ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-1535 от 16.01.2007 АС Поволжского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 543-99-41

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань

«16» января 2007 года                                                            Дело №А06-1535у/3-23/06

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

Председательствующего   Калугиной М.П.

Судей                                  Гарифуллиной К.Р.,

 ФИО1,

при участии сторон:

от заявителя: извещен, не явился,

от ответчика: извещен, не явился,

рассмотрев в судебном заседаниикассационную жалобуУправления федеральной антимонопольной службы по Астраханской области город Астрахань

на решение от 28.06.2006 (судья – Цепляева Л.Н.) и постановление апелляционной инстанции от 04.10.2006 (председательствующий судья – Гущина Т.С., судьи – Винник Ю.А., Баскакова И.Ю.) Арбитражного суда Астраханской области по делу №А06-1535у/3-23/06

по заявлению Совета муниципального образования «Город Астрахань» город Астрахань к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области город Астрахань, третьи лица: Мэр города Астрахани, Ассоциация автотранспортников «РАСА», Ассоциация владельцев автомобильного транспорта Астраханской области город Астрахань о признании недействительным решения и предписания

У С Т А Н О В И Л:

Совет муниципального образования «Город Астрахань» обратился в арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области о признании недействительными решения и предписания от 06.03.2006 №ОЗ-К-03-06, которыми решение Совета муниципального образования «Город Астрахани» от 27.12.2005 №240 «О внесении изменения в решение Совета муниципального образования «Город Астрахань» от 15.03.2005 №49» признано нарушающим пункт 1 статьи 7 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»

Решением суда от 28.06.2006 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 04.10.2006 решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области обратилось с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и в удовлетворении иска отказать.

Арбитражный суд кассационной инстанции, оценив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив законность обжалуемых судебных актов, не находит правовых оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, решением Совета муниципального образования «Город Астрахань» от 15.03.2005 №49 утверждены Правила организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на регулярных муниципальных маршрутах Астрахани.

Решением Совета муниципального образования «Город Астрахань» от 27.12.2005 №240 Правила организации пассажирских перевозок дополнены пунктом 3.5, согласно которому запрещено выполнение регулярных перевозок на муниципальных маршрутах города Астрахани без заключения соответствующего договора с Заказчиком (организатором).

По жалобе региональной ассоциации автотранспортников «РАСА» и Ассоциации владельцев автомобильного транспорта Астраханской области Управлением Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области проведена проверка соответствия Решения Совета муниципального образования «Город Астрахань» от 27.12.2005 №240 антимонопольному законодательству.

Материалами проверки установлено что, согласно Решению Совета муниципального образования «Город Астрахань» №240 от 27.12.2005, обязательным требованием к осуществлению перевозок на территории города Астрахани является наличие договора между пассажиро-перевозчиком и администрацией города Астрахани. Согласно статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым на себя обязательством. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» устанавливает перевозку пассажиров по лицензии. Положение о лицензировании, по мнению Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области, содержит исчерпывающий перечень требований и условий, направленных на обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации и защиту интересов потребителей автотранспортных услуг. В силу пункта 1 статьи 7 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, если такие акты имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.

Считая, что требование заключения договора на осуществление пассажирских перевозок между перевозчиками и администрацией города не соответствующим действующему законодательству, 06.03.2006 Управление Федеральной антимонопольной службы приняло решение №03-К-03-06, согласно которому Совет муниципального образования «Город Астрахань» признан нарушившим пункт 1 статьи 7 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в части установления запрета на выполнение регулярных перевозок на муниципальных маршрутах города Астрахани без заключения соответствующего договора с заказчиком. Предписанием №ОЗ-К-03-06 от 06.03.2006 Совету муниципального образования «Город Астрахань» предложено прекратить нарушение пункта 1 статьи 7 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и в срок до 31 марта 2006 года отменить решение от 27.12.2005 №240 «О внесении изменения в решение Совета муниципального, образования «Город Астрахань» от 15.03.2005 №49» в части установления запрета на выполнение регулярных перевозок на муниципальных маршрутах города Астрахани без заключения соответствующего договора с заказчиком.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относятся к компетенции органов местного самоуправления.

Согласно пункту 4 статьи 58 Устава муниципального образования «Город Астрахань» в сфере транспортного обслуживания администрация города Астрахани осуществляет следующие полномочия:

-определяет места остановок общественного транспорта на территории города Астрахани, обеспечивает их указателями и необходимым оборудованием:

-руководит транспортными предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности;

-осуществляет контроль за работой транспортных предприятий и орга­низаций на территории г. Астрахани;

-согласовывает маршруты и графики движения транспорта;

-привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию предпринимателей, предприятия и организации, действующие на территории города Астрахани.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности могут возникать из актов государствен­ных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

По Правилам организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на регулярных муниципальных маршрутах Астрахани, утвержденным решением Совета муниципального образования «Город Астрахань» от 15.03.2005 №49, заказчиком (организатором) пассажирских перевозок на территории города Астрахани является администрации города Астрахани либо уполномоченный мэром город орган.

Решением Совета муниципального образования «Город Астрахань» от 15.03.2005 №49 утверждены «Правила организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на регулярных маршрутах города Астрахани».

Согласно пункту 3.1 Правил привлечения перевозчиков к пассажирским перевозкам автомобильным транспортом по регулярным муниципальным маршрутам осуществляется на основании договора.

Судом правильно отмечено, что пунктом 3.5 Правил не установлена обязанность по заключению договора на пассажирские перевозки на регулярных муниципальных маршрутах, а лишь внесено дополнение в действующие нормативные правовые акты о порядке взаимодействия администрации города Астрахани и перевозчиками.

При сложившихся обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

П О С Т А Н О В И Л:

Решение от 28.06.2006 и постановление апелляционной инстанции от 04.10.2006 Арбитражного суда Астраханской области по делу №А06-1535у/3-23/06 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                                                             М.П. Калугина

Судьи                                                                                            К.Р. Гарифуллина

ФИО1