ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-15167/19 от 10.12.2020 АС Астраханской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-68221/2020

г. Казань                                                 Дело № А06-15167/2019

11 декабря 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2020 года.

Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2020 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Сабирова М.М.,

судей Гильмановой Э.Г., Вильданова Р.А.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы  Министерства социального развития и труда Астраханской области, г. Астрахань, и государственного учреждения – отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области, г. Астрахань,

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 09.07.2020 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2020

по делу № А06-15167/2019

по исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1, Красноярский край, г. Минусинск, к Министерству социального развития и труда Астраханской области, к государственному учреждению – отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области о взыскании компенсации за установку памятников, с участием в деле в качестве третьих лиц Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва, Министерства финансов Астраханской области, г. Астрахань,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Астраханской области с исковым заявлением к Министерству социального развития и труда Астраханской области (далее – Министерство) и к государственному учреждению – отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области (далее – Отделение ПФР) о взыскании 1 591 800 руб. компенсации.

Исковое заявление мотивировано наличием у ответчиков обязанности по компенсации Предпринимателю расходов по установке надгробных памятников Героям Социалистического Труда Российской Федерации, памятники установлены по договорам с родственниками, финансирование надгробных памятников производится за счёт федерального бюджета.

Министерство в возражениях на исковое заявление просило отказать в удовлетворении требований Предпринимателя, поскольку Министерство вправе выплатить субсидии только предпринимателям, зарегистрированным и оказывающим услуги на территории Астраханской области, изготовление и установка надгробий производится за счёт средств местных бюджетов с последующей компенсацией из федерального бюджета, возмещение транспортных расходов не предусмотрено.

Отделение ПФР в отзыве на исковое заявление просило отказать в иске к Отделению ПФР, поскольку является ненадлежащим ответчиком по делу.

Определением от 05.03.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены Министерство финансов Российской Федерации и Министерство финансов Астраханской области.

Министерство финансов Астраханской области в отзыве по делу указало, что сооружение надгробий производится за счёт средств федерального бюджета, предоставлении субсидий Министерством возможно только предпринимателям зарегистрированным и осуществляющим деятельность на территории Астраханской области, главным распорядителем средств бюджета в данной области является Министерство.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 09.07.2020 в обязанность Министерства и Отделения ПФР вменено произвести выплату компенсации Предпринимателю за установку памятников Героям Социалистического Труда: ФИО2 в сумме 398 400 руб., ФИО3 в сумме 396 100 руб., ФИО4 Баймаша в сумме 398 700 руб., ФИО5 в сумме 398 600 руб.

Решение суда первой инстанции мотивировано подтверждением материалами дела расходов Предпринимателя по установке надгробий, финансированием расходов по установке надгробий органами исполнительной власти субъектов федерации за счёт средств федерального бюджета, наличием у Министерства полномочий главного распорядителя бюджетных средств, наличием у государственных органов обязанности по компенсации расходов родственников по изготовлению и установке надгробий, недоказанностью завышенности компенсации, подтверждением идентичности личностей, которым установлены надгробия.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2020решение суда первой инстанции от 09.07.2020 оставлено без изменения.

В обоснование принятого по делу судебного акта апелляционный суд указал на правомерность выводов суда первой инстанции.

Не согласившись с выводами судебных инстанций, Министерство обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся судебные акты отменить и принять новый судебный акт.

В обоснование поданной по делу кассационной жалобы Министерство ссылается на незаконность и необоснованность судебных актов.

По мнению Министерства, судебными инстанциями не учтено, что компенсация возможна только предпринимателям, зарегистрированным и оказывающим услуги в Астраханской области, Министерство не заключало договора на установку надгробий и не принимало на себя обязанности по ним, Предпринимателем не подтверждён размер предъявленных к компенсации затрат, законодательством не предусмотрено возмещение транспортных расходов, в документах имеются недостоверные сведения.

Так же с кассационной жалобой на принятые по делу судебные акты в суд округа обратилось Отделение ПФР, которое просит отменить судебные акты в части требований к Отделению ПФР и отказать в иске в данной части.

