ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-2348/2021 от 10.08.2023 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-6296/2023

г. Казань Дело № А06-2348/2021

11 августа 2023 года

Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2023 года

Полный текст постановления изготовлен 11 августа 2023 года

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хлебникова А.Д.,

судей Сибгатуллина Э.Т., Ольховикова А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Захаровой А.Р. (протоколирование ведется путем использования систем видеоконференц-связи, материальный носитель видеозаписи приобщается к протоколу)

в Арбитражном суде Астраханской области принимали участие представители:

ООО «Охранное Агентство «Беркут» - ФИО1 М,А., доверенность от 22.05.2023,

УФНС по Астраханской области – ФИО2, доверенность от 17.01.2023 №03-28/01988,

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видео-конференцсвязи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Охранное агентство «Беркут»

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 28.12.2022 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2023,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Охранное агентство «Беркут» (г. Астрахань, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной налоговой службы по Астраханской области (г. Астрахань, ОГРН <***>, ИНН <***>), третьи лица: общество с ограниченной ответственностью «Охранное предприятие «Волга-Щит» (г. Астрахань, ОГРН <***>, ИНН <***>), общество с ограниченной ответственностью «Форштат» (г. Астрахань, ОГРН <***>, ИНН <***>), общество с ограниченной ответственностью «Частное охранное предприятие «Волга-Щит» (г. Астрахань, ОГРН <***>, ИНН <***>), общество с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация «Волга-Щит» (г. Астрахань, ОГРН <***>, ИНН <***>), образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебный центр Щит» (г. Астрахань, ОГРН <***>, ИНН <***>), Астраханское региональное отраслевое объединение работодателей в сфере охраны и безопасности Федерального Координационного центра руководителей охранных структур (г. Астрахань, ОГРН <***>, ИНН <***>), общество с ограниченной ответственностью «Охранное агентство «Беркут» (г. Астрахань, ОГРН <***>, ИНН <***>), о признании незаконными действий (бездействия),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Охранное Агентство "Беркут" (ИНН <***>) (далее - ООО "ОА "Беркут", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Астраханской области (далее - налоговый орган, Инспекция), Управлению Федеральной налоговой службы по Астраханской области (далее - УФНС России по Астраханской области) с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ:

1) о признании незаконными и не соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации действий МРИ ФНС России N 6 по Астраханской области по выемке документов и предметов, произведенной 23.12.2020 в офисных помещениях ООО "ОА "Беркут" (ИНН <***>), расположенных по адресам: <...>, и <...>, литер А, и обязании возвратить ООО "ОА "Беркут" (ИНН <***>) документы и предметы, изъятые в ходе выемки, проведенной 23.12.2020, а именно:

- Кассовую книгу за период февраль 2017, март 2017, май 2017, июнь 2017, июль 2017, август 2017, октябрь 2017, ноябрь 2017, декабрь 2017;

- Отчет кассира за период февраль 2017, март 2017, май 2017, июнь 2017, июль 2017, август 2017, октябрь 2017, ноябрь 2017, декабрь 2017;

- Акты выполненных работ, подписанные заказчиками за 2017, 2018, 2019 год

- Договоры на оказание охранных услуг за 2017, 2018, 2019 годы;

- Договоры с поставщиками и подрядчиками за период 2017, 2018, 2019 год;

- Накладные на поступившие товары от поставщиков за 2017, 2018, 2019 год;

- Акты выполненных работ, оказанных услуг поставщиками за 2017, 2018, 2019 год.

2) о признании незаконными и не соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации действий МРИ ФНС России N 6 по Астраханской области по осмотру, проведенному 23.12.2020 в офисных помещениях ООО "ОА "Беркут" (ИНН <***>), расположенных по адресам: <...>, и <...>, литер А;

3) о признании незаконными бездействий МРИ ФНС России N 6 по Астраханской области по невозвращению в течение 5 дней после изъятия в ООО "ОА "Беркут" (ИНН <***>) документов и предметов, изъятых в ходе выемки, проведенной 23.12.2020.

