ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-12323/19 от 18.02.2021 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-70326/2020

г. Казань Дело №А06-12323/2019

18 февраля 2021 года

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Закировой И.Ш.

судей Мосунова С.В., Савкиной М.А.,

при участии представителей:

от Финансово-казначейского управления администрации муниципального образования «Город Астрахань» - ФИО1 доверенность от 01.09.2020 (до перерыва),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Финансово-казначейского управления администрации муниципального образования «Город Астрахань»

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 29.06.2020 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2020

по делу № А06-12323/2019

по заявлению Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации муниципального образования «Город Астрахань» о признании недействительными результатов контрольных мероприятий, указанных в представлении Контрольно-счетной палаты Астраханской области от 19.07.2019 № 04-02/С-17 в части произведенной оплаты за технический надзор за счет средств из федерального бюджета,

УСТАНОВИЛ:

Управление по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации муниципального образования «Город Астрахань» (далее –Управление по коммунальному хозяйству, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании недействительными результатов контрольных мероприятий, указанных в представлении Контрольно-счетной палаты Астраханской области от 19.07.2019 № 04-02/С-17 в части произведенной оплаты за технический надзор за счет средств из федерального бюджета.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 29.06.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Финансово-казначейского управления администрации муниципального образования «Город Астрахань», ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить.

В отзыве на кассационную жалобу Контрольно-счетная палата Астраханской области просит оставить вынесенные судебные акты без изменения.

В судебном заседании 11.02.2021 был объявлен перерыв до 09 часов 00 минут 18.02.2021 в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), после окончания которого судебное заседание было продолжено в том же составе суда.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, судебная коллегия не находит основания для ее удовлетворения в связи со следующим.

Контрольно-счетной палатой Астраханской области проведена проверка реализации государственной программы "Формирование современной городской среды на территории Астраханской области" в 2018 году на объекте Управления по коммунальному хозяйству.

Установив нецелевое использование Управлением бюджетных средств при реализации вышеуказанной программы, Контрольно-счетная палата Астраханской области составила акт от 15.03.2019 № 2.2.5/2-2019 и выдала представление № 04-02/С-17, согласно которому Управлению надлежит при получении и расходовании средств из бюджета Астраханской области неукоснительно соблюдать требования действующего законодательства (пункт 1); вести бюджетный учет в строгом соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н, Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (пункт 2); организовать и осуществлять внутренний контроль за совершаемыми фактами хозяйственной жизни, предусмотренный статьей 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (пункт 3); принять меры по возврату неправомерно перечисленных подрядчикам непредвиденных расходов в общей сумме 1 896 105 000 рублей, в том числе в разрезе контрактов: от 10.07.2018 № 173Э с учетом внесенных изменений дополнительными соглашениями от 29.08.2018 № 39, от 10.10.2018 № 49, от 23.11.2018 № 61/1, заключенный с ООО "Ирсервис" на сумму 956 231 000 рублей, от 10.07.2018 № 174Э с учетом внесенных изменений дополнительными соглашениями от 13.09.2018 № 43, от 10.10.2018 № 48, от 24.09.2018 № 46/2, от 19.12.2018 № 68/1, заключенный с ООО "Астраханский строитель" на сумму 939 874 000 рублей, с виновных лиц в соответствующие уровни бюджета (пункт 4); принять меры по устранению выявленных нарушений, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений (пункт 5), провести проверки по каждому выявленному факту нарушения, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц (пункт 6); в течение 30 календарных дней со дня получения представления уведомить Контрольно-счетную палату Астраханской области о принятых мерах по выполнению представления в письменной форме приложением копий подтверждающих документов.

Полагая, что представление от 19.07.2019 № 04-02/С-17 является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы, Управление обратилось в арбитражный суд.

Исходя из установленных обстоятельств дела, руководствуясь положениями статей 34, 78, 306.1, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), статьи 1, части 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды (далее - Правила), а также принимая во внимание постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», суды согласились с выводами контролирующего органа о нецелевом использовании Управлением бюджетных средств.

Суд кассационной инстанции признает выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствующими обстоятельствам спора и основанными на правильном применении норм права.

По делу оспаривается представление Контрольно-счетной палаты Астраханской области по результатам реализации Управлением по коммунальному хозяйству администрации г. Астрахани государственной программы "Формирование современной городской среды на территории Астраханской области" в 2018 году.

Основанием для его вынесения явились нарушения бюджетного законодательства, допущенные заявителем в части произведенной оплаты за технический надзор за счет средств федерального бюджета.

Обращаясь с заявлением в Арбитражный суд Астраханской области, заявитель указывает на то, что выделенная из федерального бюджета субсидия направлена на цели, предусмотренные пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее – Правила № 1710). Поскольку перечень мероприятий по благоустройству, включенный в государственную программу Астраханской области данными Правилами не ограничен, оплата за технический надзор за счет средств федерального бюджета не является нарушением БК РФ.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее.

В целях повышения качества комфорта городских и сельских поселений Астраханской области разработана государственная программа «Формирование современной городской среды на территории "Астраханской области», утвержденная постановлением Правительства Астраханской области от 31.08.2017 № 292-П, в редакции от 18.12.2018.

В состав данной программы входит подпрограмма «Благоустройство дворовых и общественных территорий в Астраханской области», включающая мероприятия по формированию городской среды на территории Астраханской области.

Исполнителями Подпрограммы являются Министерство, органы местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области (по согласованию), собственники жилья (по согласованию), общественные организации (по согласованию).

Получателями субсидии являются муниципальные районы и городские округа Астраханской области.

