АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-17403/2022
г. Казань Дело № А06-12350/2020
20 мая 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
Индивидуального предпринимателя ФИО1 – ФИО2, доверенность от 12.04.2022,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2022
по делу №А06-12350/2020
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (г. Ахтубинск) к Министерству транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области (414000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), Правительству Астраханской области (414008, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) заинтересованные лица: Общество с ограниченной ответственностью «АстраханьПассажирСервис» (414040, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), Южное межрегиональное Управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (344082, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), о признании незаконным решения Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области, изложенного в письме от 02.10.2020 № 1239, которым Предпринимателю отказано во внесении изменений в Приложение к Постановлению Правительства Астраханской области от 18.11.2016 № 397-П "Об установлении остановочных пунктов в границах Астраханской области" путем дополнения его приложения остановочным пунктом "ОП г. Ахтубинск", расположенным по адресу: <...>, как конечным и начальным остановочным пунктом по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа и об обязании Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области совместно с Правительством Астраханской области внести изменение в Приложение к Постановлению Правительства Астраханской области от 18.11.2016 № 397-П "Об установлении остановочных пунктов в границах Астраханской области" путем дополнения его пунктом № 11: "Остановочный пункт "ОП г. Ахтубинск", расположенным по адресу: <...>
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1, предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Астраханской области к Министерству транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области (далее – Министерство транспорта) и Правительству Астраханской области (далее – Правительство Астраханской области) с заявлением о признании незаконным решения Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области, изложенного в письме от 02.10.2020 № 1239, которым Предпринимателю отказано во внесении изменений в Приложение к Постановлению Правительства Астраханской области от 18.11.2016 № 397-П "Об установлении остановочных пунктов в границах Астраханской области" путем дополнения его приложения остановочным пунктом "ОП г. Ахтубинск", расположенным по адресу: <...>, как конечным и начальным остановочным пунктом по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа и об обязании Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области совместно с Правительством Астраханской области внести изменение в Приложение к Постановлению Правительства Астраханской области от 18.11.2016 № 397-П "Об установлении остановочных пунктов в границах Астраханской области" путем дополнения его пунктом № 11: "Остановочный пункт "ОП г. Ахтубинск", расположенным по адресу: <...>.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Общество с ограниченной ответственностью «АстраханьПассажирСервис» (далее – ООО «АстраханьПассажирСервис»), Южное межрегиональное Управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 13.09.2021 признано незаконным решение Министерства, изложенное в письме № 1239 от 02.10.2020, в части отказа индивидуальному предпринимателю ФИО1 во внесении изменений в Приложение к Постановлению Правительства Астраханской области от 18.11.2016 № 397-П "Об установлении остановочных пунктов в границах Астраханской области" путем дополнения его приложения остановочным пунктом "ОП г. Ахтубинск", расположенным по адресу: <...>, как конечный и начальный остановочный пункт по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа.
Суд обязал Министерство устранить нарушение законных прав и интересов предпринимателя, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации. В остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2022 решение Арбитражного суда Астраханской области отменено, по делу принят новый судебный акт. В удовлетворении заявленных требований отказано.
Выражая несогласие с постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда ИП ФИО1 в кассационной жалобе приводит, в частности, следующие доводы: неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права; выводы суда не соответствующими обстоятельствам дела. Также указывает на ошибочную ссылку суда на решение Астраханского областного суда от 14.01.2021 по делу № 3а-7/21, поскольку данный судебный акт не мог быть положен в основу отмены решения Арбитражного суда Астраханской области.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия указанных лиц.
Судебная коллегия кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления апелляционного арбитражного суда и удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, Правительством Астраханской области вынесено постановление от 18.11.2016 № 397-П "Об установлении остановочных пунктов в границах Астраханской области, которые разрешается использовать в качестве начальных остановочных пунктов и (или) конечных остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом".
Приложение к указанному постановлению содержит перечень остановочных пунктов, в том числе автостанция "Город Ахтубинск" в муниципальном образовании "Ахтубинский район" с местом нахождения: Астраханская область, Ахтубинский район, г. Ахтубинск, ул. Добролюбова, д. 21б (пункт 4).
Также, в реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок с 2017 года зарегистрирован остановочный пункт, расположенный по адресу: <...>, принадлежащий индивидуальному предпринимателю ФИО1, который, как пояснил представитель предпринимателя находится через одно сооружение от автостанции.
В связи с полученным заключением структурного подразделения Ространснадзора от 24.08.2020 № 4679/1-16 о соответствии принадлежащего предпринимателю остановочного пункта, действующему законодательству РФ, а также внесением его в реестр остановочных пунктов Минтранса РФ предприниматель обратился в министерство транспорта с заявлением от 03.09.2020 о внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 18.11.2016 № 397-П "Об установлении остановочных пунктов в границах Астраханской области" путем дополнения его приложения остановочным пунктом "ОП г.Ахтубинск", расположенным по адресу: <...>, как конечным и начальным остановочным пунктом по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа.