В ходе рассмотрения дела налоговым органом возвращена часть документов, изъятых в ходе выемки, а именно возвращена кассовая книга за период май 2017, июнь 2017, июль 2017, август 2017, октябрь 2017, ноябрь 2017, декабрь 2017 и отчет кассира за период май 2017, июнь 2017, июль 2017, август 2017, октябрь 2017, ноябрь 2017, декабрь 2017.

В связи с изложенным ООО "ОА "Беркут" уточнило требования и просило:

1) признать незаконными и не соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации действия Управления Федеральной налоговой службы по Астраханской области по выемке документов и предметов, произведенной 23.12.2020 в офисных помещениях ООО "ОА "Беркут" (ИНН <***>), расположенных по адресам: <...>, и <...>, литер А, в ходе которой в нарушение п. 5 и п. 7 ст. 94 Налогового кодекса Российской Федерации изъяты следующие документы:

- Кассовая книга за период февраль 2017, март 2017, май 2017, июнь 2017, июль 2017, август 2017, октябрь 2017, ноябрь 2017, декабрь 2017;

- Отчет кассира за период февраль 2017, март 2017, май 2017, июнь 2017, июль 2017, август 2017, октябрь 2017, ноябрь 2017, декабрь 2017;

- Акты выполненных работ, подписанные заказчиками за 2017, 2018, 2019 год

- Договоры на оказание охранных услуг за 2017, 2018, 2019 годы;

- Договоры с поставщиками и подрядчиками за период 2017, 2018, 2019 год;

- Накладные на поступившие товары от поставщиков за 2017, 2018, 2019 год;

- Акты выполненных работ, оказанных услуг поставщиками за 2017, 2018, 2019 год;

2) обязать возвратить в ООО "ОА "Беркут" (ИНН <***>) документы и предметы, изъятые в ходе выемки, проведенной 23.12.2020, а именно:

- Кассовую книгу за период февраль 2017, март 2017; - Отчет кассира за период февраль 2017, март 2017;

- Акты выполненных работ, подписанные заказчиками за 2017, 2018, 2019 год

- Договоры на оказание охранных услуг за 2017, 2018, 2019 годы;

- Договоры с поставщиками и подрядчиками за период 2017, 2018, 2019 год;

- Накладные на поступившие товары от поставщиков за 2017, 2018, 2019 год;

- Акты выполненных работ, оказанных услуг поставщиками за 2017, 2018, 2019 год.

2) признать незаконными и не соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации действия Управления Федеральной налоговой службы по Астраханской области по осмотру, проведенному 23.12.2020 в офисных помещениях ООО "ОА "Беркут" (ИНН <***>), расположенных по адресам: <...>, и <...>, литер А;

3) признать незаконными и не соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации бездействий МРИ ФНС России N 6 по Астраханской области по невозвращению в течение 5 дней после изъятия в ООО "ОА "Беркут" (ИНН <***>) документов и предметов, изъятых в ходе выемки, проведенной 23.12.2020:

- Кассовой книги за период февраль 2017, март 2017, май 2017, июнь 2017, июль 2017, август 2017, октябрь 2017, ноябрь 2017, декабрь 2017;

- Отчетов кассира за период февраль 2017, март 2017, май 2017, июнь 2017, июль 2017, август 2017, октябрь 2017, ноябрь 2017, декабрь 2017;

- Актов выполненных работ, подписанных заказчиками за 2017, 2018, 2019 год

- Договоров на оказание охранных услуг за 2017, 2018, 2019 годы;

- Договоров с поставщиками и подрядчиками за период 2017, 2018, 2019 год;

- Накладных на поступившие товары от поставщиков за 2017, 2018, 2019 год;

- Актов выполненных работ, оказанных услуг поставщиками за 2017, 2018, 2019 год.

Общество отказалось от требований в части обязания УФНС России по Астраханской области возвратить ООО "ОА "Беркут" (ИНН <***>) документы, изъятые в ходе выемки, проведенной 23.12.2020, а именно кассовую книгу за период май 2017, июнь 2017, июль 2017, август 2017, октябрь 2017, ноябрь 2017, декабрь 2017; отчеты кассира за период май 2017, июнь 2017, июль 2017, август 2017, октябрь 2017, ноябрь 2017, декабрь 2017 в связи с добровольным их исполнением.

