ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-11186/2021 от 18.08.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-21710/2022

г. Казань                                                 Дело № А06-11186/2021

25 августа 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Сибгатуллина Э.Т.,

судей Закировой И.Ш., Ольховикова А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хакимовой Э.А.

при участии с использованием систем видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Астраханской области представителей:

заинтересованного лица – Сысовой И.Н., доверенность от 06.07.2022, Кузнецова А.Г., доверенность от 18.08.2022,

         присутствующего в Арбитражном суде Поволжского округа представителя:

заявителя – Киселевой М.С., доверенность от 24.01.2022;

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу  Астраханской таможни

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 28.02.2022 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2022

по делу № А06-11186/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Марин Оффшор Контрактор» к Астраханской таможне о признании незаконным и отмене решения,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Марин Оффшор Контрактор» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Астраханской таможни (далее – Таможня, таможенный орган) об отказе признания факта уничтожения водного транспортного средства, оформленного письмом от 02.11.2021 № 11-29/15471, а также обязании подтвердить факт уничтожения и (или) безвозвратной утраты товара – катамарана «Форвард» вследствие аварии или действия непреодолимой силы на основании уведомления Общества от 31.08.2021 № 0320.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 28.02.2022, оставленным без изменением постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2022, заявленные Обществом требования удовлетворены.

Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами,
Таможня обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя жалобы, судами предыдущих инстанций не учтено, что документов, свидетельствующих о невозможности проведения ремонта поврежденного товара либо о превышении стоимости ремонта по отношению к стоимости данного товара на момент аварии или действия непреодолимой силы либо о равенстве этих стоимостей, заявителем в Таможню представлено не было. Доводы таможенного органа подробно изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителями в судебном заседании.

Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонили и просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.

В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебное заседание 18.08.2022 проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Астраханской области.

Законность обжалуемых судебных актов проверена Арбитражным
судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и
286 АПК РФ.

Как видно из материалов дела, на основании стандартного бербоутного чартера Балтийского и международного морского совета (БИМКО) кодовое название: «БЭРКОН 89» от 04.06.2016, заключенного между компанией «STREAM SHIPPING LTD» (судовладелец) и Обществом (фрахтователь), на территорию Российской Федерации ввезено судно «Форвард» и зарегистрировано в Российском международном реестре судов.

Обществом по декларации на товар (далее – ДТ) № 10311100/080916/0052570 под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления помещен товар «судно – катамаран «Форвард» специального назначения, Al, А2, флаг Россия, год постройки 1990, порт регистрации Новороссийск, цифровой изобретательный вызов 273396670, номер ИМО 8916853, страна происхождения Норвегия, производитель неизвестен, товарный знак отсутствует, код ТН ВЭД ЕАЭС 8908901000.

Согласно данным бербоут-чартера от 04.06.2016 и проформы-инвойса от 25.07.2016 № 1 цена рассматриваемого товара составляет 220 000 долларов США.

Таможенная стоимость рассматриваемого товара заявлена Обществом в сумме 14 163 688 руб. Срок действия бербоут-чартера от 04.06.2016 установлен до 25.08.2021.

12.09.2016 должностными лицами таможенного поста «Лесной порт» Балтийской таможни осуществлен условный выпуск товара.

В ночь с 23 на 24 ноября 2019 года при отстое судна «Форвард» у причала акционерного общества «Судостроительно-судоремонтный завод имени Ленина» (далее – АО «ССЗ им. Ленина»)в результате возгорания указанное судно подверглось пожару.

Письмом Отдела по надзорной деятельности и профилактической работе по г. Астрахани Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России по Астраханской области (далее – ГУ МЧС России по Астраханской области) от 16.01.2020 факт пожара на судне «Форвард» по адресу: г. Астрахань, Трусовский район, пл. Заводская, 7, произошедшего 24.11.2019, подтвержден.

Согласно постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела от 24.12.2019 причиной возникновения пожара явилось короткое замыкание электропровода на судне «Спринтер», пришвартованном к судну «Форвард», повлекшее возникновение пожара по адресу: г. Астрахань, Трусовский район, пл. Заводская, 7.

Указанное обстоятельство также подтверждается техническим заключением.