В проверяемом периоде Управление являлось исполнителем мероприятия «Реализация муниципальной программы «Формирование современной городской среды на 2018 - 2022 годы».

Контрольно-счетная плата Астраханской области в соответствии с пунктом 2.2.5 плана работы на 2019 год, проведена проверка реализации указанной программы в 2018 году.

По результатам проверки составлен акт от 15.03.2019 № 2.2.5/2-2019, в котором отражен факт необоснованной оплаты технического надзора за счет федерального бюджета, поступивших в бюджет Астраханской области в общей сумме 712,291 тыс. рублей на цели, не соответствующие целям их получения, что, в соответствии со статьей 306.4 БК РФ, является нецелевым использованием бюджетных средств.

Управлению направлено представление от 19.07.2019 № 04-02/С-17, согласно которому в течение месяца со дня получения необходимо уведомить Контрольно-счетную плату Астраханской области о принятых мерах по выполнению представления с приложением копий подтверждающих документов.

Судами установлено, что между Управлением (заказчик) и муниципальным казенным предприятием г. Астрахани "Дирекция по капитальному строительству" (подрядчик) заключены контракты от 25.06.2018 № 155Э, от 25.06.2018 № 156Э, предметом которых является оказание услуг по техническому надзору за выполнением работ на объекте "Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов" в объеме, в соответствии с Техническим заданием (пункт 1.1 контрактов).

Пунктом 5.1 контрактов предусмотрен порядок финансирования работ, в том числе предусмотрено, что финансирование работ по контракту осуществляется Заказчиком из средств бюджета муниципального образования "Город Астрахань", поступивших в бюджет муниципального образования "Город Астрахань" в виде субсидий из средств федерального бюджета и бюджета Астраханской области, согласно Соглашению от 18.05.2018 № 04-14/38 "О предоставлении в 2018 году субсидий из средств бюджета Астраханской области муниципальному образованию "Город Астрахань" на реализацию муниципальных программ формирование комфортной городской среды", в том числе, по контракту от 25.06.2018 № 155Э: по коду бюджетной классификации 738/0503/15Г48Ь5550/244/18-9922/05639 (средства федерального бюджета, поступающие в бюджет Астраханской области) - 183 393 000 рублей; по контракту от 25.06.2018 № 156Э: по коду бюджетной классификации 738/0503/15Г48Ь5550/244/18-9922/05639 (средства федерального бюджета, поступающие в бюджет Астраханской области) - 528 898 000 рублей.

Оплата по контрактам произведена в полном объеме 20.12.2018.

В соответствии с пунктом 2 Правил № 1710 субсидии из федерального бюджета предоставляются в 2018-2022 годах в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией государственных программ, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству территорий соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий) (далее - общественные территории), дворовых территорий и мероприятий по строительству, реконструкции (модернизации) объектов капитального строительства в рамках мероприятий по благоустройству общественных территорий (далее - строительство объектов капитального строительства, объекты капитального строительства), а также по осуществлению строительного контроля в процессе строительства объектов капитального строительства.

Средства федерального бюджета на реализацию поступили в бюджет Астраханской области (отражено в доходах бюджета Астраханской области, приложение № 1 к Закону Астраханской области от 18.12.2017 № 89/2017-ОЗ "О бюджете Астраханской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов").

Проанализировав содержание сметы расходов Управления по коммунальному хозяйству администрации г. Астрахани на 2018 год, суды согласились с выводами проверяющих, установивших, что спорные денежные средства в рамках реализации программы формирования современной городской среды утверждены на работы, не отнесенные к капитальным.

Исходя из установленных обстоятельств дела, а именно - сметы расходов заявителя на 2018 год, принимая во внимание понятия «объект капитального строительства» и «благоустройство территории», данные в статье 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу, что в данном случае благоустройство дворовых территорий к объектам капитального строительства не относится, соответственно оплата услуг по строительному контролю за благоустройством дворовых территорий, не относящихся в объектам капитального строительства, не соответствует целям, определенным Постановлением Правительства Российской Федерации 30.12.2017 № 1710.

Статьей 38 БК РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно статье 306.4 БК РФ направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств является нецелевым использованием бюджетных средств.

С учетом изложенного суды обоснованно признали, что в рассматриваемом случае денежные средства в общей сумме 712 291 000 рублей израсходованы на цели, не соответствующие целям получения субсидии, указанным в пункте 2 Приложения № 15 к государственной программе, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710, что является нецелевым использованием бюджетных средств.

Ссылка заявителя кассационной жалобы на разъяснения, данные в письме заместителя министра Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, отклоняется судебной коллегией кассационной инстанции, поскольку указанное письмо не относится к правовым актам, подлежащим применению при рассмотрении настоящего спора.

Кроме того, как обоснованно указывает в своем отзыве Контрольно-счетная палата Астраханской области, все письма Минстроя России разъясняют возможность использования спорной субсидии на «благоустройство территорий». Вместе с тем, сами по себе мероприятия по благоустройству не являются предметом спора. Расходование денежных средств на благоустройство соответствует целевой направленности и не вменялось в качестве нарушения УКХБ города Астрахани.

Вопрос расходования спорной субсидии на строительный контроль за благоустройством территории в письмах Минстроя России не разъяснялся.

В соответствии с пунктом 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Однако доводы заявителя кассационной жалобы не доказывают нарушения судами норм материального и процессуального права либо несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований отмены вынесенных по делу судебных актов.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 29.06.2020 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2020 по делу № А06-12323/2019 оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья И.Ш. Закирова

Судьи С.В. Мосунов

М.А.Савкина