ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-1370/19 от 14.01.2020 АС Поволжского округа

512/2020-1277(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-55646/2019

г. Казань Дело № А06-1370/2019
17 января 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2020 года.  Полный текст постановления изготовлен 17 января 2020 года. 

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:  председательствующего судьи Савкиной М.А., 

судей Топорова А.В., Мосунова С.В.,
при участии представителей:

Федерального государственного бюджетного образовательного  учреждения высшего образования «Астраханский государственный  технический университет» - ФИО1, доверенность от 30.12.2019,  ФИО2, доверенность от 09.01.2020, 

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных  надлежащим образом, 

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу  Управления Федерального казначейства по Астраханской области 

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 27.05.2019  и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда  от 28.08.2019 

по делу № А06-1370/2019


по заявлению Федерального государственного бюджетного  образовательного учреждения высшего образования «Астраханский  государственный технический университет» (ИНН 3016018094,  ОГРН 1023000861916) к Управлению Федерального казначейства  по Астраханской области (ИНН 3015010078, ОГРН 1023000851719)  о признании недействительными представления от 29.01.2019   № 25-20 -11/1 в части пункта 1, предписания от 29.01.2019 № 25-20-11/1, 

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение  высшего образования «Астраханский государственный технический  университет» (далее – Учреждение, ФГБОУ ВО «АГТУ») обратилось в  Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Управлению  Федерального Казначейства по Астраханской области (далее - УФК по  Астраханской области) о признании недействительными представления  от 29.01.2019 № 25-20-11/1 в части пункта 1, предписания от 29.01.2019 №  25-20-11/1. 

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 27.05.2019,  оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного  апелляционного суда от 28.08.2019, заявленные требования  удовлетворены. 

Признаны недействительными:

- пункт 1 Представления Управления Федерального Казначейства  по Астраханской области от 29.01.2019 № 25-20-11/1, вынесенного  в отношении Федерального государственного бюджетного  образовательного учреждения высшего образования «Астраханский  государственный технический университет»; 

- предписание Управления Федерального Казначейства  по Астраханской области от 29.01.2019 № 25-20-11/1, вынесенное  в отношении Федерального государственного бюджетного  образовательного учреждения высшего образования «Астраханский  государственный технический университет». 


Управление Федерального казначейства по Астраханской области,  не согласившись с решением Арбитражного суда Астраханской области  от 27.05.2019 и постановлением Двенадцатого арбитражного  апелляционного суда от 28.08.2019, обратилось в Арбитражный суд  Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их  отменить как несоответствующие нормам материального  и процессуального права, фактическим обстоятельствам дела и принять  новый судебный акт, которым пункт 1представления от 29.01.2019   № 25-20-11/1 и предписание от 29.01.2019 № 25-20-11/1 признать  действительными, а заявление Федерального государственного  бюджетного образовательного учреждения высшего образования  «Астраханский государственный технический университет» - без  удовлетворения. 

По мнению заявителя кассационной жалобы, ФГБОУ ВО «АГТУ»  допущено неполное выполнение государственного задания в части  требований к качеству и (или) объему (содержанию), порядку оказания  государственных услуг, выразившееся в не достижении значений 14  показателей, в связи с чем, оно обязано возвратить неиспользованные  остатки субсидий в объеме недостигнутых показателей. 

Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность  применения судами норм материального и процессуального права  в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обсудив доводы  кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей  Учреждения, суд кассационной инстанции не находит оснований для их  отмены в силу следующего. 

Как следует из материалов дела, Федеральное агентство  по рыболовству в отношении ФГБОУ ВО «АГТУ» наделено функциями  и полномочиями учредителя, главного распорядителя средств  федерального бюджета. 


10 февраля 2017 года между Федеральным агентством по рыболовству  и ФГБОУ ВО «АГТУ» заключено соглашение № 076-03-051  о предоставлении субсидии из федерального бюджета на финансовое  обеспечение выполнения государственного задания на оказание  государственных услуг, согласно которому сумма финансирования на 2017  год составила 305 943 200,00 рублей, из них: услуги по разделу,  подразделу 0706 «Высшее образование» в сумме 296 838 100,00 рублей;  работы по разделу, подразделу 0708 «Прикладные научные исследования  в области образования» в сумме 9 105 100,00 рублей. 

