ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-144/2021 от 27.01.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-13641/2021

г. Казань Дело № А06-144/2021

02 февраля 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,

судей Мухаметшина Р.Р., Хабибуллина Л.Ф.,

в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 15.06.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2021

по делу № А06-144/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Астэк» (г. Астрахань, ИНН 3015100275, ОГРН 1133015002086) о признании несоответствующим закону акта проверки Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям (г. Астрахань, ИНН 3015066698, ОГРН 1043000708695) от 16.10.2020 № 27, приказа от 19.10.2020 № 1445, об обязании выдать лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности по заявлению от 11.09.2020 № 150,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Астэк» (далее - ООО «Астэк», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании несоответствующим закону акта проверки Межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям (далее Управление, Росприроднадзор) от 16.10.2020 № 27, приказа от 19.10.2020 № 1445, об обязании выдать лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности по заявлению от 11.09.2020 № 150.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 15.06.2021 признан недействительным приказ Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям от 19.10.2020 № 1445 «Об отказе в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности». Суд обязал Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Астэк» путем принятия соответствующего решения о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности по заявлению от 11.09.2020 № 150. В части заявленных требований о признании незаконным акта проверки от 16.10.2020 № 27 производство по делу прекращено.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2021 по делу № А06-144/2021 решение Арбитражного суда Астраханской области от 15.06.2021 по делу № А06-144/2021 в обжалуемой части отменено в части обязания Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Астэк» путем принятия соответствующего решения о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности по заявлению от 11.09.2020 № 150. По делу № А06-144/2021 в отмененной части принят новый судебный акт. Суд обязал Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Астэк» путем рассмотрения заявления ООО «Астэк» от 11.09.2020 № 150 о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в установленном законом порядке. В остальной обжалуемой части решение Арбитражного суда Астраханской области от 15.06.2021 по делу №А06-144/2021 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены.

В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.

Как следует из материалов дела, ООО «Астэк» обратилось в Управление с заявлением от 11.09.2019 № 150 о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по транспортированию отходов I-IV класса опасности.

Управлением в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка, по итогам которой составлен акт проверки от 16.10.2020 № 27.

Приказом Управления от 19.10.2020 № 1445 обществу отказано в предоставлении лицензии в связи с нарушением положений пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ), подпункта «в» пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности» (далее - Положение № 1062, Положение), а именно:- несоответствие транспортного средства - судна «Онега», которое должно быть оснащено соответствующим образом для исключения попадания опасных отходов, в том числе особо опасных в окружающую среду, должны соблюдаться требования безопасности к транспортированию отходов на транспортных средства; отсутствие специально оборудованных мест, что может привести к загрязнению акватории водного объекта.

ООО «Астек» оспорило приказ от 19.10.2020 № 1445 об отказе в предоставлении лицензии в судебном порядке.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества, исходил из того, что не имелось оснований для отказа обществу в предоставлении лицензии. В качестве восстановления нарушенного права суд первой инстанции обязал управление принять соответствующее решение о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности по заявлению от 11.09.2020 № 150.

Суд апелляционный инстанции, отменяя решение суда первой инстанции в части, исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона № 89-ФЗ, пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона № 99-ФЗ соответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Частью 2 статьи 8 Федерального закона № 99-ФЗ определено, что лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 и пунктом 2 части 3 статьи 13 Федерального закона № 99-ФЗ для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, к которому прилагаются копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом № 89-ФЗ.

Под транспортированием отходов понимается их перемещение с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах (статья 1 Федерального закона № 89-ФЗ).

Согласно статье 16 Федерального закона № 89-ФЗ транспортирование отходов осуществляется с соблюдением экологических требований, санитарно-эпидемиологических требований и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации об автомобильном, железнодорожном, воздушном, внутреннем водном и морском транспорте.

Организация транспортирования отходов осуществляется при следующих условиях: наличие паспорта отходов при транспортировании отходов I - IV класса опасности; наличие документации для транспортирования и передачи отходов, оформленной в соответствии с правилами перевозки грузов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования; соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов транспортными средствами; наличие на транспортных средствах, контейнерах, цистернах, используемых при транспортировании отходов, специальных отличительных знаков, обозначающих определенный класс опасности отходов.

Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, регулируется Положением № 1062.

Согласно подпункту «в» пункта 3 Положения № 1062 лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются для работ по транспортированию отходов I – IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 121 «Об определении организации, осуществляющей классификацию и освидетельствование судов, зарегистрированных в Государственном судовом реестре, в бербоут-чартерном реестре или в Российском международном реестре судов» установлено, что российской организацией, осуществляющей классификацию и освидетельствование судов является Федеральное автономное учреждение «Российский морской регистр судоходства» (РМРС).

Регистр устанавливает технические требование, обеспечивающие условиям безопасности судов и морских сооружений в соответствии с их назначением, охраны человеческой жизни и сохранности перевозимых грузов на море и внутренних водных путях, предотвращения загрязнения с судов, проводит освидетельствования в соответствии с этими требованиями, производит классификацию судов, устанавливает вместимость морских судов и обмерные характеристики находящихся на учете Регистра судов внутреннего плавания.

