АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-17409/2022
г. Казань Дело № А06-3253/2021
18 мая 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Хакимова И.А.,
при участии представителей:
заявителя – ФИО1, доверенность от 12.12.2019,
в отсутствие иных лиц, участвующих деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Каустик»
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 13.10.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2022
по делу № А06-3253/2021
по заявлению акционерного общества «Каустик» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям о признании незаконными решения, бездействия,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Каустик» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области c заявлением о признании незаконным решения Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям (далее – управление), оформленного приказом от 27.01.2021 № 131, об отказе в переоформлении лицензии от 11.01.2018 034 № 5041-СТОУРБ в части планируемых к выполнению обществом работ по сбору, транспортированию, утилизации фильтров очистки масла дизельных двигателей отработанных; фильтров очистки топлива дизельных двигателей отработанных; ткани синтетической фильтровальной, отработанной при угольной очистке 2-этил-6-метил-3-оксипиридина технического; смазочно-охлаждающих жидкостей на водной основе, отработанных при металлообработке; отходов упаковочных материалов из бумаги и картона, загрязненных хлоридами щелочных металлов; упаковки из бумаги и/или картона, загрязненной поливинильным спиртом; телефонных и факсимильных аппаратов, утративших потребительские свойства; светодиодных ламп, утративших потребительские свойства; фильтров угольных (картриджи), отработанных при водоподготовке; фильтров очистки масла компрессорных установок отработанных (содержание нефтепродуктов 15% и более); фильтров воздушных дизельных двигателей отработанных; шины резиновых сплошных или полупневматических отработанных с металлическим кордом; признании незаконным бездействия управления по непринятию решения о переоформлении лицензии по 62 наименованиям новых работ, которые общество намерено выполнять и 9 наименованиям работ, с которыми лицензиат прекратил деятельность, в отношении которых не было выявлено нарушений по результатам рассмотрения заявлении общества от 12.11.2020 № 018/03687; об обязании управление переоформить лицензию от 11.01.2018 034 № 5041-СТОУРБ в части внесения новых работ по сбору, транспортированию, утилизации отходов III-IV класса опасности, указанных в заявлении общества от 12.11.2020 034 № 018/03687 (61 наименование) (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом первой инстанции).
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 13.10.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить принятые судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права и несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Обществу 11.01.2018 выдана лицензия 034 № 5041-СТОУРБ на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
12.11.2020 общество обратилось в управление с заявлением № 018/03687 о переоформлении лицензии в связи с изменением перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Уведомлением от 19.11.2020 № 02-08/19189 управление лицензиату сообщило о необходимости устранения выявленных нарушений и (или) предоставлении документов.
Письмом от 08.12.2020 № 018/11661 общество представило письменные объяснения по выявленным замечаниям с приложением откорректированного заявления и истребуемых управлением документов. Обществом заявлено 75 наименований новых видов работ в области обращения с отходами I-IV классов опасности, которые оно намеревалось выполнять и 9-ти видов работ, с которыми лицензиат прекратил деятельность.
Управлением проведена внеплановая выездная проверка возможности выполнения лицензиатом лицензионных требований, по результатам которой составлен акт проверки от 27.01.2021 № 36-Э.
В ходе проверки управлением установлено отсутствие в Инструкции общества от 14.10.2020 № 40-45 по ведению технологического процесса ликвидации секции № 2 пруда-накопителя сведений о том, каким образом будет происходить процесс утилизации перечисленных отходов, а именно: фильтров очистки масла дизельных двигателей отработанных; фильтров очистки топлива дизельных двигателей отработанных; ткани синтетической фильтровальной, отработанной при угольной очистке 2-этил-6-метил-3-оксипиридина технического; смазочно-охлаждающих жидкостей на водной основе, отработанных при металлообработке; отходов упаковочных материалов из бумаги и картона, загрязненных хлоридами щелочных металлов; упаковки из бумаги и/или картона, загрязненной поливинильным спиртом; телефонных и факсимильных аппаратов, утративших потребительские свойства; светодиодных ламп, утративших потребительские свойства; фильтров угольных (картриджи), отработанных при водоподготовке; фильтров очистки масла компрессорных установок отработанных (содержание нефтепродуктов 15% и более); фильтров воздушных дизельных двигателей отработанных; отходы шин, покрышек, камер автомобильных; отсутствие у лицензиата необходимых для выполнения заявленных работ по утилизации указанных отходов оборудования и (или) специализированных установок (в том числе мобильных), принадлежащих обществу на праве собственности или ином законном основании.
