ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-1734/2021 от 29.03.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-15346/2022

г. Казань Дело № А06-1734/2021

30 марта 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Гильмановой Э.Г.,

судей Сабирова М.М., Желаевой М.З.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Астраханской области

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 08.11.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2021

по делу № А06-1734/2021

по исковому заявлению муниципального образования «Приволжский район» в лице финансового управления муниципального образования «Приволжский район» (ОГРН 1023000845560, ИНН 3009005792) к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (ОГРН 1053000014660, ИНН 3015068399) о взыскании задолженности, с участием третьих лиц: Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области, Министерства финансов Астраханской области,

УСТАНОВИЛ:

муниципальное образование «Приволжский район» в лице финансового управления муниципального образования «Приволжский район» (далее – МО «Приволжский район», истец) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с исковым заявлением к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (далее – Министерство, ответчик) о взыскании задолженности в размере 622 608 руб. (с учетом принятых судом уточнений по иску).

Суд к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлек Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области, Министерство финансов Астраханской области.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 08.11.2021, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2021, исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство финансов Астраханской области обратились в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить, вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.

Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее ? АПК РФ), изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований к их отмене.

Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением Правительства Астраханской области от 07.10.2014 № 427-П утверждена Государственная программа «Развитие дорожного хозяйства Астраханской области».

В перечне основных мероприятий государственной программы указаны в частности «иные межбюджетные трансферты бюджетам муниципальных образований Астраханской области на организацию дорожного движения по альтернативным маршрутам, в том числе на организацию паромных переправ и наплавных мостов, в связи с прекращением движения по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Астраханской области в рамках основного мероприятия «Иные межбюджетные трансферты бюджетам муниципальных образований Астраханской области на организацию дорожного движения по альтернативным маршрутам» государственной программы «Развитие дорожного хозяйства Астраханской области».

Приложением № 17 к государственной программе утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Астраханской области на организацию дорожного движения по альтернативным маршрутам, в том числе на организацию паромных переправ и наплавных мостов, в связи с прекращением движения по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Астраханской области в рамках основного мероприятия «Содействие развитию автомобильных дорог местного значения в рамках основного мероприятия «Содействие развитию автомобильных дорог местного значения» государственной программы «Развитие дорожного хозяйства Астраханской области».

В соответствии с пунктом 2 Приложения № 17 к государственной программе, иные межбюджетные трансферты из бюджета Астраханской области предоставляются в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципального образования Астраханской области, возникающих при реализации мероприятий по организации дорожного движения по альтернативным маршрутам, в том числе организации (создание, содержание и эксплуатация) паромных переправ и наплавных мостов, в связи с временным прекращением движения по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Астраханской области, и (или) возмещения расходов, осуществленных бюджетом муниципального образования Астраханской области при исполнении расходных обязательств муниципального образования Астраханской области по организации альтернативных маршрутов.

В рамках исполнения государственной программы между Министерством и МО «Приволжский район» 18.12.2019 заключено соглашение № 04-01/79-1 о предоставлении иных межбюджетных трансфертов из бюджета Астраханской области муниципальному образованию «Приволжский район» Астраханской области в рамках основного мероприятия «Иные межбюджетные трансферты бюджетам муниципальных образований Астраханской области на организацию дорожного движения по альтернативным маршрутам» государственной программы «Развитие дорожного хозяйства Астраханской области».

Предметом настоящего соглашения является предоставление из бюджета Астраханской области в 2019 году МО «Приволжский район» иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Астраханской области на организацию дорожного движения по альтернативным маршрутам, в том числе на организацию паромных переправ и наплавных мостов, в связи с прекращением движения по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Астраханской области, в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств бюджета Астраханской области.

В соответствии с пунктом 1.2 Раздела 1 соглашения, предоставление иного межбюджетного трансферта осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий согласно Приложению № 1 к настоящему соглашению, являющимся его неотъемлемой частью.

Согласно пункту 2.1 раздела 2 соглашения общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете муниципалитета на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, составляет в 2019 году 3 411 980,88 руб.

