ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов | Дело №А06-139/2019 |
17 января 2020 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 января 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Пузиной Е.В.,
судей Смирникова А.В., Степуры С.М.,
при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи судебного заседания секретарем судебного заседания Половниковой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, улица Лермонтова 30, корпус 2
апелляционную жалобу Контрольно-счетной палаты Астраханской области,
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 18 сентября 2019 года по делу № А06-139/2019,
по заявлению Управления по капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Астрахань»
к Контрольно-счетной палате Астраханской области
о признании пунктов 4-5 представления от 12.12.2018 № 44 недействительными,
третьи лица: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, Автономное учреждение Астраханской области «Государственная экспертиза проектов документов территориального планирования, проектной документации и результатов инженерных изысканий», Муниципальное казенное учреждение г. Астрахани «Центр сметной документации», общество с ограниченной ответственностью «Строительная Компания» Астраханский Автомост», общество с ограниченной ответственностью «Технострой», общества с ограниченной ответственностью «Спеццорстрой», общество с ограниченной ответственностью «Волжская ремонтная строительная компания», общество с ограниченной ответственностью «Многоотраслевое предприятие Комплекс 1»;
при участии в судебном заседании:
представителя Управления по капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Астрахань» - ФИО1, действующего на основании доверенности от 25.12.19,
представителей Контрольно-счетной палаты Астраханской области - ФИО2, действующего на основании доверенности от 13.05.19, выданной сроком на один год,
представителей Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области - ФИО3, на основании доверенности от 31.12.2019, ФИО4, на основании доверенности от 25.11.2019, ФИО5, на основании доверенности от 30.12.2019, ФИО6, на основании доверенности от 30.12.2019,
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились,
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда
УСТАНОВИЛ:
Управление по капитальному строительству администрации муниципального
образования «Город Астрахань» обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании пунктов 4-5 представления Контрольно-счетной палаты Астраханской области от 12.12.2018 № 44 недействительными.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 18.09.2019 заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными пункты 4, 5 Представления Контрольно-счетной палаты Астраханской области от 12.12.2018 года № 44.
Контрольно-счетная палата Астраханской области не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебное заседание явились представители Контрольно-счетной палаты Астраханской области, Управления по капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Астрахань», Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом в порядке статей 121-123 АПК РФ.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», что подтверждается отчетом о публикации.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Представитель Контрольно-счетной палаты Астраханской области поддерживает доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Просит решение Арбитражного суда Астраханской области от 18 сентября 2019 года по делу № А06-139/2019 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Управления по капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Астрахань» возражает против доводов, изложенных в апелляционной жалобе. Просит решение Арбитражного суда Астраханской области от 18 сентября 2019 года по делу № А06-139/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области поддерживают позицию представителя Управления по капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Астрахань», просят решение Арбитражного суда Астраханской области от 18 сентября 2019 года по делу № А06-139/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с п. 2.3.9 плана работы Контрольно-счётной палаты Астраханской области (далее – контрольный орган) на 2018 год проведено контрольное мероприятие «Проверка расходования средств дорожного фонда Астраханской области, выделенных в 2017 году на реализацию мероприятий приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» на объекте - Управление по капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Астрахань» (далее по тексту - УКС МО «Город Астрахань»).
В ходе проверки контрольный орган пришел к выводу, что при формировании стоимости выполнения работ, в нарушение п. 9 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», УКС МО «Город Астрахань» завышена начальная (максимальная) цена контрактов на общую сумму 85,7 млн. рублей, что нарушает принцип эффективности использования бюджетных средств, установленный ст. 34 Бюджетного кодекса РФ.
Кроме того, выявлены следующие недостатки.
Заключение контрактов в целях реализации приоритетного проекта в 2017 году происходило с нарушением срока. 5 контрактов (или 83,3%) заключены позже срока, установленного контрольной точкой – 31.03.2017.
Торговые аукционы, проводимые УКС МО «Город Астрахань» в 2017 году состоялись с отсутствием конкуренции между участниками закупок, что привело к незначительному снижению начальной (максимальной) цены контракта (по всем закупкам на 1,44%).
Работы подрядными организациями выполняются не качественно и не в полном объеме. По результатам проведенных экспертиз Управлением ФКУ УПРДОР «Каспий» имеются замечания и недостатки, которые в последствии устраняются.