Определением от 06.12.2022 произведена замена стороны по делу Межрайонной ИФНС России N 6 по Астраханской области на ее правопреемника Управление Федеральной налоговой службы по Астраханской области в связи с реорганизацией.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 28 декабря 2022 года прекращено производство по делу в части требований ООО "ОА "Беркут" об обязании Управления Федеральной налоговой службы по Астраханской области возвратить ООО "ОА "Беркут" (ИНН <***>) документы, изъятые в ходе выемки 23.12.2020, а именно: кассовую книгу за период май 2017, июнь 2017, июль 2017, август 2017, октябрь 2017, ноябрь 2017, декабрь 2017 и отчеты кассира за период май 2017, июнь 2017, июль 2017, август 2017, октябрь 2017, ноябрь 2017, декабрь 2017 в связи с отказом от иска в данной части.

ООО "ОА "Беркут" (ИНН <***>) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2023 года решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с судебными актами по делу, ООО "ОА "Беркут" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Астраханской области.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, сославшись на несоответствие вывода судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.

Представитель УФНС по Астраханской области, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит отказать Обществу в удовлетворении кассационной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в суд округа не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 274, 285, 286, 287 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов заявителя кассационной жалобы, суд округа приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании решений от 22.12.2020 N 07-01, N 07-02, N 07-03 и N 07-04 налоговым органом в отношении иных лиц - ООО "ОП "Волга-Щит", ООО "ЧОП "Волга-Щит", ООО "ЧОО "Волга-Щит" и ООО "ОА "Беркут" (ИНН <***>) проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) в бюджет налогов, сборов и страховых взносов за период с 01.01.2017 по 31.12.2019.

Межрайонной ИФНС России N 6 по Астраханской области вынесены постановления от 23.12.2020 N 07-01, N 07-02, N 07-03 и N 07-04 о проведении осмотра территорий, помещений, документов и предметов по адресу: 414024, <...>.

Также, Межрайонной ИФНС России N 6 по Астраханской области вынесены постановления от 23.12.2020 N 07-01, N 07-02, N 07-03 и N 07-04 о производстве выемки, изъятия документов и предметов, отражающих финансово-хозяйственную деятельность ООО "ОП "Волга-Щит", ООО "ЧОП "ВолгаЩит", ООО "ЧОО "ВолгаЩит" и ООО "ОА "Беркут" (ИНН <***>) за 2017-2019 годы прямо и\или косвенно подтверждающих\опровергающих факт возможного совершения ООО "ОП "Волга-Щит", ООО "ЧОП "Волга-Щит", ООО "ЧОО "ВолгаЩит" и ООО "ОА "Беркут" (ИНН <***>) налогового правонарушения (в том чисел: электронно-цифровые файлы и программы, содержащие сведения по делопроизводству, бухгалтерскому, складскому и торговому учету; дневники и записные книжки, электронные, служебные и неофициальные записки, черновики документов и иные предметы, содержащие в себе сведения, подтверждающие факт совершения налогового правонарушения), на территории по адресу: 414024, <...>, в том числе в помещениях здания/сооружения, прилегающих участков местности, транспортных средств.

Как указано в постановлениях от 23.12.2020 N 07-01, N 07-02, N 07-03 и N 07-04 о производстве выемки, мероприятия налогового контроля направлены на выявление незаконной схемы "дробления бизнеса", используемой налогоплательщиками, входящими в группу охранных предприятий "Волга-Щит" в целях сохранения права на применение специального налогового режима.

Результаты проведенных мероприятий налогового контроля позволили Инспекции идентифицировать группу налогоплательщиков - ООО "ОП "ВолгаЩит", ООО "ЧОП "Волга-Щит", ООО "ЧОО "Волга-Щит" и ООО "ОА "Беркут" (ИНН <***>) - как единый хозяйствующий субъект экономической деятельности, раздробленный для сохранения права на применение специального налогового режима УСН, что позволяет существенно снизить налоговую нагрузку налогоплательщиков, входящих в группу охранных предприятий "Волга-Щит".

