АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-24521/2022
г. Казань Дело № А06-11925/2021
31 октября 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Нагимуллина И.Р.,
судей Галиуллина Э.Р., Нафиковой Р.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Торговый дом «А-Икра»
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 29.04.2022 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2022
по делу № А06-11925/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Торгового дома «А-Икра», г. Астрахань (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Министерству сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области, г. Астрахань (ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании протокола, о возложении обязанности, при участии третьих лиц: администрации муниципального образования «Наримановский район» Астраханской области, администрации муниципального образования «Рассветский сельсовет», садоводческого некоммерческого товарищества «Бережок», садоводческого некоммерческого товарищества «Волгарь», садоводческого некоммерческого товарищества «Спектр», садоводческого некоммерческого товарищества «Вымпел», садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества «Рыбак Каспия»,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Торгового дома «А-Икра» (далее – ООО ТД «А-Икра», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ):
- о признании недействительным протокола заседания комиссии при Министерстве сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области (далее – Минсельхоз Астраханской области, Министерство) по определению границ рыбоводных участков на территории Астраханской области (далее – комиссия) от 14.09.2021 № 38 в части отказа в определении границ рыбоводного участка площадью 4 га для осуществления производства индустриальной аквакультуры на реке Дурновская Воложка Наримановского района Астраханской области по следующим координатам:
46°32′33.61"С 47°57'8.74"В
46°32'32.96"С 47°57'11.52"В
46°32'23.25"С 47°57'5.25"В
46°32'14.25"С 47°57'0.96"В
46°32'14.51"С 47°56'58.02"В
46°32'24.01"С 47°57'2.35"В;
- о возложении на Министерство обязанности сформировать рыбоводный участок площадью 4 га для осуществления производства индустриальной аквакультуры на реке Дурновская Воложка Наримановского района Астраханской области и определить границы рыбоводного участка площадью 4 га для осуществления производства индустриальной аквакультуры на реке Дурновская Воложка Наримановского района Астраханской области по вышеуказанным координатам.
Решением суда первой инстанции от 29.04.2022, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО ТД «А-Икра» просит отменить судебные акты и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы указывается, вопрос формирования рыбоводного участка относится к вопросам местного значения. Письменные доказательства, представленные заинтересованным лицом и администрацией муниципального образования «Наримановский район», не содержат документов, свидетельствующих о соблюдении процедуры опроса, предусмотренной статьей 31 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Поволжского округа оснований для её удовлетворения не находит.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 15.07.2021 Общество обратилось в Минсельхоз Астраханской области с предложением о формировании рыбоводного участка площадью 4 га для осуществления производства индустриальной аквакультуры на реке Дурновская Воложка Наримановского района Астраханской области по следующим координатам:
46°32′33.61"С 47°57'8.74"В
46°32'32.96"С 47°57'11.52"В
46°32'23.25"С 47°57'5.25"В
46°32'14.25"С 47°57'0.96"В
46°32'14.51"С 47°56'58.02"В
46°32'24.01"С 47°57'2.35"В.
Данное обращение вынесено Министерством на рассмотрение комиссии.
В ходе подготовки к заседанию комиссии в Министерство поступило заключение научной организации – Волго-Каспийского филиала федерального государственного бюджетного научного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии» (далее – Волго-Каспийский филиал ФГБНУ «ВНИРО» («КаспНИРХ»)) о возможности формирования рыбоводных участков на водных объектах, расположенных в Енотаевском, Икрянинском, Камызякском, Лиманском, Наримановском, Приволжском, Хабарлинском районах Астраханской области, указанных в запросе Минсельхоза Астраханской области. В частности, в Наримановском районе участки на протоке Дурновская Воложка 1-3 возможно использовать для формирования рыбоводных участков при соответствии термических, гидрологических, гидрохимических показателей требованиям разводимых видов рыб, глубина водотоков в межень должна составлять не менее 2 м (т. 1 л.д. 135-137).
Кроме того, в Министерство поступили письма администрации муниципального образования «Наримановский район» от 04.08.2021 № 6968 и 14.09.2021 № 8245 с приложением письма администрации муниципального образования «Рассветский сельсовет» от 08.08.2021 № 446, в которых выражено несогласие самой администрации муниципального образования «Наримановский район», а также администрации муниципального образования «Рассветский сельсовет» и членов садоводческих некоммерческих товариществ (далее – СНТ) «Бережок», «Волгарь», «Спектр», с формированием рыбоводных участков в районе, указанном в предложении ООО ТД «А-Икра». Администрации и члены СНТ считают, что деятельность рыбоводного участка несёт опасность для хозяйственного, поливочного снабжения СНТ, а также нанесёт громадный урон флоре и фауне в акватории р. Прямая Волга (т. 1 л.д. 53-64).
