ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-11894/20 от 10.03.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-14461/2022

г. Казань Дело № А06-11894/2020

16 марта 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Кормакова Г.А.,

судей Закировой И.Ш., Мухаметшина Р.Р.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Салиевой К.Э. (протоколирование ведется с использованием системы видеоконференц-связи, материальный носитель видеозаписи приобщается к протоколу)

при участии в судебном заседании представителей, присутствующих в Арбитражном суде Астраханской области до перерыва:

общества с ограниченной ответственностью «Транс Лайн» - ФИО1 (по доверенности от 20.01.2022),

Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области – ФИО2 (по доверенности от 08.12.2021), ФИО3 (по доверенности от 01.02.2022),

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области и общества с ограниченной ответственностью «АстраханьПассажирСервис»

на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2021

по делу № А06-11894/2020

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Транс Лайн» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области о признании незаконными решений об отказе в возбуждении в отношении общества с ограниченной ответственностью «АстраханьПассажирСервис» дела о нарушении антимонопольного законодательства; заинтересованные лица: общество с ограниченной ответственностью «АстраханьПассажирСервис», общество с ограниченной ответственностью «Югавтотехснаб», Федеральное бюджетное учреждение «Агентство автомобильного транспорта», Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Транс Лайн» (далее - заявитель, ООО «Транс Лайн») обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее – УФАС по Астраханской области, антимонопольный орган) о признании незаконными решений № 03/7568-И от 25.11.2020 и № 05/276/С от 20.01.2021 об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении общества с ограниченной ответственностью «АстраханьПассажирСервис» (далее - ООО «АстраханьПассажирСервис»).

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены общество с ограниченной ответственностью «АстраханьПассажирСервис» (далее – ООО «АстраханьПассажирСервис», общество с ограниченной ответственностью «Югавтотехснаб» (далее – ООО «Югавтотехснаб»), Федеральное бюджетное учреждение «Агентство автомобильного транспорта» (далее - ФБУ «Росавтотранс»), Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 21.06.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2021 решение суда первой инстанции отменено, оспариваемые решения антимонопольного органа признаны недействительными.

Не согласившись с принятым по делу постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2021, антимонопольный орган и ООО «АстраханьПассажирСервис» обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просят его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.

В отзыве на кассационные жалобы ООО «Транс Лайн» доводы жалоб отклонило, просило оставить принятое постановление апелляционного суда без изменения, считая его законным и обоснованным.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании 03.03.2022 объявлен перерыв до 10.03.2022 до 13 часов 30 минут.

В соответствии со статьей 153.1 АПК РФ судебное заседание 03.03.2022 до перерыва проведено с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Астраханской области.

Проверив законность обжалуемого постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2021 в соответствии со статьей 286 АПК РФ, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и отзыва на них, заслушав явившихся в судебное заседание сторон, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационных жалоб и отмены судебного акта по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 20.10.2020 ООО «Транс Лайн» обратилось в УФАС по Астраханской области с жалобой на нарушение ООО «АстраханьПассажирСервис» антимонопольного законодательства, которое выразилось в отказе ООО «Транс Лайн» в согласовании маршрутов регулярных перевозок «Астрахань-Москва» со временем отправления в 09:00 и 13:00, ссылаясь на отсутствие технологической возможности для организации отправлений транспортных средств по указанному маршруту на автовокзале г. Астрахань, в то же время, ООО «АстраханьПассажирСервис» указало на наличие на автовокзале г. Астрахань технологической возможности для организации отправлений транспортных средств по указанному маршруту в отношении заявлений ООО «Югавтотехснаб» с тем же временем отправления из г. Астрахани в 9:00 и 13:00.

25.11.2020 антимонопольным органом принято решение № 03/7568-И об отказе в возбуждении в отношении ООО «АстраханьПассажирСервис» дела о нарушении антимонопольного законодательства, в связи с отсутствием признаков его нарушения. Обществу было сообщено, что специалистами отдела финансовых рынков и рекламы УФАС по Астраханской области рассматривается обращение заявителя на предмет наличия или отсутствия нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), о результатах данного рассмотрения заявителю будет сообщено дополнительно.

20.01.2021 антимонопольным органом принято решение № 05/276/С об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства ввиду отсутствия признаков нарушения статей 15, 16 Закона о защите конкуренции.

Не согласившись с принятыми решениями антимонопольного органа, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства, отсутствия в действиях ООО «АстраханьПассажирСервис», ФБУ «Росавтотранс», Минтранса Астраханской области признаков нарушений статей 10, 15, 16 Закона о защите конкуренции.

Удовлетворяя заявленные требования, апелляционный суд правомерно исходил из следующего.

Как следует из материалов дела, в адрес ФБУ «Росавтотранс» поступили заявления ООО «Транс Лайн» об установлении и изменении межрегиональных маршрутов регулярных перевозок «Астрахань-Москва» со временем отправления в 09:00 и 13:00 с автовокзала г. Астрахань.