В силу пункта 3.3.1 раздела 3 соглашения перечисление иного межбюджетного трансферта осуществляется на основании заявки на перечисление иного межбюджетного трансферта муниципальному образованию, предоставляемой Министерству по форме, согласно Приложению № 5 к настоящему соглашению с приложением документов, подтверждающих объемы выполненных работ на объектах муниципальной собственности по формам КС-2, КС-3.

В пункте 7.2. раздела 7 указано, что подписанное сторонами соглашение вступает в силу с даты его подписания сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по настоящему соглашению.

Из материалов дела следует, что письмом от 20.12.2019 № 11-01-02/22068 Министерство уведомило МО «Приволжский район» о принятии положительного решения о предоставлении иного межбюджетного трансферта из бюджета Астраханской области в рамках реализации государственной программы «Развитие дорожного хозяйства Астраханской области», утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 07.10.2014 № 427-П, в размере 3 411 980,88 руб.

По договору от 19.11.2019 № 22/19 на сумму – 299 996,2 руб., договору от 13.11.2019 № 21/19 на сумму – 299 996,2 руб., договору от 07.11.2019 № 20/19 на сумму – 299 996,2 руб., договору от 01.11.2019 № 19/19 на сумму – 299 996,2 руб., муниципальному контракту от 26.11.2019 № 03253001023190000220001 на сумму – 2 174 496,08 руб., на общую сумму – 3 411 890,88 руб., заключенных между ООО «Каспиан-СК» (исполнитель) и МБУ «Служба эксплуатации и содержания» (заказчик) выполнялись работы по содержанию и эксплуатации паромной переправы через реку Прямая Болда от населенного пункта п. Начало до с. Килинчи Приволжского района Астраханской области в целях обеспечения движения транспортных средств.

Данные работы осуществлялись исполнителем в период с 01.11.2019 по 31.12.2019.

25 декабря 2019 года муниципальным образованием в адрес Министерства в рамках заключенного соглашения направлена заявка на предоставление межбюджетных трансфертов на сумму 2 752 393,60 руб.

Платежным поручением от 26.12.2019 № 506360 межбюджетные трансферты в указанной сумме были перечислены.

12 февраля 2020 года муниципальным образованием в адрес Министерства в рамках заключенного соглашения № 04-01/79-1 направлена заявка на предоставление межбюджетных трансфертов с приложением КС-2 о выполнении работ за период с 24.12.2019 по 31.12.2019 на сумму 622 608 руб.

Однако Министерством межбюджетные трансферты не были направлены.

МО «Приволжский район» неоднократно обращалось в адрес Министерства с вопросом о направлении межбюджетных трансфертов на указанную сумму в рамках исполнения соглашения № 04-01/79-1.

В связи с отсутствием финансирования у МО «Приволжский район» образовалась задолженность перед исполнителем – ООО Каспиан-СК» по контракту от 26.11.2019 № 03253001023190000220001 в сумме 622 608 руб.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Астраханской области от 30.07.2020 по делу № А06-4956/2020 указанная задолженность была взыскана в пользу ООО «Каспиан-СК» с МБУ «Служба эксплуатации и содержания» МО «Приволжский район», которое выступало заказчиком по муниципальному контракту.

04 декабря 2020 года МО «Приволжский район» в адрес Министерства направлена претензия исх. № 727 с требованием о перечислении в тридцатидневный срок в адрес МО «Приволжский район» недополученной суммы межбюджетных трансфертов в размере 622 608 руб.

Неисполнение ответчиком требований претензии послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.

Разрешая спор, суды предыдущих инстанций исходили из следующего.

В соответствии с порядком предоставления субсидий из бюджета Астраханской области муниципальным образованиям Астраханской области в рамках реализации государственной программы «Развитие дорожного хозяйства Астраханской области», утвержденным Постановлением правительства Астраханской области от 07.10.2014 № 427-П, главным распорядителем субсидий является Министерство строительства и ЖКХ Астраханской области.

