АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-14238/2021
г. Казань Дело № А06-11204/2020
04 марта 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Кормакова Г.А.,
судей Мосунова С.В., Закировой И.Ш.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Салиевой К.Э. (протоколирование ведется с использованием системы видеоконференц-связи, материальный носитель видеозаписи приобщается к протоколу)
при участии в судебном заседании представителей, присутствующих в Арбитражном суде Астраханской области:
общества с ограниченной ответственностью «Основной ресурс» - ФИО1 (по доверенности от 11.05.2021),
Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области – ФИО2 (по доверенности от 28.02.2022),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 05.07.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2021
по делу № А06-11204/2020
по заявлениям общества с ограниченной ответственностью «Основной ресурс», Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью «Русэкотех», общество с ограниченной ответственностью «Алтын», Государственное казенное учреждение Астраханской области «Региональный центр организации закупок», о признании незаконным и отмене решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Основной ресурс» (далее – ООО «Основной ресурс», общество) с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее – УФАС по Астраханской области, Управление, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене решения УФАС по Астраханской области от 17.11.2020 № 030/06/54.3-1485/2020 и предписания УФАС по Астраханской области от 17.11.2020 № 030/06/54.3-1485/2020. Указанному заявлению был присвоен номер А06-11204/2020.
08.12.2020 в Арбитражный суд Астраханской области обратилось Служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее – УФАС по Астраханской области, Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене решения УФАС по Астраханской области от 17.11.2020 № 030/06/54.3-1485/2020 и предписания УФАС по Астраханской области от 17.11.2020 № 030/06/54.3-1485/2020. Указанному заявлению был присвоен номер А06-11509/2020.
Определением Арбитражного суда Астраханской области от 21.01.2021 по делу № А06-11204/2020 дела № А06-11204/2020 и № А06-11509/2020 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, с присвоением ему номера № А06-11204/2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены общество с ограниченной ответственностью «Русэкотех» (далее – ООО «Русэкотех»), общество с ограниченной ответственностью «Алтын» (далее – ООО «Алтын»), Государственное казенное учреждение Астраханской области «Региональный центр организации закупок» (далее – ГКУ АО «Региональный центр организации закупок»).
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 05.07.2021, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2021, заявленные требования общества удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Астраханской области.
В отзыве на кассационную жалобу общество доводы жалобы отклонило, просило оставить принятые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Астраханской области.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 АПК РФ, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав явившихся в судебное заседание сторон, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 23.09.2020 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок ГКУ АО «Региональный центр организации закупок» (далее также – Учреждение) было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключить контракт «Экологическая реабилитация объекта «ФИО3 яма №1 в Приволжском районе Астраханской области» с целью ликвидации угрозы попадания нефтепродуктов в рукав р. Кизань, в целях сохранения биоразнообразия на Северном Каспии» и документация о закупке для нужд государственного заказчика – Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области (далее – Заказчик).
10.11.2020 от ООО «Алтын» в УФАС по Астраханской области поступила жалоба на действия Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, уполномоченного органа ГКУ АО «Региональный центр организации закупок» и членов конкурсной комиссии, указав, что конкурсная документация не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).
Решением УФАС по Астраханской области от 17.11.2020 № 030/06/54.3-1485/2020 жалоба ООО «Алтын» была признана обоснованной в части несоответствия конкурсной документации пункту 1 части 1 статьи 31, пункту 4 части 1 статьи 54.3, пункта 3 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе.
Также УФАС по Астраханской области было выдано предписание от 17.11.2020 № 030/06/54.3-1485/2020, согласно которому предписано:
1. Заказчику и Учреждению и членам комиссии отменить все протоколы, составленные в ходе проведения открытого конкурса.
2. Оператору электронной площадки АО «Сбербанк-АСТ» не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- вернуть участникам закупки, ранее поданные заявки на участие в конкурсе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в электронном аукционе, в том числе Заявителя об отмене всех протоколов, составленных в ходе проведения конкурса, о прекращении действия заявок, поданных на участие в конкурсе, и о возможности подать новые заявки на участие в конкурсе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в конкурсе, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в конкурсе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в электронном аукционе.
3. Заказчику:
- привести извещение и конкурсную документацию на право заключить контракт «Экологическая реабилитация объекта «ФИО3 яма №1 в Приволжском районе Астраханской области» с целью ликвидации угрозы попадания нефтепродуктов в рукав р. Кизань, в целях сохранения биоразнообразия на Северном Каспии» (реестровый номер №0825500000720000132), в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения УФАС по Астраханской области от 17.11.2020 №030/06/54.3-1485/2020 и разместить соответствующую документацию на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в конкурсе, дату проведения электронного конкурса, а также разместить на официальном сайте информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в конкурсе и дате подачи последних предложений на участие в конкурсе. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе должна быть назначена не ранее чем через 10 дней со дня размещения на официальном сайте соответствующей документации об электронном аукционе.