По результатам рассмотрения данных заявлений ФБУ «Росавтотранс на основании писем ООО «АстраханьПассажирСервис» об отсутствии на автовокзале г. Астрахани технологической возможности для организации отправлений транспортных средств по указанному маршруту, письма Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы о наличии оснований для отказа в установлении и изменении межрегиональных маршрутов регулярных перевозок в отношении ООО «Транс Лайн» проинформировало заявителя об отказе Минтрансом России в установлении заявленных маршрутов регулярных перевозок в соответствии с частями 1, 7 статьи 6 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об организации регулярных перевозок).

Между тем, в адрес ФБУ «Росавтотранс» поступили заявления от ООО «Югавтотехснаб» об установлении и изменении межрегиональных маршрутов регулярных перевозок по маршруту «Астрахань-Москва» со временем отправления в 09:00 и 13:00 с автовокзала г. Астрахань.

ООО «АстраханьПассажирСервис» сообщило Министерству транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области о наличии на автовокзале г. Астрахань технологической возможности для организации отправлений транспортных средств по указанному маршруту в отношении заявлений ООО «Югавтотехснаб» со временем отправления из Астрахани в 9:00, в 13:00, и по итогам рассмотрения данных заявлений Минтрансом России 05.11.2020 принято решение об установлении межрегионального маршрута г. Астрахань - г. Москва с порядковыми номерами 3826, 3827, указанная информация размещена на официальном сайте Минтранса России.

Суды установили, что согласование на указанный маршрут перевозки получено ООО «Югавтотехснаб» ввиду заключения с владельцем транспортной инфраструктуры (вокзал) концессионного соглашения от 01.10.2020 на строительство посадочных площадок, перронов в целях дальнейшей организации отправлений от автовокзала г. Астрахани транспортных средств по регулярным маршрутам следования.

Материалами дела подтверждается, что в адрес ООО «АстраханьПассажирСервис» обратилось ООО «Югавтотехснаб» с предложением оборудовать дополнительные перроны для увеличения технологической возможности при обслуживании регулярных рейсов в межрегиональном сообщении. ООО «Югавтотехснаб» обязалось после установления межрегиональных маршрутов заключить с ООО «АстраханьПассажирСервис» договоры оказания услуг по обслуживанию пассажиров и регулированию процесса перевозок и возместить расходы, понесенные на строительство дополнительных перронов.

01.10.2020 между ООО «АстраханьПассажирСервис», ООО «Югавтотехснаб» и ИП ФИО4 заключено концессионное соглашение, согласно которому, стороны планируют построить посадочные площадки, перроны в количестве двух единиц в целях дальнейшей организации отправлений от автовокзала г. Астрахани транспортных средств по регулярным маршрутам следования, запрашиваемым ООО «Югавтотехснаб».

Апелляционный суд отметил, что указанные обстоятельства свидетельствует о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства и возможном нарушении прав и законных интересов ООО «Транс Лайн» как участника рынка перевозок.

Кроме того, апелляционный суд указал, что оценка действия (бездействия) ООО «АстраханьПассажирСервис», как субъекта, занимающего доминирующее положение, поскольку является владельцем транспортной инфраструктуры г. Астрахани (вокзал г. Астрахани) и как собственник объектов транспортной инфраструктуры определяет технологическую возможность обеспечения того или иного маршрута, по соблюдению положений действующего законодательства при осуществлении прав и обязанностей, не была предметом исследования антимонопольным органом.

На основании изложенного, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями статьи 3, пунктов 7, 9, 17, 18 статьи 4, части 1 статьи 10, части 1 статьи 15, части 1 статьи 16, части 2 статьи 39, пункта 2 части 9 статьи 39.1, статьи 44 Закона о защите конкуренции, статьями 4 - 6 Закона об организации регулярных перевозок, постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», установив, что у антимонопольного органа имелось достаточно данных, указывающих на наличие признаков нарушения Закона о защите конкуренции в действиях ООО «АстраханьПассажирСервис», ФБУ «Росавтотранс», Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у УФАС по Астраханской области оснований для отказа в возбуждении антимонопольного дела в отношении ООО «АстраханьПассажирСервис» по заявлению ООО «Транс Лайн», на основании чего правомерно признал недействительными решения УФАС по Астраханской области № 03/7568-И от 25.11.2020 и № 05/276/С от 20.01.2021.

При рассмотрении заявления по существу апелляционный суд полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, основания для изменения или отмены судебного акта отсутствуют.

Доводы, приведенные антимонопольным органом и ООО «АстраханьПассажирСервис» в кассационных жалобах, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не опровергают выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, выражают лишь несогласие с ними и дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ, определяющей пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не входит в полномочия окружного суда.

При таких обстоятельствах суд округа не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2021 по делу № А06-11894/2020 оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья Г.А. Кормаков

Судьи И.Ш. Закирова

Р.Р. Мухаметшин