ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов | Дело №А06-4329/2020 |
24 декабря 2020 года |
Резолютивная часть постановления объявлена «21» декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен «24» декабря 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С. А. Жаткиной,
судей Т. В. Волковой, Л. Ю. Луевой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А. А. Пугачёвой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Астраханский рисовод»
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 24 августа 2020 года по делу № А06-4329/2020,
по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области (ОГРН: <***>; ИНН: <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью «Астраханский рисовод» (ОГРН: <***>; ИНН: <***>),
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области (далее - Министерство) обратилось в арбитражный суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью (далее – ООО) "Астраханский рисовод" о взыскании средств субсидии в размере 1 431 545 руб. 45 коп.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 24 августа 2020 года заявленные требования удовлетворены в полном объёме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "Астраханский рисовод" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, принять в иске отказать.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте судебного рассмотрения извещены надлежащим образом в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, с учетом отзыва на неё, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Астраханской области от 08.02.2017г. N28-П "О порядке предоставления субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса в отрасли растениеводства» утвержден Порядок предоставления субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса в отрасли растениеводства, которым устанавливается процедура предоставления субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса в отрасли растениеводства.
Согласно пункту 1 распоряжения министерства сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области от 07.06.2019 № 53 в соответствии с пунктом 2.21 раздела 2 Порядка и на основании протокола заседания комиссии по рассмотрению заявлений и документов, представляемых сельскохозяйственными товаропроизводителями в целях получения субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса в отрасли растениеводства от 04.06.2019 № 9 Министерством сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области принято решение о предоставлении ООО «Астраханский рисовод» субсидии на приобретение семян в размере 1 431 545,45 рублей.
Между Министерством и ООО «Астраханский рисовод» заключено соглашение "О предоставлении из бюджета Астраханской области субсидии юридическому лицу (за исключением государственного учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг" от 11.06.2019 б/н (далее - соглашение о предоставлении субсидии от 11.06.2019).
Исполняя обязательство по предоставлению ООО «Астраханский рисовод» средств субсидии на приобретение семян в соответствии с Порядком и соглашением о предоставлении субсидии от 11.06.2019, Министерство в установленный законодательством срок перечислило 1 431 545,45 рублей на счет ООО «Астраханский рисовод», открытый в АО ВКАБАНК г. Астрахань, что подтверждается платежным поручением от 18.06.2019 №86245.
С целью получения субсидии на приобретение семян директором ООО «Астраханский рисовод», в числе прочих, предоставлялось заявление от 22.05.2019, в котором заявитель подтверждал, что на дату подачи заявления ООО «Астраханский рисовод» является сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 №264- ФЗ «О развитии сельского хозяйства».
Согласно подпунктам 4.1.3, 4.1.4 пункта 4.1 раздела 4 соглашения о предоставлении субсидии от 11.06.2019 Министерство обязуется осуществлять контроль за соблюдением получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, установленных Порядком предоставления субсидии и указанным соглашением, в том числе в части достоверности представляемых получателем в соответствии с указанным соглашением сведений, путем проведения плановых и (или) внеплановых проверок на основании документов, представленных получателем по запросу министерства в соответствии с подпунктом 4.3.1 данного соглашения.
В случае установления Министерством или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте (ах) нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных Порядком предоставления субсидии и указанным Соглашением, в том числе указания в документах, представленных Получателем в соответствии с указанным Соглашением, недостоверных сведений направлять получателю требование об обеспечении возврата субсидии в бюджет Астраханской области в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
В соответствии с пунктом 4.3 раздела 4 соглашения о предоставлении субсидии от 11.06.2019 получатель обязуется направлять по запросу министерства документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за соблюдением порядка, целей и условий предоставления субсидии. В случае получения от министерства требования в соответствии с подпунктом 4.1.4 указанного соглашения возвращать в бюджет Астраханской области субсидию в размере и в сроки, определенные в указанном требовании. Кроме того, получатель обязуется обеспечивать полноту и достоверность сведений, представляемых в министерство в соответствии с данным соглашением.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (раздел 5 соглашения о предоставлении субсидии от 11.06.2019). Возврат субсидии осуществляется сельскохозяйственным товаропроизводителем в течение 14 рабочих дней со дня получения требования об обеспечении возврата субсидии в бюджет Астраханской области. В случае отказа сельскохозяйственного товаропроизводителя добровольно возвратить субсидию ее возврат в бюджет Астраханской области осуществляется министерством в судебном порядке.
