ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-14478/19 от 24.09.2020 АС Астраханской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-65077/2020

г. Казань                                                  Дело № А06-14478/2019

25 сентября 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2020 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2020 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,

судей Хакимова И.А., Мухаметшина Р.Р.,

в отсутствие: 

заявителя – извещен надлежащим образом,

ответчика – извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационная компания «Домоуправление»

на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2020

по делу № А06-14478/2019

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационная компания «Домоуправление» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Службе жилищного надзора Астраханской области о признании недействительным ненормативного акта,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационная компания «Домоуправление» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании недействительными акта проверки от 25.06.2019 № 59, акта проверки от 31.10.2019 № 1466, предписания Службы жилищного надзора Астраханской области (далее – Служба жилищного надзора, административный орган) от 14.11.2019 № 353 об устранении выявленных нарушений требований законодательства, выданного на основании акта проверки от 25.06.2019 № 59.

До рассмотрения спора по существу общество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказалось от требований о признании недействительными акта проверки от 25.06.2019 № 59 и акта проверки от 31.10.2019 № 1466.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 13.03.2020 производство по делу в части требований о признании недействительными и отмене акта проверки от 25.06.2019 № 59 и от 31.10.2019 № 1466 прекращено, требования заявителя в остальной части удовлетворены. Суд признал недействительным и отменил предписание Службы жилищного надзора от 14.11.2019 № 353 об устранении выявленных нарушений требований законодательства, выданное на основании акта проверки от 25.06.2019 № 59.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2020 решение суда первой инстанции от 13.03.2020 в части признания недействительным и отмены предписания Службы жилищного надзора от 14.11.2019 № 353 об устранении выявленных нарушений отменено, в данной части принят новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных обществом требований о признании недействительным и отмене предписания Службы жилищного надзора Астраханской области от 14.11.2019 № 353 отказано. В остальной части решение суда первой инстанции от 13.03.2020 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество просит отменить принятый судебный акт, мотивируя неправильным применением судом норм материального и процессуального права.

Проверив законность обжалуемого акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению частично по следующим основаниям.

Общество на основании договора от 30.07.2016 осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: <...>.

Службой жилищного надзора проведена внеплановая выездная проверка общества, по результатам которой составлен акт проверки от 18.01.2019 № 59.

В ходе проверки административным органом установлено нарушение обществом пунктов 3.2.7, 3.2.8, 3.2.3, 3.2.9, 4.2.3.4, 4.8.6, 4.8.14, 4.6.33, 4.7.1, 4.7.2, 4.8.10, 4.6.1.26, 4.6.2.23, 4.2.3.4, 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила и нормы технической эксплуатации), пунктов 3, 8, 9, 13, 23 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего состояния общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 (далее – Минимальный перечень услуг и работ).

Административным органом обществу выдано предписание от 20.01.2019 № 19 об устранении выявленных нарушений, согласно которому обществу надлежит в срок до 28.05.2019 устранить выявленные нарушения, провести восстановительные работы по текущему ремонту окрасочного слоя стен (пункт 1), в срок до 20.03.2019 устранить повреждения цокольной части здания (пункт 2), оштукатурить оголовки вентканалов (пункт 3), восстановить отделочный и штукатурный слой с внутренних и наружных сторон кровельных будок (пункт 4), восстановить отсутствующие плафоны в местах общего пользования (пункт 5), восстановить поручни в местах их отсутствия (пункт 6), устранить неисправность заполнения оконных проемов, установить штапики, фурнитуру на фрамугах (пункт 7), произвести влажную уборку мест общего пользования (пункт 8), восстановить отопительную систему в подъездах многоквартирного жилого дома по адресу: <...> (пункт 9).

На основании распоряжения от 21.06.2019 № 948 с целью проверки исполнения предписания от 20.01.2019 № 19 Службой жилищного надзора проведена внеплановая выездная проверка общества, по результатам которой составлен акт проверки от 25.06.2019 № 831.

В ходе проверки административным органом установлено частичное исполнение ранее выданного предписания, выявлены нарушения обществом требований пунктов 3.2.7, 3.2.8, 3.2.9, 4.2.3.4, 4.8.6, 4.8.14, 4.6.33, 4.7.1, 4.7.2, 4.8.10, 4.6.1.26, 4.6.2.23, 4.2.3.4, 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации, пунктов 3, 8, 9, 13, 23 Минимального перечня услуг и работ.

