ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-1284/2010 от 26.10.2010 АС Поволжского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань

Дело № А06-1284/2010

26 октября 2010 года

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,

судей Хайруллиной Ф.В., Сибгатуллина Э.Т.,

при участии представителей:

заявителя – ФИО1, доверенность от 06.082010 № 101,

ответчика – извещен, не явился,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Независимая Энергетическая Компания», г. Астрахань,

на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2010 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Дубровина О.А., Кузьмичев С.А.)

по делу № А06-1284/2010

по заявлению закрытого акционерного общества «Независимая Энергетическая Компания», г. Астрахань, к Астраханской таможне, г. Астрахань, об обжаловании постановления о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество «Независимая Энергетическая Компания» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Астраханской таможни (далее – таможенный орган) от 28.01.2010 № 10311000-544/2009 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс) в виде штрафа в сумме 100 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 07.04.2010 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2010 решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе общество просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению общества, в его действиях отсутствует как событие, так и состав вменяемого административного правонарушения.

Проверив законность обжалуемого акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции считает, что постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции – оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 05.05.2009 обществом в Астраханскую таможню представлена грузовая таможенная декларация № 10311010/050509/0000258 на товар в мешках – «смесь сухофруктовая (компотная), состоящая из чернослива, яблок, груши, абрикоса, вишни», фактурной стоимостью 2 209,09 USD, код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности 0813501900 (товар № 2).

Данные товары поступили на основании внешнеторгового контракта от 08.01.2008 № 4а, заключенного между индивидуальным предпринимателем ФИО2 (покупатель) и индивидуальным предпринимателем ФИО3 (продавец), на продажу следующих продуктов: абрикосы без косточек, виноград, слива, абрикосы с косточкой, ядра абрикосовых косточек, перец красный молотый, смесь сушеных плодов, инжир, шиповник, орехи очищенные грецкие, а также веники сорго.

Таможенное оформление данной партии осуществлялось таможенным брокером – обществом на основании договора об оказании услуг от 18.03.2009 № АФ 30/2/09/039.

В соответствии с письмом Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 27.03.2008 № 01-11/11534 при таможенном оформлении рассматриваемых товаров, а именно «смесь сухофруктовая», требуется санитарно-эпидемиологическое заключение или свидетельство о государственной регистрации.

Декларантом представлено санитарно-эпидемиологическое заключение от 14.04.2009 № 30.АЦ.02.916.П.000401.04.09, выданное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на товары - «фрукты сушеные: абрикосы без косточек, виноград сушенный, абрикосы с косточкой, слива, смесь сушеных плодов».

Таможенный орган пришел к выводу, что названное заключение выдавалось по результатам исследования образцов смеси сушеных плодов, согласно акта отбора образцов от 08.04.2009 № 063к, протокола идентификации продукции от 08.04.2009, протокола испытаний от 14.04.2009 № 1340, состоящей из яблок, абрикоса, барбариса, ядер абрикоса, в связи с чем указанное заключение действительно только на вышеуказанную смесь сушеных плодов, а на другие смеси, произведенные данным изготовителем, не распространяется.

Полагая, что при оформлении товара «сухофруктовая смесь» обществом нарушены положения статей 131, 158 Таможенного кодекса Российской Федерации, таможенный орган вынес определение о возбуждении дела об административном правонарушении от 23.11.2009 и проведении административного расследования в отношении общества по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 Кодекса.

По факту выявленных нарушений таможенным органом составлен протокол об административном правонарушении от 23.12.2009 и принято постановление от 28.01.2010 № 10311000-544/2009 о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса в виде штрафа в сумме 100 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции исходил из отсутствия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.

Суд апелляционной инстанции, сославшись на доказанность факта совершения обществом правонарушения, отменил решение суда и признал обоснованным привлечение общества к административной ответственности.

Между тем суд апелляционной инстанции не учел следующее.

Частью 3 статьи 16.2 Кодекса предусмотрена ответственность за заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Астраханской таможней действия общества квалифицированы в представлении таможенному органу при таможенном оформлении недействительного санитарно-эпидемиологического заключения от 14.04.2009 № 30.АЦ.02.916.П.000401.04.09 в отношении товара, указанного в грузовой таможенной декларации № 10311010/050509/0000258.

Судами установлено, что в соответствии с условиями контракта от 08.01.2008 № 4а, индивидуальный предприниматель ФИО2, проживающий по адресу: Ставропольский край, г. Железноводск, <...>, приобретает у ФИО3, проживающего в Республике Таджикистан, по адресу: г. Исфара, дж. Чорку, ул. Таги Сада, 510, товар, а именно плоды сушеные - абрикосы без косточек (курага), виноград сушеный (изюм), сливу сушенную, плоды сушеные - абрикосы с косточкой (урюк), ядра абрикосовых косточек, перец красный молотый, смесь сушеных плодов, инжир сушеный, шиповник, орехи очищенные грецкие, дыню сушенную, веники сорго.