31.08.2021 Общество в соответствии с пунктами 3-5 Порядка признания таможенным органом факта уничтожения и безвозвратной утраты товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо безвозвратной утраты товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) или хранения, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы от 27.04.2021 № 336 (далее – Порядок № 336), обратилось в таможенный орган с заявлением о признании факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты товара «судно – катамаран «Форвард», приложив к заявлению копии ДТ № 10216110/080916/0052570 с дополнением, стандартного бербоутного чартера Балтийского и международного морского совета (БИМКО) кодовое название: «БЭРКОН 89» от 04.06.2016, свидетельства о регистрации судна в РМРС № 200598610, справки о пожаре от 16.01.2020, постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 24.12.2019, технического заключения по исследованию образцов исследования по пожару, происшедшему 24.11.2019 на судах специального назначения «Форвард», «Спринтер» и катере «Нордстар Стар Патрол 30», акта внеочередного освидетельствования в связи с аварийным случаем № 2019XZ/01/95267, свидетельства об исключении с регистрации т/х «Форвард» Российском международном реестре судов № 200948592, акта от 03.12.2019 № 8 о списании объекта арендованных основных средств.

Письмом от 23.09.2021 № 11-29/15785 таможенный орган сообщил Обществу о том, что в качестве приложения к уведомлению предоставлена заверенная сканированная копия технического заключения по исследованию образцов исследования по пожару, произошедшему 24.11.2019 на судах специального назначения «Форвард», «Спринтер» и катере «Нордстар 30 Патрол», выданного федеральным государственным бюджетным учреждением «Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Астраханской области», однако в данном заключении в качестве вещественных доказательств указаны сведения только о фрагментах судна «Спринтер», в то время как признание факта уничтожения, исходя из уведомления, относится к судну «Форвард». Также Таможня указала на отсутствие документа, выданного органом, уполномоченным на проведение соответствующей экспертизы, подтверждающего полное уничтожение судна «Форвард» и его частей, а также утрату им своего функционального предназначения и потребительских свойств.

11.10.2021 Общество направило в Таможню отчет от 24.09.2021 № 0210902L по результатам инспекции технического состояния судна, выданный экспертной организацией – обществом с ограниченной ответственностью «Корабли и люди» (далее – ООО «Корабли и люди»), из которого следует, что по результатам осмотра состояние водного транспортного средства «Форвард» было признано неудовлетворительным и не подлежащим восстановлению; ремонт судна экономически нецелесообразен; надстройка судна, жилые помещения находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, не подлежащем восстановлению, навигационное и радиооборудование полностью уничтожено пожаром; спасательное оборудование, а именно: дежурная шлюпка, спусковое устройство, спасательные плоты, посадочные трапы, спасательные круги и жилеты, гидрокостюмы, включая оборудование, аварийное снабжение были сданы на береговое хранение.

Кроме того, Общество повторно направило акт внеочередного освидетельствования в связи с аварийным случаем от 05.12.2019 № 2019XZ/01/95267, составленный Астраханским филиалом компании «RINA Services S.p.A» (член Международной ассоциации классификационных обществ (МАКО), имеющий полномочия на классификацию и освидетельствование судов), в котором указано, что класс вышеуказанного судна снят в связи с аварийным случаем и полной гибелью судна.

Письмом от 19.10.2021 № 11-29/17571 Таможня сообщила Обществу, что, исходя из представленного отчета ООО «Корабли и люди», надстройка судна, жилые помещения находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, не подлежащем восстановлению, навигационное и радиооборудование полностью уничтожено пожаром, в заключении имеются ссылки на фотографии, однако сами фотографии отсутствуют.

В целях принятия обоснованного решения таможенным органом Обществу предложено документально с предоставлением фотографий подтвердить данные о наличии сохранившихся элементов водного транспортного средства, а также пояснить расхождение сведений, указанных в постановлении, и соответствующих сведений, отмеченных в заключении, а также представить лицензии или иной документ, подтверждающий полномочия экспертов экспертной организации – ООО «Корабли и люди» на проведение экспертизы, направленной на определение технического и фактического состояния товара, его комплектности, в том числе факта невозможности восстановления поврежденного товара экономически выгодным способом.