Административным органом обществу выдано предписание от 27.06.2019 № 176 об устранении выявленных нарушений, согласно которому обществу надлежит в срок до 27.08.2019 устранить повреждения цокольной части здания (пункт 1), восстановить отделочный слой крыльц (пункт 2), произвести работы по выравниванию верхней части оголовки вентканалов (пункт 3), выровнять по вертикали радиотрансляционные стойки (пункт 4), принять меры по демонтажу сплит-системы в уровне 6 подъезда на кровельной будке (пункт 5), произвести восстановительные работы отделки пола и ступеней (пункт 6), восстановить поручни в местах их отсутствия (пункт 7), устранить неисправность заполнения оконных проемов, установить штапики, фурнитуру на фрамугах (пункт 8), уложить провода интернет провайдеров в кабель каналы (пункт 9), восстановить отопительную систему в подъездах многоквартирного жилого дома по адресу: <...> (пункт 10), произвести влажную уборку мест общего пользования (пункт 11), восстановить отсутствующие плафоны в местах общего пользования (пункт 12), произвести работы по восстановлению отделочного слоя стен в подъездах (пункт 13).

На основании распоряжения от 29.10.2019 № 1654 с целью проверки исполнения предписания от 27.06.2019 № 176 Службой жилищного надзора проведена внеплановая выездная проверка общества, по результатам которой составлен акт проверки от 31.10.2019 № 1466.

В ходе проверки административным органом установлено частичное исполнение ранее выданного предписания, выявлены нарушения обществом требований пунктов 3.2.7, 3.2.8, 3.2.9, 4.8.6, 4.8.14, 4.6.33, 4.7.1, 4.8.10, 4.6.2.3, 4.2.3.4 Правил и норм технической эксплуатации, пунктов 3, 8, 9, 13, 23 Минимального перечня услуг и работ: со стороны уличного и дворового фасада в цокольной части здания наблюдается отслоение окрасочного слоев, местами до кирпичной кладки, частичное разрушение пояса между цоколем и 1-ым этажом, местами наблюдаются трещины в цокольной части здания по отделочному слою стен; на крыльцах местами наблюдаются трещины по отделочному слою; на поверхности кровли местами наблюдается неровная поверхность оголовок вентканалов; наблюдается частично отклонение от вертикали радиотрансляционных стоек; в уровне 6 подъезда на кровельной будке установлена сплит-система; в подъезде № 1 на 1-ом этаже наблюдаются сколы ступеней на лестничном марше, в подъезде № 6 на 4-ом этаже наблюдается повреждение отделки пола; в цокольной части со стороны дворового фасада местами отсутствует 1-е заполнение окон, в подъезде № 1 частично отсутствует фурнитура на фрамугах, в подъезде № 2 на 1-ом этаже отсутствует вторая фрамуга, частично отсутствует фурнитура на фрамугах, в подъезде № 3 частично наблюдается повреждение оконного заполнения, частично отсутствуют штапики и фурнитура на фрамугах, в подъездах № 4, 5, 6 частично отсутствует фурнитура на фрамугах; в подъездах № 2, 4, 6 отсутствует обогревающий элемент (батарея), в подъезде № 3 на 1 этаже обогревающий элемент (батарея) не закреплен и отключен от центральной системы отопления; влажная уборка в подъездах не проводилась; стены подъездов № 2, 5, 6 окрашены неравномерно, наблюдается просвечивание нижележащих слоев шпаклевки.

Административным органом обществу выдано предписание от 14.11.2019 № 353 об устранении выявленных нарушений, согласно которому обществу в срок до 15.01.2020 надлежит выровнять по вертикали радиотрансляционные стойки (пункт 4), принять меры по демонтажу сплит системы в уровне 6-го подъезда на кровельной будке (пункт 5), произвести восстановительные работы по отделки пола и ступеней (пункт 6), устранить неисправность заполнения оконных проемов, установить штапики, фурнитуру на фрамугах (пункт 7), восстановить отопительную систему в подъездах многоквартирного жилого дома (пункт 8), произвести влажную уборку мест общего пользования (пункт 9), в срок до 06.04.2020 устранить повреждения цокольной части здания (пункт 1), восстановить отделочный слой крыльц (пункт 2), произвести работы по выравниванию верхней части оголовков вентканалов (пункт 3), произвести работы по восстановлению отделочного слоя стен в подъездах (пункт 10).

