ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-3424/2021 от 06.12.2021 АС Астраханской области

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А06-3424/2021

10 декабря 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена «06» декабря 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен «10» декабря 2021 года.                                                      

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Е.В. Пузиной,

судей М.А. Акимовой, С.М. Степуры,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания                В.К. Глебовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, улица Лермонтова М.Ю., д. 30, корпус 2

апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной

службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской  областям (414000, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 113, ИНН  3015066698, ОГРН 1043000708695)

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 13 сентября 2021 года по  делу А06-3424/2021

по заявлению акционерного общества «Нефтегазовая компания «АФБ» (414014, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Бафера, 2, 6, ИНН 3016035580, ОГРН  1023000860178)

к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере  природопользования по Астраханской и Волгоградской областям (414000,  Астраханская область, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 113, ИНН 3015066698, ОГРН  1043000708695)

о признании недействительным предписания,

без участи сторон

                                                         УСТАНОВИЛ:

           Акционерное  общество «Нефтегазовая компания «АФБ» (далее АО «Нефтегазовая компания «АФБ»,АО «НГК «АФБ»,  общество ) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением   о признании недействительным предписания Межрегионального  управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям (далее Росприроднадзор, административный орган) № 04-1256/2020 от 22.12.2020 об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

          Решением Арбитражного суда Астраханской  области от 13 сентября 2021 года предписание Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям № 04-1256/2020 от 22.12.2020 признано недействительным.

          Межрегиональное управление Федеральной  службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской  областям не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции  отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе  в  удовлетворении требований заявителя.

         Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение Кировского районного суда г. Астрахани от 28.01.2021, которым отменено постановление Управления Росприроднадзора № 04-1256/2020 от 22.12.2020 о привлечении АО «НГК «АФБ» к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.46 КоАП РФ, не имеет преюдициального значения для настоящего дела.

          Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в порядке статей 121-123, 186 АПК РФ.

           В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие данных лиц, участвующих в деле.

Как следует из материалов дела, Управлением 08.04.2020 в адрес АО «НГК «АФБ» вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и о необходимости постановки на учет  объекта НВОС – лицензионного участка недр «Тамбовский участок», предоставленного в пользование на основании лицензии АСТ 15161 НР, с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, разведка и добыча углеводородного сырья в пределах Тамбовского участка недр, расположенного в Харабалинском районе Астраханской области, срок окончания действия лицензии – 01.08.2030.

В ходе проведения проверки  указанного НВОС установлено, что Общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, предусмотренных ст. 69.2 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 № 903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору», Постановлением Правительства РФ № 1029 от 28.09.2015 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающею среду, к объектам I, II, III и IV категории» допустило правонарушение, выразившееся в не постановке по состоянию на 16.12.2020 на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающею среду, а именно, участка недр «Тамбовский участок», предоставленного в пользование на основании лицензии АСТ 15161 НР, с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, разведка и добыча углеводородного сырья в пределах Тамбовского участка недр, расположенного в Харабалинском районе Астраханской области, срок окончания действия лицензии – 01.08.2030.

Постановлением № 04-1256/2020 от 22.12.2020 АО «НГК «АФБ» привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.46 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

По результатам административного производства обществу выдано предписание  № 04-1256/2020 от 22.12.2020, которым предписано подать заявку о постановке на государственный учет объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, а именно, участка недр «Тамбовский участок», предоставленного в пользование на основании лицензии АСТ 15161 НР.

         АО «Нефтегазовая компания «АФБ», полагая, что предписание №  04-1256/2020  от 22.12.2020 является незаконным, нарушает его права и охраняемые законом интересы, обратилось с соответствующим заявлением в  арбитражный суд.

         Суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, указав, что  вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г. Астрахани от 28.01.2021, постановление Управления Росприроднадзора № 04-1256/2020 от 22.12.2020 о привлечении АО «НГК «АФБ» к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.46 КоАП РФ, отменено в связи с отсутствием состава административного правонарушения,  на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу прекращено.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

  В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

 В части 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Как установлено пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 (далее - Положение), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.

В силу пункта 4 Положения Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Согласно пункту 5.1.3 Положения Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя государственный надзор в области обращения с отходами.

        Федеральная служба по надзору в сфере природопользования с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации (пункт 6.6 Положения).

          Согласно подпункту 3 пункта 1 Положения о Межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям, утвержденного Приказом от 27.08.2019 N 492, Управление осуществляет, в том числе, полномочия по государственному надзору в области обращения с отходами.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Таким образом, предписание об устранении нарушений представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение проверки, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности.

Требования, содержащиеся в предписании, должны быть реально исполнимы.

В соответствии ч. 1 ст. 11 Федерального Закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 г. "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В силу  Закона об охране окружающей среды, объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС), подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Согласно пункту 2 указанной статьи постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Как следует из оспариваемого предписания, административный орган предписал Обществу  подать заявку о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду - участок недр «Тамбовский участок», предоставленный в пользование на основании лицензии АСТ 15161 НР.

Объект, оказывающий НВОС - это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически (Закона N 7-ФЗ).

 Согласно  ч. 1 ст. 4.2 Закона об охране окружающей среды объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:

объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории;

объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории;

объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории;

объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.

Согласно ч. 3 т. 4.2 Закона об охране окружающей среды критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 4 т. 4.2 Закона об охране окружающей среды присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 (в редакции, действовавшей в проверяемый период)  утверждены критерии отнесения объектов НВОС к объектам  I,  II, III и IV категорий.

