ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-2722/17 от 05.09.2017 АС Астраханской области

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А06-2722/2017

12 сентября 2017 года

Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2017 года.

Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2017 года.

     Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,

судей О.В. Лыткиной, С.А. Жаткиной,

при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Лукиной,

рассмотрев  в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области на решение Арбитражного суда Астраханской области от 30 июня 2017 года по делу №А06-2722/2017, (судья Г.В. Серикова),

по исковому заявлению  Управления по капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Астрахань» (ИНН 3015096519, ОГРН 1123015001625)

к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (ИНН 3015068399, ОГРН 1053000014660)

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Финансово-казначейское управление Администрации МО «Город Астрахань» и Министерство финансов Астраханской области,

о взыскании субсидии на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в сумме 33.100.878 руб. 61 коп.,

при участии в заседании:

от истца Управления по капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Астрахань» представитель Слиженкова Татьяна Николаевна по доверенности,

У С Т А Н О В И Л:

В арбитражный суд Астраханской области обратилось Управление по капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Астрахань» с иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области о взыскании субсидии на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в сумме 33.100.878 руб. 61 коп.

Решением от 28 июля 2017 года Арбитражного суда Астраханской области по делу № А06-2722/2017 с Астраханской области в лице Министерства строительного и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области за счет средств казны Астраханской области в доход бюджета Муниципального образования «Город Астрахань» взыскана сумма в размере 33.100.878 руб. 61 коп.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.

Заявитель апелляционной жалобы считает, что отсутствуют основания для удовлетворения иска.

Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, заслушав представителя истца, арбитражный апелляционный суд  считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Министерством строительства и дорожного хозяйства Астраханской области и Муниципальным образованием «Город Астрахань» в соответствии с Порядком предоставления субсидий из бюджета Астраханской области муниципальным образованиям Астраханской области в рамках реализации региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства Астраханской области, в 2013-2017 года", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 24.12.2013г. № 565-П, 23.05.2014г. заключено Соглашение № 04-01/95 о направлении в 2014 году в бюджет муниципального образования "город Астрахань" из бюджета Астраханской области субсидии на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в МО "Город Астрахань" в рамках региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства Астраханской области, в 2013-2017 годах" (л.д.24-28).

К данному соглашению стороны заключили дополнительные соглашения.

Соглашение с дополнительными соглашениями регулирует порядок предоставления из бюджета Астраханской области субсидии бюджету Муниципального образования «Город Астрахань» на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Муниципальное образование "город Астрахань" в рамках Федерального закона от 21.07.2007г. № 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и Программы.

Согласно пункту 2.1.2 Соглашения № 04-01/95 от 23.05.2014г. в редакции дополнительного соглашения № 4 от 06.09.2016г. Минстрой АО обязано в соответствии с Программой и решением правления Фонда представить МО "Город Астрахань" субсидию в части софинансирования за счет средств бюджета Астраханской области в 2014 году в сумме 59 466 842 руб. 32 коп. на переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем перечисления денежных средств на счет, открытый управлением Федерального казначейства по Астраханской области, в соответствии с реквизитами главного администратора доходов бюджета МО "город Астрахань", указанными в пункте 6.2 Соглашения, в следующие сроки:

а) 52 112 392 (пятьдесят два миллиона сто двенадцать тысяч триста девяносто два) рубля 42 копейки в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня поступления финансовых средств на лицевой счет Минстроя АО;

б) 7 354 449 (семь миллионов триста пятьдесят четыре тысячи четыреста сорок девять) рублей 90 копеек исходя из результатов реализации муниципальных адресных программ, а также иных обстоятельств, установленных частью 8 статьи 17 Закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ, не позднее 30 (тридцати) календарных дней со дня поступления финансовых средств на лицевой счет Минстроя АО.

В соответствии с региональной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства Астраханской области, в 2013 - 2017 годах», утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 24.12.2013 № 565-П (далее -Программа) и решением правления Фонда предоставить МО «Город Астрахань» субсидию в части софинансирования за счет средств бюджета Астраханской области в 2015 году в сумме 0 (ноль) рублей 00 копеек, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем перечисления денежных средств на счет, открытый управлением Федерального казначейства по Астраханской области, в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня поступления средств финансовой поддержки от Фонда в доход бюджета Астраханской области.