23 декабря 2020 года на основании вышеуказанных постановлений и в соответствии со статьей 92, подпунктом 3 пункта 1 статьи 31, пунктом 14 статьи 89, статьей 94 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом произведены осмотр, выемка и изъятие документов и предметов, результаты которых оформлены протоколами осмотра территорий, помещений, документов, предметов от 23.12.2020 N 1, N 2, N 3, N 4, протоколами о производстве выемки, изъятия документов от 23.12.2020 N 1, N 2, N 3, N 4.

Изъятые документы и предметы поименованы в описях изъятых документов и предметов от 23.12.2020.

Вместе с тем, одновременно с документами, принадлежащими проверяемым налогоплательщикам, в ходе проверки изъяты документы принадлежащие заявителю - ООО "ОА "Беркут" (ИНН <***>), в отношении которого проверка не проводилась.

ООО "ОА "Беркут" (ИНН <***>), не согласившись с действиями должностных лиц Инспекции, обратилось в административном порядке в Прокуратуру Советского района г. Астрахани с жалобой, которая по подведомственности была передана для рассмотрения в УФНС России по Астраханской области.

Решением УФНС по Астраханской области от 18.02.2021 N 43-Н жалоба общества на действия должностных лиц налогового органа оставлена без удовлетворения.

Полагая, что действия при производстве выемки, а также бездействия налогового органа по невозвращению документов и предметов, изъятых в ходе выемки, нарушают его права и законные интересы, ООО "ОА "Беркут" (ИНН <***>) обратилось арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении требований, суды первой и апелляционной инстанций, исходил из того, что проверяемые лица - ООО "ОП "Волга-Щит", ООО "ЧОП "Волга-Щит", ООО "ЧОО "Волга-Щит" и ООО "ОА "Беркут" (ИНН <***>), а также ООО "ОА "Беркут" (ИНН <***>) - зарегистрированы по одному адресу: <...>. Поскольку в регистрационных документах заявителя отсутствует конкретизация номеров помещений (комнат, кабинетов), в которых заявитель осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, мероприятия по производству выемки проведены налоговым органом по заявленному адресу. Ввиду большого объема изымаемых документов, бессистемного и беспорядочного их хранения в шкафах и помещениях, документы, находящиеся в папках, проверяющими из данных папок не вынимались, и изымались в том виде, в каком они были обнаружены, ориентируясь на надписи, сделанные на лицевой и торцевой стороне таких папок. Принадлежащие ООО "ОА "Беркут" (ИНН <***>) документы находились в сшивах и папках, принадлежащих именно проверяемым налогоплательщикам, и изъяты именно у них.

Суд кассационной инстанции, поддерживая вывод судов двух инстанций, исходит из норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств дела.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа; решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, или по месту жительства физического лица, или по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации, признаваемой налоговым резидентом Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 8 статьи 246.2 настоящего Кодекса, или налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта Российской Федерации в отношении налогоплательщиков, имеющих место нахождения (место жительства) на территории этого субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Пунктом 4 статьи 89 НК РФ предусмотрено, что предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и уплаты налогов. При этом в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено статьей 89 НК РФ.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

В подпункте 6 пункта 1 статьи 23 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

В соответствии с пунктом 12 статьи 89 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

Согласно пункту 1 статьи 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

Судами установлено, что в налоговый орган из Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Астраханской области (далее - СУ МК России по Астраханской области) поступила информация (от 17.06.2020 исх N 203-2169-20) об уклонении ООО "ОП "ВолгаЩит", ООО "ЧОП "Волга-Щит", ООО "ЧОО "Волга-Щит" и ООО "ОА "Беркут" от уплаты налогов, в связи с чем налоговым органом вынесены решения от 22.12.2020 N 07-01, N 07-02, N 07-03 и N 07-04 о проведении выездной налоговой проверки в отношении вышеуказанных лиц.

В ходе проверки налоговым органом проведены осмотр помещений и выемка документов, принадлежащих проверяемым налогоплательщикам.