Письмом от 02.10.2020 № 1239 Министерство со ссылкой на часть 13 статьи 4 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 220-ФЗ) отказало предпринимателю в удовлетворении его обращения.
Основанием для отказа явилось то, что в населенном пункте г. Ахтубинск, имеется автостанция. При этом, как указано в письме, остановочный пункт предпринимателя расположен вне территории автостанции.
Не согласившись в данным отказом, ИП ФИО1, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из соответствия территории остановочного пункта предпринимателя минимальным требованиям к оборудованию автостанций, установленным пунктом 3 Приказа Минтранса России от 29.12.2015 № 387 "Об утверждении минимальных требований к оборудованию автовокзалов и автостанций". Спорный остановочный пункт внесен в реестр остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок под регистрационным № 30002. На дату вынесения оспариваемого отказа действующее законодательство не содержало положений, формально ограничивающих количество остановочных пунктов в одном населенном пункте, тем более в районном центре.
Судебная коллегия апелляционной инстанции, повторно рассмотрев доводы сторон, исследовав представленные сторонами доказательства, проанализировав положения пункта 8 части 1 статьи 3, пункта 13 статьи 14, статей 30, 31 Федерального закона № 220-ФЗ, постановление Правительства Астраханской области принято № 397-П "Об установлении остановочных пунктов в границах Астраханской области, которые разрешается использовать в качестве начальных остановочных пунктов и (или) конечных остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом", приказ Минтранса России от 29.12.2015 № 387 "Об утверждении минимальных требований к оборудованию автовокзалов и автостанций", а также, принимая во внимание пункт 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства", пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (далее - постановление Пленума № 50), пункт 34, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" (далее - постановление Пленума ВС РФ №2), признала выводы нижестоящего суда ошибочными.
Суд кассационной инстанции признает выводы суда апелляционной инстанции соответствующими обстоятельствам спора и основанными на правильном применении норм права.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок урегулированы Федеральным законом № 220-ФЗ.
На основании частей 1 и 2 статьи 2 указанного Закона законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, данного Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные указанными выше нормативными правовыми актами, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Установление и изменение межрегионального маршрута регулярных перевозок осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по предложению юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, имеющих намерение осуществлять регулярные перевозки или осуществляющих регулярные перевозки по данному маршруту (часть 1 статьи 4 Федерального закона № 220-ФЗ).
Наименование межрегионального маршрута регулярных перевозок в виде наименований населенных пунктов, в границах которых расположены начальный остановочный пункт и конечный остановочный пункт по данному маршруту, места нахождения остановочных пунктов, а в случае, если эти остановочные пункты расположены на территориях автовокзалов, автостанций, наименования и места расположения соответствующих автовокзалов, автостанций относятся к сведениям, подлежащим указанию в заявлении об установлении межрегионального маршрута регулярных перевозок (пункты 3 и 5 части 1 статьи 5 Федерального закона № 220-ФЗ).
Согласно статье 30 этого же Закона остановочные пункты по межрегиональному маршруту регулярных перевозок должны быть расположены на территориях автовокзалов или автостанций, зарегистрированы в реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок. Использование иных остановочных пунктов допускается в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены эти остановочные пункты. Посадка и высадка пассажиров по названному маршруту в иных местах наряду с остановочными пунктами, которые включены в состав данного маршрута, запрещаются (части 1 - 3).
Таким образом, решение вопросов, касающихся межрегиональных маршрутов регулярных перевозок, является прерогативой уполномоченных федеральных органов, что остановочные пункты должны располагаться преимущественно на территориях автовокзалов или автостанций, отнесенных к объектам транспортной инфраструктуры, включающим в себя комплексы зданий, сооружений, которые размещены на специально отведенных территориях, предназначены для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок и оборудование которых соответствует установленным требованиям (пункт 8 части 1 статьи 3 Федерального закона № 220-ФЗ).
В соответствии с пунктом 20 статьи 18 Закона Астраханской области от 05.06.2009 № 42/2009-03 «О Правительстве Астраханской области» Правительство Астраханской области организует транспортное обслуживание населения воздушным, водным, автомобильным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщении, железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Астраханской области и регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
Судом апелляционной инстанции установлено, что постановление Правительства Астраханской области 18.11.2016 № 397-П, которым были установлены остановочные пункты в границах Астраханской области, которые разрешается использовать в качестве начальных остановочных пунктов и (или) конечных остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом принято в пределах предоставленных полномочий.