В соответствии с Программой и решением правления Фонда предоставить МО «Город Астрахань» субсидию в части софинансирования за счет средств бюджета Астраханской области в 2016 году в сумме 43 036 548 (сорок три миллиона тридцать шесть тысяч пятьсот сорок восемь) рублей 37 копеек, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем перечисления денежных средств на счет, открытый управлением Федерального казначейства по Астраханской области, в соответствии с частью 8 статьи 17 Закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ не позднее 30 (тридцати) календарных дней со дня поступления средств финансовой поддержки от Фонда в доход бюджета Астраханской области».

Согласно п. 2.1.3. Дополнительного соглашения №3 от 01.07.2016, Минстрой АО, в соответствии с пунктом 10 статьи 158 Бюджетного Кодекса РФ обеспечивает соблюдение получателями субсидий условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

В свою очередь, МО «Город Астрахань», помимо прочего, приняло на себя обязательства в соответствии с п. 2.2.2. Дополнительного соглашения №3 от 01.07.2016 обеспечить за счет бюджета МО «Город Астрахань» выполнение условий софинансирования в сумме 102 503 390 (сто два миллиона пятьсот три тысячи девяносто) руб. 69 копеек

Исходя из положений п. п. 2.2.3. Дополнительного соглашения №3 от 01.07.2016, МО «Город Астрахань» приняло на себя обязательства обеспечить выполнение показателей результативности предоставления субсидий, приведенных в приложении № 1 к настоящему Соглашению, и планируемых показателей Программы, приведенных в приложении № 2 к настоящему Соглашению.

МО «Город Астрахань» обязательства по выполнению планируемых показателей государственной программы, выполнило, равно как и условия софинансирования программы, по заключенным муниципальным контрактам и соглашениям с гражданами (распоряжениям).

Необходимая отчетная документация и сведения о заключенных муниципальных контрактах и соглашениях, подлежащих оплате, регулярно и своевременно предоставляются в Минстрой АО.

Реализация программы переселения осуществляется путем заключения соглашений об изъятии жилых помещений в аварийных жилых домах (с последующей реализацией прав собственников в порядке предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, в том числе путем выплаты возмещения за жилые помещения) и муниципальных контрактов на приобретение квартир и строительство многоквартирных жилых домов для последующего переселения граждан.

Для переселения граждан из аварийного жилищного фонда и в целях реализации Соглашения №04-01/95 от 23.05.2014 администрацией муниципального образования «Город Астрахань» в лице управления по капитальному строительству были заключены:

муниципальный контракт № 49 от 05.06.2014 на выполнение работ по строительству объекта «Четырехсекционный жилой дом в микрорайоне «Западный-2» г. Астрахани с ЗАО «СМиК»;

муниципальный контракт №226 от 26.12.2014 на выполнение рабст по строительству 192-квартирного жилого дома (на условиях «под ключ») по ул. С. Перовской в г. Астрахани для переселения граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «Город Астрахань» с ООО «ЮГПЛАСТ»

По состоянию на 10.04.2017 средства софинансирования бюджета Астраханской области в бюджет МО «Город Астрахань» по Соглашению №04-01/95 от 23.05.2014 в редакции Дополнительного соглашения №4 от 06.09.2016, Минстроем АО перечислены в следующем объеме:

-в 2014 году 59 466 842, 32 руб. (в объеме, к перечислению в 2014 году);

-в 2015 году 0,00 руб. (в объеме, к перечислению в 2015 году);

-в 2016 году 9 451 889,10 руб. (из 43 036 548, 37 руб., предусмотренных к перечислению Соглашением №04-01/95 от 23.05.2014 в редакции Дополнительного соглашения №4 от 06.09.2016 в 2016 году), что подтверждено платежным поручением №840956 от 08.09.2016.

Фактически средства из областного бюджета в бюджет муниципального образования «Город Астрахань» в размере 33 584 659,27 руб. не были перечислены.

Между МО «Город Астрахань» и УСК «Стройкомплекс» 26.12.2016 подписано соглашение о расторжении соглашения об изьятии жилого помещения кв.8 и доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме по ул. Радищева д.4 для муниципальных нужд МО «Город Астрахань», в рамках которого сумма в размере 483 780,66 руб. была исключена из перечисления по Соглашению №04-01/95 от 23.05.2014 в 2016 году, фактически не перечисленная часть областного бюджета составляет 33 100 878,61 руб.

