ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-1090 от 28.09.2006 АС Поволжского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г.Казань, ул.Правосудия, д.2, тел.(843) 543-99-41

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань                                                                   Дело №А06-1090у/3-18/06

«28» сентября 2006 года

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего – Цаплевой З.А.,

                    судей – Меленьтевой Р.Р., Петрушкина В.А.,

при участии:

от истца – Тихонов Ю.Я. (доверенность №05-1936 от 11.05.2006г.),

от ответчика – Москвитина Н.В. (доверенность №16 от 17.03.2006г.).

от третьего лица – Талова А.Л. (доверенность №П1-1851/3 от 29.12.2005г.),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений города Астрахани,

на решение от «17» апреля 2006 года (судья – Негерев С.А.) и постановление  апелляционной  инстанции от «22» июня 2006 года (председательствующий – Гущина Т.С., судьи: Гришина Р.М., Винник Ю.А.) Арбитражного суда Астраханской области по делу №А06-1090у/3-18/06,

по заявлению  Комитета имущественных отношений города Астрахани о признании недействительным распоряжения правительства Астраханской области, г.Астрахань, (3-е лицо – Министерство имущественных и земельных отношений Астраханской области, г.Астрахань),

У С Т А Н О В И Л:

Комитет имущественных отношений города Астрахани обратился в арбитражный суд с заявлением к правительству Астраханской области о признании недействительным распоряжения от 29.12.2005г. №232-Пр «О приеме в государственную собственность Астраханской области муниципальных учреждений муниципального образования «Город Астрахань».

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Астраханской области.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 17.04.2006г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.06.2006г., в удовлетворении заявленных требований отказано.

Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемый ненормативный правовой акт соответствует закону, отсутствие предложения со стороны муниципального образования по конкретному имуществу не является основанием для отмены ненормативного правового акта.

В кассационной жалобе Комитет имущественных отношений города Астрахани просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить в связи с нарушением норм материального права, распоряжение правительства Астраханской области от 29.12.2005г. №232-Пр признать незаконным.

Заявитель кассационной жалобы считает, что судом неправильно применены нормы пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ, определяющие порядок передачи имущества в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления.

По мнению заявителя кассационной жалобы, правительство Астраханской области без предложения органов местного самоуправления, произвольно, исключительно по своему усмотрению определило состав имущества, на которое прекращается право собственности у муниципального образования «Город Астрахань».

Заявитель также указал в жалобе на вступившее в законную силу решение арбитражного суда от 17.02.2005г. по делу №А06-1617/2-20/04, которое имеет преюдициальное значение при рассмотрении данного дела и неправомерно не было учтено судебными инстанциями при вынесении обжалуемых судебных актов.

Правительство Астраханской области и Министерство имущественных и земельных отношений Астраханской области считают обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просят оставить их без изменения.

Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.

Из материалов дела следует, что правительство Астраханской области 29.12.2005г. приняло распоряжение №232-Пр «О приеме в государственную собственность Астраханской области муниципальных учреждений муниципального образования «Город Астрахань».

Приложением к данному распоряжению предусмотрен перечень имущества муниципального образования «Город Астрахань», подлежащего передаче в государственную собственность Астраханской области.

В приложении к распоряжению указаны нежилые здания, в которых располагаются муниципальные учреждения, органы исполнительной власти и областные государственные учреждения.

Обжалуемое распоряжение правительства Астраханской области принято в целях реализации пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которым установлен порядок безвозмездной передачи имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Безвозмездная передача имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления производится в следующем порядке.

Органы местного самоуправления обязаны передать, а исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны принять муниципальное имущество на основании решений исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в трехнедельный срок после принятия решения, но не позднее 31.12.2005г.

Указанными решениями исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации утверждаются перечни передаваемого имущества, включающие государственные или муниципальные учреждения, которые подлежат передаче, а также иное имущество.

Решения Правительства Российской Федерации и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации принимаются по предложениям соответствующих исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Предложения о передаче муниципального имущества субъекту Российской Федерации направляются органами местного самоуправления в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации до 01.09.2005г.

Губернатором Астраханской области принимались меры к согласованию с муниципальными органами предлагаемого перечня объектов недвижимости, однако, соответствующие предложения муниципальным органом не были направлены в установленный федеральным законом срок.

Как следует из материалов дела и выступлений представителей лиц, участвующих в деле, спора относительно обязанности передать спорные объекты из собственности муниципального образования в государственную собственность Астраханской области, а также относительно принадлежности данного имущества, между сторонами не имеется.

При таких обстоятельствах суд правильно указал, что обязанность муниципального органа передать имущество в государственную собственность Астраханской области установлена законом, независимо от содержания его предложений. Отсутствие предложений по конкретному имуществу со стороны муниципального органа не может служить основанием для неисполнения требований федерального закона.

Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что правительство Астраханской области произвольно, исключительно по своему усмотрению определило состав имущества, являются ошибочными.

Распоряжение правительства Астраханской области от 29.12.2005г. №232-Пр принято в пределах полномочий правительства Астраханской области, определенных Федеральным законом, в соответствии с порядком, установленным нормами федерального законодательства, и не нарушает конституционные права муниципального образования «Город Астрахань».

В соответствии со статьей 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004г. основанием возникновения права собственности субъекта Российской Федерации на имущество, передаваемое ему муниципальным образованием, является решение исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Безвозмездная передача имущества муниципального образования в государственную собственность Астраханской области не является допускаемым на основании статьи 35 Конституции Российской Федерации, принудительным отчуждением имущества для федеральных нужд, предполагающим предварительное и равноценное возмещение. Имущество, передаваемое в процессе разграничения собственности, остается государственной собственностью и должно использоваться органами государственной власти не иначе как для осуществления ими своих полномочий в конституционно установленных целях.

Такая позиция изложена в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006г. №8-П по делу о проверке конституционности ряда положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с запросом правительства Москвы.

Другие доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования суда апелляционной инстанции и получили правильную оценку.

Суд правомерно отклонил доводы Комитета имущественных отношений города Астрахани о преюдициальном значении решения Арбитражного суда Астраханской области от 17.02.2005г. по делу №А06-1617/2-20/04, поскольку указанное решение принято по иску об истребовании имущества из чужого незаконного владения по иным основаниям; обстоятельства, установленные судом по делу №А06-1617/2-20/04, не являются предметом исследования по данному делу, в котором определяется законность ненормативного правового акта, принятого в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004г. №122-ФЗ, которым предусмотрена безвозмездная передача имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

На основании изложенного, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с действующим законодательством, и основания, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для их отмены отсутствуют.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение  от 17 апреля 2006 года  и  постановление  апелляционной  инстанции от 22 июня 2006 года Арбитражного суда Астраханской области по делу №А06-1090у/3-18/06 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                                                                З.А.Цаплева

Судьи                                                                                                 Р.Р.Меленьтева

                                                                                                             В.А.Петрушкин