ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-1177/20 от 24.06.2021 АС Астраханской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.ru   e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-4799/2021

г. Казань                                                 Дело № А06-1177/2020

25 июня 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2021 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Савкиной М.А.,

судей Кормакова Г.А., Мосунова С.В.,

при участии представителей:

общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ – Астраханьэнерго»  – Кандидатова О.А., доверенность от 01.01.2021,

Управления по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Астрахань» – Нуруллаева Р.Р., доверенность от 28.12.2020,

в отсутствие иных лиц, участвующих  в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрел в открытом  судебном заседании кассационную жалобу  общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ – Астраханьэнерго»

на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2021

по делу № А06-1177/2020

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ – Астраханьэнерго» (ОГРН 1093016000428, ИНН 3016059510, 414041, г. Астрахань, ул. Августовская, д.11в) к Управлению по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Астрахань» (ОГРН 1063015048821, ИНН 3015074956, 414000, г. Астрахань, ул. Советская, д. 8) заинтересованное лицо: Служба строительного надзора Астраханской области (ОГРН 1053000018015, ИНН 3015068590, 414000, ул. Советской милиции, д. 1а) о признании недействительным решения об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию, содержащееся в уведомлении от 15.11.2019 № 30-04-01-5223,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ – Астраханьэнерго» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Управлению по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Астрахань» (далее – Управление) о признании недействительным решения об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, содержащегося в уведомлении от 15.11.2019 № 30-04-01-5223 и обязании Управления по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Астрахань» устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «ЛУКОЙЛ – Астраханьэнерго» путем выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - «Реконструкция котельной № 5», находящегося по адресу: г. Астрахань, Ленинский район, ул. Щукина/пер. Комсомольский, д. 79/30.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Служба строительного надзора Астраханской области.

Решением Арбитражного суда Астраханской от 13.11.2020 заявленные требования удовлетворены.

Решение Управления по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Астрахань» об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию, выраженное в уведомлении от 15.11.2019 № 30-04-01-5223 признано недействительным.

Суд обязал Управление по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Астрахань в установленный законом срок повторно рассмотреть заявление Общества от 07.11.2019 (с учетом всех представленных документов), а также совершить иные действия, предусмотренные статьей 55 Градостроительного кодекса РФ.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2021, решение Арбитражного суда Астраханской области от 13.11.2020 отменено.

В удовлетворении заявленных требований ООО «ЛУКОЙЛ - Астраханьэнерго» отказано.

ООО «ЛУКОЙЛ - Астраханьэнерго», не согласившись с Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2021, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, не соответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение в  суд апелляционной инстанции в ином составе.

Проверив законность постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2021 в соответствии со статьей 286 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, судебная коллегия считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Предметом рассматриваемых требований является отказ Управления по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Астрахань» в выдаче ООО «ЛУКОЙЛ – Астраханьэнерго»  разрешения на ввод в эксплуатацию объекта, выраженный в уведомлении от 15.11.2019 № 30-04-01-5223.

27.06.2018 Администрацией муниципального образования «Город Астрахань» Обществу с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ – Астраханьэнерго» выдано разрешение на строительство № 30-RU30301000-57-2018 на реконструкцию объекта капитального строительства - котельной № 5, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 30:12:020875:3 по адресу: Астраханская область, г. Астрахань, Ленинский район, ул. Щукина/пер. Комсомольский, д. 79/30. Срок действия данного разрешения – до 12.12.2018; срок действия разрешения неоднократно продлевался, последний раз – до 15.06.2019. Реконструкция котельной № 5, как следует из проектной документации, заключается в смене дизельного хозяйства на газовое оборудование.

Разрешение на строительство выдано на основании документов, предусмотренных ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, в том числе проектной документации (шифр ЛЭИ-160/17 от 2017), получившей положительные заключения Автономного учреждения Астраханской области «Государственная экспертиза проектов» от 31.05.2017 № 30-1-1-1-0082-17 и ООО «НормативЭксперт» от 21.07.2017 № 55-2-1-2-0052-17.

29.06.2018 Общество направило в адрес Службы строительного надзора Астраханской области Извещение о начале строительства, реконструкции капитального ремонта объекта капитального строительства от 29.06.2018 – «Реконструкция котельной № 5» в соответствии с Разрешением на строительство от 27.06.2018 № 30-RU30301000-57-2018; Положительным заключением государственной экспертизы проектной документации от 31.05.2017 № 30-1-1-1-0082-17 Автономного учреждения Астраханской области «Государственная экспертиза проектов», Положительным заключением негосударственной экспертизы проектной документации № 55-2-1-0052-17 от 21.07.207 ООО «НормативЭксперт».