Факт несвоевременного перечисления средств областного бюджета в бюджет МО «Город Астрахань» повлек за собой обращение подрядных организаций в Арбитражный суд Астраханской области с требованиями о взыскании задолженности за выполненные работы по строительству домов по заключенным муниципальным контрактам в общей сумме 44 971 132,13 руб., из которых 40 858 284,09 руб. являлись своевременно не перечисленными средствами бюджета :Астраханской области, в числе которых по Соглашению №04-01/95 от 23.05.2014 сумма в размере 33 100 878,61 руб., подлежащая перечислению в 2016 году.

По состоявшимся решениям Арбитражного суда Астраханской области, не перечисленные средства бюджета Астраханской области были оплачены за счет средств бюджета муниципального образования «Город Астрахань» подрядным организациям в размере 33 100 878,61 руб.

По состоянию на 10.04.2017 остаток денежных средств для погашения задолженности в размере 33 100 878,61 руб. по Соглашению №04-01/95 от 23.05.2014 в редакции Дополнительного соглашения №4 от 06.09.2016 в качестве софинансирования федеральной программы из бюджета Астраханской области в бюджет МО «Город Астрахань» не поступал.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» предусмотрена обязанность субъекта Российской Федерации до 1 сентября 2017 года расселить все многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу или реконструкции до 1 января 2012 года.

Об обязанности расселения всех данных аварийных домов указано в послании Президента Российской Федерации от 12.12.2012 Федеральному Собранию Российской Федерации.

Также обязанность по расселению аварийного жилья предусмотрена пп. «е» п.2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

В целях реализации Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и в целях обеспечения жильем граждан, проживающих в жилых домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, Правительством Астраханской области от 24.12.2013 № 565-П утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства Астраханской области, в 2013 -2017 годах» (далее - Программа).

Объем долевого финансирования за счет средств бюджета Астраханской области, средств местных бюджетов и внебюджетных средств переселения граждан из аварийного жилищного фонда, рассчитан в порядке, установленном 'Федеральным законом на весь период действия этой Программы и в разбивке по этапам этой Программы.

В перечне муниципальных образований Астраханской области Программы, претендующих на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и принявших решение о долевом финансировании переселения граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств местного бюджета, заявлено, в том числе, муниципальное образование "город Астрахань"

Государственным заказчиком и основным разработчиком Программы является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (Министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области ранее).

Исполнителем основных мероприятий Программы являются органы местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области.

В соответствии с Уставом муниципального образования «Город Астрахань», администрация является органом местного самоуправления, реализующим вопросы местного значения.

В соответствии с Решением Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 18.02.2015 №15 «Об утверждении Положения об администрации муниципального образования «Город Астрахань», администрация распределяет исполнение возложенных на нее полномочий среди отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации.

В структуру администрации входят территориальные и отраслевые (функциональные) органы администрации.

Отраслевыми (функциональными) органами администрации являются специально создаваемые органы по решению вопросов местного значения и осуществлению переданных федеральными законами и законами Астраханской области государственных полномочий.

В соответствии с Положением об управлении по капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Астрахань», утвержденным Решением Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 28.04.2016 №44, управление принимает участие в разработке, формировании и реализации ведомственных и долгосрочных целевых, областных и федеральных программ в области капитального ремонта, строительства, реконструкции, градостроительной и жилищной политики.

От лица муниципального образования «Город Астрахань» Программа реализуется отраслевым органом администрации - управлением по капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Астрахань».

В соответствии с Соглашением №04-01/95 от 23.05.2014 и дополнительными соглашениями к нему, администратором доходов бюджета МО «Город Астрахань» является управление по капитальному строительству администрации МО «Город Астрахань» (управление по капитальному строительству, градостроительной, строительной и жилищной политике администрации города Астрахани ранее).

В свою очередь, администрация муниципального образования «Город Астрахань» и управление по капитальному строительству администрации МО «Город Астрахань» неоднократно обращались в Минстрой АО по вопросу оплаты задолженности из средств бюджета Астраханской области по Соглашению №04-01/95 от 23.05.2014 в редакции дополнительных соглашений к нему.

