ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-3488/18 от 13.12.2018 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А06-3488/2018

19 декабря 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2018 года.

Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2018 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Волковой Т. В.,

судей Антоновой О.И., Борисовой Т. С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шавеевой З. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Камызякская  районная больница» на решение Арбитражного суда Астраханской области от              27 сентября 2018 года по делу № А06-3488/2018 (судья Ковальчук Т.А.),

по исковому заявлению территориального фонда обязательного медицинского страхования Астраханской области

к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Камызякская  районная больница»

о взыскании в бюджет ТФОМС Астраханской области средства ОМС, использованные не по целевому назначению за период с 2015-2016гг. в размере 940 755,33 руб., штраф в размере 94 075,53 руб., пени в размере 49 334,78 руб.,

В Двенадцатый арбитражный апелляционный суд стороны не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда.

В Арбитражный суд Астраханской области явились:

- от территориального фонда обязательного медицинского страхования Астраханской области представители ФИО1, по доверенности 05.07.2018, выданной сроком на 1 год, ФИО2 по доверенности 16.05.2018, выданной сроком на 1 год, ФИО3, по доверенности 09.01.2018, выданной сроком на 1 год,

- от государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Камызякская  районная больница» представитель ФИО4 по доверенности от 11.01.2018, выданной сроком на 3 года.

УСТАНОВИЛ:

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Астраханской области  (далее ТФОМС АО, Фонд, истец) обратился в суд  с заявлением к  Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Камызякская  районная больница"  (далее ГБУЗ АО «Камызякская РБ», Учреждение, ответчик)   о взыскании в бюджет ТФОМС Астраханской области средства ОМС, использованные не по целевому назначению за период с 2015-2016гг. в размере 940 755,33 руб., штраф в размере 94 075,53 руб., пени в размере 49 334,78 руб.

В судебном заседании представитель истца в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования.  просит суд взыскать с ответчика    в бюджет ТФОМС Астраханской области средства ОМС, использованные не по целевому назначению за период с 2015-2016гг. в размере 940 755,33 руб., штраф в размере 94 075,53 руб., пени в размере 49 334,78 руб.

Судом уточнения приняты.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 27 сентября 2018 года исковые требования удовлетворены в полном объёме.

Не согласившись с принятым судебным актом, ГБУЗ «Камызякская  районная больница» обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Астраханской области от 27 сентября 2018 года отменить, в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

Представитель государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Камызякская  районная больница» поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.

Представители территориального фонда обязательного медицинского страхования Астраханской области возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.

Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд  считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ТФОМС  АО была проведена плановая комплексная проверка средств ОМС, полученных  ГБУЗ  АО «Камызякская РБ»   за период с 01.01.2015 года по 01.07.2017 года.

По результатам проверки был составлен акт № 33 от 17.08.2017 года.

28 августа 2018 года ТФОМС АО  было выдано предписание об устранении нарушений, согласно которого   ГБУЗ  АО «Камызякская РБ»  предлагалось    возвратить средства ОМС в размере  940 755,33 рубля и штраф в размере 94 075,53 рубля в течение 10 дней со дня получения предписания.

 Предписание в установленном законом порядке Учреждением обжаловано не было.

 08 сентября 2018 года сторонами было подписано Соглашение о  рассрочки  уплаты средств ОМС -  до 30.11.2019г.  и штрафа -   до  30.11.2017г.

Письмом от 03.02.2018г. № 363 ГБУЗ  АО «Камызякская РБ»   отказалось от исполнения  соглашения  от 08.09.2017г., не произведя не одного платежа.

13 февраля 2018 года в адрес ГБУЗ  АО «Камызякская РБ»   была направлена претензия.

Поскольку денежные средства, использованные не по целевому назначению, не были возвращены, штраф не уплачен, истец обратился в арбитражный суд с  настоящим  заявлением.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности и доказанности заявленных требований.

Судебная коллегия, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, признает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными в силу следующего.

Согласно положениям статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.

Согласно пункту 12 части 7 статьи 34 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.

За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.

Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (пункт 9 статьи 39 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").

Из содержания пунктов 27, 29, 30 Положения "О контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования", утвержденного Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73, следует, что в случае выявления в деятельности страховой медицинской организации фактов нарушения законодательства об обязательном медицинском страховании, а также в случае неисполнения страховой медицинской организацией требований территориального фонда о возврате (возмещении) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) об уплате штрафов, пеней, территориальный фонд вправе направить соответствующую информацию и материалы проверки в правоохранительные и судебные органы для привлечения виновных лиц к ответственности.

Таким образом, в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, должны обеспечить их целевое использование.

Право фонда на обращение в арбитражный суд с соответствующими требованиями вытекает из наличия у него полномочий по контролю за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями, а также обусловлено тем, что штраф подлежит зачислению в бюджет фонда и в дальнейшем используется на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Как установлено судом первой инстанции подтверждается материалами дела, в ходе проверке  ТФОМС было  выявлено  расходование средств ОМС не по целевому назначению на общую сумму  940 755,33 рублей из  которых:

   В  2015 год – 773  020,83 рублей:

- 749 136,48 рублей   – оплата коммунальных услуг за сторонние организации (арендаторов);

- 5 210,21 рублей  – списание ГСМ при отсутствии подтверждающих документов – отчетов ГЛОНАСС  при отсутствии пробега в июне 2015 года  по автомобилю УАЗ 39623  гос.номер Х120КУ;

- 18 674,14 рубля – отсутствие  чеков на приобретение ГСМ или  представленные  чеки  неудовлетворительного качества в которых не читается дата и сумма покупки ГСМ  ( не читаемые).