Обращение ООО ТД «А-Икра» 14.09.2021 рассмотрено на заседании комиссии по определению границ рыбоводных участков на территории Астраханской области при Минсельхозе Астраханской области.
В соответствии с протоколом от 14.09.2021 № 38 по результатам рассмотрения обращения ООО ТД «А-Икра» комиссией принято решение об отказе Обществу в определении границ рыбоводного участка, предложенных заявителем (т. 2 л.д. 4-10, позиция 13).
Данные обстоятельства явились основанием для обращения ООО ТД «А-Икра» в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, а также разъяснениям, данным в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 02.07.2013 № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 148-ФЗ) правовое регулирование отношений в области аквакультуры (рыбоводства) осуществляется указанным Законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 4 Закона № 148-ФЗ рыбоводные участки выделяются на водных объектах рыбохозяйственного значения или их частях в рыбохозяйственных бассейнах, установленных в соответствии с Федеральным законом от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
Использование водных объектов для целей аквакультуры регулируется Водным кодексом Российской Федерации.
Особенности водопользования для целей аквакультуры (рыбоводства) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 5 Закона № 148-ФЗ).
Правила определения береговых линий (границ водных объектов) и (или) границ частей водных объектов, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2014 № 1183 (далее – Правила № 1183).
Согласно пункту 3 Правил № 1183 в целях определения границ рыбоводных участков органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации создается комиссия по определению границ рыбоводных участков.
Аналогичные положения содержатся в пункте 6 Порядка деятельности комиссии по определению границ рыбоводных участков, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11.03.2015 № 94 (далее – Порядок № 94).
В соответствии с положениями пункта 5 Правил № 1183, пункта 19 Порядка № 94 предложения граждан, общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) подлежат учету при принятии решений об определении границ рыбоводных участков.
В силу пунктов 6, 11, 12 Правил № 1183 предложения о границах рыбоводных участков направляются в орган государственной власти. Орган государственной власти рассматривает указанные предложения в течение месяца с даты их поступления. По результатам рассмотрения предложений орган государственной власти принимает решение о назначении заседания комиссии. Заседание комиссии проводится не позднее 30 рабочих дней со дня поступления в орган государственной власти предложений.
В соответствии с пунктом 22 Порядка № 94 по итогам рассмотрения предложений о границах рыбоводных участков комиссия выносит положительное или отрицательное решение об определении границ рыбоводных участков. При этом комиссия принимает решение об определении границ рыбоводных участков, либо об отказе в определении границ рыбоводных участков с учётом заключений научных организаций, осуществляющих деятельность в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а также в области аквакультуры (рыбоводства) (пункт 23 Порядка № 94).
По результатам рассмотрения предложения ООО ТД «А-Икра» о формировании рыбоводного участка для осуществления индустриальной аквакультуры на реке Дурновская Воложка Наримановского района Астраханской области комиссией было принято решение об отказе в определении границы рыбоводного участка.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные доказательства, руководствуясь статьей 3 Водного кодекса Российской Федерации, принимая во внимание требования, установленные Правилами № 1183, Порядком № 94, основываясь на принципе приоритета использования водного объекта в данном случае для целей хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования, учитывая, что большинство СНТ категорически возражали против формирования и предоставления в запрашиваемых координатах рыбоводного участка не только в отношении ООО ТД «А-Икра», но и в целом по факту определения границ и выделения такого участка, пришли к выводу о законности протокола заседания комиссии в оспоренной части и отказали в удовлетворении заявления.
Доводы Общества, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Утверждение заявителя жалобы о том, что вопрос формирования рыбоводного участка относится к вопросам местного значения, а письменные доказательства, представленные заинтересованным лицом и администрацией муниципального образования «Наримановский район», не содержат документов, свидетельствующих о соблюдении процедуры опроса, предусмотренной статьей 31 Федерального закона № 131-ФЗ, основано на неправильном толковании норм права с учетом обстоятельств настоящего дела.
Согласно части 3 статьи 31 Федерального закона № 131-ФЗ опрос граждан проводится лишь в строго определённых случаях: по вопросам местного значения, круг которых определён Федеральным законом № 131‑ФЗ, при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения, а также для выявления мнения граждан о поддержке инициативного проекта (статья 26.1 Федерального закона № 131-ФЗ).
Вопрос формирования границ рыбоводного участка не относится к вопросам, по которым проводится опрос граждан в порядке, установленном статьёй 31 Федерального закона № 131-ФЗ.
Суд округа считает, что материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Несогласие Общества с произведенной судами обеих инстанций оценкой установленных фактических обстоятельств не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Правовых оснований к отмене или изменению судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 29.04.2022 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2022 по делу № А06-11925/2021 оставить без изменений, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья И.Р. Нагимуллин
Судьи Э.Р. Галиуллин
Р.А. Нафикова