По мнению Отделения ПФР, оно является ненадлежащим ответчиком по делу, не уполномочено принимать решения о выплате средств, между Отделением ПФР и Астраханской областью отсутствуют какие-либо обязательственные отношения, претензия Отделению ПФР Предпринимателем не направлялась, не доказаны фактические расходы на сооружение надгробий, не подтверждена разумность расходов Предпринимателя.

Предприниматель в отзыве на кассационные жалобы просил отказать в их удовлетворении, поскольку компенсация подлежит выплате родственникам Героя, Предпринимателем от родственников получено право требовать компенсацию, транспортные расходы включены в стоимость установления надгробия, идентичность лиц, которым установлены надгробия, подтверждена судами, Министерство является главным распорядителем, обязанность по компенсации спорных расходов установлена федеральным законодательством.

В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалобы рассмотрены судебной коллегией в отсутствии представителей участвующих в деле лиц, извещённых надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив законность обжалованных по делу судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы поданных по делу кассационных жалоб, отзыва Предпринимателя на кассационные жалобы, судебная коллегия суда округа не находит правовых оснований для удовлетворения поданных по делу кассационных жалоб.

Из представленных в материалы дела доказательств усматривается следующее.

На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 22.03.1966 Калиевой Джамиле было присвоено знание Героя Социалистического Труда.

05.07.2016 между Предпринимателем в качестве исполнителя и гражданином ФИО6 в качестве заказчика заключён договор, по условиям которого Предприниматель обязуется надлежащим образом оказать услуги и выполнить работы в соответствии со сметой на работы и услуги по установке надгробия на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда за счёт средств федерального бюджета, а заказчик обязуется принять надлежащим образом оказанные услуги и выполненные работы по акту приёма-передачи.

Согласно пункту 1.2 договора установка надгробия на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 № 740 «О надгробии, сооружаемом на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда и полного кавалера ордена Трудовой Славы за счёт средств федерального бюджета».

Пунктом 1.4 договора предусмотрено, что надгробие устанавливается на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического ФИО7 Рахметовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дата смерти 12.12.2006, на кладбище с/с Хошеутовский, с. Ахтубинка, Харабалинского района, Астраханской области.

Согласно пункту 2.3 договора заказчик передал Предпринимателю право требования оплаты надгробия в отношениях с государственными органами в рамках программы установки надгробия Героям Социалистического труда в соответствии с частью 2 статьи 6.1. Федерального закона от 09.01.1997 № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам Ордена Трудовой Славы».

Стоимость работ определена сторонами в сумме 398 400 руб. (пункт 3.1 договора), является твёрдой договорной и изменению не подлежит, оплата производится Министерством социального развития и труда Астраханской области при поступлении денежных средств федерального бюджета на эти цели (пункт 3.2 договора).

Предприниматель в соответствии с договором выполнил работы по изготовлению и установке надгробного памятника в полном объёме, о чём составлен акт приёмки выполненных работ по изготовлению и установке надгробия умершего Героя Социалистического Труда ФИО2 от 25.03.2019.

На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10.06.1949 ФИО8 Лати присвоено знание Героя Социалистического Труда.

15.01.2019 между Предпринимателем в качестве исполнителя и гражданкой ФИО9 в качестве заказчика заключён договор, согласно которому Предприниматель обязуется надлежащим образом оказать услуги и выполнить работы в соответствии со сметой на работы и услуги по установке надгробия на могиле умершего (погибшего) Герою Социалистического Труда за счёт средств федерального бюджета, а заказчик обязуется принять надлежащим образом оказанные услуги и выполненные работы по акту приёма-передачи.

Согласно пункту 1.2 договора установка надгробия на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 № 740 «О надгробии, сооружаемом на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда и полного кавалера ордена Трудовой Славы за счёт средств федерального бюджета».

Пунктом 1.4 договора предусмотрено, что надгробие устанавливается на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дата смерти 03.06.1986, на кладбище пос. Костюбе, Володарского района Астраханской области.