Согласно абз. 2 п. 1, п. 2 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской  Федерации  возникают  в  результате  принятия  законов  и  (или)  иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) Договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, Указанных в п. 2 и 5 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и Исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Расходные обстоятельства субъекта Российской Федерации, указанные в абз.2, 5, п.1 указанной статьи, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 6 БК РФ и ст. 139 БК РФ, Закона Астраханской области от 15.12.2014 № 81/2014-03 «О бюджете Астраханской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» и Соглашения №04-01/95 от 23.05.2014 в редакции Дополнительного соглашения №z от 06.09.2016 к нему между Минстроем АО и МО «Город Астрахань» возникли бюджетные, расходные и публичные обязательства.

По общему правилу ст. 5 БК РФ, Закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года (если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и, или законом/решением о бюджете).

В соответствии с п.1 ст.242 БК РФ операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в п. 2 настоящей статьи.

Таким образом, обязательства по перечислению субсидии должны были быть исполнены до 31 декабря 2016 года.

В соответствии с п. 5.1. Дополнительного соглашения №3 от 01.07.2016, Соглашение вступает в силу со дня его подписания уполномоченными на то представителями Сторон и действует до полного исполнения обязательств. В соответствии с п. 4.1. Дополнительного соглашения №3 от 01.07.2016, стороны принимают все меры к разрешению спорных вопросов путем переговоров.

 Все не урегулированные между Сторонами споры о выполнении положений настоящего Соглашения рассматриваются в порядке, установлением законодательством Российской Федерации.

В связи с неисполнением принятых обязательств, в адрес Минстроя была направлена претензия о необходимости перечисления оставшейся части субсидии Соглашения №04-01/95 от 23.05.2014 в редакции Дополнительного соглашения №4 06.09.2016 в размере 33 100 878,61 руб. в срок до 10.04.2017 (письмо администрации исх.№01-01-934 от 28.03.2017).

В письме от 29.03.2017 №03-01-01/2455 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства АО не отрицает сумму в размере 33 100 878,64 руб. как сумму недоперечисленную из бюджета Астраханской области по соглашению №04-01/95, указывая, что по решению Арбитражного суда Астраханской области не предоставленные средства субсидии из бюджета АО были взысканы с администрации МО «Город Астрахань» в судебном порядке, регрессные требования могут быть так же исполнены на основании решения суда.

В силу ст. 2 и 3 БК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с данным Кодексом.

Как указано в ст. 6 БК РФ, межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса; межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно ст. 135 БК РФ межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются, в том числе, в форме субсидий местным бюджетам.

Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (п. 1 ст. 139 БК РФ).

Согласно правовой позиции определения Верховного суда Российской федерации №306-ЭС-19146 от 04.02.2016 , а так же №306-ЭС16-388 от 25.02.2016, № 306-ЭС15-18367 от 20.01.2016, №306-ЭС15-17027 от 22.12.2015 бюджетное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено в одностороннем порядке со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования (или на превышение расходов над доходами бюджета в соответствующем финансовом году).

 Не может быть также прекращено уже возникшее расходное бюджетное обязательство принятием впоследствии нормативного акта, отменяющего действие ранее принятого нормативного акта, в соответствии с которым возникло расходное обязательство.

Управление в спорной ситуации является участником как бюджетных, так и гражданских правоотношений и обладает в силу закона (статья 139 БК РФ) правом на получение из бюджета субъекта Российской Федерации для обеспечения финансирования спорных обязательств и предоставления из бюджета Астраханской области субсидии на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в МО «Город Астрахань» в рамках Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», государственной программы» и одновременно своих публичных обязательств перед населением, исходя из предмета ведения органов местного самоуправления и гарантий осуществления своих полномочий, предусмотренных ст. 133 Конституции Российской Федерации, что предусматривает право органов местного самоуправления на судебную защиту при отсутствии соответствующих денежных средств.

С учетом изложенного исковые требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.

При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.       

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного Астраханской области от 30 июня 2017 года по делу №А06-2722/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                               А.Ю. Никитин

Судьи                                                                                                 О.В. Лыткина

                                                                                                            С.А. Жаткина