АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-67173/2020
г. Казань Дело № А06-12419/2019
12 января 2021 года
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Кормакова Г.А.,
судей Мосунова С.В., Закировой И.Ш.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, присутствующего в Арбитражном суде Астраханской области представителя:
Управления Федеральной антимонопольной службы Астраханской области – ФИО1 по доверенности от 20.01.2020 (до отложения),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества «Россети Юг» - «Астраханьэнерго»
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 23.03.2020 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2020
по делу № А06-12419/2019
по заявлению публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области, о признании незаконным и отмене постановления по делу № 030/04/9.21-784/2019, заинтересованные лица: служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханкой области, ФИО2,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» (далее – ПАО «МРСК Юга», общество) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее – УФАС по Астраханской области, антимонопольный орган) от 04.06.2019 по делу № 82-А-03-18 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 23.03.020, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2020 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ПАО «МРСК Юга» обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В предоставленном отзыве на кассационную жалобу УФАС по Астраханской области, полагая, что судебные акты судов первой и апелляционной инстанций являются обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание назначено к рассмотрению с использованием систем видео-конференц-связи, при содействии Арбитражного суда Астраханской области на 03.12.2020.
Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 03.12.2020 рассмотрение кассационной жалобы, на основании ходатайства ПАО «МРСК Юга» и в соответствии со статьей 158 АПК РФ было отложено на 12.01.2021 на 09 часов 45 минут.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в адрес УФАС по Астраханской области поступила жалоба ФИО2 на бездействие ПАО «МРСК Юга», выразившееся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Астраханская область, Ахтубинский район, г. Ахтубинск, 9.5-11.1 км западнее, зимовка «Колесниково».
Усмотрев в действиях общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, антимонопольный орган составил протокол об административном правонарушении от 10.09.2019 № 030/04/9.21-784/2019 и в присутствии представителя ПАО «МРСК Юга» вынес постановление от 25.09.2019 № 030/04/9.21-784/2019 о привлечении общества к административной ответственности по указанной статье с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности события и состава административного правонарушения, вины ПАО «МРСК Юга» в его совершении, не принятия обществом всех мер по соблюдению положений действующего законодательства, а также соблюдения административным органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции признает выводы судов соответствующими обстоятельствам спора и основанными на правильном применении норм материального права в силу следующего.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии определены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике, Закон № 35-ФЗ).
В пункте 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике).
В соответствии с абзацем 15 пункта 1 статьи 26 Закона № 35-ФЗ по договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе по урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, требования к выдаче технических условий для присоединения к электрическим сетям установлены в Правилах технологического присоединения
Согласно пункту 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им указанных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами технологического присоединения. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил технологического присоединения).
Судами установлено, что между ИП ФИО3 КФХ ФИО4 и ПАО «МРСК Юга» заключён договор от 11.04.2018 № 30-1-18-00363747 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Дополнительным соглашением к договору установлен срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению – до 10 июня 2019 года. Однако к указанному сроку технологическое присоединение объекта к электросетям ПАО «МРСК Юга» не произведено.
Письмом от 14.08.2019 общество сообщило о невозможности продолжения работ по договору от 11.04.2019 № 30-1- 18-00363747 ввиду отказа службы Природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области в согласовании варианта размещения СТП-6/0,4 кВ и строительства ВЛ-6 для электроснабжения крестьянско-фермерского хозяйства и отсутствием иных вариантов размещения объекта, в связи с чем направило ФИО2 соглашение о расторжении договора.
Согласно ответу службы Природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области от 31.01.2019 № 13/1111, исходя из ситуационного плана, представленного ПАО «МРСК Юга» трасса планируемого к строительству объекта «Строительство ВЛ-6 кВ и установка СТП6/0,4 кВ, ф. 26 ПС 220/110/35/6 кВ Владимировка для электроснабжения КФХ, 9,5- 11,0 км западнее зимовка «Колесниково» на 50% своего протяжения проходит по федеральным землям лесного фонда, входящим в единое землепользование с КН 30:01:0:0016 – Левобережное лесничество, Петропавловское участковое лесничество: территория участков (выделов) лесных кварталов 17, 18, 94, 45, 42, 96, 58. Исходя из данных государственного лесного реестра, квартал 58 относится к лесопарковым зонам, в которых в соответствии с пунктом 4 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации запрещено размещение объектов капитального строительства, включая линейные объекты – ЛЭП. Кроме того, трасса ВЛ расположена в границах особо охраняемой природной территории – природного парка «Волго-Ахтубинское междуречье», в агрохозяйственной и рекреационных зонах.
В то же время, в служебной записке от 22.07.2019, служба Природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области сообщило, что исходя из данных государственного лесного реестра, только лесной квартал 58 Петропавловского участкового лесничества относится к лесопарковым зонам, в которых запрещено размещение объектов капитального строительства, включая линейные объекты – ЛЭП. Все остальные лесные кварталы Петропавловского участкового лесничества в соответствии с государственным лесным реестром относятся к нереестоохранным полосам лесов, где размещение ЛЭП возможно. В соответствии с лесоустроительной картографией, входящей в государственный лесной реестр, и данными публичной кадастровой карты, перенос проектируемой трассы ЛЭП в месте пересечения с лесным кварталом 58 Петропавловского участкового лесничества севернее на 100 м позволит исключить прохождение трассы ЛЭП по лесопарковой зоне.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Субъектом естественной монополии в соответствии с абзацем третьим статьи 3 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) признаётся хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В статье 4 Закона о естественных монополиях перечислены сферы деятельности субъектов естественных монополий, к которым, в частности, относятся услуги по передаче электрической энергии.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установив, что ПАО «МРСК Юга» занимает доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии в границах электрических сетей, принадлежащих филиалу ПАО «МРСК Юга» – «Астраханьэнерго», пришли к выводу, что требования пункта 16 Правил технологического присоединения ПАО «МРСК Юга» не выполнены, в установленный срок указанная обязанность не исполнена, в связи с чем признали постановление от 25.09.2019 № 030/04/9.21-784/2019 о привлечении к административной ответственности законным и обоснованным.
Суды обоснованно исходили из того, что при наличии альтернативного расположения трассы ЛЭП без её пересечения с лесным кварталом 58 Петропавловского участкового лесничеств, ПАО «МРСК Юга» незаконно посчитало невозможным осуществление технологического подключения в целом, и направило соглашение о расторжении договора, что является нарушением прав потребителя ФИО2 на технологическое подключение объекта к электросетям на основании уже заключённого договора с сетевой организацией.
Суд кассационной инстанции признает выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм. Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 23.03.2020 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2020 по делу № А06-12419/2019оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Г.А. Кормаков
Судьи С.В. Мосунов
И.Ш. Закирова