Стоимость работ определена сторонами в размере 396 100 руб. (пункт 3.1 договора), является твёрдой договорной и изменению не подлежит, оплата производится Министерством социального развития и труда Астраханской области при поступлении денежных средств федерального бюджета на эти цели (пункт 3.2 договора).

Предприниматель в соответствии с договором выполнил работы по изготовлению и установке надгробного памятника в полном объёме, о чем составлен акт приёмки выполненных работ по изготовлению и установке надгробия умершего Героя Социалистического ФИО10 Каримовича от 26.03.2019.

На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 05.11.1943 ФИО5 было присвоено знание Героя Социалистического Труда.

19.01.2019 между Предпринимателем в качестве исполнителя и гражданином ФИО11 в качестве заказчика заключён договор, согласно которому Предприниматель обязуется надлежащим образом оказать услуги и выполнить работы в соответствии со сметой на работы и услуги по установке надгробия на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда за счёт средств федерального бюджета, а заказчик обязуется принять надлежащим образом оказанные услуги и выполненные работы по акту приёма-передачи.

Согласно пункту 1.2 договора установка надгробия на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 № 740 «О надгробии, сооружаемом на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда и полного кавалера ордена Трудовой Славы за счет средств федерального бюджета».

Стоимость работ определена сторонами в размере 398 600 руб. (пункт 3.1 договора), является твёрдой договорной и изменению не подлежит, оплата производится Министерством социального развития и труда Астраханской области при поступлении денежных средств федерального бюджета на эти цели (пункт 3.2 договора).

Предприниматель в соответствии с договором выполнил работы по изготовлению и установке надгробного памятника в полном объёме, о чём составлен акт приёмки выполненных работ по изготовлению и установке надгробия умершего Героя Социалистического Труда ФИО5 от 21.03.2019.

На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 27.09.1950 ФИО12 Баймашу присвоено знание Героя Социалистического Труда.

17.12.2018 между Предпринимателем в качестве исполнителя и гражданкой ФИО13 в качестве заказчика заключён договор, согласно которому Предприниматель обязуется надлежащим образом оказать услуги и выполнить работы в соответствии со сметой на работы и услуги по установке надгробия на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда за счёт средств федерального бюджета, а заказчик обязуется принять надлежащим образом оказанные услуги и выполненные работы по акту приёма-передачи.

Согласно пункту 1.2 договора установка надгробия на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 № 740 «О надгробии, сооружаемом на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда и полного кавалера ордена Трудовой Славы за счёт средств федерального бюджета».

Стоимость работ определена сторонами в размере 398 700 руб. (пункт 3.1 договора), является твёрдой договорной и изменению не подлежит, оплата производится Министерством социального развития и труда Астраханской области при поступлении денежных средств федерального бюджета на эти цели (пункт 3.2 договора).

Предприниматель в соответствии с договором выполнил работы по изготовлению и установке надгробного памятника в полном объёме, о чём составлен акт приёмки выполненных работ по изготовлению и установке надгробия умершего Героя Социалистического ФИО14 Баймаша от 20.03.2019.

В общей сумме стоимость оказанных Предпринимателем услуг по изготовлению и установке надгробий составила 1 591 800 руб.

Полагая, что расходы на изготовление и установку надгробных памятников в силу положений действующего законодательства подлежат возмещению из федерального бюджета, Предприниматель обратился в Министерство с заявлениями о выплате компенсации за установку надгробных памятников на могилах Героев Социалистического Труда.

Министерство приняло решение об отказе в предоставлении Предпринимателю субсидии на возмещение части затрат, связанных с изготовлением и установкой надгробия на могилах умерших Героев Социалистического Труда.

07.10.2019 Предприниматель направил в адрес Министерства и Отделения ПФР претензии с требованием о выплате компенсации.

Неисполнение ответчиками изложенных в претензиях требований по выплате компенсации послужило основанием для обращения Предпринимателя в суд с требованиями по настоящему делу.

Удовлетворяя предъявленные Предпринимателем требования, судебные инстанции исходили из следующего.

