АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-9775/2023
г. Казань Дело № А06-1145/2023
23 ноября 2023 года
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Закировой И.Ш., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителя:
общества с ограниченной ответственностью «Пневмострой» ‑ Козлова А.С., доверенность от 06.09.2023,
в отсутствие иных лиц, участвующих деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования «Володарский район»
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 29.05.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2023
по делу № А06-1145/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Пневмострой» (143515, Московская область, г.о. Истра, д. Родионцева, ул. Московская, д. 78, ОГРН 1023403850689, ИНН 3445007768) к Администрации муниципального образования «Володарский район» (416170, Астраханская область, Володарский район, Володарский поселок, Октябрьская площадь, д. 2, ОГРН 1023001538780, ИНН 3002001686), Финансово-экономическому управлению администрации муниципального образования «Володарский район» Астраханской области (416170, Астраханская область, Володарский район, Володарский поселок, Октябрьская площадь, д. 2, ОГРН 1023001538790, ИНН 3002003500), Главе муниципального образования «Володарский район» Астраханской области Исмуханову Хамзе Геннадьевичу (416170, Астраханская область, Володарский район, Володарский поселок, Октябрьская площадь, д. 2) о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Пневмострой" (далее - ООО "Пневмострой", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением:
- о признании незаконным бездействия Финансово-экономического управления администрации муниципального образования "Володарский район" Астраханской области (далее - Финансово-экономическое управление администрации), выразившегося в неисполнении требований исполнительного листа Арбитражного суда Астраханской области серии ФС №014864739 от 26.10.2018, выданного по делу № А06-3352/2018, исполнительного листа серии ФС № 019441997 от 10.06.2019, выданного по делу № А06-1830/2019 в установленный законом срок;
- об обязании Финансово-экономического управления администрации немедленно исполнить требования исполнительного листа Арбитражного суда Астраханской области серии ФС N 014864739 от 26.10.2018, выданного по делу № А06-3352/2018, исполнительного листа Арбитражного суда Астраханской области серии ФС N 019441997 от 10.06.2019, выданного по делу № А06-1830/2019;
- о признании незаконным бездействия Главы муниципального образования "Володарский район" Астраханской области Исмуханова Хамзы Геннадьевича, выразившегося в необеспечении исполнения исполнительного листа серии ФС № 014864739 от 26.10.2018 года, выданного по делу № А06-3352/2018, исполнительного листа серии ФС № 019441997 от 10.06.2019, выданного по делу № А06-1830/2019 в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- об обязании Главы муниципального образования "Володарский район" Астраханской области Исмуханова Хамзы Геннадьевича (далее - Глава администрации) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Пневмострой";
- об обязании совершить действия, предусмотренные статьей п. 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ: приостановить операции расходования средств по лицевым счетам администрации МО и "Володарский район" Астраханской области, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в финансовом органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) до момента исполнения муниципального образования "Володарский район" Астраханской области требований исполнительных листов серии ФС № 014864739 от 26.10.2018 года, выданного Арбитражным судом Астраханской области по делу N А06-3352/2018, серии ФС № 019441997 от 10.06.2019, выданного Арбитражным судом Астраханской области по делу № А06-1830/2019.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 29.05.2023
- признано незаконным бездействие Финансово-экономического управления Администрации, выразившееся в неисполнении требований исполнительного листа Арбитражного суда Астраханской области серии ФС № 014864739 от 26.10.2018 года, выданного по делу N А06-3352/2018, исполнительного листа серии ФС № 019441997 от 10.06.2019, выданного по делу № А06-1830/2019 в установленный законом срок;
- признано незаконным бездействие Администрации муниципального образования "Володарский район", выразившееся в не обеспечении исполнения исполнительного листа серии ФС № 014864739 от 26.10.2018, выданного по делу № А06-3352/2018, исполнительного листа серии ФС № 019441997 от 10.06.2019, выданного по делу № А06-1830/2019 в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции обязал Финансово-экономическое управление Администрации немедленно исполнить требования исполнительного листа Арбитражного суда Астраханской области серии ФС № 014864739 от 26.10.2018 года, выданного по делу № А06-3352/2018, исполнительного листа Арбитражного суда Астраханской области серии ФС № 019441997 от 10.06.2019, выданного по делу № А06-1830/2019.