Как указывает в своем отзыве представитель Правительства Астраханской области, принятие постановления № 397-П Правительством Астраханской области в части включения остановочного пункта автостанции «Город Ахтубинск» не носило произвольный характер. При подготовке данного постановления министерством транспорта была проведена работа по определению целесообразности включения остановочного пункта в г. Ахтубинск в соответствии с пунктом 13 части 4 Федерального закона № 220-ФЗ. Было организовано выездное совещание в г. Ахтубинск с участием представителей министерства, администрации МО «Ахтубинский район» и контрольно - надзорных органов, в ходе которого определена целесообразность включения данного остановочного пункта в постановление № 397-П. В ходе проделанной работы при подготовке постановления был получен ответ ГП АО «ПАТП № 3» о готовности использовать остановочный пункт в г. Ахтубинск Астраханской области в качестве начального и (или) конечного остановочного пункта по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок. Следовательно, требованиям статьи 30 Федерального закона № 220-ФЗ о расположении остановочного пункта по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок на территории автовокзала или автостанции остановочный пункт, указанный в пункте 4 приложения к постановлению № 397-П, соответствует.
В обоснование своей позиции представитель ИП ФИО1 ссылается также на наличие положительного заключения Волжского МУГАДН 24.08.2020 № 3, полученного по результатам проверки остановочного пункта ИП ФИО1, находящегося по адресу: <...>, после которого Минтрансом России принято решение о внесении данного остановочного пункта в реестр межрегиональных маршрутов регулярных перевозок под регистрационным номером 30002.
Вместе с тем, основанием отказа, имеющегося в оспариваемом письме от 02.10.2020, явилось наличие автостанции по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок. Министерство транспорта также указало, что остановочный пункт предпринимателя находится вне территории автостанции, находящейся в данном населенном пункте.
Кроме того, рассматривая данный спор по существу, исходя из характера правоотношений, по поводу которых возник спор, установив, что целью обращения предпринимателя в арбитражный суд является понуждение уполномоченного органа внести изменение в постановление Правительства Астраханской области № 397-П, дополнив его приложение остановочным пунктом, принадлежащим предпринимателю, апелляционная инстанция признала, что предприниматель фактически пытается внести изменения в действующий нормативный акт.
Между тем, как установлено судом, ИП ФИО1 обращался в Астраханский областной суд с административным иском о признании недействующим пункта 4 приложения к постановлению Правительства Астраханской области от 18.11.2016 года № 397-П, ссылаясь на то, что включение в данный перечень остановочного пункта автостанция "Город Ахтубинск" противоречит федеральному законодательству в сфере пассажирских перевозок, нарушает его права и законные интересы как владельца остановочного пункта "ОП г. Ахтубинск" зарегистрированного с 2017 года за ним в качестве остановочного пункта в реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок за № 30002.
Решением Астраханского областного суда от 14.01.2021 по делу № 3а-7/21, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 13.05.2021 по делу № 66а-496/2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа (часть 1 статьи 11 Закона № 220-ФЗ).
Доказательства того, что постановлением Правительства Астраханской области № 397-П приняты нормы в ущерб конкурентным отношениям по преимущественному принципу заявителем кассационной жалобы не представлены.
Более того, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 34 постановления Пленума ВС РФ №2, не признается нарушением статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" установление нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в его границах остановочных пунктов межрегиональных маршрутов регулярных перевозок на основании пункта 13 статьи 4 Федерального закона № 220-ФЗ в интересах жителей соответствующих населенных пунктов, в том числе в целях снижения загрузки улиц и автомобильных дорог, несмотря на то, что это может нарушать коммерческие интересы отдельных перевозчиков и (или) владельцев инфраструктуры иных остановочных пунктов (автовокзалов, автостанций).
О нарушении пункта 1 части 1 статьи 15 Закона может свидетельствовать произвольное установление (исключение) начальных и (или) конечных остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, нарушающее права хозяйствующих субъектов - перевозчиков.
Довод заявителя кассационной жалобы о ссылке в отказе министерства транспорта на недействующую редакцию Федерального закона № 220-ФЗ не влияет на законность обжалуемого судебного акта, поскольку, как установлено судебной коллегией кассационной инстанции в ходе судебного разбирательства, судом апелляционной инстанции правильно применены нормы, подлежащие применению, оснований для их переоценки не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов судов, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Однако доводы заявителя кассационной жалобы не доказывают нарушения судом норм материального и процессуального права либо несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований отмены вынесенного по делу судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2022 по делу № А06-12350/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья И.Ш. Закирова
Судьи Э.Т. Сибгатуллин
С.В. Мосунов