Приказом от 27.01.2021 № 131 обществу отказано в переоформлении лицензии в связи с несоответствием лицензиата лицензионным требованиям, а именно, подпунктам «г», «д» пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности».
Полагая, что решение, оформленное приказом от 27.01.2021 № 131, и бездействие управления по непринятию решения о переоформлении лицензии в отношении части работ является незаконным, нарушают права и охраняемые законом интересы, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании, Закон) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию.
При намерении лицензиата внести изменения в указанный в лицензии перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии указываются сведения о работах, об услугах, которые лицензиат намерен выполнять, оказывать, или о работах, об услугах, выполнение, оказание которых лицензиатом прекращаются. При намерении лицензиата выполнять новые работы, оказывать новые услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии также указываются сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при выполнении данных работ, оказании данных услуг. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности (часть 9 статьи 18 Закона о лицензировании).
Основанием отказа в предоставлении лицензии является установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям (пункт 2 части 7 статьи 14 Закона).
В силу части 7 статьи 14 Закона о лицензировании основанием отказа в предоставлении лицензии является:
1) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;
2) установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.
Решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа (часть 2 статьи 14 Закона о лицензировании).
В соответствии с пунктом «г» пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности» (далее - Положение) лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются:
- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих требованиям статьи 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»;
- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ в области обращения с отходами I-IV классов опасности оборудования и (или) специализированных установок (в том числе мобильных), принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, в случае если технология по выполнению указанных работ требует наличия такого оборудования и (или) специализированных установок;
- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I-IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I-IV классов опасности;
- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) положительного заключения государственной экологической экспертизы (в случаях, определенных Федеральным законом «Об экологической экспертизе»), а также использование лицензиатом объекта утилизации отходов I-IV классов опасности в соответствии с документацией, получившей указанное положительное заключение государственной экологической экспертизы;
- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования, которые используются или которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами,
В соответствии с пунктом «д» Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, для работ по обезвреживанию отходов I-IV классов опасности являются:
- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих требованиям статей 11 и 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»;
- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования и (или) специализированных установок (в том числе мобильных), принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, в случае если технология по выполнению указанных работ требует наличия такого оборудования и (или) специализированных установок;
- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I-IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I-IV классов опасности;
- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) положительного заключения государственной экологической экспертизы (в случаях, определенных Федеральным законом «Об экологической экспертизе»), за исключением периода со дня вступления в силу Федерального закона от 18.12.2006 № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и до дня вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также использование лицензиатом объекта обезвреживания отходов I-IV классов опасности в соответствии с документацией, получившей указанное положительное заключение государственной экологической экспертизы;
- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования, которые используются или планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами.
По результатам внеплановой документарной проверки лицензиата управлением установлено, что согласно пункту 4.2 Инструкции общества от 14.10.2020 № 40-45 по ведению технологического процесса ликвидации секции № 2 пруда-накопителя «Технологический процесс ликвидации секции № 2 пруда-накопителя заключается в реализации следующих технологических операциях (стадий):
- взаимное обезвреживание (нейтрализация) отходов, содержащих кислоты (отходов кислот), и отходов, содержащих щелочи (отходов щелочей), известь содержащих отходов, а также сточных вод производства хлора и каустика, содержащих гидроксиды и карбонаты натрия, кальция и магния, сточных вод БОС...