По результатам проверки Контрольно-счётной палатой Астраханской области УКС МО «Город Астрахань» выдано представление от 12.12.2018 N 44 (далее Представление), согласно которого последнему необходимо выполнить следующие требования:
1.При получении и расходовании бюджетных средств, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты из бюджета Астраханской области, неукоснительно соблюдать требования действующего законодательства.
2.Для пересчета из базисного уровня цен 2001 года в текущий уровень цен применять индексы, разработанные и утвержденные письмами Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, которые внесены в Федеральный реестр сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов.
3.Заключение контрактов в целях реализации приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» производить в установленные сроки.
4. Принять меры по устранению нарушений, устранению причин и условий таких нарушений и недопущению их в дальнейшем.
5. Провести проверки по каждому выявленному факту нарушения законодательства Российской Федерации, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности лиц УКС МО «Город Астрахань», допустивших указанные нарушения.
УКС МО «Город Астрахань», полагая, что п. п. 4 - 5 представления от 12.12.2018 № 44 являются незаконными, нарушают права и законные интересы заявителя, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При этом, Управление фактически обжалует п. 1.1 мотивировочной части представления, указывая на признание недействительными п.4, п.5 резолютивной части представления о принятии мер по устранению нарушений, устранению причин и условий таких нарушений и недопущению их в дальнейшем, о проведении проверки по каждому выявленному факту нарушения законодательства Российской Федерации, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности лиц УКС МО «Город Астрахань», допустивших указанные нарушения, именно в части нарушения, установленного п. 1.1 мотивировочной части представления.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что цена контракта устанавливалась правомерно в соответствии с нормативно-правовыми актами Министерства строительства Астраханской области, нарушение ст. 34 БК РФ, ст. 22 Закона № 44-ФЗ не доказано. В связи с недоказанностью вменяемых нарушений и недостатков, пункты 4,5 представления являются недействительными.
Суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч.1 ст. 16 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее ФЗ № 6) контрольно-счетные органы по результатампроведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти игосударственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправленияи муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицампредставления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушенийи недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений. Неисполнение или ненадлежащее исполнение представления влечет за собой привлечение лица, не исполнившего (ненадлежащим образом исполнившего) представление к предусмотренной законом ответственности.
Пунктом 3 ст. 16 ФЗ № 6-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, а также организации в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме контрольно-счетный орган о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах.
Частью 20 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля.
Таким образом, обжалуемое представление является основанием для возникновения прав и обязанностей у УКС МО «Город Астрахань», содержит властные распоряжения обязательные к исполнению, принято по результатам проверки в качестве меры принуждения, влечет наступление ответственности по ч.20 ст. 19.5 КоАП РФ в случае неисполнения, в связи с чем, является ненормативным правовым актом, который может быть обжалован.
Постановлением Правительства Астраханской области от 07.10.2014г. № 427-П утверждена государственная программа «Развитие дорожного хозяйства». Государственным заказчиком в проверяемом периоде 2017г. являлось Министерство строительства и ЖКХ Астраханской области.
Управление по капитальному строительству Администрации МО «Город Астрахань» осуществляет функции муниципального заказчика в соответствии с требованиями Федерального Закона № 44-ФЗ из средств местного бюджета, в том числе, за счет средств, переданных в местный бюджет из вышестоящих бюджетов, в пределах выделенных лимитов бюджетных ассигнований.
Контрольно-счетной палатой Астраханской области проведена проверка расходования средств дорожного фонда Астраханской области, выделенных в 2017г. на реализацию мероприятий приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» на объекте Управления по капитальному строительству Администрации МО «Город Астрахань».
Проверка в отношении УКС МО «Город Астрахань» проведена в соответствии с действующим законодательством в пределах предоставленных полномочий.