09.11.2018 Общество направило в адрес Службы строительного надзора Астраханской области Извещение от 09.11.2018 № 8 об окончании строительства, реконструкции капитального ремонта объекта капитального строительства в соответствии с Разрешением на строительство от 27.06.2018 № 30- RU30301000-57-2018; Положительным заключением государственной экспертизы проектной документации от 31.05.2017 № 30-1-1-1-0082-17 Автономного учреждения Астраханской области «Государственная экспертиза проектов», Положительным заключением негосударственной экспертизы проектной документации от 21.07.2017 № 55-2-1-0052-17 ООО «НормативЭксперт»; Актом приемки газопроводов и газоиспользующих установок для проведения комплексного опробования (пуско-наладочных работ); Техническими условиями № 07/1 от 15.02.2017 дополнение к ТУ; Актом приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы; Техническим отчетом ООО «ЭнергоТехнология», 2018; Актом приемки газопроводов и газоиспользующих установок для проведения комплексного опробования (пуско-наладочных работ) от 22.11.2018.

Впоследствии, в проектную документацию объекта капитального строительства – котельной № 5, внесены изменения, в связи с чем, ООО «НормативЭксперт» проведена повторная негосударственная экспертиза проектной документации по объекту: «Реконструкция котельной № 5» и выдано положительное заключение негосударственной экспертизы от 17.12.2018 № 55-2-1- 2-000115-2018.

Из данного заключения усматривается, что при проведении корректировки проектной документации внесены следующие изменения:

1) в раздел 3 «Архитектурные решения», шифр ЛЭИ-160/17-АР, при проведении корректировки проектной документации внесены следующие изменения: на листах 2, 3, 5 внесены корректировки в экспликацию помещений. Иные проектные решения приняты в соответствии с заключением экспертизы от 21.07.2017 № 55-2-1-2-0052-17;

2) в раздел 5 «Сведения об инженерном оборудовании…», в подразделе 1 «Система электроснабжения», шифр ЛЭИ-160/17-1.ИОС, при проведении корректировки проектной документации внесены следующие изменения: изменена расчетная мощность потребителей электроэнергии, изменена экспликация помещений, изменен тип и расположение светильников и понижающих трансформаторов для переносного освещения в связи с изменением назначения помещений, изменено расположение электроприемников и кабельных трасс в связи с корректировкой раздела ИОС7, добавлен лист с расчетом и указанием зоны защиты существующего молниеприемника; исключен подраздел «Наружные сети электроснабжения в связи с изменением ТУ. Иные проектные решения приняты в соответствии с заключением экспертизы от 21.07.2017 № 55-2-1-2-0052-17;

- в подразделе 2 «Система водоснабжения», подразделе 3 «Система водоотведения», при проведении корректировки проектной документации внесены следующие изменения: изменено расположение технологических блоков R-3, ввод сети водопровода, расположение водомерного узла; изменен ввод сети водопровода, диаметр трубопровода. Иные проектные решения приняты в соответствии с заключением экспертизы от 21.07.2017 № 55-2-1-2-0052-17;

- в подразделе 6 «Система газоснабжения», шифр ЛЭИ-160/17-6.ИОС, при проведении корректировки проектной документации внесены следующие изменения: в технологическом блоке R-2 измерительный комплекс СГ-ЭК-Р-0,2-100/1,6 на базе счетчика RVG G65 Ду50, расширение диапазона 1:30 с корректором ЕК 270 заменен на измерительный комплекс СГ-ЭК-Р-0,2-100/1,6 на базе счетчика RVG G25 Ду50 расширение диапазона 1:30 с корректором ЕК 270; изменено расположение технологических блоков R-2; крепление газопроводов на подвесах заменено на опоры; изменен узел врезки (узел № 1); изменено положение газопровода Г2 от точки врезки ПКО до УП-2 ПК0+40,5; длина гибкой подводки сильфонного типа из нержавеющей стали dy40 изменена с 1,0 на 0,4м. Иные проектные решения приняты в соответствии с заключением экспертизы от 21.07.2017 № 55-2-1-2-0052-17;

- в подразделе 7 «Технологические решения», шифр ЛЭИ-160/17-7.ИОС, при проведении корректировки проектной документации внесены следующие изменения: технологическая схема дополнена насосной группой; изменено расположение технологических блоков R-1, R-2, R-3. Иные проектные решения приняты в соответствии с заключением экспертизы от 21.07.2017 № 55-2-1-2-0052- 17.

