ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-15269/19 от 03.08.2020 АС Астраханской области

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А06-15269/2019

05 августа 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2020 года.

Полный текст постановления изготовлен 05 августа 2020 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Е.В. Пузиной,

судей М.А. Акимовой, Ю.А. Комнатной,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания В.К. Глебовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: <...>, корпус 2

апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области

Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области»

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 10 июня 2020 года по делу № А06-15269/2019

по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области» (<...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к  Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (<...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

- о признании незаконным и отмене предписания Управления федеральной антимонопольной службы по Астраханской области № 030/06/24-1502/2019 от 09.12.2019 года об устранении нарушений законодательства о контрактной системе

- о признании незаконным и отмене решения Управления федеральной антимонопольной службы по Астраханской области № 030/06/24-1502/2019 от 09.12.2019 года по делу о нарушении законодательства о контрактной системе  в части: признания государственного заказчика ФГБУ «Управление «Астраханмелиоводхоз» нарушившим ч.5 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при проведении открытого конкурса на право заключить контракт на расчистку подводящего канала к насосной станции и Камышово-Караваненского водного тракта (ККВТ) в Лиманском районе Астраханской области с ПК00+00 по ПК231+10 (номер извещения: 0325100002419000035); выдачи государственному заказчику ФГБУ «Управление «Астраханмелиоводхоз» предписания об аннулировании открытого конкурса на право заключить контракт на расчистку подводящего канала к насосной станции и Камышово-Караваненского водного тракта (ККВТ) в Лиманском районе Астраханской области с ПК00+00 по ПК231+10 (номер извещения: 0325100002419000035); передачи материалов дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства

- об обязании УФАС по Астраханской области осуществить действия по разблокировке открытого конкурса в электронном виде в части заключения (подписания) контракта на выполнение работ по «Реализации нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по расчистке мелиоративных каналов и водных трактов по объекту: «Расчистка подводящего канала к насосной станции и Камышово-Караваненского водного тракта (ККВТ) в Лиманском районе Астраханской области с ПКОО+00 по ПК231 + 10» (номер извещения: 0325100002419000035)

Третьи лица: акционерное общество «Бест-Строй» (<...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), общество с ограниченной ответственностью  «ЮМакс» (<...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), общество с ограниченной ответственностью  «СтройГазСпецМонтаж» (<...>, эт. 3, пом. 1, ком.4, ОГРН <***>, ИНН <***>),

при участии:

представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области» - ФИО1, по доверенности от 02.11.2018 № 01-07/851, сроком на 3 года,

от иных лиц - не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уведомления о вручении адресатам и отчёты об отслеживании почтовых отправлений приобщены к материалам дела.

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области» (далее ФГБУ «Управление «Астраханмелиоводхоз», Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд  Астраханской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее УФАС по АО, Управление, антимонопольный орган):

- о признании незаконным и отмене предписания N 030/06/24-1502/2019 от 09.12.2019 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе,

- о признании незаконным и отмене решение N 030/06/24-1502/2019 от 09.12.2019 по делу о нарушении законодательства о контрактной системе  в части: признания государственного заказчика ФГБУ «Управление «Астраханмелиоводхоз» нарушившим ч. 5 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при проведении открытого конкурса на право заключить контракт на расчистку подводящего канала к насосной станции и Камышово-Караваненского водного тракта (ККВТ) в Лиманском районе Астраханской области с ПК00+00 по ПК231+10 (номер извещения: 0325100002419000035); выдачи государственному заказчику ФГБУ «Управление «Астраханмелиоводхоз» предписания об аннулировании открытого конкурса на право заключить контракт на расчистку подводящего канала к насосной станции и Камышово- Караваненского водного тракта (ККВТ) в Лиманском районе Астраханской области с ПК00+00 по ПК231+10 (номер извещения: 0325100002419000035); передачи материалов дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства;

- об обязании УФАС по Астраханской области осуществить действия по разблокировке открытого конкурса в электронном виде в части заключения (подписания) контракта на выполнение работ по "Реализации нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по расчистке мелиоративных каналов и водных трактов по объекту: «Расчистка подводящего канала к насосной станции и Камышово-Караваненского водного тракта (ККВТ) в Лиманском районе Астраханской области с ПКОО+00 по ПК231 + 10» (номер извещения: 0325100002419000035).