При этом, сумма субсидии на выполнение государственного задания  установлена без разбивки сумм по каждому направлению подготовки. 

Государственным заданием на 2017 год и на плановый период 2018  и 2019 годов на оказание государственных услуг ФГБОУ ВО «АГТУ»  установлены показатели, характеризующие содержание, условия (формы)  и объем государственных услуг, выполняемых работ. 

Подтверждением выполнения ФГБОУ ВО «АГТУ» целей  предоставления субсидии на государственное задание является  достижение им установленных показателей, характеризующих качество и  (или) объём (содержание) государственной услуги (работы), явился  утвержденный Федеральным агентством по рыболовству Отчет  о выполнении № 076-00067-17-011. 

Управлением Федерального казначейства по Астраханской области  в отношении ФГБОУ ВО «АГТУ» проведена выездная проверка  по использованию субсидий, предоставленных из федерального бюджета  на выполнение государственного задания и иные цели, полноты  и достоверности отчетности за период 2017 год. 

В ходе проверки установлено, что в нарушение пунктов 5 и 6  статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 46 и 47 


Положения о порядке формирования государственного задания  на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении  федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения  выполнения государственного задания, утвержденного Постановлением  Правительства Российской Федерации от 26.06.2015 № 640, сведений  о результатах по исполнению государственного (муниципального) задания  (форма по ОКУД 0503762); согласно графе 13 Отчета отклонения по  показателям объема государственных услуг, превышающих допустимое  (возможное) значение, отсутствуют; ФГБОУ ВО «АГТУ» не выполнило  показатели объема государственных услуг в 14 случаях при реализации  образовательных программ высшего образования, искажающие Отчет  о выполнении государственного задания за 2017г. на общую сумму  11 420 580,57 руб. 

Согласно предписания от 29.01.2019 № 25-20-11/1 ФГБОУ ВО  «АГТУ» необходимо в течение 3 месяцев со дня его получения возместить  в доход федерального бюджета средства за неполное выполнение  государственного задания, выразившееся в не достижении значений 14  показателей установленных государственным заданием   № 076-00067-17-01 на общую сумму 11 420 580,57 руб. 

ФГБОУ ВО «АГТУ», полагая, что пункт 1 представления  от 29.01.2019 № 25-20-11/1 и предписание от 29.01.2019 № 25-20-11/1  являются незаконными, нарушают права и законные интересы заявителя,  обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. 

Исследовав и оценив представленные в дело доказательства  в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьей 13 Гражданского 


кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201  АПК РФ, статьями 6, 28, 38, 34, 69.2, пунктом 2 статьи 269.2 Бюджетного  кодекса Российской Федерации, пункта 6 постановления Пленума  Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О  некоторых вопросах, связанных с применением части первой  Гражданского кодекса Российской Федерации», Постановлением  Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 «О порядке  осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в  финансово-бюджетной сфере», пунктом 23 постановления Пленума  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23  "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм  Бюджетного кодекса Российской Федерации", пунктом 3 Положения  о порядке формирования государственного задания на оказание  государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных  государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения  государственного задания, утвержденным Постановлением Правительства  Российской Федерации от 26.06.2015 № 640, суды первой и апелляционной  инстанций сделали вывод о выполнении Учреждением государственного  задания на 2017 год, поскольку превышения допустимого (возможного)  отклонения показателей государственного (муниципального) задания,  характеризующих объем оказываемых государственных (муниципальных)  услуг (выполняемых работ), в целом по государственному заданию за 2017  года не допущено.  

Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и  апелляционной инстанции, основанными на правильном применении норм  материального и процессуального права в силу следующего. 

Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской  Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6  постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации,  Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 


от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением  части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует,  что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого  ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия)  незаконными являются одновременно как их несоответствие закону  или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением,  действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов  гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской  или иной экономической деятельности. Таким образом, в круг  обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел  об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия)  органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого  акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному  правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом,  решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов  заявителя. 

Судебными инстанциями из материалов дела установлено,  что в соответствии с государственным заданием на 2017 год и на плановый  период 2018 и 2019 годов на оказание государственных услуг ФГБОУ ВО  «АГТУ» предусмотрены показатели, характеризующие содержание,  условия (формы) и объем государственных услуг, выполняемых работ. 

