ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-1937/2023 от 09.11.2023 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-9560/2023

г. Казань Дело № А06-1937/2023

16 ноября 2023 года

Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2023 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Закировой И.Ш.,

судей Мухаметшина Р.Р., Хабибуллина Л.Ф.,

при участии представителей:

Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоЦентр» – Решетова М.С., доверенность от 28.09.2023,

Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Черноярскому району Астраханской области – Калугиной В.Г., доверенность от 01.11.2023, Филипповой Е.В., доверенность от 31.10.2023,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Черноярскому району Астраханской области

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 09.06.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2023

по делу №А06-1937/2023

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЭкоЦентр» (109544, г. Москва, бульвар Энтузиастов, д. 2, этаж 19, офис 21, ОГРН 1103444003002, ИНН 3444177534) к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Черноярскому району Астраханской области (416230, Астраханская область, Черноярский район, село Черный Яр, ул. 1-го мая, д. 24 А, ОГРН 1023001740629, ИНН 3011004644) о признании недействительным (незаконным) решения,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «ЭкоЦентр» (далее – ООО «ЭкоЦентр», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании недействительным (незаконным) решение об отказе в предоставлении информации от 09.03.2023 б/н; об обязании ОМВД России по Черноярскому району Астраханской области (далее - ОМВД России по Черноярскому району) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «ЭкоЦентр» путем предоставления информации на запрос от 02.02.2023 №12-2 на бумажном носителе за подписью уполномоченного должностного лица и на электронном носителе (диске СDR).

Кроме того, на основании уточнённого, в порядке статьи 49 Арбитражногопроцессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), заявления общество просит суд взыскать с ОМВД России по Черноярскому району Астраханской области в пользу ООО «ЭкоЦентр» почтовые расходы в размере 72 руб. и расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 09.06.2023 признано незаконным решение отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Черноярскому району Астраханской области от 09.03.2023 б/н об отказе в предоставлении запрошенных сведений. Суд обязал ОМВД России по Черноярскому району Астраханской области предоставить ООО «ЭкоЦентр» информацию на запрос от 02.02.2023 №12-2 на бумажном носителе за подписью уполномоченного должностного лица и на электронном носителе (диске СD-R). С ОМВД России по Черноярскому району Астраханской области в пользу ООО «ЭкоЦентр» взысканы почтовые расходы в размере 72 рублей и расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2023 решение Арбитражного суда Астраханской области оставлено без изменения.

ОМВД России по Черноярскому району, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты судов предыдущих инстанций отменить, принять новый судебный акт.

ОМВД России по Черноярскому району ссылается на то, что у ресурсоснабжающей организации ООО «ЭкоЦентр» имеется право на получение запрашиваемых сведений, но право получать такие сведения в управляющих организациях, товарищества или кооперативах.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Представитель ОМВД России по Черноярскому району в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Представитель общества в судебном заседании отклонил кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) АПК РФ, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

ООО «ЭкоЦентр» обратилось в ОМВД России по Черноярскому району с заявлением от 02.02.2023 № 12-2 об оказании содействия в предоставлении имеющихся в распоряжении ОМВД России по Черноярскому району сведений, составляющих персональные данные (ФИО лиц (собственников ТКО), зарегистрированных в жилых помещениях, расположенных на территории Черноярского района, адреса их жилых помещений, а также о количестве пользователей помещений), необходимых региональному оператору для корректировки информации, содержащейся в лицевых счетах собственников ТКО, правильного начисления потребителям платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО, а также взыскания задолженности за оказанные услуги в судебном порядке. Запрашиваемые сведения общество просило предоставить на съемном электронном носителе (диск CD-R) с соблюдением требований законодательства РФ о защите персональных данных, посредством направления почтовой связью.

На данное обращение письмом без даты и без номера, поступившим в ООО «ЭкоЦентр» 09.03.2023, ОМВД России по Черноярскому району сообщило о невозможности предоставления сведений, поскольку запрашиваемые сведения являются персональными данными, не подлежащими разглашению, и рекомендовало осуществить запрос через орган судебной власти, который является субъектом правоотношений, и имеет предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочия запрашивать персональные данные.

Не согласившись с полученным отказом, ООО «ЭкоЦентр» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что у ООО «ЭкоЦентр» как у регионального оператора имеется право на получение запрашиваемых сведений, обязанность по предоставлению указанных сведений, возложена на органы миграционного учета.

В соответствии с частью 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.