В соответствии с положениями статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Согласно санитарно-эпидемиологическому заключению, выданному предпринимателю от 14.04.2009 № 30.АЦ.02.916.П.000401.04.09, «фрукты сушеные: абрикосы без косточек, виноград сушенный, абрикосы с косточкой, слива, смесь сушеных плодов» – соответствуют санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПиН 2.3.3.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов».

По мнению Астраханской таможни вышеуказанное санитарно-эпидемиологическое заключение от 14.04.2009 не может относиться к товару, указанному в грузовой таможенной декларации № 10311010/050509/0000258, а следовательно, в силу пункта 2 примечания к статье 16.1 Кодекса является недействительным документом.

Таможенный орган считает, что при выдаче вышеуказанного заключения рассматривалась и исследовалась смесь без чернослива, состоящая из яблок, абрикоса, барбариса, ядер абрикоса, в связи с чем санитарно-эпидемиологическое заключение от 14.04.2009 действительно только на вышеуказанную смесь сушеных плодов, а на другие смеси, произведенные данным изготовителем, не распространяется. В обосновании этого ссылается на письмо Управления Роспотребнадзора от 16.10.2009 № 02-05/9040, а также свидетельские показания главного специалиста отдела санитарного надзора Роспотребнадзора ФИО4 от 17.12.2009.

Суд апелляционной инстанции согласился с доводами таможенного органа.

В соответствии с положениями статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

В соответствии с частью 1 статьи 26.7 Кодекса документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.

В материалах дела имеется письмо Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Астраханской области от 19.01.2010 № 02-05/265, подписанное заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора ФИО5 (исполнитель тот же специалист ФИО4), из которого следует, что письмо от 16.10.2009 № 02-05/9040 является недействительным, санитарно-эпидемиологическое заключение от 14.04.2009 № 30.АЦ.02.916.П.000401.04.09 действительно на все партии смесей сушеных плодов, состоящих из различных компонентов, производимых ФИО3, Республика Таджикистан.

Астраханской таможней в качестве доказательства признано письмо от 16.10.2009 № 02-05/9040 Управления Роспотребнадзора, а письмо того же органа от 19.01.2010 № 02-05/265 в качестве доказательства не исследовано.

Судебная коллегия признает обоснованным вывод суда первой инстанции, что в нарушении статьи 26.10 Кодекса таможенный орган не принял мер к истребованию сведений о возникших противоречиях, дал оценку одному доказательству, которое отозвано органом его выдавшим, как недействительным, то есть предпочел одно доказательство другому без полного, всестороннего и объективного исследования всех обстоятельств.

Кроме того, из положений статей 66, 124, 158, 131 Таможенного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также письма Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 27.12.2008 № 01-11/11534 следует, что представление в таможенный орган при ввозе товаров по грузовой таможенной декларации № 10311010/050509/0000258 санитарно-эпидемиологического заключения является обязательным условием для выпуска товара.

При выявлении таможенным органом в ходе проверки таможенной декларации, иных документов, представленных при декларировании, и декларируемых товаров несоблюдения условий выпуска, предусмотренных статьей 149 настоящего Кодекса, в соответствии со статьей 153 Таможенного кодекса Российской Федерации выпуск товаров не осуществляется.

Однако согласно представленной в материалы дела грузовой таможенной декларации № 10311010/050509/0000258 выпуск товара таможенным органом был разрешен, о чем имеется соответствующая отметка таможенного органа.

Таким образом, на момент выпуска товара таможней был принят представленный пакет документов и нарушений не было выявлено.

Следовательно, санитарно-эпидемиологическое заключение от 14.04.2009 № 30.АЦ.02.916.П.000401.04.09 «фрукты сушеные: абрикосы без косточек, виноград сушенный, абрикосы с косточкой, слива, смесь сушенных плодов» соответствуют санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПиН 2.3.3.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов».

Выводы суда первой инстанции об удовлетворении требований о признании недействительным оспариваемого постановления таможенного органа соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции оставлению без изменения.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 286, 289, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2010 по делу № А06-1284/2010 отменить.

Решение Арбитражного суда Астраханской области от 07.04.2010 по данному делу оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья Л.Ф. Хабибуллин

Судьи Ф.В. Хайруллина

Э.Т. Сибгатуллин