Министерством в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области от 14.02.2020 №11 «О проведении плановой комбинированной проверки» в период с 26.02.2020 по 19.03.2020 в отношении ООО «Астраханский рисовод» проведена плановая комбинированная проверка по вопросу соблюдения целей, условий и порядка предоставления субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса в отрасли растениеводства по направлению на приобретение семян за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 (далее - плановая проверка).
В ходе проверки Министерством установлено, что ООО «Астраханский рисовод» на дату подачи заявления о предоставлении субсидии не соответствовало требованиям, установленным Федеральным законом от 29.12.2006 №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», что в соответствии с пунктами 1.5, 5.2 Порядка является нарушением условий предоставления субсидии, установленных Порядком. Указанные выводы отражены в акте плановой комбинированной проверки министерства в отношении ООО «Астраханский рисовод» от 19.03.2020 б/н, полученном директором ООО «Астраханский рисовод» 19.03.2020 нарочно.
Учитывая изложенное, в соответствии с пунктом 5.2 раздела 5 Порядка и подпунктом 4.1.4 пункта 4.1 раздела 4 соглашения о предоставлении субсидии от 11.06.2019 в связи с выявлением факта, нарушения ООО «Астраханский рисовод» и министерством условий предоставления субсидии, установленных Порядком, в установленном законодательством Астраханской области порядке подготовлено требование об обеспечении возврата субсидии в бюджет Астраханской области (письмо министерства от 23.03.2020 № 01-11-01-555). Указанное требование об обеспечении возврата субсидии в бюджет Астраханской области получено ООО «Астраханский рисовод» 13.04.2020, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении. Министерство уведомило Общество о необходимости в течение 14 рабочих дней со дня получения указанного требования обеспечить возврат субсидии в размере 1 431 545,45 рублей в бюджет Астраханской области.
Поскольку указанные денежные средства ответчиком в бюджет Астраханской области добровольно не возвращены, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования в полном объёме, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
К спорным правоотношениям сторон подлежат применению нормы бюджетного законодательства.
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Статьей 38 кодекса определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Пунктом 1 статьи 158 БК РФ регламентировано, что главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
Согласно статье 162 БК РФ получатель бюджетных средств обязан обеспечить результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 78 БК РФ установлено, что нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Как указывалось выше, 11.06.2019 сторонами было заключено соглашение о предоставлении из бюджета Астраханской области в 2019г. "субсидии на содействие достижению целевых показателей региональный программ развития агропромышленного комплекса в отрасли растениеводства по направлению на приобретение семян."
Министерство свое обязательство по предоставлению представлению субсидии ответчику исполнило.
Поскольку проведённой проверкой установлено, что ООО «Астраханский рисовод» на дату подачи заявления о предоставлении субсидии не соответствовало требованиям, установленным Федеральным законом от 29.12.2006 №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», что в соответствии с пунктами 1.5, 5.2 Порядка является нарушением условий предоставления субсидии, установленных Порядком, что является нарушением условий предоставления субсидии на приобретение семян, у истца возникли правовые основания требовать исполнения обязательства по возврату средств субсидии в бюджет Астраханской области в порядке, установленном законодательством Астраханской области, а также подпунктом 4.3.2.2 пункта 4.3 раздела 4 соглашения о предоставлении субсидии от 11.06.2019.
Акт плановой комбинированной проверки министерства в отношении ООО «Астраханский рисовод» от 19.03.2020 б/н, содержащий вышеприведенные выводы о нарушениях, выявленных по результатам проведенной министерством плановой проверки, в установленном законодательством порядке не признан недействительным и, соответственно, является законным и подлежит применению в качестве прямо предусмотренного законодательством Астраханской области основания для применения министерством соответствующих мер ответственности в отношении ООО «Астраханский рисовод». Из акта можно также сделать вывод о том, что при решении вопроса о выдаче субсидии комиссия по рассмотрению заявлений и документов пришла к необоснованному выводу о предоставлении субсидии ООО "Астраханский рисовод".