Пунктом 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что оплата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, а также приказа Минстроя России от 26.01.2018 № 43/пр, которым утверждена форма платежного документа, организация и осуществление расчетов за коммунальные услуги, которая предполагает наличие у исполнителя, в том числе информации о фамилии, имени, отчестве плательщика (собственника, нанимателя), адресе и площади помещения, количестве проживающих в помещении человек, объемах оказанных коммунальных услуг.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 6, пунктом 8 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Закон о государственной информационной системе) в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ) должна размещаться информация о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан.

Обязанность по размещению информации в ГИС ЖКХ возлагается на территориальный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере миграции и осуществляющий правоприменительные функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон о персональных данных) под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона о персональных данных обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных данным Федеральным законом.

При этом названной нормой допускается возможность обработки персональных данных в отсутствие согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, в том числе в случае если обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей, а также если обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.

Частями 4, 5 статьи 6 указанного закона установлено, что лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. В случае, если оператор поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет оператор. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, несет ответственность перед оператором.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 № 897 пункт 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), дополнен, в том числе абзацами седьмым, восьмым, девятым в части указания перечня информации, необходимой для начисления платы за коммунальные услуги.

Действующий в настоящее время порядок предоставления сведений о собственниках жилых помещений в многоквартирном доме (включая конкретный состав документированной информации, подлежащей истребованию) следует применять и к ранее сложившимся (до принятия Постановления № 897) отношениям, в которых ресурсоснабжающая организация приобрела статус исполнителя коммунальной услуги, а с ним и право получения от управляющей организации необходимых сведений.

В соответствии с абзацем 7 пункта 6 Правил № 354 управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" пункта 17 данных Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях. Такие сведения должны включать в себя: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо.

При этом предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в силу пункта 5 части 1 статьи 6 Закона о персональных данных.

Как следует из положений пунктов 1, 2, 3 статьи 17 Федерального закона "О полиции" от 07.02.2011 № 3-ФЗ (далее - Закон о полиции) полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах.

В силу части 5 статьи 17 указанного закона информация, содержащаяся в банках данных, предоставляется государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом; правоохранительным органам иностранных государств и международным полицейским организациям - в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных (часть 7 статьи 17 Закона о полиции).

В силу положений части 8 статьи 9 Закона о персональных данных персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 названного Федерального закона.

Пункт 5 части 1 статьи 6 Закона о персональных данных в числе случаев обработки персональных данных устанавливает обработку персональных данных для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.

В определении от 17.07.2018 № 1810-О Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что пункт 5 части 1 статьи 6 Закона № 152-ФЗ, допуская обработку персональных данных, если она необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, направлен на реализацию принципа надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона (статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации), обеспечивает защиту прав участников договорных отношений, в том числе, по предоставлению коммунальных услуг.

Как следует из материалов дела и подтверждено судами, ООО «ЭкоЦентр» осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) на территории г. Астрахани и Астраханской области, за исключением муниципального образования «ЗАТО г. Знаменск» Астраханской области на основании заключенного 07.02.2017 между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области и ООО «ЭкоЦентр» соглашения.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерацииот 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами»).

Действующее законодательство Российской Федерации, допускает заключение между Региональным оператором - ООО «ЭкоЦентр» и потребителем коммунальной услуги по обращению с ТКО договора без соблюдения письменной формы, и потребитель, пользующийся коммунальной услугой, является стороной публичного договора независимо от заключения договора по обращению с ТКО в письменной форме.

С учетом изложенного суды отметили, что обстоятельства заключения договора фиксируется конклюдентными действиями самих потребителей по фактическому пользованию услугами Регионального оператора по приведенным в настоящем запросе адресам, о чем свидетельствуют также действующие открытые лицевые счета, присвоенные ООО «ЭкоЦентр» потребителям коммунальной услуги для внесения платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО.

Таким же образом договоры на оказание услуг по обращению с ТКО путем конклюдентных действий в силу пункта 1 статьи 426 ГК РФ с 01.07.2017 заключены Региональным оператором с подавляющим количеством собственников жилых помещений, расположенных на территории Черноярского района Астраханской области.

Судами установлено, что ОМВД России по Черноярскому району является территориальным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции на поднадзорной территории.

Таким образом, обязанность по внесению запрашиваемых сведений в государственную информационную систему, равно как и по предоставлению указанных сведений, возложена на органы миграционного учета (в состав ОМВД России по Черноярскому району входит отделение по вопросам миграции).