  Решением Арбитражного суда Астраханской области от 10 июня  2020 года по делу № А06-15269/2019 суд признал недействительными решение Управления антимонопольной службы по Астраханской области N 030/06/24-1502/2019 от 09.12.2019 и предписание N 030/06/241502/2019 от 09.12.2019 года; с Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области» взыскана госпошлина в размере 6000 рублей. В удовлетворении  остальной части заявления отказано.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью, принять по делу новый судебный акт, которым  отказать в удовлетворении требований заявителя.

Апелляционная жалоба  Управления мотивирована тем, что  указанные Учреждением работы  относятся к строительным работам, а не услугам, соответственно, в рассматриваемом случае должен быть проведен электронный аукцион. Судом сделан неверный вывод о том, что заказчик мог проводить закупку на выполнение работ путем проведения конкурса. Кроме того, апеллянт указал, что Учреждение оспаривало решение только в части пунктов 2,3,4, тогда как суд отменил решение Управления в полном объеме.

 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области» не согласившись с вынесенным судебным актом в части отказа в удовлетворении требований, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований об обязании УФАС по Астраханской области осуществить действия по разблокировке открытого конкурса в электронном виде в части заключения (подписания) контракта на выполнение работ по "Реализации нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по расчистке мелиоративных каналов и водных трактов по объекту: «Расчистка подводящего канала к насосной станции и Камышово-Караваненского водного тракта (ККВТ) в Лиманском районе Астраханской области с ПКОО+00 по ПК231 + 10» (номер извещения: 0325100002419000035).

В судебное заседание явился представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области».

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания, надлежащим образом, в порядке статей 121-123,  186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.

Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.

ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области» заявило об отказе от апелляционной жалобы.

В соответствии с частью 1 статьи 265 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции прекращает производство по апелляционной жалобе, если от лица, ее подавшего, после принятия апелляционной жалобы к производству арбитражного суда поступило ходатайство об отказе от апелляционной жалобы и отказ был принят арбитражным судом в соответствии со статьей 49 настоящего кодекса.

В силу пункта 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не принимает отказ, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.

Судом апелляционной инстанции установлено, что отказ Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области» от апелляционной жалобы не противоречит закону и не нарушает права других лиц, подписан  уполномоченным представителем ФИО1, действующим на основании доверенности от 02.11.2018 № 01-07/851.

Суд считает возможным принять отказ  Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области» от апелляционной жалобы и прекратить производство по апелляционной жалобе.

  Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области» огласил позицию по делу, против доводов, изложенных в апелляционной жалобе Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области, возражает. Решение Арбитражного суда Астраханской области от 10 июня 2020 года по делу № А06-15269/2019 считает законным и обоснованным, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

   Как следует из материалов дела, в Астраханское УФАС России 02.12.2019 поступила жалоба ООО «Стройгазспецмонтаж» на действия конкурсной комиссии государственного заказчика ФГБУ «Управление  мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на расчистку подводящего канала к насосной станции и Камышово-Караваненского водного тракта (ККВТ) в Лиманском районе Астраханской области с ПК00+00 по ПК231+10 (номер извещения: 0325100002419000035) (далее - открытый конкурс).

УФАС по Астраханской области вынесено решение от 09.12.2019 № 030/06/24-1502/2019:

1.Признать жалобу Общества на действия конкурсной комиссии государственного заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключить контракт на расчистку подводящего канала к насосной станции и Камышово-Караваненского водного тракта (ККВТ) в Лиманском районе Астраханской области с ПК00+00 по ПК231+10 (номер извещения: 0325100002419000035) необоснованной.

2.Признать государственного заказчика ФГБУ «Управление  мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области» нарушившим ч. 5 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключить контракт на расчистку подводящего канала к насосной станции и Камышово-Караваненского водного тракта (ККВТ) в Лиманском районе Астраханской области с ПК00+00 по ПК231+10 (номер извещения: 0325100002419000035).

3.Выдать государственному заказчику ФГБУ «Управление  мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области» предписание об аннулировании открытого конкурса на право заключить контракт на расчистку подводящего канала к насосной станции и Камышово-Караваненского водного тракта (ККВТ) в Лиманском районе Астраханской области с ПК00+00 по ПК231+10 (номер извещения: 0325100002419000035).