Судами установлено, что общество обратилось в лицензирующий орган с заявлением от 11.09.2020 № 150 о предоставлении лицензии по транспортированию отходов 1-4 классов опасности с приложением документов: копия классификационного свидетельства от 28.05.2020 № 20.30059.141, удостоверяющее, что в результате проведенного освидетельствования судно, его устройства и оборудование удовлетворяют применимым требованиям Правил классификации и постройки морских судов РМРС; копия свидетельства о предотвращении загрязнения с судов от 28.05.2020 № 20.20585.141, подтверждающее выполнение требований следующих частей «Правил по предотвращению загрязнений с судов, эксплуатирующихся в морских районах внутренних водных путях Российской Федерации» и/или применимых требований Приложений международной Конвенции МАРПОЛ 73/78: Часть II Конструкция, оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнений нефтью (приложение I МАРПОЛ 73/78); Часть IV Оборудование и устройства судов по предотвращению сточными водами (Приложение IV МАРПОЛ 73/78); Часть V Оборудование и устройства судов по предотвращению мусором (Приложение V МАРПОЛ 73/78); Часть VI Оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения атмосферы (Приложение VI МАРПОЛ 73/78); копия документа о соответствии судна, перевозящего опасные грузы, специальным требованиям от 28.05.2020 № 20.20584.141, удостоверяющего, что судно освидетельствовано в соответствии с правилом 1/6 Конвенции СОЛАС-74 и отвечает требованиям правил П-2 /54 упомянутой Конвенции с приложением-схемой по размещению контейнеров для типов опасных грузов: ламп и аккумуляторных батарей; копия свидетельства на оборудование и снабжение 18.40014.141, удостоверяющее, что оборудование и снабжение соответствует требованиям правил классификации и постройки морских судов, правил по оборудованию морских судов; копия акта освидетельствования судна "Онега" от 28.05.2020 № 20.61275.141, акта освидетельствования судна от 28.05.2020 № 20.61276.141, удостоверяющие, что конструкции и оборудование судна соответствуют требованиям Международного Кодекса морской перевозки опасных грузов (МК МПОГ); письмо ООО «АСТЭК» от 07.09.2020 № 148 «О специальном оборудовании и снабжении специальными знаками транспортных средств» (пункт 22 описи от 11.09.2020); копия запроса в Центральный аппарат Российского морского регистра судоходства от 11.06.2020; копия ответа Центрального аппарата РМРС от 22.06.2020 от 313-91-149101 «О достаточности дооборудования судна для целей транспортирования отходов I - IV классов опасности»; копия дополнения к спецификации т/х «Онега» 2019/1582УД (Онега) -90-07; копия чертежа установки контейнеров на палубе 2019/1582УД (Онега)-90-05; пояснительная записка ООО «АСТЭК».

Суды проанализировали положения статьи 13 Федерального закона № 99-ФЗ, Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062), Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (утв. приказом Минприроды России от 01.07.2016 № 379), представленные в материалы дела доказательства и пришли к обоснованному выводу о том, что обществом представлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих оснащение судна «Онега» соответствующим образом, позволяющим осуществлятьтранспортирование отходов; конструкция судна позволяет отнести его к специально оборудованным транспортным средствам, предназначенным для транспортирования отходов 1-IV класса опасности.

Судами отмечено, что Управлению запрещено требовать от заявителя документы и информацию, не включенную в исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления услуги.

Доводы управления о несвоевременном представлении обществом дополнительных документов, а также о критической оценке данных документов были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, с которой соглашается кассационная инстанция.

При указанных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что приказ от 19.10.2020 № 1445 «Об отказе в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» не соответствует закону и нарушает права общества.

Изменяя в части решение суда первой инстанции, апелляционный суд, руководствуясь пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, указал, что конкретный способ устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя арбитражный суд избирает самостоятельно на основании установленных обстоятельств дела и доказательств, представленных сторонами.

Способ восстановления нарушенных прав может быть определен исходя из критериев необходимости, достаточности и соразмерности средств, направленных на устранение нарушений, допущенных изданием оспариваемого ненормативного правового акта.

При этом арбитражный суд не предписывает и не предопределяет решение, которое должен вынести орган, осуществляющий публичные полномочия. Аарбитражный суд не вправе вмешиваться в деятельность Управления, обусловленную его полномочиями, и, соответственно, не может выносить судебные акты, обязывающие Управление принять какой-либо ненормативный правовой акт или внести в принятые им ненормативные правовые акты какие-либо сведения или данные. При рассмотрении дела об оспаривании ненормативных актов суд не подменяет орган, а проверяет лишь обоснованность сделанных выводов.

В этой связи апелляционный суд обоснованно указал, что допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Астэк» могут быть устранены путем рассмотрения заявления ООО «Астэк» от 11.09.2020 № 150 о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в установленном законом порядке.

Судебная коллегия в кассационной инстанции полагает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании материалов дела, не противоречат им. Представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.

Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда, а дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом апелляционном постановлении выводах.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не допущено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2021 по делу № А06-144/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья А.Н. Ольховиков

Судьи Р.Р. Мухаметшин

Л.Ф. Хабибуллин