Из материалов дела следует, что в целях проверки расходования средств дорожного фонда Астраханской области, выделенных в 2017 году на реализацию мероприятий приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» на объекте - Управление по капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Астрахань», контрольным органом проанализированы муниципальные контракты, заключенные УКС МО «Город Астрахань» с ООО СК «Астраханский Автомост» от 23.03.2016 года № 26, от 06.05.2017 года №0825300004217000011/38 с ООО «ВРСК», от 06.05.2017 года №0825300004217000010/37 с ООО «Технострой», от 03.07.2017 года №0825300004217000015/57 с ООО «МОП Комплекс 1», от 19.12.2017 №0825300004217000097/182 с ООО «Гидростройинжиниринг», от 30.10.2017 №0825300004217000069/129 с ООО «СпецДорСтрой».
В ходе проверки контрольный орган пришел к выводу, что при формировании стоимости выполнения работ, в нарушение п. 9 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», УКС МО «Город Астрахань» завышена начальная (максимальная) цена контрактов на общую сумму 85,7 млн. рублей, что нарушает принцип эффективности использования бюджетных средств, установленный ст. 34 Бюджетного кодекса РФ.
При этом Контрольно-счетная палата Астраханской области указывает, что завышение начальной (максимальной) цены контракта возникло в результате того, что УКС г. Астрахани при формировании начальной (максимальной) цены контракта применены индексы пересчета, утв. Министерством строительства и ЖКХ Астраханской области, т.е. утвержденные нормативно-правовым актом субъекта РФ, тогда как в соответствии со ст. 8.3 Градостроительного Кодекса РФ подлежали применению индексы, разработанные и утвержденные письмами Министерства строительства и ЖКХ РФ, внесенные в федеральный реестр сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов. Ввиду отсутствия в Федеральном реестре сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов Постановления Минстроя АО, пересчет стоимости не может быть осуществлен с применением территориальных индексов изменения сметной стоимости.
Для пересчета из базисного уровня цен 2001 года в текущий уровень цен соответствующего квартала 2013, 2016, 2017 годов, утвержденных Минстроем Астраханской области необходимо применять индексы, разработанные и утвержденные письмами Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (далее Минстрой России), внесенные в Федеральный реестр сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов, следовательно, по мнению контрольного органа, при формировании стоимости выполнения работ в нарушение п. 9 статьи 22 ФЗ № 44-ФЗ завышена начальная максимальная цена контрактов, что привело к неэффективному (безрезультативному) использованию бюджетных средств, в разрезе указанных контрактов.
Согласно ст. 34 Бюджетного Кодекса РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В соответствии с п.9 ст. 22 Закона № 44-ФЗ проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Определение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых являются строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, с использованием проектно-сметного метода осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, исходя из сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, определенной в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 статьи 8.3 Градостроительного Кодекса РФ сметная стоимость строительства объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, определяется с обязательным применением сметных нормативов, внесенных в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.
Согласно п.п. 5 и 9 статьи 8.3 Градостроительного Кодекса РФ сметные цены строительных ресурсов определяются федеральным органом исполнительной власти, являются общедоступной информацией и размещаются в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве.
Согласно п. 2 статьи 8.4 ГрК РФ сметные нормативы, содержащиеся в федеральном реестре сметных нормативов, подлежат размещению в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве.
Сметные нормативы представляют собой сметные нормы и методики, необходимые для определения сметной стоимости строительства, стоимости работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации, а также методики разработки и применения сметных норм.
Индекс изменения сметной стоимости является коэффициентом для перевода цен из базисного уровня цен в текущий уровень.
Индексы изменения сметной стоимости предназначены исключительно для определения стоимости строительства на стадии разработки проектной документации в уровне цен, соответствующем периоду разработки сметной документации. Индексы сообщаются ежеквартально письмами Минстроя России, которые публикуются на официальном сайте Минстроя России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и включаются в федеральный реестр сметных нормативов.
Индексы изменения сметной стоимости строительства ежеквартально разрабатываются Минстроем России к сметно-нормативной базе 2001 года. Данные индексы предназначены для формирования начальной (максимальной) цены торгов при подготовке конкурсной документации, общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере для объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджета.
В соответствии с «МДС 81-35.2004. Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации», принятая и введенная в действие постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 (ред. от 16.06.2014) индексы изменения сметной стоимости относятся к сметным нормативам. В пункте 2.3 Методики указано, что территориальные сметные нормативы предназначены для организаций, осуществляющих строительство или капитальный ремонт на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, независимо от их ведомственной подчиненности и источников финансирования выполняемых работ.
