ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-3124/17 от 16.11.2017 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.ru   e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-26990/2017

г. Казань                                                 Дело № А06-3124/2017

23 ноября 2017 года

Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2017 года.

Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2017 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Мосунова С.В.,

судей Закировой И.Ш., Савкиной М.А.,

при участии:

заявителя – Назариной М.А., доверенность от 01.06.2017 № 48,

в отсутствие:

ответчика – извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества «Астраханская энергосбытовая компания»

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 13.06.2017 (судья Колмакова Н.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2017 (председательствующий судья Акимова М.А., судьи Грабко О.В., Луговской Н.В.)

по делу № А06-3124/2017

по заявлению публичного акционерного общества «Астраханская энергосбытовая компания» о признании незаконными и отмене предписания от 31.03.2017 № 04-27/06 и постановления Южного межрегионального территориального управления Росстандарта в лице филиала Астраханского отдела госнадзора Южного межрегионального территориального управления Росстандарта от 07.04.2017 № 04-29/11 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

публичное акционерное общество «Астраханская энергосбытовая компания» (далее – заявитель, общество, ПАО «Астраханская энергосбытовая компания») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Южному межрегиональному территориальному управлению Росстандарта в лице филиала Астраханского отдела госнадзора Южного межрегионального территориального управления Росстандарта (далее – административный орган, Управление Росстандарта) о признании незаконными и отмене предписания от 31.03.2017 № 04-27/06 об устранении выявленных нарушений и постановления от 07.04.2017 № 04-29/11 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 13.06.2017 размер штрафа по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, назначенный по постановлению от 07.04.2017 № 04-29/1 снижен до 160 000 рублей, в остальной части в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, выслушав пояснения представителя заявителя, судебная коллегия установила следующее.

Предметом спора по настоящему делу является обоснованность привлечения ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» к административной ответственностью по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 000 рублей, а также предписания Управления Росстандарда от 31.03.2017 № 04/27/06, выданного обществу в ходе проверки деятельности заявителя.

Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно приказу Министерства по топливно-энергетическому комплексу и природным ресурсам Астраханской области от 13.10.2006 № 51-О ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» является гарантирующим поставщиком на территории Астраханской области.

В ходе внеплановой выездной проверки соблюдения обществом требований законодательства о техническом регулировании, должностными лицами Управления Ростандарта установлен факт несоответствия показателей качества реализуемой (поставляемой) заявителем электрической энергии потребителям, проживающим по адресу: г. Ахтюбинск, ул. Пархоменко, ул. Репина и ул. Воровского, в связи с чем административным органом в период с 22.03.2017 по 29.03.2017 проведены испытания показателей качества электроэнергии.

По результатам данных испытаний, административным органом выявлены следующие нарушения:

- электрическая энергия на опоре № б/н на вводе 0,22 кВ от ТП-46 РУ-0,4 кВ по ул. Воровского, д. 29 центр питания ПС Ахтуба ф. 23 не соответствует обязательным требованиям пункта 4.2.2 государственного стандарта ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения», введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.07.2013 № 400-ст (далее – ГОСТ 32144-2013);

- электрическая энергия на ТП-46, РУ-0,4 кВ центр питания ПС Ахтуба ф. 23 по ул. Пархоменко, д. 26 питающей потребителей проживающих по адресам: Астраханская область, г. Ахтюбинск, в пределах ул. Репина не соответствует пункту 4.2.2 ГОСТ 32144-2013.

Факты нарушений зафиксированы в акте проверки от 31.03.2017 № 03-26/12.

По результатам данной проверки 31.03.2017 административным органом вынесено предписание № 04/27/06 об устранении выявленных нарушений, 04.04.2017 составлен протокол № 04/28/11 и вынесено постановление от 07.04.2017 № 04-29/11 о привлечении общества к административной ответственностью по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, и назначении наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей.

Исследовав представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 201, 211 АПК РФ, пунктом 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 3, 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетики), пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон о техническом регулировании), пунктами 1, 30 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012, пунктами 3.1.1 и 4.2.2 ГОСТ 32144-2013, суд первой инстанции посчитал, что состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ подтверждается материалами дела. Между тем в целях индивидуализации административного наказания для общества, принимая во внимание степень вины заявителя, суд счел возможным снизить размер административного штрафа, наложенного на ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» до 160 000 рублей.

