ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-1175/20 от 15.12.2021 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-12233/2021

г. Казань Дело № А06-1175/2020

16 декабря 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2021 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,

судей Хакимова И.А., Мосунова С.В.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Галяутдиновым М.Р.,

при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Астраханской области представителей

заявителя – ФИО1 (паспорт), ФИО2, доверенность от 26.10.2021

ответчика – ФИО3, доверенность от 16.02.2021,

в отсутствие:

третьего лица – извещено надлежащим образом,

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 18.06.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2021

по делу № А06-1175/2020

по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) к Министерству транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 17.12.2019 № 01-17/9574, об обязании устранить нарушения прав, третье лицо: Министерство промышленности и природных ресурсов Астраханской области,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области (далее – министерство), выраженного в письме от 17.12.2019 № 01-17/9574 и обязании устранить нарушения.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 18.06.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменений

В кассационной жалобе предприниматель просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.

Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как усматривается из материалов дела, между министерством и предпринимателем заключен договор от 26.04.2012 № 107 на право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршруту межмуниципального сообщения в Астраханкой области № 190 «Астрахань-Начало». Срок действия данного договора определен с 26.04.2012 по 25.04.2022.

В соответствии с Реестром межмуниципальных маршрутов маршрут № 190 установлен министерством в качестве регулируемого маршрута.

Предприниматель 26.11.2019 обратилась в министерство с заявлением об изменении вида регулярных перевозок в отношении маршрута № 190 с «регулируемого» на «нерегулируемый».

Решением министерства, выраженного в письме от 17.12.2019 № 01-17/9574, предпринимателю отказано в удовлетворении смены вида регулярных перевозок.

Не согласившись с решением министерства, предприниматель обратилась в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении требований, суды правомерно исходили из следующего.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации» (далее - Закон № 220-ФЗ).

По смыслу пунктов 17 и 18 части 1 статьи 3 Закон № 220-ФЗ регулярными перевозками по регулируемым тарифам понимаются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке; регулярными перевозками по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.

Частями 1, 2 и 8 статьи 14 Закона № 220-ФЗ предусмотрено, что в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам. Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений данного Федерального закона. Государственный или муниципальный заказчик выдает на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок в соответствии с максимальным количеством транспортных средств, необходимых для исполнения соответствующего контракта.

В соответствии с частью 2 статьи 15 данного Федерального закона регулируемые тарифы на перевозки по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах субъекта Российской Федерации устанавливаются органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации.

В распоряжении министерства от 28.12.2015 № 252-Р «О реестре межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Астраханской области» указано об осуществлении перевозок по маршруту № 190 «АстраханьНачалово» по регулируемым тарифам.

В части 1 статьи 18 Закона № 220-ФЗ содержится положение о том, что изменение вида регулярных перевозок, осуществляемых по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок, допускается при условии, если данное решение предусмотрено документом планирования регулярных перевозок.

Согласно статье 3 Закона № 220-ФЗ под документом планирования регулярных перевозок понимается нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления.

Таким образом, к полномочиям органа местного самоуправления относится изменение муниципальных маршрутов регулярных перевозок. Изменение вида регулярных перевозок допускается при условии, если данное решение предусмотрено документом планирования регулярных перевозок и об этом решении уведомлено лицо, осуществляющее регулярные перевозки по соответствующему маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу.

С учетом изложенного суды признали, что необходимым условием выдачи перевозчику, ранее осуществлявшему регулярные перевозки пассажиров по регулируемому тарифу, свидетельства на право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу на основании проведенного уполномоченным органом субъекта Российской Федерации открытого конкурса, является наличие нормативно установленной возможности изменения вида регулярных перевозок.

Между тем, как установили суды, до настоящего времени соответствующее решение об изменении вида регулярных перевозок по регулируемым тарифам и начале осуществления перевозок по нерегулируемым тарифам в отношении спорного маршрута уполномоченным органом не принималось.

При изложенных обстоятельствах суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.

Суд кассационной инстанции считает, что при принятии судебных актов судами не допущено нарушений норм материального и процессуального права, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судами первой и апелляционной инстанции, иную оценку доказательств, представленных в материалы дела, и подлежат отклонению, как заявленные за пределами полномочий суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 18.06.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2021 по делу № А06-1175/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья Л.Ф. Хабибуллин

Судьи И.А. Хакимов

С.В. Мосунов