Полагая, что предписание от 14.11.2019 № 353 является незаконным, нарушает его права и охраняемые законом интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Признавая недействительным предписание Службы жилищного надзора, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предписание выдано без проведения проверки, содержит требования о проведении работ, относящихся к капитальному ремонту здания и не входящих в Минимальный перечень услуг и работ.

Иисследовав и оценив представленные в материалы дела документы в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 3.2.7, 3.2.8, 3.2.9, 4.2.3.4, 4.6.2.3,4.7.1,4.8.6, 4.8.10, 4.8.14 Правил и норм технической эксплуатации, пунктами 11, 16, 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, пунктами 3, 8, 13, 15,18, 23 Минимального перечня услуг и работ, установив, что указанные в оспариваемом предписании работы по влажной уборке мест общего пользования, по ремонту и восстановлению внутридомовых систем отопления, ремонту стен в подъездах, поверхности цоколя, дымовых и вентиляционных труб, оконных заполнений подъездов является обязательным для общества как лица, ответственного за надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме № 45, корп. 4 по ул. Хибинская г. Астрахани, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о законности выданного заявителю оспариваемого предписания от 14.11.2019 № 353 и отмене решения суда первой инстанции в части признания недействительным предписания.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда апелляционной инстанции о законности предписания  в части пунктов 1, 3, 7, 8, 9, 10.

Вместе с тем, как усматривается из оспариваемого предписания от 14.11.2019 № 353, обществу предписано восстановить отделочный слой крыльц (пункт 2), выровнять по вертикали радиотрансляционные стойки (пункт 4), принять меры по демонтажу сплит системы в уровне 6-го подъезда на кровельной будке (пункт 5), произвести восстановительные работы по отделки пола и ступеней (пункт 6).

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Астраханской области от 11.02.2020 по делу № А06-7049/2019 признаны недействительными пункты 2, 4, 5, 6 и 9 предписания Службы жилищного надзора от 27.06.2019 № 176.

Оспариваемое предписание от 14.11.2019 № 353 также содержит аналогичные пункты о необходимости выполнении таких же мероприятий.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 294-ФЗ) предметом внеплановой проверки является, в том числе, соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Основанием для проведения внеплановой проверки является, помимо прочего, истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами (пункт 1 части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ).

В силу пункта 1 части 1 статьи 17 вышеназванного закона, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, в том числе, об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

В соответствии с частью 21 статьи 10 Закона № 294-ФЗ в случае, если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного органом государственного контроля (надзора) и (или) органом муниципального контроля предписания.

Предметом внеплановой выездной проверки, проведенной 31.10.2019, являлось только исполнение ранее выданного Службой жилищного надзора предписания от 27.06.2019 № 176 (распоряжение административного органа от 29.10.2019 № 1654).

При этом признавая недействительным пункты 2, 4, 5 и 6 предписания от 27.06.2019 № 176, Арбитражный суд Астраханской области исходил из того, что в акте проверки от 25.06.2019 № 831 не зафиксированы нарушения, указанные в данных пунктах.

В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Поскольку пункты 2, 4, 5 и 6 предыдущего предписания Службы жилищного надзора от 27.06.2019 № 176 вступившим в законную силу решением суда признаны недействительным, оспариваемое предписание Службы жилищного надзора от 14.11.2019 № 353, содержащие аналогичные пункты предписания, также подлежит признанию недействительным в части пунктов 2, 4, 5 и 6.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2020 по делу №А12-14478/2019 в части отказа в признании недействительным пунктов 2, 4, 5 и 6 предписания Службы жилищного надзора Астраханской области от 14.11.2019 № 353 об устранении выявленных нарушений требований законодательства, отменить.

Заявление общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационная компания «Домоуправление» в указанной части удовлетворить.

Признать недействительным пункты 2, 4, 5 и 6 предписания Службы жилищного надзора Астраханской области от 14.11.2019 № 353 об устранении выявленных нарушений требований законодательства.

В остальной части постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2020 по делу № А12-14478/2019 оставить без изменения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационная компания «Домоуправление» (ФИО1) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 рублей, перечисленную по чеку-ордеру от 22.07.2020.

Выдать справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины.

Взыскать с Службы жилищного надзора Астраханской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационная компания «Домоуправление» 1500 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.

Поручить Арбитражному суду Астраханской области выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                      Л.Ф. Хабибуллин

Судьи                                                                           И.А. Хакимов

                                                                                     Р.Р. Мухаметшин