В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 09.01.1997 № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» (далее – Закон №5-ФЗ) сооружение на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда и полного кавалера ордена Трудовой Славы надгробия установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти образца производится за счёт средств федерального бюджета. Дополнительные расходы, связанные с изменением установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти образца надгробия, оплачиваются семьёй умершего (погибшего) или организацией-спонсором.

В соответствии с частями 1-3 статьи 7 Закона № 5-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 № 740 «О надгробии, сооружаемом на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации и полного кавалера ордена Трудовой Славы за счёт средств федерального бюджета» (далее – Постановление № 740) расходы, связанные с реализацией статьи 6.1 настоящего Федерального закона, финансируются за счёт предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета на соответствующий год, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации. Средства федерального бюджета, передаваемые для финансирования указанных расходов, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и перечисляются Пенсионным фондом Российской Федерации через свои территориальные органы в бюджеты субъектов Российской Федерации. Средства федерального бюджета, передаваемые на финансирование расходов, связанных с сооружением надгробия, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и перечисляются Пенсионным фондом Российской Федерации через его территориальные органы в бюджеты субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 7 Закона                 № 5-ФЗ. Указанные средства зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации на счета органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Астраханской области от 19.12.2013 № 558-П «О Порядке предоставления субсидии на возмещение части затрат или недополученных доходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы и проживающим совместно с ними членам их семей (супруга (супруг), родители, дети в возрасте до 18 лет, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очной форме обучения), а также их вдовам (вдовцам) при условии, если ранее они проживали совместно, Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации, полным кавалерам ордена Трудовой Славы и проживающим совместно с ними членам их семей, нетрудоспособным членам их семей (супруга (супруг), родители, дети в возрасте до 18 лет и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения), а также их вдовам (вдовцам), в том числе нетрудоспособным, при условии, если ранее они проживали совместно» в соответствии со статьёй 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях реализации Закона Российской Федерации от 15.01.1993 № 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», Федерального закона от 09.01.1997                № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» утверждён Порядок предоставления субсидии.

Субсидия предоставляется за счёт средств федерального бюджета, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и перечисляемых Пенсионным фондом Российской Федерации в бюджет Астраханской области.

Субсидия предоставляется юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным и (в редакции от 07.12.2016) осуществляющим деятельность на территории Астраханской области, на возмещение части затрат или недополученных доходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, предусмотренных статьями 1, 4-9 Закона и статьями 2-6.1 Федерального закона.

Между Пенсионным фондом Российской Федерации и Правительством Астраханской области заключено соглашение от 23.03.2007 № 28-54 «О реализации мер социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров Ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы».

Министерство в соответствии с Положением о Министерстве, утверждённым постановлением Правительства Астраханской области от 21.03.2005 № 21-П, является исполнительным органом государственной власти Астраханской области, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального развития и труда, опеки, попечительства и патронажа, оказания государственных услуг в установленной сфере, включая социальное обслуживание населения, протезноортопедическую помощь, реабилитацию инвалидов, предоставление мер социальной поддержки и социальной помощи установленным законодательством отдельным категориям граждан, государственную экспертизу условий труда, функции по контролю и надзору в установленных законодательством сферах деятельности.

В соответствии с пунктом 4 Положения Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через уполномоченные подведомственные государственные учреждения Астраханской области.

Статья 5 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далееЗакон № 8-ФЗ) предусматривает, что умерший, а также его родственники, законный представитель, а при их отсутствии и иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут доверить исполнение своего волеизъявления другому лицу.

Согласно положениям статьи 6 Закона № 8-ФЗ, в случае отсутствия волеизъявления умершего, либо мотивированного отказа родственников или законных представителей от исполнения этого волеизъявления, оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Следовательно, законодателем и нормативными правовыми актами установлен круг лиц, которые при определённых условиях и в определённой очерёдности могут организовать и (или) осуществить погребение погибшего (умершего), включая установку памятника на могиле.

Предприниматель, принявший на себя обязательство по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших) в силу закона признаётся уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесённых им расходов.