Суд обязал орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, совершить действия, предусмотренные статьей п. 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ: приостановить операции расходования средств по лицевым счетам администрации МО и "Володарский район" Астраханской области, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в финансовом органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также распоряжений, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений до момента исполнения муниципального образования "Володарский район" Астраханской области требований исполнительных листов серии ФС № 014864739 от 26.10.2018, выданного Арбитражным судом Астраханской области по делу № А06-3352/2018, серии ФС № 019441997 от 10.06.2019, выданного Арбитражным судом Астраханской области по делу № А06-1830/2019.
В остальной части заявленных требований отказано.
С Финансово-экономического управления Администрации взысканы судебные расходы по оплате госпошлины в размере 3000 руб.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2023 решение Арбитражного суда Астраханской области от 29.05.2023 № А06-1145/2023 отменено в части признания незаконным бездействие Администрации муниципального образования "Володарский район", выразившегося в не обеспечении исполнения исполнительного листа серии ФС № 014864739 от 26.10.2018 года, выданного по делу N А06-3352/2018, исполнительного листа серии ФС № 019441997 от 10.06.2019, выданного по делу № А06-1830/2019 в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 29.05.2023 по делу № А06-1145/2023 изменено в части взыскания госпошлины, изложив шестой абзац резолютивной части решения в следующей редакции:
"Взыскать с Администрации муниципального образования "Володарский район" в пользу ООО "Пневмострой" судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб.".
В остальной части решение Арбитражного суда Астраханской области от 29.05.2023 по делу № А06-1145/2023 оставлено без изменения.
Не согласившись с постановлением арбитражного апелляционного суда, Администрация муниципального образования "Володарский район" обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, принять новый судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Пневмострой" доводы жалобы отклонило, просило оставить принятые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судом апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Астраханской области по делу № А06-3352/2018 от 26.10.2018, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2019, с Муниципального образования "Володарский район" в лице Администрации муниципального образования "Володарский район" за счет казны Муниципального образования "Володарский район" в пользу ООО "Пневмострой" взысканы 8 788 781 руб. 68 коп., из которых 7 878 895 руб. 71 коп. - сумма долга, 839.885 руб. 97 коп. - сумма пени и 70.000 руб. - расходы по проведению судебной экспертизы, а также пени, начисленные на сумму долга в размере 7 878 895 руб. 71 коп. с 30 июня 2018 года по день фактической уплаты ООО "Пневмострой" суммы долга в размере 1/300 действующей на дату исполнения настоящего решения ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
31.01.2019 Арбитражным судом Астраханской области выдан исполнительный лист ФС № 014864739.
Решением Арбитражного суда Астраханской области по делу N А06-1830/2019 от 10.06.2019, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2019, с Муниципального образования "Володарский район" в лице Администрации муниципального образования "Володарский район" за счет средств казны Муниципального образования "Володарский район" в пользу ООО "Пневмострой" взысканы задолженность по муниципальному контракту N 0325300022415000320-0178340-01 от 25.08.2015 в сумме 1 782 113 руб. 37 коп., неустойка в сумме 29 003 руб. 90 коп., неустойка, начисленная на указанную сумму долга, начиная с 13.03.2019 по день фактической оплаты, исходя из 1/300 ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации за каждый день просрочки; задолженность по муниципальному контракту N 0325300022415000320-0178340-02 от 25.08.2015 в сумме 488 907 руб. 71 коп., неустойка в сумме 7 956 руб. 97 коп., неустойка, начисленная на указанную сумму долга, начиная с 13.03.2019 по день фактической оплаты, исходя из 1/300 ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации за каждый день просрочки.
07.11.2019 Арбитражным судом Астраханской области выдан исполнительный лист ФС N 019441997.
Решения Арбитражного суда Астраханской области по делу N А06-3352/2018 от 26.10.2018 и N А06-1830/2019 от 10.06.2019 предусматривали обращение взыскания на средства бюджета муниципального образования и подлежали исполнению в соответствии с нормами главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Исполнительные документы не исполнены.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 26.03.2021 А06-5236/2020 признано незаконным бездействие Финансово-экономического управления Администрации Муниципального образования "Володарский район", выразившееся в не исполнении требований исполнительного листа Арбитражного суда Астраханской области ФС N 014864739, выданного на основании решения по делу N А06-3352/2018 от 26.10.2018, исполнительного листа Арбитражного суда Астраханской области ФС N 019441997, выданного на основании решения по делу N А06-1830/2019 от 10.06.2019 года в установленный законом срок.