26.10.2021 Общество представило в таможенный орган свидетельство от 08.09.2021 № 00312017, свидетельство № 026 (срок действия до 10.01.2022), сертификат рег. № 009, отчет от 24.09.2021 № 0210902L (с фотографиями); также указано на возможность скачивания фотографий, прилагаемых к отчету от 24.09.2021 № 0210902L в срок до 01.11.2021.

Письмом от 02.11.2021 № 11-29/15471 Астраханская таможня сообщила Обществу об отказе признания факта уничтожения водного транспортного средства, поскольку были выявлены части водного транспортного средства «Форвард», сохранившие свое функциональное предназначение и потребительские свойства, что противоречит пункту 1 Порядка № 336.

Не согласившись с данным решением таможенного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу статьи 1 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) в Евразийском экономическом союзе (далее – Союз) осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их убытием с таможенной территории Союза, временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском, иных таможенных операций, порядка уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и проведения таможенного контроля, а также регламентацию властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 ТК ЕАЭС товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза.

Согласно подпункту 8 пункта 7 статьи 14 ТК ЕАЭС товары, указанные в пунктах 1 и 3 настоящей статьи, а также указанные в пункте 4 настоящей статьи товары, не признанные товарами Союза в соответствии со статьями 210 и 218 настоящего Кодекса, находятся под таможенным контролем до наступления такого обстоятельства как признание таможенным органом в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты этих товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факта безвозвратной утраты этих товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения.

На основании пункта 3 Порядка № 336 для признания товаров уничтоженными и (или) безвозвратно утраченными вследствие наступления событий, указанных в подпункте «а» пункта 1 настоящего порядка, в таможенный орган, указанный в абзаце третьем пункта 2 Общего положения о таможне, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы от 31.05.2018 № 833 (далее – таможня фактического контроля), в регионе деятельности которого произошли события, повлекшие уничтожение и (или) безвозвратную утрату товаров, декларантом или иным лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров, представляется уведомление о признании факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты товаров (далее – Уведомление об уничтожении товаров) в виде документа на бумажном носителе, составленного в произвольной форме.

Пунктом 10 Порядка № 336 предусмотрено, что при поступлении Уведомления об уничтожении товаров или Уведомления о естественной убыли товаров таможня фактического контроля в течение 30 календарных дней со дня поступления такого уведомления осуществляет проверку представленных документов и сведений и принимает решение о признании факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факта безвозвратной утраты этих товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения либо об отказе в признании таких фактов.

В соответствии с пунктом 11 Порядка № 336 таможня фактического контроля отказывает в признании факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факта безвозвратной утраты этих товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения в случае:

1) отсутствия и (или) несоответствия сведений и документов, предусмотренных подпунктами 1-4 пункта 4, пунктом 5 настоящего порядка, либо подпунктами 1-3 пункта 6 и пунктом 7 настоящего порядка по результатам направления Запроса в соответствии с пунктом 10 настоящего порядка;

2) подачи Уведомления об уничтожении товаров или уведомления о естественной убыли товаров в таможенный орган, отличный от указанного в пунктах 3 или 6 настоящего порядка;

3) получения ответа на запрос, предусмотренный пунктом 8 настоящего порядка, содержащего информацию о не подтверждении фактов наступления событий, повлекших уничтожение и (или) безвозвратную утрату товаров;

4) несоответствия количества безвозвратно утраченных товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения нормам естественной убыли таких товаров, установленным нормативными правовыми актами, указанными в подпункте 2 пункта 6 настоящего порядка.

В обоснование отказа заявителю в признании факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты спорного товара таможенный орган в письме от 02.11.2021 № 11-29/15471 указал, что были выявлены части водного транспортного средства «Форвард», сохранившие свое функциональное предназначение и потребительские свойства.

Однако, как правильно отметили суды, наличие частей товара, сохранивших свое функциональное предназначение и потребительские свойства, не является в соответствии с пунктом 11 Порядка № 336 основанием для отказа в признании факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты товаров.