Из названных законодательных актов вытекает прямая обязанность соответствующих государственных органов по оплате родственникам умершего расходов на изготовление и установку памятников погибшим (умершим) Героям и другим, перечисленным в законе категориям лиц.

Таким образом, выплата Предпринимателю соответствующей компенсации реально возможна лишь в результате соответствующих согласованных действий Министерства и Отделения ПФР.

При данных обстоятельствах судебные инстанции пришли к выводу, что Министерство и Отделение ПФР являются надлежащими ответчиками по требованиям Предпринимателя.

Порядок возмещения затрат, связанных с изготовлением и установкой надгробия на могиле умершего (погибшего) Героя законом чётко не определён.

Между тем, из содержания названных норм права следует, что оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников, заказываемых для увековечивания памяти Героев, носит компенсационный характер и по факту является социальной льготой для родственников данных категории лиц.

Право требовать компенсации понесённых расходов на изготовление и установку надгробия возникает в силу закона.

Предприниматель, принявший на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), в силу закона признаётся уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесённых им расходов.

Закон № 5-ФЗ и Закон № 8-ФЗ не связывает право на возмещение расходов по изготовлению и установке памятников с обязательным наличием у обратившихся за их возмещением лиц родственных отношений с погибшим (умершим) или статуса заказчика по гражданско-правовому договору подряда на установку памятника.

Судебными инстанциями установлено, что факт выполнения Предпринимателем работ, предусмотренных договорами, подтверждается представленными в материалы дела актами выполненных работ.

Факт того, что умершие ФИО2, ФИО3, ФИО5 и ФИО15 являются Героями Социалистического Труда, подтверждён документально.

Согласно пункту 5 Постановления № 740 надгробие сооружается на могиле Героя Социалистического Труда, если на 01.01.2006 не было установлено постоянное надгробие другого образца.

Из материалов дела не усматривается, что установка надгробного памятника постоянного образца указанным выше лицам ранее производились.

Сооружение на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда надгробия установленного образца за счёт средств федерального бюджета является гарантируемой государством льготой, следовательно, в силу перечисленных выше нормативных правовых актов у уполномоченных органов возникает обязанность компенсировать Предпринимателю расходы по изготовлению и установке памятника.

Выпиской из Единого государственного реестра предпринимателей подтверждено, что основным видом деятельности Предпринимателя является организация похорон и предоставление связанных с ними услуг.

Следовательно, требование пункта 1 Постановления № 740 об изготовлении надгробия специализированными предприятиями в рассматриваемом случае не нарушено.

При изложенных выше обстоятельствах судебные инстанции пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Предпринимателя.

Доводам заявителей кассационных жалоб дана надлежащая правовая оценка судебными инстанциями.

Ссылка Министерства на то обстоятельство, что расходы в соответствии с установленным порядком могут быть компенсированы только предпринимателям и юридическим лицам, зарегистрированным и осуществляющим деятельность на территории Астраханской области обоснованно отклонена судебными инстанциями

Частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Постановление Правительства Астраханской области от 19.12.2013 № 558-П, установившее порядок предоставления субсидии только юридическим лицам и предпринимателям, зарегистрированным и осуществляющим деятельность на территории Астраханской области, противоречит Конституции Российской Федерации, в связи с чем, не может быть принято во внимание в данной части при рассмотрении настоящего дела.

Доводы Министерства в кассационной жалобе о том, что оно не является стороной договора на установку надгробий, отсутствие первичной документации, подтверждающей расходы Предпринимателя и необоснованное включение в состав подлежащей выплате компенсации транспортных расходов отклоняются судебной коллегией.

Как указано судами, право на компенсацию имеют родственники умерших Героев Социалистического труда. Изготовление и установка Предпринимателем надгробий по договорам с родственниками умерших Героев Социалистического труда подтверждены материалами дела.

При этом, исходя из представленных в материалы дела договоров, родственники умерших Героев Социалистического труда предоставили право на получение соответствующих компенсаций Предпринимателю.