В связи с корректировкой положительного заключения негосударственной экспертизы, 15.07.2019 ООО «ЛУКОЙЛ-Астраханьэнерго» обратилось в Управление по строительству, архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Астрахань» с заявлением о выдаче нового разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства «Реконструкция котельной № 5». К данному заявлению было приложено положительное заключение негосударственной экспертизы от 17.12.2018 № 55-2-1-2-000115-201, проектная документация ЛЭИ-160/17 с изменениями.

На основании обращения Общества от 15.07.2019, Администрацией муниципального образования «Город Астрахань» ООО «ЛУКОЙЛ-Астраханьэнерго» выдано разрешение на строительство от 22.07.2019 № 30-RU30301000-58-2019.

Разрешение на строительство от 22.07.2019 № 30-RU30301000-58-2019 выдано на основании документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, в том числе проектной документации (шифр ЛЭИ-160/17 от 2017, 2018), положительных заключений Автономного учреждения Астраханской области «Государственная экспертиза проектов» от 31.05.2017 № 30-1-1-1-0082-17, ООО «НормативЭксперт» от 21.07.2017 № 55-2-1-2-0052-17, а также положительного заключения ООО «НормативЭксперт» от 17.12.2018 № 55-2-1-2- 000115-2018, выданного по результатам исследований корректировок, внесенных в проектную документацию.

Вместе с тем, ранее 17.12.2018 между заказчиком, инвестором и исполнителем работ (подрядчиком) подписан Акт № 7 приемки законченного строительством объекта. Из акта приемки усматривается, что строительство производилось в соответствии с первоначально выданным разрешением на строительство от 27.06.2018 № 30-RU30301000-57-2018. На объекте установлено предусмотренное проектом оборудование в количестве согласно актам о его приемке после индивидуального испытания и комплексного опробования.

12.03.2019 между застройщиком и заказчиком подписан Акт соответствия построенного объекта проектной документации. Из данного акта усматривается, что строительство осуществлено по проекту ЛЭИ-160/17 в соответствии с разрешением на строительство от 27.06.2018 № 30- RU30301000-57-2018 (первоначально выданное разрешение) – пункты 2, 3 Акта. Параметры объекта «Реконструкция котельной № 5» соответствуют утвержденной проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Распоряжением Службы строительного надзора Астраханской области от 12.03.2019 № 12/19р прекращен государственный строительный надзор и Обществу выдано Заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта требованиям технических регламентов от 12.03.2019 № 12/19-р.

Данное заключение выдано на основании первоначально выданного разрешения на строительство от 27.06.2018 № 30-RU30301000-57-2018, положительных заключений экспертизы проектной документации Автономного учреждения Астраханской области «Государственная экспертиза проектов» от 31.05.2017 № 30-1-1-1-0082-17 и ООО «НормативЭксперт» от 21.07.2017 № 55-2-1- 2-0052-17 (первоначально выданных, без учета корректировок) и по результатам итоговой проверки от 13.11.2018.

При этом, документов, подтверждающих, что положительное заключение негосударственной экспертизы от 17.12.2018 № 55-2-1-2-000115-2018 направлялось в Службу строительного надзора Астраханской области, Обществом в материалы дела не представлено.

После завершении строительства, 22.05.2019 ООО «ЛУКОЙЛ – Астраханьэнерго» обратилось в Управление по строительству, архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Астрахань» с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, приложив, первоначально полученное разрешение на строительство от 27.06.2018 № 30-RU30301000-57-2018, Акт приемки законченного строительством объекта от 17.12.2018 № 7, Акт соответствия параметров построенного объекта требованиям энергетической эффективности от 12.03.2019, заключение службы строительного надзора Астраханской области от 12.03.2019 № 12/19-р, положительное заключение негосударственной экспертизы ООО «НормативЭксперт» от 17.12.2018 № 55-2-1-2-000115-2018 (выдано по результатам исследований корректировок, внесенных в проектную документацию, проектная документация ЛЭИ-160/17-АР с изменениями.