Согласно пункту 2.33 постановлением Правительства Астраханской области от 08.02.2017г. N28-П "О порядке предоставления субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса в отрасли растениеводства» сельскохозяйственный товаропроизводитель на дату обращения за получением субсидии должен был соответствовать следующим требованиям: - быть сельскохозяйственным товаропроизводителем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Астраханской области, представить отчетность о своем финансово-экономическом состоянии за последний отчетный период, предшествующий дате обращения за получением субсидии (за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые начали хозяйственную деятельность в текущем отчетном периоде).
Согласно представленным документам, подтверждающим реализацию товаров, доход у общества от реализации товаров за 2018 год составляет – 831 600 тыс. руб. Доход от реализации сельскохозяйственной продукции составляет – 831 600 тыс. руб., что подтверждено договорами и приложенными к ним первичными документами. Таким образом, доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции составляет 100% за период с 01.06.2018г. по 31.12.2018г. 6 А06-4329/2020
Согласно представленной выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Астраханский рисовод» зарегистрирован в качестве юридического лица 01.06.2018, в связи с чем, доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в размере не менее, чем семьдесят процентов в доходе от реализации товаров (работ, услуг) ООО «Астраханский рисовод» за календарный год не подтверждена на дату обращения за предоставлением субсидии. Согласно сложившейся судебной практике, а также разъяснениям, изложенным в письме Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 06.11.2019 № 16/525 заявители, у которых с момента государственной регистрации до момента обращения за получением государственной поддержки прошло менее календарного года не могут быть признаны сельскохозяйственными товаропроизводителями.
В своем письме Министерство сельского хозяйства Российской Федерации указало, что для подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя в целях получения государственной поддержки (предоставления субсидии) используется определение, приведенное в статье 3 Федерального закона от 29.12.2006 №264-ФЗ.
Федеральным законом от 29.12.2006 № 264 - ФЗ "О развитии сельского хозяйства " определен статус сельскохозяйственного производителя, которым признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции (в том числе органической продукции), ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% за календарный год.
Согласно статье 2 Федерального закона от 03.06.2011 № 107-ФЗ «Об исчислении времени» - «Календарный год - это период времени с 1 января по 31 декабря продолжительностью триста шестьдесят пять либо триста шестьдесят шесть (високосный год) календарных дней. Из статьи 12 БК РФ также следует, что финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Таким образом, ООО «Астраханский рисовод», зарегистрированное в качестве юридического лица 01.06.2018г., на момент представления в министерство документов для предоставления субсидии не соответствовало требованиям, установленным Федеральным законом от 29.12.2006 № 264 - ФЗ, что в соответствии с абзацем 2 подпункта 2.22.1 пункта 2.2 раздела 2 Порядка являлось основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Отклоняя довод ответчика об отказе в иске со ссылкой на то, что он на момент обращения (22.05.2019г.) за получением государственной поддержки являлся сельскохозяйственным товаропроизводителем, поскольку никакой другой деятельностью с момента создания до момента подачи заявления на получение субсидии не занимался, суд первой инстанции обоснованно указал следующее.
Для получения субсидии, в соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, юридическое лицо должно было подтвердить долю дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в размере не менее чем 70% за календарный год. Обращение за предоставлением субсидии последовало (22.05.2019г.) даже ранее истечения (не календарного) года с момента регистрации юридического лица (01.06.2018г.).
Указанное обстоятельство должно было быть выявлено комиссией по рассмотрению заявлений и документов, созданной при министерстве, чего сделано не было. В результате, сторонами соглашения был нарушен Порядок предоставления субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса в отрасли растениеводства, утвержденный постановлением Правительства Астраханской области.
При таких обстоятельствах, требования истца были правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Иные доводы апелляционной жалобы, приведенные в её обоснование, не соответствуют нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела, они не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 24 августа 2020 года по делу № А06-4329/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий С. ФИО1
Судьи Т. ФИО2
Л. Ю. Луева