Представленные Предпринимателем в обоснование затрат документы проанализированы судами и признаны допустимыми доказательствами. Поскольку Предпринимателем услуги оказывались лично, судами правомерно указано на подтверждение затрат согласованными с заказчиками сметами на выполнение работ.

Правомерно ошибочными признаны доводы Министерства о необоснованном включении транспортных расходов в расчёт компенсации.

Нормативными актами в состав подлежащих компенсации средств включены расходы по изготовлению и установке надгробий. Процесс установки надгробий на могилах автоматически предполагает факт перемещение изготовленного памятника от места изготовления до места установки, равно как и процесс погрузки/выгрузки надгробного памятника весом около полутонны с сохранением полировки. Указанные расходы относятся к транспортным, без которых установка надгробия невозможна.

Указание на отсутствие в данном случае адресности и целевого характера бюджетных средств является ошибочным, поскольку все заявленные Предпринимателем расходы непосредственно связаны с изготовлением и установкой надгробий.

Доводы Министерства о наличии недостоверных сведений в документах на Героя Социалистического труда исследованы судами и ими дана надлежащая и полная оценка данным доводам.

Суды обоснованно указали, что данные ошибки возникли из-за сложности написания фамилии покойного.

Так, решением Совета МО «Харабалинский район» от 29.03.2013 № 236 имя Героя Социалистического Груда ФИО4 Баймаша, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, было занесено в книгу «Золотые имена Харабалинского района» на основании обращения в Совет местной исламской религиозной организации «Мечеть №25» г. Харабали от 28.02.2013. К обращению была приложена копия письма Президиума Верховного Совета СССР от 14.08.1954 о присвоении ФИО12 Баймашу звания Героя Социалистического Груда Указом от 27.09.1950. Вместе с тем, по данным администрации муниципального образования «Харабалинский район» никаких других лиц с созвучной фамилией и имеющих звание Героя Социалистического Труда не было.

Отсутствие в документах о награждении отчества и полной даты рождения некоторых Героев также не может являться основанием для отказа в выплате компенсации.

Идентичность личности граждан, которым были установлены памятники с лицами, награждёнными званием Героя Социалистического Труда установлена судами и не вызывает сомнения.

При жизни Герои Социалистического Труда пользовались своими льготами, предоставляемые этим званием и факт их награждения никем не оспаривался. Оригиналы документов о награждении хранились после смерти в их семьях и были предоставлены для получения компенсации.

Отклоняя доводы Отделения ПФР о том, что является ненадлежащим ответчиков и не уполномочено принимать каких-либо решений, способствующих выплате или отказу в выплате компенсации без соответствующей заявки в установленном законом порядке, апелляционный суд указал на подтверждение материалами дела факт обращения заявителя о выплате компенсации.

При этом, действующим порядком предусмотрено, что выплата средств компенсации производится за счёт средств, выделенных органам Пенсионного Фонда Российской Федерации в соответствующем субъекте, и выплата средств производится за счёт перечисления соответствующим отделением в бюджет субъекта федерации.

Указание в кассационной жалобе Отделения ПФР о необходимости привлечения к участию в деле третьих лиц (заказчиков надгробий) является ошибочным, поскольку из принятых по делу судебных актов не усматривается, что судами делались какие-либо выводы относительно прав или обязанностей данных лиц.

Указание в кассационной жалобе Отделения ПФР на взыскание средств с каждого из ответчиков противоречит принятым по делу судебным актам.

Фактически доводы заявителей кассационных жалоб не свидетельствуют о незаконности судебных актов, основаны на ином толковании требований законодательства и материалов дела, направлены на переоценку выводов судебных инстанций, что не отнесено процессуальным законодательством к полномочиям суда округа.

Поскольку выводы судебных инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, и судами правильно применены нормы материального и процессуального права, у суда округа отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 09.07.2020 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2020 по делу № А06-15167/2019 оставить без изменения, кассационные жалобы без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                   М.М. Сабиров

Судьи                                                                          Э.Г. Гильманова

                                                                                     Р.А. Вильданов