Минстрой Астраханской области:
- устанавливает индексы удорожания строительно-монтажных работ по видам строительства, расчетную стоимость 1 кв.м. общей площади жилых помещений, расчетный фонд оплаты труда работников строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаций на территории Астраханской области (п. 2.1.3 Положения);
- устанавливает территориальные и отраслевые сметные нормативы, предназначенные для определения сметной стоимости строительства, реконструкции и ремонта объектов на территории Астраханской области (п. 2.1.4. Положения).
В связи с принятием Постановления Правительства Астраханской области от 15.11.2018 г. №477-П «О внесении изменений в Постановление Правительства Астраханской области от 31.10.2016 г. №381-П», подпункты 2.1.3, 2.1.4 признаны утратившими силу 22.11.2018.
В период 2016-2017гг., то есть в проверяемый КСП АО период, указанные нормы действовали, Минстроей Астраханской области устанавливались индексы удорожания строительно-монтажных работ по видам строительства, устанавливались территориальные и отраслевые сметные нормативы, предназначенные для определения сметной стоимости строительства, реконструкции и ремонта объектов на территории Астраханской области, и соответственно применялись на территории Астраханской области.
Утвержденные в установленной форме документы Минстроя АО (постановления, распоряжения), являются нормативно – правовыми актами в соответствующей отрасли и подлежат применению на территории субъекта.
Вопрос наделения Правительством Астраханской области органа исполнительной власти субъекта (Минстроя АО) полномочиями в части утверждения сметных нормативов и индексов удорожания, реализация их путем издания нормативно-правовых актов органом исполнительной власти, которые доведены до соответствующих субъектов правоотношений для применения, не отнесен к компетенции администрации, в том числе, не может быть оценен администрацией на предмет противоречий и установленным полномочиям.
Таким образом, Управлением по капитальному строительству Администрации МО «Город Астрахань» при осуществлении деятельности применялись сметные нормативы и индексы удорожания, установленные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Письмом Минстроя России от 31.03.2017 года №10873-ХМ/09 «О целесообразности приведения территориальных сметных нормативов в соответствие с государственными сметными нормативами», исходя из положений ГрК РФ, с учетом изменений, Порядка мониторинга цен строительных ресурсов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 года №1452, Положения о федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.09.2016 года №959 «О федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве» территориальные сметные нормативы заканчивают свое действие 30.09.2017 г.
В период до 30.09.2017 года действуют территориальные сметные нормативы и цены в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве, включенные в федеральный реестр сметных нормативов или которые утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Материалами дела установлено и лицами, участвующими в деле, не оспорено, что формирование государственной программы «Развития дорожного хозяйства» «Безопасные и качественные дороги» на 2017 год осуществлялось в 4 квартале 2016 года и 1 квартале 2017 года на основании сметной документации, которая была выполненная на основании МДС 81-35.2004. «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации», с применением индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ по видам строительства на территории Астраханской области и утвержденных постановлениями Минстроя АО № 32 от 28.12.2016 года, № 07 от 28.03.2017 года и № 25 от 30.06.2017 года.
Сметная документация на ремонт автомобильных дорог общего пользования и расчет НМЦК выполнялись также с применением индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ по видам строительства на территории Астраханской области и утвержденных постановлениями Минстроя АО №32 от 28.12.2016, 07 от 28.03.2017, № 25 от 30.06.2017. Сметная документация прошла проверку МКП г. Астрахани «Центр сметной документации», замечания по индексам пересчета отсутствовали.
Кроме того, из материалов дела следует, что сметы также передавались в адрес Минстроя АО для формирования приоритетного проекта, замечаний по вопросу применения расценок и индексов изменения сметной стоимости не выявлено.
В целях урегулирования правовых неопределенностей, возникающих в правоприменительной практике по вопросам, относящимся к сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве, 26 июля 2017 г. принят Федеральный закон от 26 июля N 191-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 191-ФЗ).