4.Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

5.Доводы жалобы в отношении результатов оценки конкурсной комиссией заявки участников закупки по критерию «Квалификация участника закупки, в том числе, наличие у него финансовых ресурсов, на праве собственности  или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом государственного контракта, и деловой репутации, специалистов и других работников определенного уровня квалификации» не рассматривать, поскольку в соответствии с ч.12 ст. 99 Закона № 44-ФЗ при проведении плановых и внеплановых проверок не подлежат контролю результаты оценки заявок участников закупок в соответствии с критериями, установленными пунктами 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе. Такие результаты могут быть обжалованы участниками закупок в судебном порядке.

6.Доводы, связанные с оспариванием положений конкурсной  документации, не рассматривать в связи с пропуском срока на их оспаривание в административном порядке.

09.12.2019г. Антимонопольным органом заказчику выдано предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе по делу от 09.12.2019 №030/06/24-1502/2019, согласно которому, заказчику предписано аннулировать открытый конкурс в электронной форме на право заключить контракт на расчистку подводящего канала к насосной станции и Камышово-Караваненского водного тракта (ККВТ) в Лиманском районе Астраханской области с ПК00+00 по ПК231+10 (номер извещения: 0325100002419000035), для чего в срок до 22.12.2019 отменить протоколы, составленные в ходе проведения открытого конкурса и разместить на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru информацию об аннулировании указанного электронного аукциона.

Полагая решение в части пунктов 2,3,4 и предписание УФАС по Астраханской области незаконными, Учреждение обратилось в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что решение и предписание УФАС по Астраханской области нарушают права государственного Заказчика, предметом закупки является выполнение работ исключительно по расчистке подводящего канала к насосной станции и Камышово-Караваненского водного тракта (ККВТ) в Лиманском районе Астраханской области с ПК00+00 по ПК231+10, которые не относятся к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, проведение открытого конкурса на выполнение работ по расчистке подводящего канала не противоречит Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В удовлетворении требований Учреждения об обязании УФАС по Астраханской области осуществить действия по разблокировке открытого конкурса в электронном виде в части заключения (подписания) контракта на выполнение работ по "Реализации нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по расчистке мелиоративных каналов и водных трактов по объекту: «Расчистка подводящего канала к насосной станции и Камышово-Караваненского водного тракта (ККВТ) в Лиманском районе Астраханской области с ПКОО+00 по ПК231 + 10» (номер извещения: 0325100002419000035), судом  отказано, поскольку обжалуемые  ненормативные акты не содержат указание на блокировку  открытого конкурса в электронном виде, соответственно суд не может обязать административный орган осуществить действия по его разблокировке.

Проверив законность принятого по делу судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия апелляционной инстанции исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту, так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.

Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд» антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Правоотношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, урегулированы Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В силу частей 1, 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Согласно части 5 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - это совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

В силу ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч. 1).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч. 2).

Из оспариваемого решения Управления, а именно пункта 2,   усматривается, что Управлению городского хозяйства вменяется нарушение требований части 5 статьи 24 и части 2 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), выразившееся в неверно выбранном способе определения поставщика открытый конкурс вместо электронного аукциона.

В силу части 2 статьи 59 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.

Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р и  содержит наименования объектов закупки, кодов ОКПД2 (коды Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности).

Данный классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) предназначен для обеспечения информационной поддержки задач, связанных, в том числе, с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ (оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд.

В названный Перечень, среди прочего, включены сооружения и строительные работы в области гражданского строительства (код 42 по ОКВЭД), за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

С учетом требований, предусмотренных статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ» конкурсной документации объектом закупки является выполнение работ по «Реализации нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по расчистке мелиоративных каналов и водных трактов по объекту: «Расчистка подводящего канала к насосной станции и Камышово-Караваненского водного тракта (ККВТ) в Лиманском районе Астраханской области с ПК00+00 по ПК231+10»; способом закупки является открытый конкурс в электронной форме; ОКПД2 81.29.19.000 (услуги по чистке и уборке прочие, не включённые в другие группировки).

Определение понятий «объект капитального строительства», «строительство», «реконструкция», «капитальный ремонт объекта капитального строительства» приведены в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Объектом капитального строительства признается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (пункт 10).

Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов так их конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (пункт 14).

Капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов так их конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно- технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (пункт 14.2).

  Содержания работ по объекту определены как: «Расчистка подводящего канала к насосной станции и Камышово-Караваненского водного тракта (ККВТ) в Лиманском районе Астраханской области с ПК00+00 по ПК231+10».