30.05.2019 ООО «ЛУКОЙЛ-Астраханьэнерго» обратилось в Управление по строительству с заявлением о прекращении работы по рассмотрению документов о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по заявлению от 22.05.2019, в связи с чем, работа была прекращена, о чем Управление известило Общество письмом от 30.05.2019 № 30-40-01-2226.

04.10.2019 ООО «ЛУКОЙЛ – Астраханьэнерго» обратилось в Службу строительного надзора Астраханской области с заявлением о повторной выдаче Заключения о соответствии построенного, реконструируемого объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, вместо ранее выданного заключения от 12.03.2019 № 12/19-р.

На данное заявление Службой строительного надзора Астраханской области письмом от 09.10.2019 № 2767/3 дан ответ, из которого следует, что соответствующее заключение уже выдано Обществу на основании изначально имевшихся у него документов. Пунктом 21(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре» заключение о соответствии отзывается выдавшим его органом государственного строительного надзора на основании вступившего в законную силу решения суда. На основании изложенного, оснований для повторной выдачи заключения у Службы строительного надзора не имеется.

08.11.2019 ООО «ЛУКОЙЛ-Астраханьэнерго» повторно обратилось в Управление по строительству, архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Астрахань» с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства «Реконструкция котельной № 5» в соответствии с проектной документацией № ЛЭИ-160/17, приложив, повторно полученное разрешение на строительство от 22.07.2019 № 30- RU30301000-58-2019, Акт приемки законченного строительством объекта от 17.12.2018 № 7, Акт соответствия параметров построенного объекта требованиям энергетической эффективности от 12.03.2019, заключение службы строительного надзора Астраханской области от 12.03.2019 № 12/19-р, письмо службы строительного надзора Астраханской области от 09.10.2019 № 2767/3.

При рассмотрении представленных документов, в том числе письма службы строительного надзора Астраханской области от 09.10.2019 № 2767/3 об отказе в выдаче повторного заключения, установлено, что заключение службы строительного надзора Астраханской области от 12.03.2019 № 12/19-р выдано о соответствии реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, получившей положительные заключения экспертизы: от 21.07.2017 № 55-2-1-2-0052-17 (ООО «НормативЭксперт») и от 31.05.2017 № 30-1-1-1-0082-17 (АУ АО «Государственная экспертиза проектов»), на основании которых было выдано разрешение на строительство от 27.06.2018 № 30-RU30301000-57-2018.

Представленные акт приемки объекта от 17.12.2018 и акт о соответствии реконструированного объекта капитального строительства проектной документации от 12.03.2019 выполнены о приемке и соответствии реконструированного объекта проектной документации, на основании которой выдано разрешение на строительство от 27.06.2018 № 30-RU30301000-57-2018.

Заключение о соответствии реконструированного объекта проектной документации с учетом корректировки, получившей положительное заключение экспертизы от 17.12.2018 № 55-2-1-2-000115-2018 (ООО «НормативЭксперт»), на основании которых было выдано разрешение на строительство от 22.07.2019 № 30- RU30301000-58-2019, отсутствует.

На основании изложенного, письмом Управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Астрахань» от 15.11.2019 № 30-04-01-5223 Обществу было отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в связи с отсутствием заключения службы строительного надзора Астраханской области о соответствии реконструированного объекта проектной документации, на основании которой было выдано разрешение на строительство от 22.07.2019 № 30-RU30301000-58-2019, непредставлением акта приемки объекта и акта о соответствии реконструированного объекта данной проектной документации, предусмотренных частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ.

Общество, полагая, что отказ противоречит закону и нарушает его права в сфере экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что статья 51 ГрК РФ не содержит такого положения, как выдача нового разрешения на строительство, в связи с чем, в данном случае с учетом характера вносимых изменений, Управлению следовало внести изменения в ранее выданное разрешение от 27.06.2018 № 30-RU30301000-57-2018, а не выдавать новое разрешение на строительство от 22.07.2019 № 30- RU30301000-58-2019, поскольку в соответствии с частью 19 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, следовательно, Обществом представлены все документы, необходимые для рассмотрения заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по существу.

Суд апелляционной инстанции правомерно признал данные выводы суда первой инстанции ошибочными в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

Согласно части 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в соответствующий уполномоченный орган местного самоуправления, выдавший разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Согласно части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы (в числе прочих) следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок (пункт 1); градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории (пункт 2); разрешение на строительство (пункт 3); акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора (пункт 4)); документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство (пункт 5); документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства (пункт 6); документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии (пункт 7); схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта (пункт 8); заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 данного Кодекса (пункт 9).