В 2016 год -  167 734,50 рубля:

- 7 172,77  рубля  – списание ГСМ при отсутствии подтверждающих документов – отчетов ГЛОНАСС при отсутствии пробега в декабре   2016 года  по автомобилю УАЗ 39623  гос.номер Х120КУ;;

-  160 561,73  рубль – отсутствие  чеков на приобретение ГСМ или  представленные  чеки  неудовлетворительного качества, в которых не читается дата и сумма покупки ГСМ (не читаемые)

   В соответствии с пунктом 158 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н (далее - Правила ОМС) в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).

Согласно пункту 158.3 Правил ОМС в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, входят в том числе и затраты на коммунальные услуги;

 Проверкой установлено, что в период 2015 года из средств ОМС  ГБУЗ АО «Камызякская РБ» оплачивались коммунальные услуги: электроэнергия, водоснабжение холодной водой, водоотведение, тепловая энергия, газоснабжение, потребленные сторонними организациями и арендаторами – ГП АО «Астраханские аптеки». ОАО «Мобильные Системы Связи-Поволжье (ПАО «Мегафон», Государственное специализированное казенное учреждение АО « Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Островок», Государственное казенное учреждение социального обслуживания Астраханской области «Комплексный центр социального обслуживания  населения Камызякский район» Государственное казенное учреждение здравоохранения АО «Медицинский центр мобилизационных резервов «Резерв», ООО «Калиновка»  на общую сумму 749 136,48 рублей  приложение 3а,3б,3г,3ж).

 Как следует из материалов  дела с указанными организациями  ГБУЗ АО «Камызякская РБ»  были заключены  договора на возмещение  затрат по оплате коммунальных услуг. Согласно условий данных договоров, пользователи коммунальных услуг обязаны были   оплачивать предоставленные коммунальные услуги ежемесячно на основании выставленных счетов.

Из пояснений представителя истца следует, что  ГБУЗ АО «Камызякская РБ»  самостоятельно оплачивала коммунальным службам из средств ОМС    коммунальные услуги,  в том числе и за сторонние организации, затем     выставляла пользователям счета за предоставленные коммунальные услуги.

Денежные средства пользователями   перечислялись на специальный счет  ГБУЗ АО «Камызякская РБ»  для платных услуг, однако  на счетах  ОМС не восстанавливались, а  использовались  по своему усмотрению.

Из пояснений представителя ответчика, в свою очередь, следует, что  ГБУЗ АО «Камызякская РБ»  действительно полностью оплачивало  коммунальные услуги  за счет средств ОМС как за  себя, так и за сторонние организации.

Полученные    денежные средства  за коммунальные услуги  действительно не восстанавливались на  счетах ОМС, однако  они использовались  на нужды медицинского учреждения. При этом представитель ответчика пояснила, что,  так как денежные средства поступали на счет  для платных услуг, Учреждению было проще заключать договора, без проведения конкурсов, как это требуется при  использовании средств ОМС.

Принимая во внимание, что расходы на оплату коммунальных услуг за сторонние организации не входят в состав затрат, установленных Правилами ОМС, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что они не могут быть оплачены за счет средств ОМС.

Кроме того, принимая во внимание отсутствие первичных документов, подтверждающих целевое использование  средств ОМС на приобретение ГСМ  в 2015г. и в 2016г., суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о доказанности истцом нецелевого использования ответчиком бюджетных средств в сумме 940 755 руб. 33 коп.

При этом, арбитражный суд обоснованно не принял в качестве надлежащих и допустимых доказательств приложенные к авансовым отчетам водителей, получивших средства ОМС на приобретение ГСМ, чеки, поскольку в них не читается дата и сумма покупки ГСМ. Оригиналы данных чеков обозревались судом первой инстанции в судебном заседании.

Также, учитывая ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязательств, истец начислил ответчику штраф в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств, что составило 94 075 руб. 53 коп. и пени за период с 14.09.2017 по 18.04.2018 в сумме 49 334 руб. 78 коп.

Расчет проверен судом первой и апелляционной инстанции и признан верным. Контррасчет ответчик не представил.

Довод апелляционной жалобы о том, что возвращенные от сторонних организаций денежные средства, в последствии, использовались ответчиком для оплаты затрат понесенные медицинской организацией, признается судебной коллегией несостоятельным, поскольку изначально ответчик в нарушении норм действующего законодательства не вправе был распоряжаться ими не по целевому назначению.

Довод апелляционной жалобы о том, что списание ГСМ на автомобилях, оснащенных системой ГЛОНАСС  производилось  Учреждением  без учета данных оператора системы мониторинга подвижных объектов ЕНДС-Астрахань, в связи с тем, что данная система – ГЛОНАСС на работала, подлежит отклонению, как не подтвержденная материалами дела.

В частности, по данному факту – факту поломки системы ГЛОНАСС, акты не составлялись, претензии не предъявлялись.

Доказательств, подтверждающих сбой в работе системы ГЛОНАСС в указанные дни, суду первой инстанции не предоставлено, к апелляционной жалобе не приложено.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что факт нецелевого использования ГБУЗ АО «Камызякская РБ» спорных средств ОМС, а также их размер являются доказанными.

На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.

Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 27 сентября 2018 года по делу № А06-3488/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                         Т. ФИО5

Судьи                                                                                                                      О. ФИО6

                                                                                                             Т. С. Борисова