В качестве показателей, характеризующих содержание  государственных услуг, указаны направления подготовки и укрупненные  группы, определенные в соответствии с приказом Министерства  образования и науки Российской Федерации от 12.09.2013 № 1061 «Об  утверждении перечней специальностей и направлений подготовки  высшего образования». 

Показателем объема государственной услуги является численность  обучающихся. 

Наименование государственных услуг указано в соответствии  с наименованием государственных услуг, содержащимся в Перечне 


государственных услуг (работ), оказываемых в сфере образования и науки,  утвержденном Минобрнауки РФ 26.07.2010 № СМ-1/02вн и Базовом  (отраслевом) перечне государственных услуг (работ), оказываемых  федеральными государственными организациями в сфере образования  и науки (утв. Министерством образования и науки Российской Федерации  17.07.2014 № АП-44/18вн). 

По каждому разделу форма государственного задания  предусматривает строчку: Допустимые (возможные) отклонения  от установленных показателей качества государственной услуги, в  пределах которых государственное задание считается выполненным  (процентов). 

Данные строчки по разделам государственного задания не заполнены,  что свидетельствует о том, что по отдельным государственным услугам  допустимых отклонений не установлено. 

В части 3 «Прочие сведения о государственном задании», содержащей  сведения относительно государственного задания в целом, в пункте 5  «Иные показатели, связанные с выполнением государственного задания»  указано: Допустимое (возможное) отклонение от выполнения  государственного задания, в %: - 10%. 

В примечании к государственному заданию указано: отклонение  указано при принятии учредителем решения об установлении общего  допустимого возможного отклонения от выполнения государственного  задания, в пределах которого оно считается выполненным. 

Таким образом, согласно данным государственного задания, процент  отклонения - 10%, установлен учредителем и главным распорядителем  средств федерального бюджета Федеральным агентством по рыболовству  в отношении всего задания в целом. 

Отклонение от выполнения государственного задания в целом за 2017  год составило 5,38%, что находится в пределах допустимого (возможного)  отклонения от выполнения государственного задания. 


Следует учесть, что оценка способов установления отклонений  от исполнения государственного задания находится в компетенции  федерального органа исполнительной власти. 

Подтверждением выполнения целей предоставления субсидии  на государственное задание является достижение им установленных  показателей, характеризующих качество и (или) объём (содержание)  государственной услуги (работы), что подтверждается отчётностью о  выполнении государственного задания по форме, установленной  Правительством Российской Федерации. 

Подтверждением выполнения Учреждением целей предоставления  субсидии на является Отчет о выполнении государственного задания   № 076-00067-17-011, который утвержден Федеральным агентством  по рыболовству. 

При этом, положения пункта 6 статьи 69.2 Бюджетного кодекса  Российской Федерации, нарушение которых вменяется Учреждению,  в 2017 году не действовали, поскольку вступили в силу с 01.01.2018. 

В свою очередь, УФК по Астраханской области не предоставлено  доказательств нарушения ФГБОУ ВО «АГТУ» бюджетного  законодательства, выразившегося в неполном выполнении  государственного задания на 2017 год. 

Поскольку в рассматриваемом случае не установлено факта  использования Учреждением средств субсидии на выполнение  государственного задания не в соответствии с условиями и целями ее  предоставления, суды первой и апелляционной инстанции сделали  правильный вывод об отсутствии у УФК оснований для вынесения  в отношении ФГБОУ ВО «АГТУ» пункта 1 представления и,  соответственно, предписания о возврате денежных средств в сумме  11420580,57 руб. 

При вынесении обжалуемых судебных актов судебные инстанции  всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные 


доказательства, дали им надлежащую оценку и правильно применили  нормы материального и процессуального права. 

Оснований для отмены обжалуемых судебных актов у суда  кассационной инстанции не имеется. 

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно  части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены  принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не  установлено. 

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1  статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 27.05.2019  и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда  от 28.08.2019 по делу № А06-1370/2019 оставить без изменения,  кассационную жалобу - без удовлетворения. 

 Постановление вступает в законную силу со дня его принятия  и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда  Российской Федерации в двухмесячный срок. 

Председательствующий судья М.А. Савкина 

Судьи А.В. Топоров 

 С.В. Мосунов