ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-1523/17 от 01.02.2018 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-28743/2017

г. Казань Дело № А06-1523/2017

02 февраля 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2018 года.

Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2018 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Гильмановой Э.Г.,

судей Сабирова М.М., Топорова А.В.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства экономического развития Астраханской области

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 21.07.2017 (судья Плеханова Г.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2017 (председательствующий судья Антонова О.И., судьи Волкова Т.В., Жаткина С.А.)

по делу № А06-1523/2017

по исковому заявлению Министерства экономического развития Астраханской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) о взыскании государственной поддержки в виде гранта на создание собственного бизнеса в размере 161 478 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Министерство экономического развития Астраханской области (далее ? Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее ? И.П. ФИО1, ответчик) о взыскании оказанной субъекту малого предпринимательства государственной поддержки в сумме 161 478 руб.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 21.07.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с указанными судебными актами, истецобратился в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит принятые по делу судебные акты отменить, принять направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Заявитель в кассационной жалобе ссылается на нарушение судами норм материального и процессуального права.

Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее ? АПК РФ), изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований к их отмене.

Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с Законом Астраханской области от 20.02.2009 №4/2009-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Астраханской области» и государственной программой «Развитие малого и среднего предпринимательства в Астраханской области на 2012-2016 годы», утвержденной Постановлением Правительства Астраханской области от 19.07.2011 года № 254-П, осуществлялось оказание государственной поддержки в виде гранта и в форме субсидии.

Условия и порядок оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства определены в Положении об оказании государственной поддержки субъектам малого предпринимательства в виде грантов на создание собственного бизнеса, утвержденном постановлением Правительства Астраханской области от 26.03.2009 № 123-П (в редакции от 25.12.2012).

На основании протокола от 12.12.2013 № 18 заседания конкурсной комиссии по отбору субъектов малого предпринимательства, в целях оказания государственной поддержки в виде грантов на создание собственного бизнеса и распоряжения министерства от 28.11.2013 № 1714?р «Об оказании государственной поддержки субъекту малого предпринимательства с ИП ФИО1 (ФИО2) был заключен договор на оказание государственной поддержки от 17.12.2013 № 0345д/12.

Предметом договора является предоставление Предпринимателю государственной поддержки в виде гранта на создание собственного бизнеса в размере 161 478 руб. из средств бюджета Астраханской области для реализации бизнес ? проекта «Организация туристического агентства (пункт 1).

Цель использования средств гранта: реализации бизнес ? проекта «Организация агентства (подпункт 2.2.)

Пунктом 3 договора определены права и обязанности сторон.

Министерство перечисляет средства гранта на расчетный счет Получателя гранта по мере поступления средств из бюджета Астраханской области. Датой исполнения Министерством своих обязательств считается дата списания денежных средств со счета Министерства (подпункт 3.1.1.).

Подпунктами 3.1.2. ? 3.1.5. договора предусмотрено, что Министерство контролирует реализацию бизнес ? проекта, указанного в пункте 2.2. раздела 2 настоящего договора. Осуществляет обязательную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления гранта Получателем гранта. Обеспечивает соблюдение Получателем гранта условий, целей и порядка предоставления гранта. Прекращает исполнение своих обязательств по предоставлению гранта в случае неисполнения условий, предусмотренных подпунктами 3.2.1, 3.2.3, 3.2.4 настоящего раздела и в течение десяти рабочих дней со дня неисполнения указанных условий направляет Получателю гранта требование о возврате полученных денежных средств.

Подпунктами 3.2.1., 3.2.2. договора предусмотрено, что получатель гранта реализует бизнес ? проект, указанный в пункте 2.2. раздела 2 настоящего договора в срок до 12.12.2014. Уведомляет Министерство в течение десяти рабочих дней со дня возникновения соответствующих обстоятельств (событий): об изменении своих реквизитов (ФИО, место жительства индивидуального предпринимателя, банковские реквизиты); об изменении основных видов деятельности; о проведении в его отношении процедуры банкротства, реорганизации или ликвидации.