Письмом от 21.10.2022 общество вновь направило указанные исполнительные листы на исполнение в Финансово-экономическое управление Администрации Муниципального образования "Володарский район".
Указанное письмо ООО "Пневмострой" получено Финансово-экономическим управлением Администрации МО "Володарский район" 24.10.2022.
Письмом от 13.02.2023 исх. № 1-302 Глава администрации обратился к Министру финансов Астраханской области с просьбой о помощи в решении вопроса о выделении дополнительной финансовой помощи Володарскому району на исполнительные производства.
Исполнительные листы Арбитражного суда Астраханской области серии ФС № 014864739 и серии ФС № 019441997 не исполнены должником, суммы денежных средств по указанным исполнительным документам взыскателю не поступили.
Неисполнение решений Арбитражного суда Астраханской области на протяжении длительного времени, послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции исходил из того, что бездействие Финансово-экономического управления Администрации муниципального образования "Володарский район" и Администрации муниципального образования "Володарский район" не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав представленные в материалы дела документы, пришел к выводу о частичной отмене решения суда первой инстанции, при этом исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, а также разъяснений, данных в пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» действия (бездействия), решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения. Исполнительные листы Арбитражного суда Астраханской области серии ФС № 014864739 и серии ФС № 019441997 не исполнены должником, суммы денежных средств по указанным исполнительным документам взыскателю не поступили.
Неисполнение решений Арбитражного суда Астраханской области на протяжении длительного времени, послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что в случаях, предусмотренных Федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и в соответствии со статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Исполнение судебных актов по искам к публично-правовым образованиям, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам бюджетных учреждений, осуществляется в особом, отличном от общих правил исполнительного производства, порядке согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ "Об исполнительном производстве", пункту 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) регламентирован и порядок обращения взыскания на средства местных бюджетов, который различен: статья 242.2 (по обращению взыскания на средства казны Российской Федерации, субъекта РФ и муниципального образования), статья 242.3 (по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений), статья 242.4 (по денежным обязательствам казенных учреждений субъектов РФ), статья 242.5 (по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений).
При этом порядок исполнения судебных актов и действия (полномочия) финансового органа по правилам статьи 242.2 БК РФ отличен от порядка исполнения судебных актов по правилам статьи 242.5 БК РФ.
Согласно статье 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям исполнительный лист и иные предусмотренные этим Кодексом документы направляются для исполнения в финансовый орган; исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете; при исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись (пункт 5); исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение (пункт 6).
Для случаев превышения сумм взыскания по судебному решению объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете, бюджетное законодательство предусматривает механизм оперативной корректировки исполнения местного бюджета, который предполагает внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о местном бюджете в соответствии с решением руководителя финансового органа муниципального образования (абзац пятый пункта 3 статьи 217 БК РФ).
Согласно статье 242.5 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется в орган Федерального казначейства, осуществляющий в соответствии с настоящим Кодексом открытие и ведение счетов, предназначенных для учета операций по исполнению бюджета муниципального образования, или финансовый орган муниципального образования, создавшего казенное учреждение, для исполнения за счет средств, учитываемых на лицевом счете для учета операций по исполнению расходов местного бюджета казенного учреждения – должника (пункт 1); должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года (пункт 3);при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (пункт 7).
В силу пункта 1 статьи 217 БК РФ, утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляется руководителем финансового органа.
В Определении Конституционного суда Российской Федерации от 01.10.2009 N 1312- О-О указано, что положения пунктов 5, 6 статьи 242.2, пункта 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации направлены на гарантирование возможности перераспределения бюджетных средств на стадии исполнения бюджета и в системе действующего правового регулирования не предполагают возможность неисполнения или просрочки исполнения судебного решения по обращению взыскания на средства местных бюджетов по причине отсутствия или недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете, при этом ориентируя органы местного самоуправления на включение в состав расходов местного бюджета на соответствующий год на исполнение судебных актов по искам к муниципальным образованиям (абзац 9 статьи 69 Бюджетного кодекса РФ)
Следовательно, Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрен механизм, обеспечивающий возможность принятия финансовым органом муниципального образования организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, таким образом, чтобы реализация права на судебную защиту не парализовала деятельность соответствующих муниципальных структур и не привела бы к нарушению обеспечиваемых их функционированием прав и свобод человека и гражданина.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2005 № 8-П взыскателю должны быть гарантированы действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок.
Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае правоотношения между обществом и Администрацией возникли из муниципальных контрактов.
Согласно правовой позиции, сформулированной в абзаце 2 пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 №13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", заключение государственного контракта или иной гражданско-правовой сделки казенным учреждением не влечет взыскания образовавшейся задолженности за счет казны публично-правового образования, поскольку казенные учреждения, являясь юридическими лицами и выступая в суде в качестве истца и ответчика, отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами и обеспечивают исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительных документах, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 1, подпункт 8 пункта 3 статьи 50, пункт 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункты 8, 90 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 13 указано, что порядок и срок исполнения судебного акта о возмещении вреда, предусмотренные пунктом 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса, не распространяются на отношения по исполнению судебного акта по денежным обязательствам должника, возникшим из государственных (муниципальных) контрактов.
При этом судами отмечено, что указание в резолютивной части судебных актов на взыскание за счет казны муниципального образования не влечет изменение установленного БК РФ порядка исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения или органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 7 статьи 242.5 БК РФ приостановление органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, операций по расходованию средств в отношении должника не направлено на привлечение последнего в качестве получателя бюджетных средств к ответственности за виновное нарушение бюджетного законодательства. Такое приостановление является временной ограничительной мерой, применяемой к неисправному должнику, не перечислившему в установленный законом трехмесячный срок взыскателю то, что ему причитается.
Из материалов дела следует и судами установлено, что взыскателем исполнительный лист ФС № 014864739 по делу А06-3352/2018 был предъявлен для исполнения в Финансово-экономическое управление АМО «Володарский район» Астраханской области нарочно 31.01.2019 Исполнительный лист ФС № 019441997 по делу А06-1830/2019 был направлен для исполнения в Финансово-экономическое управление АМО «Володарский район» Астраханской области 15.11.2019 и получен 20.11.2019.
Факт получения исполнительных листов представителем Финансово – экономического управления Администрации МО «Володарский район» Астраханской области не оспаривается.
Исполнительные листы, предъявленные к взысканию, были возвращены обществу в связи с невозможностью исполнения, по причине отсутствия денежных средств в бюджете МО «Володарский район», что подтверждается письмом исх. № 535 от 24.09.2020 года, почтовым реестром от 24.09.2020.
21.10.2022 исполнительные листы ФС №014864739, ФС №019441997 повторно направлены ООО «Пневмострой» в Финансово-экономическое управление Администрации МО «Володарский район» для исполнения
Указанные исполнительные листы получены Финансово-экономическим управлением администрации муниципального образования "Володарский район" 24.10.2022.
Факт получения исполнительных листов Финансово-экономическим управлением администрации не оспаривается.
Отсрочка исполнения судебных актов не предоставлялась. Доказательств исполнения требований исполнительных документов в материалы дела не представлено.
Таким образом, финансово-экономическим управлением администрации муниципального образования "Володарский район" в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, не представлено доказательств принятия мер, направленных на исполнение решений Арбитражного суда Астраханской области по делу № А06-3352/2018 и по делу № А06-1830/2019, а также документов, свидетельствующих о наличии уважительных причин затруднительности либо невозможности исполнения судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанции сделан правильный вывод о том, что при неисполнении судебного решения в отведенный срок финансовый орган в предусмотренных пунктом 7 статьи 242.5 БК РФ случаях обязан принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения судебного акта.
При этом приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника в порядке, определенном пунктом 7 статьи 242.5 БК РФ, применяется для защиты прав и законных интересов взыскателя денежных средств, учитываемых на лицевых казначейских счетах, являющегося заведомо более слабой стороной в отношениях с государством (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.11.2011 № 7608/11 по делу № А41-8597/10).
Учитывая фактические обстоятельства, суды обоснованно пришли к обоснованному выводу о незаконности бездействия Финансово-экономического управления администрации муниципального образования "Володарский район", выразившегося в неисполнении требований исполнительного листа Арбитражного суда Астраханской области серии ФС № 014864739, выданного по делу № А06-3352/2018, исполнительного листа серии ФС № 019441997, выданного по делу № А06-1830/2019 в установленный законом срок, что повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя.
В качестве способа восстановления права суды обязали Финансово-экономическое управление Администрации муниципального образования "Володарский район" немедленно исполнить требования исполнительного листа Арбитражного суда Астраханской области серии ФС № 014864739, выданного по делу № А06-3352/2018, исполнительного листа Арбитражного суда Астраханской области серии ФС № 019441997, выданного по делу № А06-1830/2019.