- осаждение образующейся дисперсной фазы солей на дно пруда вместе с другими нерастворимыми или малорастворимыми в воде компонентами обезвреженных отходов под защитный слов воды;
- ликвидация (осушение) секции № 2 пруда-накопителя путем засыпки водной (жидкой) части твердыми и пастообразными отходами и путем осаждения на дно пруда инертной дисперсной фазы...».
Последовательная ликвидация высыхающих участков пруда производится засыпкой их твердыми отходами 3-го, 4-го и 5-го классов опасности.
Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020) «Об отходах производства и потребления», утилизацией отходов является - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация).
Кроме того, для перечисленных выше отходов у общества отсутствует оборудование и (или) специализированные установки (в том числе мобильные), принадлежащие им на праве собственности или ином законном основании.
Более того, в Инструкции общества от 14.10.2020 № 40-45 по ведению технологического процесса ликвидации секции № 2 пруда-накопителя отсутствуют сведения, как и каким образом будет происходить процесс утилизации отходов, а именно: фильтры очистки масла дизельных двигателей отработанные; фильтры очистки топлива дизельных двигательных отработанные; ткань синтетическая фильтровальная, отработанная при угольной очистке 2-этил-6-метил-3-оксипиридина технического; смазочно-охлаждающие жидкости на водной основе, отработанные при металлообработке; отходы упаковочных материалов из бумаги и картона, загрязненные хлоридами щелочных металлов; упаковка из бумаги и/или картона, загрязненная поливиниловым спиртом; оборудование коммуникационное, утратившее потребительские свойства (телефонные и факсимильные аппараты, утратившие потребительские свойства); оборудование электрическое осветительное (кроме содержащего ртуть), утратившие потребительские свойства (светодиодные лампы, утратившие потребительские свойства); фильтры угольные (картриджи), отработанные при водоподготовке; фильтры очистки масла компрессорных установок отработанные (содержание нефтепродуктов 15% и более); фильтры воздушные дизельных двигателей отработанные; отходы шин, покрышек, камер автомобильных.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды признали обоснованными установленные управлением в ходе проверки обстоятельства о несоответствии лицензиата лицензионным требованиям, а именно, подпунктам «г» и «д» пункта 3 Положения.
Учитывая названные обстоятельства, руководствуясь положениями Закона о лицензировании, Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.05.2020 № 585, суды пришли обоснованному выводу о правомерности отказа управления в переоформлении лицензии обществу.
При этом, как отметили суды, нормами действующего законодательства не предусмотрено вынесения отдельного решения по каждому виду работ, указанному обществом в заявлении о переоформлении лицензии. По итогам рассмотрения представленных документов лицензирующий орган принимает решение о переоформлении лицензии или об отказе в ее переоформлении. Мотивированное обоснование причин отказа изложено в приложении № 1 к приказу от 27.01.2021 № 131.
Незаконное бездействие административного органа по непринятию решения о переоформлении лицензии по 62 наименованиям новых работ, которые общество намерено выполнять и 9 наименованиям работ, с которыми лицензиат прекратил деятельность, в отношении которых не было выявлено нарушений по результатам рассмотрения заявлении общества от 12.11.2020 № 018/03687, отсутствует, поскольку обществу в полном объеме отказано в переоформлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
При этом решение управления, оформленное приказом от 27.01.2021 № 131, об отказе в переоформлении лицензии от 11.01.2018 034 № 5041-СТОУРБ, в полном объеме заявителем не оспаривается.
Приняв во внимание фактические обстоятельства дела, которые не опровергнуты подателем жалобы, суды сделали правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Кассационная инстанция считает, что выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, процессуальных нарушений судами при рассмотрении дела не допущено. Поэтому оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятых по данному делу судебных актов у кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 13.10.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2022 по делу № А06-3253/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья Л.Ф. Хабибуллин
Судьи Э.Т. Сибгатуллин
И.А. Хакимов