Согласно статье 3 Федерального закона N 191-ФЗ сметные нормативы (за исключением укрупненных нормативов цены строительства), расценки, цены, методические и другие документы в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, которые включены в федеральный реестр сметных нормативов до 30 сентября 2017 г. или которые утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном до 3 июля 2016 г., применяются до даты, по состоянию на которую обеспечивается одновременное выполнение следующих условий:
- включение сведений о соответствующих сметных нормативах, утвержденных в соответствии со статьей 8.3 ГрК РФ (в редакции Федерального закона N 191-ФЗ), в федеральный реестр сметных нормативов в установленном порядке;
- введение в действие указанных сметных нормативов;
- размещение в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве сметных цен строительных ресурсов, определенных в соответствии с частью 5 статьи 8.3 ГрК РФ (в редакции Федерального закона № 191-ФЗ).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. N 1452 "О мониторинге цен строительных ресурсов" сметные цены строительных ресурсов, определенные Минстроем России по результатам мониторинга цен строительных ресурсов, подлежат размещению в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве с 15 декабря 2017 года, в редакции постановления Правительства РФ от 27.04.2018 № 514 - с 2019 года, в редакции постановления Правительства РФ от 15.05.2019 № 604 - с 2022 года.
Вместе с тем, во исполнение приказов Минрегиона РФ от 20.08.2009 № 355 «Об утверждении Методики расчета прогнозных индексов изменения стоимости строительства» (утратил силу с 01.07.2017), Минстроя России от 09.02.2017 года № 84/пр «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке индексов изменения сметной стоимости строительства» (вступил в силу с 31.03.2017) Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области ежеквартально направляются отчетные данные по строительным ресурсам, в том числе, по материалам, изделиям, конструкциям, оборудованию и эксплуатации машин и механизмов для разработки Минстроем России индексов изменения сметной стоимости строительства в разрезе Астраханской области. В соответствии с п. 8.5 вышеуказанных Методических рекомендаций для подтверждения отчетных данных, представляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, могут быть запрошены обосновывающие документы: прайс-листы производителей (поставщиков), коммерческие предложения производителей (поставщиков), данные мониторинга, проводимого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Минстроем России были направлены в адрес министерства указанные запросы (письма от 14.05.2018 № 20-02-6/8056-ИЛ, от 29.08.2018 года № 20-02-6/13335-АВ).
Приказом Минстроя России № 710/пр от 13.04.2017г. «Об утверждении Порядка утверждения сметных нормативов» установлены Правила планирования, рассмотрения и утверждения сметных нормативов, применяемых для определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. По итогам принятия решения об утверждении сметный норматив утверждается приказом Минстроя России и включается в Федеральный реестр сметных нормативов. Территориальные сметные нормативы Астраханской области (ТЕР) включены в Федеральный реестр сметных нормативов на основании приказа Минстроя России от 27.02.2015г. № 140/пр и их применение соответствует положениям ГрК РФ. Размеры индексов изменения сметной стоимости, их назначение и применение сообщаются письмами Министроя России в разрезе субъектов РФ и размещаются в Федеральном реестре сметных нормативов в разделе справочная информация.
Письмом Министерства Строительства и ЖКХ РФ от 09.12.16г. № 41695-ХМ/09 указано, что в рамках реализации полномочий Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в сфере ценообразования и сметного нормирования в сфере градостроительной деятельности Минстрой России сообщает о рекомендуемой величине прогнозных индексов изменения сметной стоимости строительства в IV квартале 2016 года, в том числе величине прогнозных индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, величине прогнозных индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ, прогнозных индексов изменения сметной стоимости прочих работ и затрат, а также величине прогнозных индексов изменения сметной стоимости оборудования.
Указанные прогнозные индексы разработаны к сметно-нормативной базе 2001 года в соответствии с положениями Методики расчета прогнозных индексов изменения стоимости строительства, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20 августа 2009 г. N 355, с использованием данных ФАУ "Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов", ОАО "ЦЕНТРИНВЕСТпроект", ОАО "ПНИИИС", региональных органов по ценообразованию в строительстве за III квартал 2016 года с учетом прогнозного показателя инфляции, установленного Минэкономразвития России, а также письма Госстроя от 27 ноября 2012 г. N 2536-ИП/12/ГС.
Таким образом, на момент разработки проектно-сметной документации применению подлежало письмо Минстроя России от 09.12.2016 N 41695-ХМ/09. Между тем приложением N 1 к названному письму в графе "Объекты строительства" не выделено дорожное строительство. Более того, указанным письмом установлена рекомендованная величина индексов изменения сметной стоимости строительства, реконструкции, ремонтно-строительных работ.