В соответствии с частью 3.2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1, 2, 3 и 9 части 3 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в части 2 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

Согласно части 3.3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, документы, указанные в пунктах 1, 4, 5, 6, 7 и 8 части 3 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. Если документы, указанные в настоящей части, находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, такие документы запрашиваются органом, указанным в части 2 настоящей статьи, в органах и организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

В соответствии с частью 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является отсутствие документов, указанных в части 3 данной статьи.

Частью 8 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть оспорен в судебном порядке.

Отказывая в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта, Управление по строительству, архитектуре и градостроительству, указало на отсутствие заключения службы строительного надзора Астраханской области о соответствии реконструируемого объекта проектной документации, на основании которой было выдано разрешение на строительство от 22.07.2019 № 30- RU0301000-58-2019, а также непредставление акта приемки объекта и акта о соответствии реконструируемого объекта данной проектной документации.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации названное заключение должно быть в составе пакета документов для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Распоряжением Службы строительного надзора Астраханской области от 12.03.2019 № 12/19р прекращен государственный строительный надзор и Обществу выдано Заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта требованиям технических регламентов от 12.03.2019 № 12/19-р.

Данное заключение выдано на основании первоначально выданного разрешения на строительство от 27.06.2018 № 30-RU30301000-57-2018, положительных заключений экспертизы проектной документации Автономного учреждения Астраханской области «Государственная экспертиза проектов» от 31.05.2017 № 30-1-1-1-0082-17 и ООО «НормативЭксперт» от 21.07.2017 № 55-2-1- 2-0052-17 (первоначально выданных, без учета корректировок) и по результатам итоговой проверки от 13.11.2018.

При этом, документов, подтверждающих, что положительное заключение негосударственной экспертизы от 17.12.2018 № 55-2-1-2-000115-2018 направлялось в Службу строительного надзора Астраханской области, Обществом в материалы дела не представлено.

В названном заключении отражено, что строительство, реконструкция окончена 09.11.2018 года.

При этом, Службы строительного надзора Астраханской области пояснила, что положительное заключение ООО «НормативЭксперт» от 17.12.2018 № 55-2-1-2-000115-2018, выданное по результатам исследований корректировок, внесенных в проектную документацию, в службу строительного надзора не передавалось.

Таким образом, поскольку из заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта требованиям технических регламентов от 12.03.2019 № 12/19-р следует, что реконструкция объекта окончена 09.11.2018, следовательно, внесение изменений в проектную документацию после окончания реконструкции не соответствует требованиям действующего законодательства.

Суд апелляционной инстанции правильно счел необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что с учетом характера вносимых изменений в проектную документацию, Управлению следовало внести изменения в ранее выданное разрешение от 27.06.2018 № 30-RU30301000-57-2018, а не выдавать новое разрешение на строительство от 22.07.2018 № 30-RU30301000-58-2019.

Согласно пункту 8 части 21.15 статьи 51 ГрК РФ (введенному в действие 03.08.2018) подача заявления о внесении изменений в разрешение на строительство должна быть осуществлена не менее чем за 10 рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство.

Таким образом, исходя из буквального толкования положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, продление срока действия разрешения на строительство, внесение в него изменений возможно только в отношении действующего разрешения на строительство.

Учитывая, что срок действия разрешения от 27.06.2018 № 30- RU30301000-57-2018 неоднократно продлевался, последний раз – до 15.06.2019, при этом, в срок, предусмотренный пунктом 8 части 21.15 статьи 51 ГрК РФ, Общество с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство, не обращалось, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что нормы градостроительного законодательства не предусматривают возможности продления срока действия разрешения на строительство, истекшего к моменту обращения с заявлением о его продлении, а также не регламентировано восстановление срока для подобного обращения, при таких обстоятельствах застройщик может обратиться только за новым разрешением на строительство.

Поскольку на момент обращения за выдачей нового разрешения на реконструкцию (15.07.2019), срок действия первоначально выданного разрешения на строительство истек (15.06.2019), следовательно, Общество могло обратиться только за новым разрешением на строительство, а не за его продлением.