Апелляционная инстанция согласилась с позицией суда нижестоящей инстанции.

Судебная коллегия кассационной инстанции считает выводы судов соответствующим обстоятельствам дела, а также нормам права, регулирующим спорные правоотношения.

Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 Кодекса.

В соответствии с примечанием к данной статье (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в данной статье понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Закона о техническом регулировании.

В силу статьи 3 Закона об электроэнергетики гарантирующим поставщиком электрической энергии является коммерческая организация, обязанная в соответствии с данным Законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.

Субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надёжность обеспечения их электрической энергией и её качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями (пункт 1 статьи 38 вышеуказанного Закона).

Как усматривается из материалов дела и не оспаривается заявителем, ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» поставляло электрическую энергию потребителям, проживающим по адресам по ул. Репина г. Ахтубинска Ахтубинского района Астраханской области с взиманием за это платы.

Судами установлено, что вмененное обществу нарушение характеризуется несоблюдением требований стандарта, связанного с обеспечением энергетической эффективности, – ГОСТ 32144-2013, который устанавливает обязательные для соблюдения во всех режимах работы систем электроснабжения общего назначения показатели и нормы качества в электрических сетях систем электроснабжения и распространяет свое действие на электрические сети систем электроснабжения общего назначения.

Согласно экспертному заключению ФБУ «Астраханский ЦСМ» от 31.03.2017 к протоколам испытаний электрической энергии от 31.03.2017 № 3-17/21-16 ПФ 17, № 4-17/21 ПФ 17, отклонение напряжения от допустимых значений показателей качества электрической энергии может вызывать следующие негативные явления: повышенный расход электрической энергии; преждевременный износ и выход из строя электрических приборов, ламп освещения; сбой компьютерной, цифровой, другой электронной техники; повышение пожароопасности; снижение уровня электробезопасности.

Таким образом, согласно заключению экспертной организации, отклонение напряжения от допустимых значений показателей качества электрической энергии, установленных законодательством о техническом регулировании, может создать угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Учитывая изложенные обстоятельства, в действиях общества имеются признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.

Факт нарушения обществом данных требований, выразившиеся в реализации (поставке) некачественной электрической энергии потребителям, проживающих в пределах ул. Репина г. Ахтубинска Ахтубинского района Астраханской области, подтверждается протоколами испытаний показателей качества электроэнергии от 31.03.2017 № 3-17/21ПФ17, № 4-17/21 ПФ 17, вышеназванным заключением аккредитованной лаборатории по качеству электрической энергии ФБУ «Астраханский ЦСМ», протоколом об административном правонарушении от 04.04.2017 № 04/28/11, постановлением о привлечении общества к административной ответственности от 07.04.2017 № 04-29/11.

При таких обстоятельствах, суды, установив, что качество энергии по установившемуся отклонению напряжения не соответствует требованиям нормативных документов, предусмотренные ГОСТом 32144-2013 и ПАО «Астраханская энергосбытовая компания», являясь гарантирующим поставщиком Астраханской области, не предприняло все зависящие от него меры по реализации потребителям качественной электрической энергии, пришли к правомерному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что отсутствуют доказательства того, что опора б/н от ТП -46, расположенная по адресу Астраханская обл., г. Ахтубинск, ул. Воровского, 29 является точкой передачи электрической энергии потребителю Шиянову С.В. от ПАО «Астраханская энергосбытовая компания», а также административным органом не представлены документы, подтверждающие, что установка приборов измерителей качества электрической энергии была произведена в точке передаче электрической энергии потребителям, проживающим в пределах улицы Репина, в городе Ахтубинск, свидетельствуют  о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.

Между тем в соответствии с положениями части 2 статьи 287 АПК РФ установление фактических обстоятельств дела, исследование и оценка доказательств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций.

Поскольку, суды правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку, судебная коллегия кассационной инстанции считает, что оснований для отмены судебных актов по делу и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 13.06.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2017 по делу № А06-3124/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                            С.В. Мосунов

Судьи                                                                                    И.Ш. Закирова

                                                                                              М.А. Савкина