Подпунктом 3.2.3. договора предусмотрено, что Предприниматель ежеквартально до 01.01.2015 в срок до первого числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет информацию о ходе реализации бизнес ? проекта субъекта малого предпринимательства, получившего грант, по форме согласно Приложению № 1 к настоящему договору.

Подпунктом 3.2.4. договора предусмотрено, что Предприниматель представляет в Министерство сведения по анкете получателя поддержки по форме согласно приложению № 2 к настоящему договору в течение пяти рабочих дней со дня заключения настоящего договора, а также ежегодно в течение последующих двух календарных лет за соответствующий отчетный период (январь - декабрь) в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным.

Подпунктом 3.2.7. договора предусмотрено, что Предприниматель возвращает ранее перечисленные средства гранта на счет Министерства в течение десяти рабочих дней со дня неисполнения условий, предусмотренных подпунктами 3.2.1., 3.2.3., 3.2.4, 3.2.5 пункта 3.2 настоящего раздела.

Платежным поручением от 23.12.2013 № 4879881 истец перечислил ответчику государственную поддержку на сумму 161 478 руб.

Ответчик в нарушение подпункта 3.2.4. договора не представил в установленный срок в Министерство анкету получателя гранта за 2015 год.

Истцом 14.04.2016 в адрес ответчика было направлено письмо-претензия № 22-к-5/1609 о предоставлении отчета 2015 год или о возврате средств государственной поддержки в течение 10 рабочих дней с момента получения настоящего уведомления. В установленные сроки и до настоящего момента отчет и сведения о возврате средств государственной поддержки в Министерство не поступало.

Фактически, согласно копии почтового уведомления письмо-претензия о предоставлении отчета или о возврате средств государственной поддержки было возвращено с отметкой «Истек срок хранения».

В адрес истца 18.05.2017 были направлены все отчеты за 2015 год в электронной форме. Причиной несвоевременного представления сведений по форме № 2, явилось то, что в декабре 2015 года ИП ФИО1 ушла в декретный отпуск, а в марте 2016 года родила ребенка.

Полагая, что ответчиком не исполнена обязанность по представлению отчета об использовании субсидии в срок, установленный договором, Министерство обратилось в суд с настоящими исковыми требованиями.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды предыдущих инстанций исходили из следующего.

В силу части 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 209?ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) в редакции, действующей на дату предоставления субсидии, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В пункте 2 статьи 78 БК РФ установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам ? производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов ? в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 3 указанной статьи нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам ? производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Следовательно, как верно указали суды, основания для возврата средств бюджета, предоставленных в виде субсидий, определяются законом, а установление в договоре иных, чем в законе, оснований для возврата в соответствующий бюджет субсидий недопустимо.

Аналогичная позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2010 № 3393/10.

Согласно части 2 статьи 78 БК РФ установлено два основания для возврата в соответствующий бюджет предоставленной субсидии, а именно: нецелевое использование субсидии в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, либо ее неиспользование в установленные сроки.

В ходе рассмотрения дела судами было установлено, чтофактически деятельность по реализации проекта «организация туристического агентства» в рамках выделенных денежных средств истцом осуществляется, предоставленные в виде гранта денежные средства израсходованы, в том числе на приобретение необходимых технических средств, для выполнения поставленных задач по данному бизнес-плану.

С учетом изложенного суды пришли к выводу, что бюджетные средства получены правомерно и, несмотря на нарушение срока предоставления отчета, фактически цели, обозначенные Порядком предоставления гранта и договором на оказание государственной поддержки в виде гранта на создание собственного бизнеса, достигнуты, а потому отказал истцу в удовлетворении заявленных требований.

Истцом не представлено доказательств нецелевого использования предпринимателем выделенных ему бюджетных средств.

Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.

Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятых судебных актов, по настоящему делу судом кассационной инстанции не выявлено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 21.07.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2017 по делу № А06-1523/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Э.Г. Гильманова

Судьи М.М. Сабиров

А.В. Топоров