оспариваемого распоряжения нарушен установленный законом порядок принятия решения, ненормативный акт в нарушение пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ принят без предложения органов местного самоуправления, отсутствуют доказательства соответствия принимаемого в государственную собственность Астраханской области имущества критериям, по которым производится разграничение полномочий между органами местного самоуправления и субъектом Российской Федерации.

Заявитель кассационной жалобы считает правомерным приостановление решением Совета муниципального образования «Город Астрахань» от 25.08.2005г. №186 действия решений Совета от 26.05.2005г. №130 и от 23.06.2005г. №162.

Представители правительства Астраханской области и Министерства имущественных и земельных отношений Астраханской области считают обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просят оставить их без изменения.

Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.

Согласно пункту 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.

Безвозмездная передача имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления производится в следующем порядке.

Органы местного самоуправления обязаны передать, а исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны принять муниципальное имущество на основании решений исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в трехнедельный срок после принятия решения, но не позднее 31.12.2005г.

Указанными решениями исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации утверждаются перечни передаваемого имущества, включающие государственные или муниципальные учреждения, которые подлежат передаче, а также иное имущество.

Решения Правительства Российской Федерации и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации принимаются по предложениям соответствующих исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Предложения о передаче муниципального имущества субъекту Российской Федерации направляются органами местного самоуправления в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации до 01.09.2005г.

Судебными инстанциями установлено, что распоряжение правительства Астраханской области от 29.12.2005г. №234-Пр «О приеме в государственную собственность Астраханской области муниципальных учреждений муниципального образования «Город Астрахань» принято после неоднократного обращения губернатора Астраханской области к мэру г.Астрахани для рассмотрения перечня и внесения предложения о передаче имущества в государственную собственность с приложением перечня объектов, в которых располагаются государственные учреждения, органы исполнительной власти и областные государственные учреждения.

Согласно Приложения к оспариваемому распоряжению правительства Астраханской области передаче в государственную собственность Астраханской области подлежат нежилые здания, в которых расположены областные государственные учреждения, органы исполнительной власти, областные государственные учреждения. Спора относительно обязанности передать указанные объекты из собственности муниципального образования в государственную собственность Астраханской области, а также относительно принадлежности данного имущества, как следует из материалов дела и выступления представителей лиц, участвующих в деле, между сторонами не имеется.

Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что правительство Астраханской области произвольно, исключительно по своему усмотрению определило состав имущества, являются необоснованными.

Таким образом, распоряжение правительства Астраханской области от 29.12.2005г. №234-Пр «О приеме в государственную собственность Астраханской области муниципальных учреждений муниципального образования «Город Астрахань» принято в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ, является основанием возникновения права собственности субъекта Российской Федерации на данное имущество, и отсутствие предложения соответствующих органов местного самоуправления не может служить основанием для признания его недействительным.

Заявителем кассационной жалобы не доказано, что оспариваемым распоряжением правительства нарушены конституционные права муниципального образования «Город Астрахань».

Отношения по передаче имущества, находящегося в государственной собственности, обусловливаемые разграничением публично-властных полномочий, включая отношения, касающиеся оснований и порядка передачи имущества, представляют собой систему публично-правовых властных отношений, одновременно субординационных и координационных по своему характеру.

Данные отношения гражданским законодательством, определяющим правовое положение участников гражданского оборота и регулирующим имущественные отношения, основанные на равенстве и имущественной самостоятельности их участников, по общему правилу не регулируются (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006г. №8-П по делу о проверке конституционности ряда положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ в связи с запросом правительства Москвы).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение  от 17 апреля 2006 года  и  постановление  апелляционной  инстанции от 22 июня 2006 года Арбитражного суда Астраханской области по делу №А06-1088у/3-18/06 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                                                                З.А.Цаплева

Судьи                                                                                                 Р.Р.Меленьтева

                                                                                                             В.А.Петрушкин