В рамках дел N А06-2227/2021 и N А06-2349/2021 рассматривались требования ООО "ОА "Беркут" (ИНН <***>) и ООО "Форштат" (ИНН <***>) о признании незаконными действий по выемке документов и предметов, проведенной 23.12.2020, о признании незаконными действий по осмотру, проведенному в офисных помещениях, расположенных по адресам: <...>; <...>, литер А.

Вступившими в законную силу судебными актами установлено, что должностные лица Межрайонной ИФНС России N 6 по Астраханской области действовали в пределах предоставленных им полномочий, нарушений прав налогоплательщика в ходе осмотра и выемки не допущено.

Судами отмечено, что обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами по делам N А06-2227/2021 и N А06-2349/2021, имеют преюдициальное значение для участвовавших в нем сторон в силу части 2 статьи 69 АПК РФ.

В соответствии с решениями Инспекции от 22.12.2020 N 07-01, N 07-02, N 07-03 и N 07-04 выездная налоговая проверка проводилась в отношении ООО "ОП "Волга-Щит", ООО "ЧОП "Волга-Щит", ООО "ЧОО "Волга-Щит" и ООО "ОА "Беркут" (ИНН <***>).

Исходя из сведений Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) проверяемые лица - ООО "ОП "Волга-Щит", ООО "ЧОП "ВолгаЩит", ООО "ЧОО "Волга-Щит" и ООО "ОА "Беркут" (ИНН <***>), а также Общество - зарегистрированы по одному адресу: <...>.

Поскольку в регистрационных документах заявителя отсутствует конкретизация номеров помещений (комнат, кабинетов), в которых заявитель осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, мероприятия по производству выемки проведены налоговым органом по заявленному адресу.

По условиям договора аренды от 01.12.2014 нежилого помещения (с учетом дополнительного соглашения от 26.01.2014 N 1 (т. 2 л.д. 118-121), заключенного между индивидуальным предпринимателем ФИО3 и ООО "ОА "Беркут" (ИНН <***>), последний с целью использования в качестве офиса арендует следующие нежилые помещения:

- часть нежилого помещения, расположенного по адресу: <...>, этаж 1: часть помещения N 6 площадью 3,5 кв. м, часть помещения N 9 площадью 6 кв. м, часть помещения N 11 площадью 4 кв. м, часть помещения N 12 площадью 2,5 кв. м, часть помещения N 13 площадью 4 кв. м;

- часть нежилого помещения, расположенного по адресу: <...>, литер А, этаж цокольный: помещение N 9 площадью 4,8 кв. м, часть помещения N 11 площадью 5 кв. м.

Из протоколов осмотра от 23.12.2020 и видеозаписей следует, что вход в цокольный этаж находился справа от входа в помещение указанных организаций. При этом у входа находилась лишь табличка рекламного характера с надписью "Форштат. Охранно-пожарная сигнализация. Видеонаблюдение". Других идентифицирующих признаков юридического лица, таких как наименование организационно-правовой формы, часы работы и т.д. не имелось. При входе на цокольный этаж обнаружилось, что в помещениях находились оружейные комнаты проверяемых лиц, пульт централизованной охраны всей группы предприятий, а также помещение для расположения серверного оборудования. При этом не имелось каких-либо надписей на этом помещении идентифицирующих его с ООО "ОА "Беркут" (ИНН <***>).

При этом у налогового органа отсутстовали сведения об аренде ООО "ОА "Беркут" (ИНН <***>) части нежилых помещений здания по адресу: <...>, а также части нежилых помещений в цокольном этаже здания по адресу: <...>, литер А, а также о присвоении данному цокольному этажу иного адреса (с литерой А).

Сотрудники проверяемых организаций, ФИО4, ФИО3 и представитель проверяемых организаций, присутствовавшие при проведении проверки, о данном факте проверяющим лицам не сообщили.

Инспекцией при проведении мероприятий налогового контроля установлены источники получения документов и предметов, содержащих информацию, относящуюся к предмету выездной налоговой проверки, находящиеся в помещении серверной в цокольном этаже здания по адресу: <...>, литер А, с отдельным входом с улицы, и имеющие отношение к финансово-хозяйственной деятельности проверяемых налогоплательщиков в проверяемом периоде.