Не указанные данным постановлением объекты не подлежат постановке на учет в качестве НВОС.

Как следует из материалов дела, Росприроднадзором в ходе  производства по делу об административном правонарушении установлено, что  по состоянию на 16.12.2020 АО «НГК «АФБ»  не поставило на учет объект, оказывающий негативное воздействие на окружающею среду, а именно, участка недр «Тамбовский участок», предоставленного в пользование на основании лицензии АСТ 15161 НР, с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, разведка и добыча углеводородного сырья в пределах Тамбовского участка недр, расположенного в Харабалинском районе Астраханской области, срок окончания действия лицензии – 01.08.2030.

Таким образом, указанное нарушение установлено в ходе производства по делу об административном правонарушении, проверка  в порядке Закона № 294-ФЗ, не проводилась, акт проверки не составлялся.

В предписании в качестве основания выдачи предписания указано на материалы административного производства - № 04-1256/2020, указано, что предписание выдано по результатам административного производства № 04-1256/2020.

В целях повышения эффективности работы по постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - объекты HBOC), на государственный учет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования направляет методические рекомендации по постановке на учет объектов HBOC, относящихся к объектам нефтегазового комплекса, письмом  Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 декабря 2016 года N АС-03-04-36/25858 приняты методические рекомендации   по постановке на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к объектам нефтегазового комплекса.

В силу указанных рекомендаций месторождение по добыче газа, газового конденсата, нефти (включая газовые промыслы, газопромысловое управление, пункт подготовки газа, цех по добыче газа и газового конденсата) отнесены к объектам нефтегазового комплекса и классифицируются как объекты НВОС 1 категории.

 Из пояснений Общества следует, что  по лицензии АСТ 15161 НР месторождение нефти Великое находится в стадии разведки, добыча  газа, газового конденсата, нефти  в пределах данного месторождения не осуществляется, что делает невозможным постановку на учет Тамбовского участка недр в качестве объекта НВОС.

В настоящее время в пределах Тамбовского участка недр расположены 2 ликвидированные поисковые скважины (Георгиевская 2, Кордонная 1) и 1 поисковая скважина в консервации (Георгиевская 1).

Таким образом, учитывая категории указанных скважин (ликвидация/консервация)  их постановка как НВОС 1 категории невозможна.

Из предписания не усматривается, по каким критериям, и к какой категории объектов НВОС относится участок недр «Тамбовский участок».

Из материалов дела следует, что  оспариваемое предписание вынесено по результатам  административного производства - постановления Управления Росприроднадзора № 04-1256/2020 от 22.12.2020 о привлечении АО «НГК «АФБ» к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.46 КоАП РФ.

Вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г. Астрахани от 28.01.2021, постановление Управления Росприроднадзора № 04-1256/2020 от 22.12.2020 о привлечении АО «НГК «АФБ» к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.46 КоАП РФ, отменено.

Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 28.01.2021 установлено, что из содержания обжалуемого постановления не усматривается по каким критериям и к какой категории объектов НВОС относится участок недр «Тамбовский участок». При привлечении АО «НГК «АФБ» к административной ответственности, административным органа надлежащая оценка вышеизложенным обстоятельствам не дана. Вопрос о том, какой конкретно объект, расположенный на лицензионном участке, оказывает негативное воздействие на окружающую среду и подлежит постановке на государственный учет и включению в реестр ОНВОС, всестороннего исследования не получил.

 В связи с изложенным, Кировский районный суд  пришел к выводу об  отсутствии в действиях Общества  состава административного правонарушения и наличии  оснований, предусмотренных  п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ  для прекращения производство по  делу об административном правонарушении.

Доводы жалобы о том,   что решение Кировского районного суда г. Астрахани от 28.01.2021 не имеет преюдициального значения по настоящему делу, апелляционным судом отклоняются.

В силу ч. 3 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.11.2014 N 2528-О, Постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2014 N 303-АД14-3647, постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.06.2004 N 2045/04, от 03.04.2007 N 13988/06, от 17.07.2007 N 11974/06, от 25.07.2011 N 3318/11, от 10.06.2014 N 18357/13, от 20.06.2013 N 3810/13, преюдициальное значение имеют лишь фактические обстоятельства (факты), установленные вступившим в законную силу судебным актом и имеющие отношение к лицам, участвующим в деле, но не их правовая квалификация, статья 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации освобождает от доказывания фактических обстоятельств дела, но не исключает их различной правовой оценки, которая зависит от характера конкретного спора.

 Согласно представленному судебному акту судом  прекращено производство по делу об административном правонарушении на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием  состава  вменяемого правонарушения, установив отсутствие со стороны Общества нарушения.

При этом суд исходил из того, что  невозможно установить  какой конкретно объект, расположенный на лицензионном участке оказывает негативное воздействие на окружающую среду и подлежит постановке на государственный учет и включению в реестр ОНВОС.

При этом как следует из оспариваемого предписания оно вынесено  по результатам административного производства № 04-1256/2020, по которому судом установлена невозможность идентификации объекта подлежащего постановке на учет, соответственно предписание, вынесенное на основании административного производства № 04-1256/2020, не может быть признано законным.

          При указанных обстоятельствах, суд пришел к верному выводу о признании предписания Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям № 04-1256/2020 от 22.12.2020 недействительным.

Доводы жалобы подлежат отклонению, как необоснованные и противоречащие материалам дела.

Апелляционная коллегия считает, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.

Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения  суда не имеется.  Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 13 сентября 2021 года по  делу № А06-3424/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                      Е.В. Пузина

Судьи                                                                                  М.А. Акимова

                                                                                             С.М. Степура