ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-3268/16 от 19.01.2017 АС Астраханской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-16686/2016

г. Казань                                                 Дело № А06-3268/2016

25 января 2017 года

Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2017 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 января 2017 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,

судей Егоровой М.В., Мухаметшина Р.Р.,

при участии представителей:

заявителя – ФИО1, доверенность от 16.01.2017 № 9.1.15.4-02/3,

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России»

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 14.07.2016 (судья Бочарникова Г.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2016 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи Акимова М.А., Луговской Н.В.)

по делу № А06-3268/2016

по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (г. Москва, ИНН <***>, ОГРН <***>) заинтересованные лица: Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (г. Астрахань), Министерство социального развития и труда Астраханской области (г. Астрахань) о признании решения и предписания недействительными.

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное унитарное предприятие«Почта России» (далее - ФГУП «Почта России», предприятие) обратилось в арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - УФАС по Астраханской области, Управление, антимонопольный орган) от 31.12.2015 по делу № 120-К-03-15.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство социального развития и труда Астраханской области.

Решением арбитражного суда Астраханской области от 14.07.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2016 решение Арбитражного суда Астраханской области от 14.07.2016 оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, ФГУП «Почта России» обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Астраханской области от 14.07.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2016 полностью отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Представители ответчика, заинтересованного лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены.

В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

          Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя заявителя, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.

         Как следует из материалов дела, УФАС по Астраханской области 15.06.2015 рассмотрена жалоба Министерства социального развития и труда Астраханской области (вх. № 6001) о нарушении ФГУП «Почта России» антимонопольного законодательства, выразившегося в установлении различных цен на услуги по доставке гражданам сумм государственных пособий, компенсаций и других социальных выплат.

Управление решением от 31.12.2015 по делу № 120-К-03-15 признало ФГУП «Почта России» нарушившим пункт 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) путем злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по доставке гражданам сумм государственных пособий, компенсаций и других социальных выплат на дом на территории Астраханской области, выразившегося в установлении различных цен на услуги по доставке гражданам сумм государственных пособий, компенсаций и других социальных выплат на дом из федерального бюджета Российской Федерации и из бюджета Астраханской области.

Антимонопольным органом предписано заявителю не допускать действий по установлению различных цен на услуги по доставке гражданам сумм государственных пособий, компенсаций и других социальных выплат на дом из федерального бюджета Российской Федерации и из бюджета Астраханской области.

Не согласившись с указанными решением и предписанием, ФГУП «Почта России» обратилось в арбитражный суд с изложенными выше требованиями.

Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришли к выводу о доказанности антимонопольным органом в действиях ФГУП «Почта России» по установлению различных цен на услуги по доставке гражданам сумм государственных пособий, компенсаций и других социальных выплат на дом из федерального бюджета Российской Федерации и из бюджета Астраханской области, нарушений пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

         Судебная коллегия соглашается с выводами судов.

         В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

         Статьей 2 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее - Закон о почтовой связи) даны следующие определения: почтовая связь - вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств; услуги почтовой связи - действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств; почтовая связь общего пользования - составная часть единой почтовой связи Российской Федерации, которая открыта на условиях личного договора для пользования всем гражданам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и юридическим лицам.

         Как установлено судами, Министерствосоциального развития и труда Астраханской области, в соответствии с Положением о министерстве, утвержденным постановлением Правительства Астраханкой области от 21.03.2005 № 21-П, осуществляет выплаты социального назначения (денежные выплаты, пособия, компенсации, и т. д.) за счет средств бюджетов различных уровней, внебюджетных фондов, направляемых субъектам Российской Федерации на реализацию мер социальной поддержки, установленных законодательством.

         Данные выплаты осуществляются по заявлению граждан - получателей данных выплат либо через организации федеральной почтовой связи, либо посредством кредитных организаций.

         При этом расходы на доставку и пересылку пособий, компенсаций и других выплат осуществляются из тех же источников, из которых производится их выплата.

         Согласно статье 29 Закона о почтовой связи плата за услуги почтовой связи, за исключением универсальных услуг почтовой связи, определяется по тарифам, устанавливаемым на договорной основе.

         Из содержания статьи 18 Закона о почтовой связи следует, что услуги по доставке гражданам пособий не являются универсальными услугами почтовой связи, тарифы на иные услуги не установлены и не регулируются государством.

         При установлении размеров тарифов (цен) на оказание услуг по доставке пособий, субсидий, компенсаций и других выплат целевого назначения ФГУП «Почта России» руководствуется Положениями Регламента ценообразования на реализуемые услуги (товары, работы), утвержденного приказом ФГУП «Почта России» от 15.08.2014 №266-п (далее Регламент).

         В соответствии с положениями указанного Регламента ценообразования на реализуемые услуги (товары, работы) услуга по доставке пособий относится к децентрализованным услугам, право на установление размеров тарифа на оказание которых предоставлено директору УФПС - филиала ФГУП «Почта России».