ООО «ЭкоЦентр», являясь региональным оператором, включен Роскомнадзором в Реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных (регистрационный № 30-17-002047, приказ № 131 от 14.08.2017) в соответствии с положениями Закона о персональных данных, как лицо, осуществляющее деятельность по оказанию коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Учитывая вышеизложенные правовые нормы, суды правомерно указали, что ООО «Экоцентр», являясь оператором персональных данных потребителей-физических лиц и осуществляя деятельность по начислению потребителям платы за коммунальные услуги, вправе обрабатывать персональные данные потребителей, в том числе запрашивать их персональные данные.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу о том, что поскольку обработка персональных данных необходима для осуществления хозяйственной деятельности организации для исполнения условий договора, выгодоприобретателем по которому является абонент - субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем, то общество вправе запрашивать и получать у уполномоченных органов сведения о персональных данных потребителей - физических лиц в целях и объеме, установленном действующим законодательством и договором, для исполнения условий публичного договора.

Судами учтено, что у ООО «ЭкоЦентр», как регионального оператора по обращению с ТКО, должны быть сведения, позволяющие идентифицировать собственников/нанимателей помещений в многоквартирных домах, а также сведения, необходимые для осуществления ООО «ЭкоЦентр» своей уставной деятельности, в частности, исполнения условий публичного договора оказания услуг по вывозу ТКО, в целях реализации защиты прав и экономических интересов организации по вопросу получения платы за оказанные услуги, соответственно, общество имеет право запрашивать и получать сведения, которые являются персональными данными абонентов - физических лиц, в целях и объеме, установленном действующим законодательством.

Таким образом, в данном случае ООО «ЭкоЦентр» вправе обратиться к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Черноярскому району за предоставлением персональных данных потребителей коммунальной услуги в целях и объеме, установленном действующим законодательством для исполнения условий публичного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Вопреки позиции ОМВД России по Черноярскому району, наличие у общества возможности получить у других органов запрашиваемые сведения о потребителях коммунальной услуги не отменяет правообщества получить такие сведения у Отдела.

При указанных обстоятельствах, судами правомерно признано незаконным решение отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Черноярскому району Астраханской области от 09.03.2023 года б/н об отказе в предоставлении запрошенных сведений.

В целях восстановления прав общества, суд первой инстанции указал на обязание ОМВД России по Черноярскому району Астраханской области предоставить Обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоЦентр» информацию на запрос №12-2 от 02.02.2023 года на бумажном носителе за подписью уполномоченного должностного лица и на электронном носителе (диске СD-R). Суд, не подменяя собой уполномоченный орган, правомерно указал на данный способ восстановления права.

Довод ОМВД России по Черноярскому району о том, что органы внутренних дел не предоставляют информацию о лицах и количестве лиц, зарегистрированных по одному адресу, согласно Закону Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1, не влияет на законность обжалуемого решения, поскольку в запросе от 02.02.2023 № 12-2 обществом запрошены сведения, в том числе, сведения о ФИО лиц (собственников ТКО), зарегистрированных в жилых помещениях, расположенных на территории Черноярского района, адреса их жилых помещений. Кроме того, уполномоченный орган вправе указать на отсутствие каких-либо сведений.

Вместе с тем, ОМВД России по Черноярскому району оспариваемым письмом необоснованно отказало в предоставлении испрашиваемых сведений в полном объеме, ссылаясь на персональные данные.

Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами норм материального и процессуального права, являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.

Нарушений норм материального права, как и нарушений процессуальных норм, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 19.09.2023 приостановлено исполнение решения Арбитражного суда Астраханской области от 09.06.2023 и постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2023 по настоящему делу, до рассмотрения кассационной жалобы по существу.

В соответствии с частью 4 статьи 283 АПК РФ исполнение судебных актов приостанавливается на срок до принятия арбитражным судом кассационной инстанции постановления по результатам рассмотрения кассационной жалобы.

Принимая во внимание, что кассационная жалоба была рассмотрена судом кассационной инстанции по существу, судебная коллегия считает необходимым отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда Астраханской области от 09.06.2023 и постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2023 по настоящему делу.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 09.06.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2023 по делу № А06-1937/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда Астраханской области от 09.06.2023 и постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2023 по настоящему делу, принятое определением Арбитражного суда Поволжского округа от 19.09.2023.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья И.Ш. Закирова

Судьи Р.Р. Мухаметшин

Л.Ф. Хабибуллин