Согласно абзацу второму пункта 1, пункту 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах втором и пятом пункта 1 указанной статьи, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Исходя из определений в статье 6 БК РФ и на основании положений статьи 139 БК РФ, Закона Астраханской области от 24.12.2018 № 116/2018-03 «О бюджете Астраханской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» и соглашения № 04-01/79-1 от 18.12.2019, суды указали, что между Министерством и истцом возникли бюджетно-финансовые отношения.

В рассматриваемом случае были определены условия и цели расходования субсидий, связанных с исполнением подписанного соглашения о предоставлении межбюджетных трансфертов из областного бюджета местному.

Субъект федерации в лице уполномоченного органа, на основании принятых нормативных актов, принял на себя обязательства по соответствующему софинансированию расходов на выполнение работ для нужд населения.

В соответствии с положениями статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации. Возложение на муниципальные образования обязанности финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления иных муниципальных образований своих полномочий, не допускается.

В рассматриваемом случае условия и цели расходования субсидий были определены Постановлением Правительства Астраханской области от 27.02.2012 № 21-П «О порядке формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда Астраханской области» (далее – Порядок № 21-П).

Пунктом 2 Порядка № 21-п предусмотрено, что объем бюджетных ассигнований фонда утверждается Законом Астраханской области о бюджете Астраханской области на очередной финансовый год и на плановый период в размере не менее объема бюджетных ассигнований фонда, установленных в качестве источников формирования Законом Астраханской области от 06.10.2011 № 59/2011-03 «О дорожном фонде Астраханской области».

Бюджетные ассигнования дорожного фонда субъекта Российской Федерации, не использованное в текущем финансовом году, направляются на увеличение бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации в очередном финансовом году.

Бюджетное обязательство не может быть прекращено в одностороннем порядке со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования (или на превышение расходов над доходами бюджета в соответствующем финансовом году).

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2018 № 33-П, завершение финансового года и прекращение действия бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования текущего финансового года само по себе не является основанием для прекращения принятых на себя субъектом Российской Федерации расходных обязательств и не может служить поводом для отказа в обеспечении их принудительного исполнения в рамках существующих судебных процедур. Иное означало бы, по существу, невозможность удовлетворения имущественных требований муниципального образования к субъекту Российской Федерации на том лишь формальном основании, что они предъявлены за пределами финансового года, в течение которого соответствующие бюджетные обязательства подлежали исполнению.

По общему правилу статьи 5 БК РФ, закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.

В соответствии с пунктом 1 статьи 242 БК РФ операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

Судами установлено и подтверждается материалами дела, что обязательства по перечислению истцу субсидии должны были быть исполнены до 31.12.2019.

Фактически субсидия за 2019 год из областного бюджета в бюджет МО «Приволжский район» была перечислена не в полном объеме.

Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров, предметом которых являются бюджетные средства, гражданским законодательством не предусмотрено.

Нормы бюджетного законодательства не исключают, а, напротив, предполагают регулирование отношений, предусматривающих бюджетное финансирование, нормами гражданского законодательства, если эти отношения основаны на договорах (соглашениях) и вытекающих из них расходных обязательствах.

В силу части 3 статьи 425 ГК РФ договор, в котором отсутствует условие о том, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон по договору, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

Таким образом, суды, учитывая пункт 7.2 соглашения, в соответствии с которым подписанное сторонами соглашение действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по настоящему соглашению, указали, что тот факт, что срок действия заключенного соглашения установлен до 31.12.2019, сам по себе не влечет прекращение обязательства ответчика перечислить в бюджет истца причитающуюся ему из дорожного фонда области субсидию в размере 622 608 руб.

Принимая во внимание, что в рассматриваемом случае спорные обязательства возникли у Астраханской области, суды признали иск подлежащим удовлетворению за счет средств казны Астраханской области.

Оснований для переоценки выводов судов двух инстанций у суда кассационной инстанции не имеется.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения кассационной жалобы.

Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, арбитражными судами первой и апелляционной инстанций установлены, представленные сторонами доказательства полно и всесторонне исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба ? без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 08.11.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2021 по делу № А06-1734/2021оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Э.Г. Гильманова

Судьи М.М. Сабиров

М.З. Желаева