         Вышеуказанным Регламентом установлено, что тарифы (цены) на нерегулируемые услуги (товары, работы), к которым, в частности, относятся услуги по доставке гражданам сумм государственных пособий, компенсаций и других социальных выплат, должны возмещать затраты на их оказание, а также создавать возможность рентабельной работы предприятия с учетом удовлетворения потребностей пользователей услугами почтовой связи.

         Следовательно, доставка и выдача пенсий, пособий и других выплат целевого назначения не являются услугами почтовой связи и осуществляются на договорной основе, в связи с чем, указанные правоотношения регулируются нормами статьи 779 Гражданского Кодекса Российской Федерации о договоре возмездного оказания услуг.

         Между Министерством социального развития и труда Астраханской области и филиалом ФГУП «Почта России» в Астраханской области были заключены договоры на оказание услуг по доставке гражданам сумм государственных пособий, компенсаций и других социальных выплат от 29.12.2014 № 6.35.-11/40 и 6.35-11/39.

         По условиям указанных договоров оказание исполнителем (ФГУП «Почта России») услуг по доставке гражданам сумм государственных пособий, компенсаций и других социальных выплат, осуществляется путем вручения указанных сумм на дому или в операционной кассе исполнителя по поручению заказчика (пункты 1.1 договоров).

         Пунктом 2.1 договора от 29.12.2014 № 6.35-11/40 установлена стоимость услуг за доставку гражданам пособий, на дому, в операционной кассе исполнителя в размере 1,5% (с учетом НДС) от выплаченных сумм; оплата услуг производится за счет средств федерального бюджета.

         Пунктом 2.2 договора от 29.12.2014 № 6.35-11/39 на оказание услуг по доставке гражданам государственных пособий, компенсаций и других социальных выплат установлено, что оплата услуг по договору производится за счет средств бюджета Астраханской области; стоимость услуг согласована сторонами в размере 1,5% (без учета НДС).

         Исходя из условий договора от 29.12.2014 № 6.35-11/39, стоимость услуг по доставке гражданам сумм государственных пособий, компенсаций и других социальных выплат за счет средств бюджета Астраханской области, с учетом действующего размера НДС составляет 1,77 % (1,5+ 18%= 1,77 %).

         Таким образом, филиалом ФГУП «Почта России» взималась с Министерства социального развития и труда Астраханской области плата за услуги по доставке гражданам пособий и иных компенсационных выплат, финансируемых за счет средств федерального бюджета в размере 1,5% с учетом НДС от выплаченных сумм, а за пособия и иные компенсационные выплаты, финансируемые за счет средств областного бюджета 1,77% с учетом НДС от выплаченных сумм.

         Суды двух инстанций оценили сведения, положенные в основу выводов антимонопольного органа, и обоснованно признали верными выводы антимонопольного органа о том, что действия заявителя на рынке услуг по доставке ФГУП «Почта России» гражданам сумм государственных пособий, компенсаций и других социальных выплат на дом на территории Астраханской области, выразившиеся в установлении различных услуги по доставке гражданам сумм государственных пособий, компенсаций и других социальных выплат на дом из федерального бюджета Российской Федерации и из бюджета Астраханской области, привели к ущемлению интересов Министерства социального развития и труда Астраханской области, нарушению пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

         Отклоняя доводы ФГУП «Почта России» о необоснованном признании его хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, суды со ссылкой на часть 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции верно отметили, что УФАС по Астраханской области проведена оценка состояния конкуренции на рынке услуг по доставке ФГУП «Почта России» гражданам сумм государственных пособий, компенсаций и социальных выплат на дом. В результате проведенного исследования определены продуктовые границы, географические границы, определен состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, доля хозяйствующих субъектов на рынке, и установлено доминирующее положение ФГУП «Почта России», что отражено в аналитическом отчете и решении комиссии антимонопольного органа от 31.12.2015 по делу № 120-К-03-15.

         Оценка состояния конкуренции произведена антимонопольным органом в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержден приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 28.04.2010 № 220 (далее - Порядок).

         С учетом положений Порядка выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Астраханской области, утвержденного постановлением Губернатора Астраханской области от 09.03.2007 № 96, для граждан, выбравших услугу по доставке сумм государственных пособий, компенсаций и других социальных выплат на дом, Министерство социального развития и труда Астраханской области не имеет возможности заключить договор на оказание услуг по доставке гражданам сумм государственных пособий, компенсации и других социальных выплат с иной организацией, помимо ФГУП «Почта России». Технология доставки гражданам сумм государственных пособий, компенсаций и других социальных выплат на дом из федерального бюджета и из бюджета субъекта Российской Федерации одинакова.

         Исходя из особенностей функционального назначения товара, услуга по доставке гражданам государственных пособий, компенсаций и других социальных выплат на дом ФГУП «Почта России» не может быть заменена в процессе потребления другой услугой.

         В этой связи является верным вывод, что продуктовыми границами изучаемого товарного рынка обоснованно определены услуги по доставке ФГУП «Почта России» гражданам сумм государственных пособий, компенсаций и других социальных выплат на дом.