Комиссией было принято решение о применении ОКПД 2 81.29.19.000 (услуги по чистке и уборке прочие, не включённые в другие группировки). Данный код объекта закупки даёт возможность выбрать способ определения поставщика. При аукционе победителем признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта. При проведении открытого конкурса победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

Согласно пункту 1.1, контракта, «В целях реализации федерального проекта «Оздоровление Волги», реализуемого в рамках государственной программы «Воспроизводство и использование природных ресурсов», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. №322, Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по «Реализации нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ по расчистке мелиоративных каналов и водных трактов по объекту: «Расчистка подводящего канала к насосной станции и Камышово-Караваненского водного тракта (ККВТ) в Лиманском районе Астраханской области с ПК00+00 по ПК231+10».

В соответствии с п. 1.3 контракта, подрядчик обязуется выполнить работы, предусмотренные настоящим Контрактом на свой риск, собственными и привлеченными силами и средствами работы на объекте в соответствии с Техническим заданием (Приложение №1 к Контракту) и иными условиями Контракта».

В техническом задании указаны следующие виды работ:

разработка грунта с перемещением до 10 м бульдозерами мощностью: 79 кВт (108 л.с);

устройство каналов, дамб обвалования одноковшовыми экскаваторами с ковшом вместимостью: 0,65 (0,5-0,8)м3;

разравнивание кавальеров (отвалов) при перемещении грунта до 10м бульдозерами мощностью: 79 кВт(108 л.с);

разработка грунта 2 группы плавучими землесосными снарядами: дизельными производительностью 140-200 м3/ч (расчистка ложа русла канала)

разработка грунта 2 группы плавучими землесосными снарядами: дизельными производительностью 140-200 м3/ч

вспомогательные работы при разработке и укладке грунта плавучими землесосными снарядами безэстакадным способом в профильное сооружение, в отвал с устройством обвалования и в штабель, производительность землесосных снарядов (по грунту):200м3/ч.

Таким образом, перечень приведенных работ полностью охватывает работы, являющиеся предметом рассматриваемой закупки.

При этом ОКПД2 81.29.19.000 (услуги по чистке и уборке прочие, не включённые в другие группировки), не входит в перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок, которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме.

Следовательно, проведение открытого конкурса на выполнение работ по расчистке подводящего канала к насосной станции и Камышово-Караваненского водного тракта (ККВТ) в Лиманском районе Астраханской области с ПК00+00 по ПК231+10 (номер извещения: 0325100002419000035) по категории ОКПД2 81.29.19.000 не противоречит Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно проектно-сметной документации (л.д. 17-38 т. 2) спорные работы осуществляются с помощью специализированной землеройной техники и вспомогательных средств: экскаватор, дизельный секционный плавучий землесосный снаряд производительностью 140м3/ч, бульдозер мощностью 108 л.с., комплект геодезических приборов. Данная расчистка ставит задачи обеспечения пропускной способности русла канала, путем удаления из русла канала заиленных грунтовых завалов, остатков древесно-кустарниковой растительности, карчей, иных предметов, загрязняющий или засоряющих канал. Данный вид расчистки русла канала производится без предварительных инженерных изысканий, в частности, инженерно-геодезических изысканий. Проектом не предусматриваются разработка руслового материала (грунта) и какие-либо защитные сооружения.

Исследовав указанный перечень работ, составляющих в своей совокупности расчистку подводящих каналов реки, предусмотренных конкурсной документацией по объекту: «Расчистка подводящего канала к насосной станции и Камышово-Караваненского водного тракта (ККВТ) в Лиманском районе Астраханской области с ПК00+00 по ПК231+10», не относятся к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, применительно к указанным терминам, предусмотренным Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Таким образом, предметом закупки является выполнение работ исключительно по расчистке подводящих каналов реки, которые не относятся к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; выводов, свидетельствующих об ином, указанные обстоятельства установленные судом, анализ проектной документации, существо и содержание работ, подлежащих выполнению по итогам проведенного аукциона, сделать не позволяют; в материалах дела не имеется и суду не представлено  доказательств, однозначно и безусловно подтверждающих выполнение указанных работ в отношении объекта капитального строительства, равно как и проведение реконструкции либо капитального ремонта в отношении объекта капитального строительства.

Указанные работы представляют собой комплекс мер, направленных на расчистку подводящего канала к водохранилищу с целью увеличения пропускной способности русла реки, с целью осуществления мер по охране реки от истощения и засорения, деградации.

Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что предметом закупки является выполнение работ исключительно по расчистке подводящего канала к насосной станции и Камышово-Караваненского водного тракта (ККВТ) в Лиманском районе Астраханской области, которые не относятся к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства. Указанные работы представляют собой комплекс мер, направленных на расчистку русла каналов реки.

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается  с выводом об отсутствии у заказчика обязанности проводить электронный аукцион по рассматриваемым видам услуг.

Довод Управления о том, что разработка и наличие проектно-сметной документации указывает на то, что работы по государственному контракту относятся к строительным видам работ, является не обоснованным.

Закон не запрещает в целях оказания услуг использовать и подготавливать документацию в форме проектно-сметной документации. Указание в  тексте проектно-сметной документации «работы» не может свидетельствовать о том, что данный вид работ как «расчистка» относится к строительным видам работ.

Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Согласно статьи 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 настоящей статьи (ст. 49 ГрК РФ).

Экспертиза, предусмотренная Градостроительным кодексом Российской Федерации, не проводится в отношении документации, подготавливаемой для производства работ по увеличению пропускной способности русел рек, их расчистке, дноуглублению, расчистке водоемов и водотоков от донных отложений, если при этом не предусматривается строительство, реконструкция объектов капитального строительства.

В свою очередь, отношения, связанные с увеличением пропускной способности, расчисткой, дноуглублением, спрямлением, берегоукреплением водных объектов, должны регулироваться водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с частью 1 статьи 61 Водного кодекса российской Федерации проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий осуществляется в соответствии с требованиями водного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности.

 В рассматриваемом случае, предметом закупки является выполнение комплекса работ по расчистке подводящего канала к водохранилищу с целью увеличения пропускной способности русла канала, путем удаления из русла канала заиленных грунтовых завалов, остатков древесно-кустарниковой растительности, карчей, иных предметов, загрязняющий или засоряющих канал. Согласно техническому заданию, проектно-сметной документации какие-либо работы, связанные с изменением дна и берегов водных объектов, не предусмотрены. Иное антимонопольным органом не доказано.

   На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о недействительности решения Управления Федеральной  антимонопольной службы по Астраханской области N 030/06/24-1502/2019 от 09.12.2019 в части пунктов 2,3,4.

Недействительность решения антимонопольного органа в части пунктов 2,3,4 влечет  недействительность предписания от 09.12.2019 года №030/06/24-1502/2019, выданного на основании решения.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» предписание выдается на основании решения по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В силу положений статей 41, 49 и 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» предписание неразрывно связано с вынесенным решением антимонопольного органа и по своей сути как решение, так и предписание составляют один акт антимонопольной службы.

Таким образом, имеются основания для признания предписания недействительным.

 В части отказа судом в удовлетворении требований об обязании УФАС по Астраханской области осуществить действия по разблокировке открытого конкурса в электронном виде в части заключения (подписания) контракта на выполнение работ по "Реализации нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по расчистке мелиоративных каналов и водных трактов по объекту: «Расчистка подводящего канала к насосной станции и Камышово-Караваненского водного тракта (ККВТ) в Лиманском районе Астраханской области с ПКОО+00 по ПК231 + 10» (номер извещения: 0325100002419000035), апелляционная жалоба УФАС по Астраханской области доводов не содержит.

   Решение суда в указанной части является законным и обоснованным.

   Судом первой инстанции правомерно распределены судебные  расходы по делу и с УФАС по Астраханской области в пользу Учреждения взысканы расходы по госпошлине  в размере 6000 руб., понесенные Учреждением при обращении в суд с заявлением, поскольку заявленные требования  фактически удовлетворены.

   Судом апелляционной инстанции установлено, что суд первой инстанции пришел к выводу о недействительности решения Управления Федеральной  антимонопольной службы по Астраханской области № 030/06/24-1502/2019 от 09.12.2019  в полном объеме.

            Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ФГБУ «Управление «Астраханмелиоводхоз», в порядке статьи 49 АПК РФ,  уточнило заявленные требования и просило суд

- признать незаконным и отменить предписание № 030/06/24-1502/2019 от 09.12.2019 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе,

-  признать незаконным и отменить решение № 030/06/24-1502/2019 от 09.12.2019 по делу о нарушении законодательства о контрактной системе  в части: признания государственного заказчика ФГБУ «Управление «Астраханмелиоводхоз» нарушившим ч. 5 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при проведении открытого конкурса на право заключить контракт на расчистку подводящего канала к насосной станции и Камышово-Караваненского водного тракта (ККВТ) в Лиманском районе Астраханской области с ПК00+00 по ПК231+10 (номер извещения: 0325100002419000035) (п.2); выдачи государственному заказчику ФГБУ «Управление «Астраханмелиоводхоз» предписания об аннулировании открытого конкурса на право заключить контракт на расчистку подводящего канала к насосной станции и Камышово- Караваненского водного тракта (ККВТ) в Лиманском районе Астраханской области с ПК00+00 по ПК231+10 (номер извещения: 0325100002419000035) (п.3); передачи материалов дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства (п.4);

- об обязании УФАС по Астраханской области осуществить действия по разблокировке открытого конкурса в электронном виде в части заключения (подписания) контракта на выполнение работ по "Реализации нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по расчистке мелиоративных каналов и водных трактов по объекту: «Расчистка подводящего канала к насосной станции и Камышово-Караваненского водного тракта (ККВТ) в Лиманском районе Астраханской области с ПКОО+00 по ПК231 + 10» (номер извещения: 0325100002419000035).

Определением суда от 18.03.2020г.  уточнения заявителя приняты к производству.

Согласно части 5 статьи 170 АПК РФ резолютивная часть решения должна содержать выводы об удовлетворении или отказе в удовлетворении полностью или в части каждого из заявленных требований, указание на распределение между сторонами судебных расходов, срок и порядок обжалования решения.

Из положений АПК РФ (статьи 49, 168, 170) следует, что суд не вправе самостоятельно менять предмет либо основание иска и не вправе выходить за пределы заявленных требований.

Как разъяснено в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и может выйти за пределы заявленных требований только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Судом первой инстанции фактически было признано недействительным решение антимонопольного органа в частях (п.1, п.5, п.6), которые не были заявлены Учреждением.

В рассматриваемом случае арбитражный суд первой инстанции, признав недействительным решение Управления Федеральной  антимонопольной службы по Астраханской области N 030/06/24-1502/2019 от 09.12.2019   в полном объеме, вышел за пределы заявленных требований, нарушив положения статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснений, содержащихся в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года №  23 «О судебном решении».

В соответствии с ч. 3 ст. 270 АПК РФ нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.

Поскольку при принятии решения по настоящему делу суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований, суд апелляционной инстанции в соответствии с пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации усматривает основания для изменения решения суда первой инстанции в части.

            В связи с изложенным, решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области» подлежит изменению с изложением резолютивной части решения Арбитражного суда Астраханской области от 10 июня 2020 года по делу № А06-15269/2019 в  следующей редакции:

Признать недействительным решение Управления Федеральной  антимонопольной службы по Астраханской области N 030/06/24-1502/2019 от 09.12.2019 в части пунктов 2,3,4.

Признать недействительным предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области  N 030/06/24-1502/2019 от 09.12.2019.
В части отказа в удовлетворении требований и взыскания  судебных расходов  решение Арбитражного суда Астраханской области от 10 июня 2020 года по делу № А06-15269/2019 подлежит оставлению  без изменения.

          Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

принять отказ Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области» от апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда Астраханской области от 10 июня 2020 года по делу № А06-15269/2019.

       Производство по апелляционной жалобе Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области»  на решение Арбитражного суда Астраханской области от 10 июня 2020 года по делу № А06-15269/2019, прекратить.

Решение Арбитражного суда Астраханской области от 10 июня 2020 года по делу № А06-15269/2019 в части удовлетворения требований Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области»  изменить.

        Изложить резолютивную часть решения Арбитражного суда Астраханской области от 10 июня 2020 года по делу № А06-15269/2019 в  следующей редакции.

Признать недействительным решение Управления Федеральной  антимонопольной службы по Астраханской области № 030/06/24-1502/2019 от 09.12.2019 в части пунктов 2,3,4.

Признать недействительным предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области  № 030/06/24-1502/2019 от 09.12.2019.
В части отказа в удовлетворении требований и взыскания  судебных расходов  решение Арбитражного суда Астраханской области от 10 июня 2020 года по делу № А06-15269/2019  оставить без изменения.

        Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                          Е.В. Пузина

Судьи                                                                                                    М.А. Акимова

                                                                                                              Ю.А. Комнатная