Суд обязал орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, совершить действия, предусмотренные статьей п. 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ: приостановить операции расходования средств по лицевым счетам администрации МО и "Володарский район" Астраханской области, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в финансовом органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также распоряжений, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений до момента исполнения муниципального образования "Володарский район" Астраханской области требований исполнительных листов серии ФС № 014864739 от 26.10.2018 года, выданного Арбитражным судом Астраханской области по делу N А06-3352/2018, серии ФС № 019441997 от 10.06.2019, выданного Арбитражным судом Астраханской области по делу № А06-1830/2019.
Доводы заявителя жалобы о чрезмерности требования об обязании органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов, совершить действия, предусмотренные статьей п. 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ, о нарушении публичных интересов, были исследованы судом апелляционной инстанции и правомерно отклонены, поскольку факт неисполнения должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа является достаточным основанием для приостановления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника и не требует выяснения причин такого неисполнения.
При этом приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является не правом, а обязанностью органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений.
Кроме того, данные ограничительные меры воздействия носят временный характер.
Указанная мера не приведет к нарушению публичных интересов и интересов третьих лиц, поскольку является временной мерой и содержит указание - за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также распоряжений, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на судебный акт по иному делу подлежит отклонению, поскольку не свидетельствует о незаконности принятых судебных актов, вынесенных с учетом конкретных фактических обстоятельств и доказательств по настоящему делу.
При этом суд кассационной инстанции отмечает, что предметом рассмотрения в рамках дела А06-1145/2023 являлась задолженность администрации в рамках исполнения обязательств по гражданско-правовому договору, в рассматриваемом случае Финансово-экономическим управлением Администрации муниципального образования "Володарский район" допушено незаконное бездействие, выразившиеся в непринятии мер по приостановлению операции расходования средств по лицевым счетам администрации МО "Володарский район" Астраханской области в порядке, установленном частью 7 статьи 242.5 БК РФ.
Суд апелляционной инстанции также правомерно согласился с выводами суда первой инстанции относительно отсутствия оснований для признания незаконным бездействие Главы муниципального образования "Володарский район" Астраханской области, выразившегося в не обеспечении исполнения исполнительного листа серии ФС № 014864739 от 26.10.2018 года, выданного по делу № А06-3352/2018, исполнительного листа серии ФС № 019441997 от 10.06.2019, выданного по делу № А06-1830/2019 в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку в материалы дела не представлено доказательств, что главой допущено незаконное бездействие.
Факт неисполнения должником в течении трех месяцев со дня поступления исполнительного документа является достаточным основанием для приостановления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника и не требует выяснения причин такого неисполнения.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции, установив, что суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований, обоснованно признал неправомерными выводы суда первой инстанции о незаконности бездействия Администрации муниципального образования "Володарский район", выразившегося в не обеспечении исполнения исполнительного листа серии ФС № 014864739 от 26.10.2018, выданного по делу № А06-3352/2018, исполнительного листа серии ФС № 019441997 от 10.06.2019, выданного по делу № А06-1830/2019 в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что обществом указанные требования в отношении Администрации муниципального образования "Володарский район" обществом в суде первой инстанции не заявлялись, заявленные требования на основании статьи 49 АПК РФ не уточнялись. Указанное также подтвердил представитель ООО "Пневмострой".
При этом суд апелляционной инстанции отметил, что формальное указание в числе заинтересованных лиц Администрации муниципального образования "Володарский район", не свидетельствует о том, что к Администрации заявлены какие-либо требования.
Таким образом, фактические обстоятельства дела установлены судом апелляционной инстанции в полном объеме, доводам и возражениям сторон судом дана надлежащая правовая оценка, выводы суда апелляционной инстанции соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, исследованным согласно статье 71 АПК РФ, основаны на правильном применении норм материального права.
Доводы кассационной жалобы изучены судом, однако они подлежат отклонению, поскольку не опровергают законность и обоснованность принятых по делу судебных актов и правильность выводов судов, а свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными судами обстоятельствами и оценкой доказательств, и, по существу, направлены на их переоценку.
Переоценка доказательств и установление новых обстоятельств находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшегося постановления не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2023 по делу № А06-1145/2023 в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Р.Р. Мухаметшин
Судьи И.Ш. Закирова
Л.Ф. Хабибуллин