         Географические границы рынка услуг по доставке гражданам сумм государственных пособий, компенсаций и других социальных выплат на дом - границы территории, на которой потребители имеют возможность приобрести данные услуги и не имеют такой возможности за её пределами.

         Для определения географических границ рынка услуг по доставке гражданам сумм государственных пособий, компенсаций и других социальных выплат на дом необходимо руководствоваться принципом экономической целесообразности приобретения рассматриваемой услуги на определенной территории.

         Потребителем услуг по доставке гражданам сумм государственных пособий, компенсаций и их социальных выплат на территории Астраханской области является Министерство социального развития и труда Астраханской области.

         В соответствии с Положением о Министерстве социального развития и труда Астраханской области, утвержденным постановлением Правительства Астраханской области от 21.03.2005 № 21-П Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно на территории Астраханской области. Министерством социального развития и труда Астраханской области не может быть избрана иная организация, нежели та, которую выбрал гражданин для получения суммы государственных пособий, компенсаций и других социальных выплат на территории Астраханской области.

Министерство социального развития и труда Астраханской области заключает договоры с ФГУП «Почта России» на оказание услуг по доставке сумм государственных пособий, компенсации и других социальных выплат гражданам, проживающим на территории Астраханской области.

         С учетом изложенного, суды правомерно признали верным определение антимонопольным органом географических границ рынка услуг по доставке ФГУП «Почта России» гражданам сумм государственных пособий, компенсаций и других социальных выплат на дом, в пределах Астраханской области, исходя из экономической возможности участия покупателей в приобретении данной услуги.

         Также обоснованно отклонена ссылка заявителя на Приказ Минтруда Российской Федерации от 17.11.2014 № 855н, а также на осуществление ПАО «Сбербанк России» деятельности на рынке услуг по доставке пособий, денежных компенсаций и других социальных выплат.

         Согласно Приказу Минтруда Российской Федерации от 17.11.2014 № 885н «Об утверждении Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой...» под доставкой пенсии понимается передача начисленной суммы пенсии пенсионеру (его законному представителю) путем зачисления сумм пенсии на счет пенсионера (его законного представителя в установленных законодательством Российской Федерации случаях) в кредитной организации либо путем вручения сумм пенсии на дому или в кассе организации почтовой связи или иной организации, занимающейся доставкой пенсии.

         Таким образом, как верно указали суды, зачисление пенсии на счет пенсионера и вручение пенсии на дому являются отдельными видами услуг, а не взаимосвязанными технологическими операциями.

         Доля ФГУП «Почта России» на рынке услуг по доставке на дом гражданам сумм государственных пособий, компенсаций и других социальных выплат на территории Астраханской области составляет 100 %.

         ФГУП «Почта России» является единственным хозяйствующим субъектом, с которым Министерство социального развития и труда Астраханской области может заключить договор на доставку в случае выбора ее гражданином в качестве организации доставляющей ему государственные пособия, компенсации и другие социальные выплаты на дом на территории Астраханской области.

         Судами отмечено, что в ходе проверки и рассмотрения спора ФГУП «Почта России» не представлено экономического обоснования размера оплаты услуг по доставке на дом гражданам сумм государственных пособий, компенсаций и других социальных выплат из бюджета Астраханской области в размере 1,5% (без учета НДС) от сумм выплат, и необходимости такого увеличения по сравнению с размером оплаты услуг по доставке на дом гражданам государственных пособий, компенсаций и иных выплат из федерального бюджета 1,5% (с учетом НДС).

         Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу, что принятые управлением решение и предписание соответствуют действующему законодательству и не нарушают права заявителя в сфере предпринимательской деятельности

         Оценивая доводы заявителя о том, что предписание от 31.12.2015 № 120-К-03-15 выдано без указания срока исполнения, суды верно сослались на пункт 5 части 1 статьи 49, часть 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции, указав, что предписание с требованием не допускать действий по установлению различных цен на услуги по доставке гражданам сумм государственных пособий, компенсаций и других социальных выплат на дом по своему содержательно-правовому смыслу является предписанием о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства. Такой вид предписаний антимонопольного органа предусмотрен подпунктом «д» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, выдается нарушителю антимонопольного законодательства для предупреждения и последующего пресечения действий, могущих привести к нарушению, а не в целях прекращения совершенного нарушения, и предусматривает прежде всего запрет на осуществление определенных действий (бездействия), а не действия, необходимые для прекращения нарушения.

         Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным статьями 65, 71 АПК РФ.

         Доводы кассационной жалобы повторяют ранее изложенные заявителем доводы, которым судами двух инстанций была дана надлежащая правовая оценка. Эти доводы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права, а лишь направлены на иную оценку установленных обстоятельств, оснований для чего у суда кассационной инстанции не имеется.

         При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 14.07.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2016 по делу № А06-3268/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                            А.Н. Ольховиков

Судьи                                                                          М.В. Егорова

                                                                                     Р.Р. Мухаметшин