15.07.2019, т.е. по истечении срока, предусмотренного пунктом 8 части 21.15 статьи 51 ГрК РФ и по истечении действия разрешения на строительство от 27.06.2018 № 30-RU30301000-57-2018, ООО «ЛУКОЙЛАстраханьэнерго» обратилось в Управление по строительству, архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Астрахань» с заявлением о выдаче нового разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства «Реконструкция котельной № 5» и к данному заявлению было приложено положительное заключение негосударственной экспертизы от 17.12.2018 № 55-2-1-2-000115-201, проектная документация ЛЭИ160/17 с изменениями.

22.07.2019 ООО «ЛУКОЙЛ-Астраханьэнерго» выдано разрешение на строительство № 30RU30301000-58-2019, срок действия которого до 06.01.2020.

Однако, государственный строительный надзор, на основании разрешения на строительство от 22.07.2019 № 30RU30301000-58-2019 фактически при строительстве объекта не осуществлялся.

При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции правильно указал, что Управлением по строительству, архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Астрахань» правомерно отказано Обществу в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в связи с отсутствием заключения службы строительного надзора Астраханской области о соответствии реконструированного объекта проектной документации, на основании которой было выдано разрешение на строительство от 22.07.2019 № 30-RU30301000-58-2019.

Также, одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию явилось отсутствие акта приемки.

Пунктом 4 части 3 статьи 55 ГрК РФ установлено, что для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходим акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 870 утвержден Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления (далее – Технический регламент № 870), согласно пункт 92 которого приемка сети газопотребления после строительства либо реконструкции осуществляется по завершении строительных и монтажных работ, а также пусконаладочных работ и комплексного опробования газоиспользующего оборудования.

При приемке сетей газораспределения и газопотребления, осуществляемой приемочной комиссией, строительная организация предоставляет, в том числе акты о результатах пусконаладочных работ и комплексном опробовании газоиспользующего оборудования (подпункт «з» пункта 95 Технического регламента № 870).

В силу пункта 25 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 № 317 (далее – Правила № 317), по окончании строительно-монтажных работ на построенном, реконструированном или модернизируемом газоиспользующем оборудовании и оборудовании, переводимом на газ с других видов топлива, проводятся обязательные пусконаладочные и режимно-наладочные работы.

Из вышеприведенных положений следует, что пусконаладочные работы являются обязательным этапом, предшествующим приемке сети газораспределения и газопотребления и выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Согласно пункту 26 Правил № 317 пуск газа на построенное, реконструированное или модернизированное газоиспользующее оборудование и оборудование, переводимое на газ с других видов топлива, для проведения пусконаладочных работ (комплексного опробования) и приемки оборудования в эксплуатацию производится на основании акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению).

Судом апелляционной инстанции из проектной документации установлено, что реконструкция котельной № 5, заключается в смене дизельного хозяйства на газовое оборудование.

Согласно акта приемки газопроводов и газоиспользующих установок для проведения комплексного опробования (пуско-наладочных работ) от октября 2018, на законченном строительством объекте «Реконструкция котельной № 5 по адресу: г. Астрахань, ул. Щукина, 79/Комсомольский переулок, 30» по проекту ЛЭИ-160/17 строительство системы газоснабжения объекта осуществлялось в сроки. Начало работ - 11.07.2018, окончание работ – 20.10.2018. Документация на законченный строительством объект предъявлена в объеме предусмотренном СП 62.13330.2011 «Техническим регламентом о безопасности сетей газораспределения и газопотребления».

Также, в материалах дела имеется акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 05.03.2019.

При этом, ранее 17.12.2018 между заказчиком, инвестором и исполнителем работ (подрядчиком) подписан Акт № 7 приемки законченного строительством объекта. Из акта приемки усматривается, что строительство производилось в соответствии с первоначально выданным разрешением на строительство от 27.06.2018 № 30-RU30301000-57-2018. На объекте установлено предусмотренное проектом оборудование в количестве согласно актам о его приемке после индивидуального испытания и комплексного опробования.

Вместе с тем, в проектную документацию объекта капитального строительства – котельной № 5, внесены изменения, в связи с чем, ООО «НормативЭксперт» проведена повторная негосударственная экспертиза проектной документации по объекту: «Реконструкция котельной № 5» и выдано положительное заключение негосударственной экспертизы от 17.12.2018 № 55-2-1- 2-000115-2018.