Оценив представленные в дело доказательства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что действия налогового органа при осмотре помещения серверной, изъятии накопителей на жестких дисках из помещения серверной и копирования информации с компьютерного оборудования налогоплательщиков соответствуют требованиям статей 31, 89, 94 Налогового кодекса Российской Федерации и не нарушают прав и законных интересов заявителя.

Формулируя данный вывод, суды приняли во внимание следующие установленные фактические обстоятельства:

- проверяемые организации располагались в помещениях по адресу: <...>, без идентифицирующих признаков, позволяющих однозначно установить, какой именно организации принадлежит, то или иное имущество, размещенное в данных помещениях: на табличках дверей кабинетов "отдел маркетинга", "отдел кадров", "бухгалтерия", "заместитель директора", "приемная" отсутствует указание принадлежности данных кабинетов какой-либо организации, также имелись двери помещений без табличек, дверь с наклейкой "С Новым Годом".

- в помещении бухгалтерии расположено пять столов и шесть шкафов, в каждом из которых беспорядочно хранились документы различных организаций, в том числе заявителя. В помещении отдела кадров также в одном шкафу хранились папки с документами различных организаций, в сейфе - печати всех организаций (диск 1, видеозаписи M2U00801, M2U00802).

- условия для того, чтобы доступ к документам и информации общества был ограничен для представителей других организаций (вывеска, отдельный кабинет, сейф, отдельный шкаф для документов, компьютер с паролем, недоступным для посторонних) не созданы. Для размещения документов, организации используют общую офисную мебель, в связи с чем, обособленное нахождение документов и сотрудников всех организаций, находящихся по адресу: <...>, не обеспечено.

- в ходе осмотра помещений по адресу: <...> налоговым органом установлено, что в одних и тех же кабинетах располагаются сотрудники нескольких организаций. При этом должностное лицо налогового органа ФИО5 просил представиться лиц, находящихся в осматриваемых помещениях, с целью установления их работодателя. Большинство присутствующих при проведении проверки сотрудников не смогли пояснить, в какой именно организации они трудоустроены. Из тех сотрудников, кто смог назвать своего работодателя, не было ни одного, назвавшего заявителя, что подтверждено видеозаписями проведенной проверки.

- в связи с отсутствием системности хранения документов проверяемых организаций налоговым органом были изъяты документы в папках, а также жесткие диски, для последующей проверки и составления подробных описей. Ввиду большого объема изымаемых документов, бессистемного и беспорядочного их хранения в шкафах и помещениях, документы, находящиеся в папках, проверяющими из данных папок не вынимались, и изымались в том виде, в каком они были обнаружены, ориентируясь на надписи, сделанные на лицевой и торцевой стороне таких папок, что подтверждено видеозаписями проверки. Все изъятые документы и предметы были упакованы и опечатаны. Перечень изъятых документов и предметов включен в описи, приложенные к протоколам выемки от 23.12.2020.

Судами установлено, что все изъятые документы ООО "ОА "Беркут", были возвращены в подлинниках проверяемому лицу - ООО "ЧОП "ВОЛГА-ЩИТ".

Доводы заявителя о не полном возвращении изъятых документов были предметом исследования судов двух инстанций и отклонены ими, поскольку из протоколов выемок N 1, 2, 3, 4 от 23.12.2020 года не следует, что налоговым органом были изъяты документы, о недостаче которых заявляет ООО "ОА "Беркут" (ИНН <***>).

С учетом изложенного, суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что действия налогового органа по изъятию документов и предметов проверяемых налогоплательщиков не противоречат требованиям статьи 94 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку данные документы находились в сшивах и папках, принадлежащих проверяемым налогоплательщикам и изъятым именно у них.

С учетом фактических обстоятельств, суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 АПК РФ, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде округа, предоставляют суду округа при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду округа подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.

Руководствуясь, статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 28.12.2022 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2023 по делу N А06-2348/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса.

Председательствующий судья А.Д. Хлебников

Судьи Э.Т. Сибгатуллин

А.Н. Ольховиков