А06-1758/07
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д.2 Тел: (843) 5439941
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Казань Дело №А06-1758/07
21 декабря 2007 года
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего Сагадеева Р.Р.,
судей: Хасанова Р.Г., Хайруллиной Ф.В.,
при участии
от заявителя: извещен, не явился,
от ответчика: извещен, не явился,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Астраханской таможни
на решение от 25.06.2007 (судья Каторжевский Н.К.) и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Астраханской области от 11.09.2007 (председательствующий Сорокин Н.А., судьи: Винник Ю.А., Гришина Р.М.) по делу №А06-1758/07
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Коммерческая фирма «ДАФ» к Астраханской таможне о признании незаконными требований об уплате таможенных платежей от 19.03.2007 № 79,80
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью коммерческая фирма «ДАФ» обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Астраханской таможне о признании незаконными требований об уплате таможенных платежей от 19.03.2007года № 79, 80.
Решением арбитражного суда от 25.06.2007 заявление удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 11.09.2007 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Астраханская таможня просит принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не находит.
Как следует из материалов дела в период май-декабрь 2004г. январь-сентябрь, ноябрь-декабрь 2005 года, февраль-апрель 2006г. на таможенную территорию Российской Федерации неоднократно прибывали теплоходы «Флестина-2» IMO 8521892 и «Флестииа-7» IMO 8883214, класс KM JI4 ПСП. На момент пересечения таможенной границы Российской Федерации бербоут - чартерным владельцем судов являлась ООО Коммерческая фирма «ДАФ», которое и производило их таможенное оформление.
При временном ввозе на территорию Российской Федерации обществом теплоходы оформлены в упрощенном порядке, предусмотренном главой 22 Таможенного кодекса Российской Федерации путем предоставления стандартных документов перевозчика.
19.03.2007 года Астраханской таможней в адрес фирмы были выставлены требования об уплате таможенных платежей и пеней: № 79 на сумму 1 147 850,15 руб., № 80 на сумму 279 333 руб. Основанием для вынесения требований об уплате таможенных платежей явились акты таможенного контроля №№ 71, 72 от 19.03.2007 года. По мнению таможенного органа, если собственником судна является иностранная компания, но судно зарегистрировано в Российской Федерации в бербоутно-чартерном реестре, то данное судно является зарегистрированном в Российской Федерации за российским лицом и не подлежит оформлению в упрощенном порядке.
Признавая действия таможни незаконными, суды обоснованно исходили из следующего.
Собственником судна «Флестина-2»и «Флестина-7» является компания ««Flestina Shipping Co LTD» Британские Виргинские острова, Тортола, Роуд Таун, а/я 3175. Указанные судна с 15.08.2003 года зарегистрированы в Международном регистре судов государства Сент-Китс и Невиса. С 25.07.2007 года сухогрузный теплоход «Флестина-2» зарегистрирован в бербоут - чартерном судовом реестре морского торгового порта Астрахань, регистрационный номер бланка Б-045826. Бербоут - чартерный судовладелец - общество с ограниченной ответственностью коммерческая фирма «ДАФ».
В силу ст. 270 Таможенного кодекса Российской Федерации транспортные средства перемещаются через таможенную границу в соответствии с таможенными режимами временного ввоза и временного вывоза в порядке, предусмотренном главой 22 Таможенного кодекса Российской Федерации. Помещение транспортного средства под таможенный режим временного ввоза осуществляется при условии выполнения требований пункта 3 статьи 279 Таможенного кодекса Российской Федерации, т.е. путем подачи грузовой таможенной декларации.
В соответствии с ч.1 ст.271 Таможенного кодекса Российской Федерации временный ввоз транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации с полным освобождением от уплаты таможенных платежей допускается лишь при условии, если транспортное средство зарегистрировано за иностранным лицом и (или) на территории иностранного государства.
Судами установлено, что на момент прибытия каждого судна на территорию Российской Федерации оно было зарегистрировано в бербоут-чартерном реестре, имело свидетельство о праве плавания под флагом Российской Федерации. При этом регистрация судов в Судовом реестре иностранных государств - государства Сент-Китс и Невиса на период плавания под флагом Российской Федерации приостановлена.
Приостановка действия по регистрации в реестре иностранных государств, в том числе в государстве Сент-Китс и Невиса, в связи с регистрацией в бербоут-чартерном реестре России распространяется только на приостановку права плавания под флагом иностранного государства. Выдается «Letter of Consent», подтверждающий, что регистрация судна на право плавания под флагом государства Сент-Китс и Невиса временно приостановлена, на период действия бербоута.
Единственным основанием утверждать, что судно исключено из реестра государства Сент-Китс и Невиса является выдача «Deletion certificate», который на теплоходы «Флестина-2» «Флестина-7» не выдавался.
В соответствии со статьей 15 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, если иностранное морское судно находится во владении и пользовании Российского лица по договору фрахтования судна (бербоут - чартер), ему предоставляется право плавания под Российским флагом и в силу ст. 38 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации ему выдается свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской федерации.
В силу пункта 2 статьи 15 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации на основании решения одного из федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 3 данной статьи, право плавания под Государственным флагом Российской Федерации может быть временно предоставлено зарегистрированному в реестре судов иностранного государства судну, предоставленному в пользование и во владение российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру).
При этом судно приобретает право плавания под Государственным флагом Российской Федерации с момента регистрации его в одном из реестров судов Российской Федерации, указанных в пункте 1 статьи 33 Кодекса (пункт 1 статьи 16 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Кодекса, судно подлежит регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации: Государственном судовом реестре, судовой книге, бербоут-чартерном реестре.
Согласно пункту 1 статьи 38 Кодекса, в бербоут-чартерном реестре или Российском международном реестре судов судно, зарегистрированное в реестре судов иностранного государства, подлежит регистрации в течение месяца со дня принятия решения о временном предоставлении такому судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Кодекса.
При регистрации судна в бербоут-чартерном реестре или Российском международном реестре судов выдается свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации на срок, указанный в решении о временном предоставлении судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации.
Исходя из положений Конвенции ООН по морскому праву от 10.12.1982 года и системного толкования приведенных выше норм права судами правильно указано, что судно не может одновременно обладать правом плавания под несколькими флагами различных государств.
Необходимым условием регистрации судна в бербоут-чартерном реестре в силу статьи 38 Кодекса и Приказа Минтранса России от 21.07.2006 года N 87 является представление выписки из реестра судов иностранного государства, в котором судно зарегистрировано до смены флага, а также документа, выданного компетентными властями иностранного государства, в котором судно зарегистрировано непосредственно до смены флага, и подтверждающего, что право плавания под флагом такого государства приостановлено на срок предоставления судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации.
При таких обстоятельствах вывод судов о том, что у таможни отсутствовали основания для доначисления таможенных платежей является правильным, в связи с чем основания для отмены судебных актов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 25.06.2007 и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Астраханской области от 11.09.2007 по делу №А06-1758/07 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Р.Р. САГАДЕЕВ
Судьи Р.Г. ХАСАНОВ
Ф.В. ХАЙРУЛЛИНА