Таким образом, Акт № 7 приемки законченного строительством объекта от 17.12.2018, выдан на основании разрешения на строительство от 27.06.2018 № 30-RU30301000-57-2018 и положительных заключений проектной документации, без учета внесенных в неё изменений.

При этом, Акт № 7 приемки законченного строительством объекта от 17.12.2018 составлен ранее, чем акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 05.03.2019.

При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что Управлением по строительству, архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Астрахань» правомерно отказано Обществу в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в связи с отсутствием акта приемки законченного строительством объекта.

Вывод суда первой инстанции о том, что согласно дополнительному положительному заключению негосударственной экспертизы ООО «НормативЭксперт» от 17.12.2018 № № 55-2-1-2-000115-2018 изменения внесенные в проектную документацию не влияют на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства «Котельная № 5», правомерно признаны судом апелляционной инстанции ошибочными.

В соответствии с ч. 1 ст. 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. В случае, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе.

Внесение изменений в проектную документацию в подразделе 6 «Система газоснабжения», шифр ЛЭИ-160/17-6.ИОС, в части касающейся изменений: в технологическом блоке R-2 измерительный комплекс СГ-ЭК-Р-0,2-100/1,6 на базе счетчика RVG G65 Ду50, расширение диапазона 1:30 с корректором ЕК 270 заменен на измерительный комплекс СГ-ЭК-Р-0,2-100/1,6 на базе счетчика RVG G25 Ду50 расширение диапазона 1:30 с корректором ЕК 270; изменено расположение технологических блоков R-2; крепление газопроводов на подвесах заменено на опоры; изменен узел врезки (узел № 1); изменено положение газопровода Г2 от точки врезки ПКО до УП-2 ПК0+40,5; длина гибкой подводки сильфонного типа из нержавеющей стали dy40 изменена с 1,0 на 0,4м., входит в круг вопросов, требующих специальных знаний, которые без назначения судебной экспертизы не могли быть оценены судом.

Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Доказательства, свидетельствующие о том, что соответствующие изменения в проектную документацию в подразделе 6 «Система газоснабжения» не сопряжены с изменением конструктивных характеристик котельной, в деле отсутствуют.

При этом, названные изменения в проектную документацию внесены после подписания акта приемки газопроводов и газоиспользующих установок для проведения комплексного опробования (пуско-наладочных работ) от октября 2018.

Также, одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию явилось отсутствие акта о соответствии реконструируемого объекта данной проектной документации.

В пункте 6 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является отсутствие документов, указанных в части 3 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходим документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено, что 12.03.2019 между застройщиком и заказчиком подписан Акт соответствия построенного объекта проектной документации.

Из данного акта усматривается, что строительство осуществлено по проекту ЛЭИ160/17 в соответствии с разрешением на строительство от 27.06.2018 № 30-RU30301000-57-2018 (первоначально выданное разрешение) – пункты 2, 3 Акта. Параметры объекта «Реконструкция котельной № 5» соответствуют утвержденной проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

При подаче заявления о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта, Общество не выполнило требования части 3 статьи 55 ГрК РФ.

В силу пункта 1 части 6 статьи 55 ГрК РФ отсутствие документов, указанных в части 3 данной статьи, является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Исследовав и оценив представленные в дело документы в из взаимосвязи и совокупности в порядке статьи 71 АПК РФ, принимая во внимание, что Обществом не соблюдены требования градостроительного законодательства, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что у Управления по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Астрахань» имелись законные основания для отказа в выдаче заявителю такого разрешения.

Следовательно, Управлением по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Астрахань» правомерно отказало ООО «ЛУКОЙЛ – Астраханьэнерго» в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в связи с отсутствием документов, указанных в части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод, что решение Управления по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Астрахань» об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выраженное в уведомлении от 15.11.2019 № 30-04-01-5223, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества.

С учетом изложенного, принятый по делу обжалуемый судебный акт является законным, правовых оснований для его отмены у суда кассационной инстанции не имеется.

Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных по делу обстоятельств, не влечет признанию вынесенного по делу судебного акта незаконным.

При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции признает выводы суда апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований соответствующими обстоятельствам спора, основанными на правильном применении норм права.

Поскольку при вынесении обжалуемого судебного акта нормы материального права применены правильно, нормы процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для его отмены и удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2021 по делу № А06-1177/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                                     М.А. Савкина

Судьи                                                                                    Г.А. Кормаков

                                                                                              С.В. Мосунов