3. Оператору электронной площадки АО «Сбербанк-АСТ» не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время подачи окончательных предложений о цене контракта и разместить на электронной площадке информацию о времени подачи окончательных предложений о цене контракта;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в конкурсе, в том числе Заявителя о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в конкурсе, дате и времени подачи окончательных предложений о цене контракта, а также о возможности подать новые заявки на участие в конкурсе.
4. Заказчику, оператору электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ», конкурсной комиссии осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения УФАС по Астраханской области от 17.11.2020 №030/06/54.3-1485/2020.
5. Заказчику, оператору электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» представить не позднее 16.12.2020 в УФАС по Астраханской области подтверждение исполнения предписания от 17.11.2020 по делу №030/06/54.3- 1485/2020 в письменном виде или по факсимильной связи (8512) 39-05-80, а также по электронной почте to30@fas.gov.ru.
Не согласившись с решением и предписанием ООО «Основной ресурс» и Служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области обратились в арбитражный суд соответствующими заявлениями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
По мнению антимонопольного органа, основным объектом закупки «Экологическая реабилитация объекта «ФИО3 яма №1 в Приволжском районе Астраханской области» с целью ликвидации угрозы попадания нефтепродуктов в рукав р. Кизань, в целях сохранения биоразнообразия на Северном Каспии» является обращение нефтезагрязненного сорбента и нефтезагрязненного грунта, на основании чего УФАС по Астраханской области пришло к выводу, что заказчик не установил в конкурсной документации требование о наличии у участников закупки лицензии на соответствующие виды работ по обращению с отходами и о представлении участниками закупки такой лицензии, чем нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 4 части 1 статьи 54.3 и пункта 3 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, пунктом 10.2 Технического задания конкурсной документации установлены следующие требования к подрядчику:
- наличие у подрядчика или субподрядчика лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности является обязательным условием. Подрядчик вправе привлекать субподрядные организации для выполнения отдельных видов работ при наличии у таких организаций необходимых видов лицензий, допусков, сертификатов, сертифицированных на территории Российской Федерации технологий и оборудования и иных документов в соответствии с требованием законодательства Российской Федерации.
Кроме того, из содержания конкурсной документации следует, что подрядчик, с которым заключается контракт по результатам проведения закупки, имеет право привлекать субподрядные организации.
Судами указано, что поскольку проект производства работ по экологической реабилитации Соколовской нефтяной базы включает в себя не только работы, связанные со сбором, транспортированием, утилизацией, обработкой, обезвреживанием, размещением отходов, но и культуротехнические мероприятия на площадке проведения работ по сведению кустарниковой растительности, а также «Фиторемедиацию», то есть комплекс агротехнических мероприятий по биологическому этапу рекультивации земель, связанных с посевом трав и высадкой саженцев деревьев, то работы, требующие наличия лицензии не являются самостоятельным объектом закупки, а являются сопутствующими.
Судами установлено, что Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области ООО «Основной ресурс» выдана лицензия серии 034 №8151-СТОУБ от 15.08.2019 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, следовательно, ООО «Основной ресурс» имело возможность осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению всех видом отходов, указанных в приложении.
Судами отмечено, что в жалобе ООО Алтын», направленной в УФАС по Астраханской области, не указано, каким образом права и законные интересы ООО Алтын» могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов в данном конкретном случае.
Доказательств того, что ООО «Алтын» является участником аукциона, в составе рассматриваемой жалобы, поданной в антимонопольный орган, представлено не было и не было установлено антимонопольным органом в ходе ее рассмотрения.
Также суды обратили внимание на то, что у ООО «Алтын» отсутствует лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I -IV классов опасности.
На основании изложенного, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 31, пунктом 4 части 1 статьи 54.3, частью 6 статьи 54.4, частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе, пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», статьей 1 и 9 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», частью 2 статьи 18.1, статьей 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», положениями письма Министерства финансов Российской Федерации от 21.02.2018 № 24-02-03/11100, письма Минэкономразвития России от 20.01.2016 № ОГ-Д28-1183, учитывая, что отсутствие у УФАС по Астраханской области правовых оснований для рассмотрения жалобы является самостоятельным основанием для признания решения и предписания, вынесенных по итогам рассмотрения такой жалобы, незаконными, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что Заказчиком не нарушены положения пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 4 части 1 статьи 54.3 и пункта 3 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, в связи с чем решение УФАС по Астраханской области от 17.11.2020 № 030/06/54.3-1485/2020 является недействительным и подлежит отмене, равно как и вынесенное на основании данного решения предписание УФАС по Астраханской области от 17.11.2020 №030/06/54.3-1485/2020.
При рассмотрении заявления по существу суды полно и всесторонне определили круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дали обоснованную юридическую оценку, и сделали правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, основания для изменения или отмены судебных актов отсутствуют.
Доводы, приведенные Управлением в кассационной жалобе, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, а выражают лишь несогласие с ними и дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ, определяющей пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не входит в полномочия окружного суда.
При таких обстоятельствах суд округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 05.07.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2021 по делу № А06-11204/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья Г.А. Кормаков
Судьи С.В. Мосунов
И.Ш. Закирова