АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-42507/2018
г. Казань Дело № А06-3521/2018
11 февраля 2019 года
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Топорова А.В., Мосунова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Бургановым Б.Р.,
при участии представителя государственного казенного учреждения Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Красноярского района» - ФИО1 по доверенности от 06.02.2019,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Астраханской области
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2018 (председательствующий судья Землянникова В.В., судьи Комнатная Ю.А., Смирников А.В.)
по делу № А06-3521/2018
по заявлению государственного казенного учреждения Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Красноярского района» к Министерству финансов Астраханской области о признании незаконным предписания от 22.01.2018 № 02-02-05-013-01 в части назначения и выплаты социального пособия на погребение в сумме 5 562 руб. и ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в сумме 138 416 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Красноярского района» (далее – ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Красноярского района», Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Министерству финансов Астраханской области (далее – Министерство) о признании незаконным предписания от 22.01.2018 № 02-02-05-013-01 в части назначения и выплаты социального пособия на погребение в сумме 5 562 руб. и ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в сумме 138 416 руб.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 17.07.2018 заявление ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Красноярского района» удовлетворено частично:признан пункт 2 предписания Министерства финансов Астраханской области от 22.01.2018 года № 02-02-05-013-01 недействительным, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2018 решение Арбитражного суда Астраханской области от 17.07.2018 по делу № А06-3521/2018 отменено, принят новый судебный акт, которым признан недействительным пункт 1 предписания Министерства финансов Астраханской области № 02-02-05-013-01 от 22.01.2018, в удовлетворении остальной части требований отказано.
Министерство финансов Астраханской области, не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление апелляционной инстанции отменить в части признания недействительным пункта 1 предписания Министерства финансов Астраханской области № 02-02-05-013-01 от 22.01.2018 и оставить в этой части в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и нарушение норм процессуального права.
Представитель ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Красноярского района» в судебном заседании отклонила доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.
Предметом спора по настоящему делу является предписание Министерства № 02-02-05-013-01, вынесенное по результатам проверки Государственного казенного учреждения Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Красноярского района» ( далее – Учреждение) 22.01.2018.
Не согласившись с пунктами 1 и 2 предписания, Учреждение обратилось в арбитражный суд Астраханской области с настоящим заявлением.
Согласно пункту 1 оспариваемого предписания в нарушение пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении и похоронном деле), пункта 1.3. Административного регламента государственных казенных учреждений Астраханской области – центров социальной поддержки населения муниципальных районов и государственных казенных учреждений Астраханской области, утвержденного постановлением Министерства от 17.02.2015 № 9 неправомерно назначено и Министерством выплачено ФИО2 социальное пособие на погребение в сумме 5,562 тыс.руб.
Пунктом 2 предписания Учреждению вменяется нарушение абзаца 2 части 5 статьи 42 Закона Астраханской области от 22.12.2016 № 85/2016-03 «О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области» при отсутствии документов, содержащих сведения о доходах членов семьи гражданина и имуществе, принадлежащем гражданину, членам семьи гражданина 44 гражданам, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта, назначена ежемесячная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в I полугодии 2017 года в сумме 138,416 тыс. руб.
Суд первой инстанции поддержал позицию проверяющих о необоснованном назначении Учреждением социального пособия на погребение в сумме 5,562 руб. в отсутствие доказательств, свидетельствующих о реально понесенных затратах на погребение.
Апелляционная инстанция не согласилась с выводами Арбитражного суда Астраханской области, поскольку, как указал суд, к заявлению о выплате пособия прилагается только справка о смерти. Никаких иных документов для выплаты социального пособия на погребение нормы действующего законодательства не предусматривают.
Выводы суда основаны, в том числе, на пункте 2 статьи 10 Закона о погребении и похоронном деле, а также пункте 9 Временного порядка обеспечения социальным пособием на погребение, возмещения стоимости гарантированного перечня услуг по погребению и учета расходования средств социального страхования на эти цели, утвержденного Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 22.02.1996 № 16.
Между тем, применяя данные нормы, суд апелляционной инстанции не учел конкретные обстоятельства данного дела, что привело к ошибочной отмене решения нижестоящего суда по пункту 1 предписания.
Отношения, связанные с погребением умерших, регулируются Законом о погребении и похоронном деле.
Пункт 2 статьи 1 данного Закона устанавливает гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего.
Гарантированный перечень услуг по погребению определен в статье 9 Закона, который включает в себя - оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Согласно статье 10 указанного Закона, в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.
Анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что выплата социального пособия на погребение является восстановительной мерой и целью выплаты пособий заключается в компенсировании реально понесенных затрат.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, выплата социального пособия на погребение произведена заявителем ФИО2 в связи с ее обращением 17.03.2017.
При обращении с заявлением для получения социального пособия на погребение гражданка ФИО2 представила справку о смерти ФИО3 от 09.03.2017 № 51, выданную на основании решения суда, а также решение Красноярского районного суда Астраханской области от 07.02.2018 г., вступившее в силу 09.03.2017 года, в соответствии с которым ее супруг был объявлен умершим в связи с отсутствием сведений о месте пребывания и жительства ФИО3 более пяти лет.
Как установил суд первой инстанции, гражданин ФИО3 был объявлен судом умершим, фактически труп - тело умершего отсутствовало, в связи с чем в справке о смерти также отсутствовала информация о причине и месте смерти ФИО3
Судом апелляционной инстанции не принято во внимание то, что погребение подразумевает под собой действия по захоронению тела (останков) человека.
Между тем основанием для обращения ФИО2 в Учреждение с заявлением для получения социального пособия на погребение явилось объявление Красноярским районным судом Астраханской области ФИО3 умершим на основании статьи 279 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с установлением определением Амурского районного суда Хабаровского края от 31.07.1985 умершим.
Принимая во внимание отсутствие сведений о том, что гражданка ФИО4, обратившаяся с заявлением о выплате социального пособия на погребение, реально понесла какие-либо затраты, перечисленные в статье 9 Закона о погребении и похоронном деле, Арбитражный суд Астраханской области пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для выплаты ФИО2 социального пособия на погребение в сумме 5 562 руб. и признания недействительным пункта 1 оспариваемого предписания.
Поскольку доводы Министерства в кассационной жалобе заявлены только в отношении выводов суда апелляционной инстанции по пункту 1 предписания, суд кассационной инстанции, руководствуясь статьей 286 АПК РФ, проверяет законность, а также правильность применения норм материального и процессуального права в обжалуемой части.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2018 в части отмены решения Арбитражного суда Астраханской области от 17.07.2018 по делу № А06-3521/2018 об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным пункта 1 предписания Министерства финансов Астраханской области № 02-02-05-013-01 от 22.01.2018 отменить, оставить в указанной части решение Арбитражного суда Астраханской области от 17.07.2018 в силе, кассационную жалобу Министерства финансов Астраханской области – удовлетворить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья И.Ш. Закирова
Судьи А.В. Топоров
С.В. Мосунов