Согласно акту внеочередного освидетельствования от 05.12.2019 № 2019XZ/01/95267, составленному компанией «RINA Services S.p.A», являющейся органом, уполномоченным на классификацию и освидетельствование судов, класс судна «ФОРВАРД» снят в связи с аварийным случаем и полной гибелью судна.

Согласно заключению, отраженному в отчете ООО «Корабли и люди» от 24.09.2021 № 02110902L, судно «Форвард» находится в неудовлетворительном состоянии, не подлежащем восстановлению.

Судно «Форвард» исключено из Российского международного реестра судов в связи с заявлением Общества на основании акта внеочередного освидетельствования в связи с аварийным случаем от 05.12.2019.

В пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с уплатой таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных на таможенную территорию Союза транспортных средств для личного пользования в связи с невывозом с таможенной территории Союза в день истечения срока, в период которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 264 ТК ЕАЭС, судам следует учитывать положения подпункта 7 пункта 2 статьи 268 ТК ЕАЭС, предусматривающие возможность прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, если до наступления срока уплаты названных платежей имели место такие факты, как уничтожение и (или) безвозвратная утрата транспортного средства вследствие аварии или действия непреодолимой силы. Оценивая обоснованность отказа таможенного органа в признании таких фактов, судам необходимо исходить из того, что о прекращении существования транспортного средства (его конструктивной гибели) могут свидетельствовать невозможность проведения восстановительного ремонта поврежденного имущества, либо превышение стоимости ремонта по отношению к стоимости данного транспортного средства на момент аварии, либо равенство этих стоимостей.

Суд первой инстанции с учетом доводов таможенного органа о непредставлении Обществом документов, свидетельствующих о невозможности проведения восстановительного ремонта судна либо превышении стоимости ремонта по отношению к стоимости данного судна на момент аварии, либо равенстве этих стоимостей, предложил сторонам назначить по делу экспертизу на предмет определения стоимости ремонта судна «Форвард». Однако от проведения такой экспертизы стороны отказались.

Таможенная стоимость рассматриваемого товара заявлена Обществом в сумме 14 163 688 руб.

Как следует из представленного акта камеральной проверки, таможенным органом установлено, что действительная таможенная стоимость катамарана «Форвард» составляет 30 000 000 руб.

В опровержение доводов таможенного органа о наличии частей водного транспортного средства «Форвард», сохранивших свое функциональное предназначение и потребительские свойства, и возможности ремонта судна, Обществом в материалы дела представлены результаты освидетельствования судна «Форвард» от 27.12.2019, полученные страховой компанией – СПАО «Ингосстрах», являющимся профессиональным участником рынка страхования, где в разделе «размер ущерба» отражено, что стоимость буксировки с учетом разработки и согласования проекта может составить сумму в районе 18 000 000 руб., при этом сама стоимость выполнения ремонта судна «Форвард» может составить сумму в районе 80 000 000 руб., что значительно превышает стоимость товара даже с учетом произведенного таможенным органом пересчета таможенной стоимости судна «Форвард».

Таможенный орган, заявляя о наличии сомнений в представленных Обществом документах, не представила доказательств, подтверждающих обоснованность таковых.

При таких обстоятельствах, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, суды правомерно пришли к выводу об обоснованности заявленных Обществом требований.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом округа отклоняются, поскольку были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы судов, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов и направлены по существу на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Принятые по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы – установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежат.

Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 14.07.2022 было удовлетворено ходатайство таможенного органа о приостановлении исполнения решения Арбитражного суда Астраханской области от 28.02.2022 и постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2022 по настоящему делу до окончания производства в арбитражном суде кассационной инстанции.

В силу части 4 статьи 283 АПК РФ исполнение судебного акта приостанавливается на срок до принятия арбитражным судом кассационной инстанции постановления по результатам рассмотрения кассационной жалобы, если судом не установлен иной срок приостановления.

Ввиду принятия судом округа настоящего постановления приостановление исполнения указанных судебных актов подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 28.02.2022 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2022 по делу А06-11186/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда Астраханской области от 28.02.2022 и постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2022 по делу № А06-11186/2021, принятое определением Арбитражного суда Поволжского округа от 14.07.2022.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                   Э.Т. Сибгатуллин

Судьи                                                                          И.Ш. Закирова

                                                                                     А.Н. Ольховиков