В этой связи пересчет сметной стоимости из базисного уровня цен 2001 года в текущий уровень цен был обоснованно произведен с учетом расчетных коэффициентов изменения сметной стоимости, утвержденных постановлениями Минстроя Астраханской области.
При таких обстоятельствах, выполненный Управлением пересчет сметной стоимости с применением коэффициентов, утвержденных Министерством строительства и ЖКХ Астраханской области, соответствует условиям заключенных контрактов и требованиям Закона № 44-ФЗ,
Доказательств невозможности в рассматриваемом случае (в рассматриваемый период) применения индекса пересчета из базового уровня цен 2001г. в текущий уровень цен, утв. Министерством строительство и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, не представлено.
Работы по содержанию автомобильных дорог регламентированы Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Закона № 257-ФЗ капитальный ремонт автомобильной дороги - это комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.
Таким образом, понятие капитального ремонта, данное в Законе № 257-ФЗ, является общим и конкретизируется специальным актом, которым является Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Приказом Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 № 402 утверждена классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, и в разделах II и III данного нормативного акта содержится перечень работ, относящихся к работам по капитальному ремонту автомобильных дорог (раздел II), и классификация работ по ремонту автомобильных дорог, не являющихся капитальными (раздел III).
В рассматриваемом случае по заключенным Управлением контрактам от 06.05.2017 года №0825300004217000011/38 с ООО «ВРСК», от 06.05.2017 года №0825300004217000010/37 с ООО «Технострой», от 03.07.2017 года №0825300004217000015/57 с ООО «МОП Комплекс 1», от 19.12.2017 №0825300004217000097/182 с ООО «Гидростройинжиниринг», от 30.10.2017 №0825300004217000069/129 с ООО «СпецДорСтрой» проводился ремонт автомобильных дорог, обустройство технических средств организации дорожного движения.
Исследовав и оценив представленные к делу документы в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь 34 БК РФ, статьей 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральным законом № 191-ФЗ, частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, изучив копии государственных контрактов, суд апелляционной инстанции считает, что в рассматриваемом периоде (2016г., 2017г.) у Управления отсутствовала необходимость применять сметные нормативы, подлежащие применению для пересчета из базового уровня цен 2001г. в текущий уровень цен, включенные в Федеральный реестр сметных нормативов, которые применяются при строительстве объектов капитального строительства.
Сметная документация была проверена и согласованна Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, являющимся главным распорядителем бюджетных денежных средств. Все локальные сметы были размещены в аукционных заявках. Заключенные государственные контракты не оспорены, не признаны недействительными и исполнены в полном объеме и оплачены.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о не представлении КСП Астраханской области доказательств нарушения Управлением ст. 34 БК РФ, выразившегося в не эффективном использовании бюджетных средств, а именно применении сметных
нормативов, не включенных в Федеральный реестр сметных нормативов, и завышении начальной (максимальной) цены контракта.
КСП Астраханской области не доказало, что фактически выполненные работы могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств.
Проверенная сметная документация и отсутствие замечаний по ней со стороны уполномоченных учреждений явилось основанием для формирования УКС МО «Город Астрахань» начальной максимальной цены контракта и осуществления процедуры закупки.
Таким образом, как верно указано судом, начальная максимальная цена контракта (НМЦК) установлена УКС МО «Город Астрахань» в полном соответствии с нормами действующего законодательства, а так же нормативно – правовыми актами, принятыми в установленном порядке и действовавшими на территории Астраханской области в проверяемом периоде. Постановления Минстроя Астраханской области об индексах изменения сметной стоимости в строительстве в рассматриваемом периоде (2016г., 2017г.) являлись действующими, недействительными не признаны.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что цена контракта устанавливалась правомерно в соответствии с нормативно-правовыми актами Министерства строительства Астраханской области, нарушение статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ст. 34 БК РФ, не доказано.
При указанных обстоятельствах, судом первой инстанции требования УКС МО «Город Астрахань» удовлетворены обоснованно.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Доводы Контрольно-счетной палатой Астраханской области не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 18 сентября 2019 года по делу № А06-139/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Е.В. Пузина
Судьи А.В. Смирников
С.М. Степура