АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-59348/2020
г. Казань Дело № А06-4445/2019
02 июня 2020 года
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2020 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Кормакова Г.А.,
судей Мосунова С.В., Закировой И.Ш.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 30.09.2019 и постановлениеДвенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2019
по делу №А06-4445/2019
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Астраханской области к Управлению Федерального казначейства по Астраханской области о признании незаконным и отмене пункта 1 предписания от 18.02.2019 № 25-20- 11/2
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Астраханской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Астраханской области, Управление, заявитель) обратилось в арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Управлению Федерального Казначейства по Астраханской области (далее – Казначейство, контролирующий орган) о признании незаконным и отмене пункта 1 предписания от 18.02.2019 № 25-20-11/2.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 30.09.2019, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2019 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Казначейство обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании приказа руководителя Казначейства от 15.11.2018 № 689, контролирующим органом проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности Управления Роспотребнадзора по Астраханской области.
По результатам проверочных мероприятий составлен акт проверки от 26.12.2018.и выдано предписание от 18.02.2019 № 25-20-11/2, в пункте 1 которого указано, что Управлением Роспотребнадзора по Астраханской области произведена оплата денежных обязательств с нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения по 93 случаям, что выразилось в неправомерном возмещении расходов сотрудникам по оплате проезда общественным транспортом (автобус, маршрутное такси), связанных с исполнением служебных обязанностей. Нарушение в денежном выражении — 51 158 руб., период совершения нарушения — 2017 год. Нарушена статья 70 Бюджетного кодекса российской Федерации (далее – БК РФ).
Управлению Роспотребнадзора по Астраханской области предписано принять меры по устранению установленных нарушений в течении 6 месяцев со дня получения предписания, а именно по пункту 1 — возместить в доход федерального бюджета средства, включая взыскание денежных средств в судебном порядке, за неправомерные расходы по оплате проезда общественным транспортом (автобус, маршрутное такси) работникам, связанных с исполнением служебных обязанностей, в 93 случаях в общей сумме 51 158 руб.
Не согласившись с пунктом 1 указанного предписания, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суды нижестоящих инстанций правомерно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Статьей 161 БК РФ предусмотрено, что финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы (пункт 2). Положения, установленные настоящей статьей, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов (пункт 11).
Согласно статье 70 БК РФ обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает, в том числе оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (абзац второй).
В соответствии с пунктом 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» исходя из статьи 73 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон о государственной гражданской службе) Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ), другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Поскольку Законом о государственной гражданской службе не предусмотрено установление коллективным договором размеров и порядка возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников, и не установлен запрет на заключение вышепоименованного коллективного договора, то отношения по заключению коллективного договора о компенсации расходов на проезд общественным транспортом, связанных с исполнением должностных обязанностей, регулируются частью 2 статьи 168.1 ТК РФ.
В соответствии со статьей 168.1 ТК РФ работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, работодатель возмещает связанные со служебными поездками: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие); иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.
Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, указанных в части первой настоящей статьи, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.
Как установлено судами, Управление Роспотребнадзора по Астраханской области является получателем бюджетных средств и в силу статьи 162 БК РФ обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Управлением Роспотребнадзора по Астраханской области утвержден коллективный договор на период с 01.01.2016 по 31.12.2018, согласно пункту 4.5 которого Управление компенсирует своим служащим расходы на проезд общественным транспортом (автобус, маршрутное такси), связанные с исполнением должностных обязанностей.
На основании указанного коллективного договора Управлением Роспотребнадзора по Астраханской области возмещались расходы по оплате проезда общественным транспортом (автобус, маршрутное такси) сотрудникам, чья работа носит разъездной характер, в общей сумме 51 158 руб. При этом, расходы по авансовым отчетам были осуществлены по КБК 09090190790019122 по подстатье 212 «Прочие выплаты» КОСГУ.
По мнению Казначейства, указанные действия Управления являются неправомерными, поскольку при возмещении подобных расходов применению подлежит не подстатья 212 «Прочие выплаты», а подстатья 222 «Транспортные услуги», в частности расходы на обеспечение должностных лиц проездными документами в служебных целях на все виды общественного транспорта, а также возмещение должностным лицам указанных расходов, в случае, если они не были обеспечены в установленном порядке проездными документами в соответствии с законодательством Российской Федерации (абз. 4 подстатьи).
В соответствии со статьей 6 БК РФ бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.
Приказом Минфина России от 30 сентября 2008 № 104н утвержден порядок доведения лимитов бюджетных обязательств, пунктом 3.1 раздела III которого установлено, что распорядители средств федерального бюджета осуществляют распределение бюджетных данных между находящимися в их ведении распорядителями и получателями средств федерального бюджета, и формируют Расходные расписания.
Расходное расписание является финансовым документом, на основании которого производится финансовая операция по распределению бюджетных данных (бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств) распорядителями средств федерального бюджета между находящимися в их ведении распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
В соответствии со ст. 289 БК РФ к правовому основанию получения бюджетных средств могут быть отнесены утвержденный бюджет, бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, смета доходов и расходов либо иное правовое основание их получения.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела документы, руководствуясь положениями действующего законодательства и соответствующими разъяснениями, проанализировав положения коллективного договора и исходя из того, что применительно к обстоятельствам рассматриваемого спора к правовому основанию получения бюджетных средств относится бюджетная смета, суды нижестоящих инстанций пришли к выводу, что лимиты денежных средств, выделенных по всем статьям расходов, в том числе по статье расходов – «212 Прочие выплаты» утверждены бюджетной сметой и использованы в соответствии с целями их получения, а значит соблюдены, в связи с чем удовлетворили заявленные требования Управления, признав пункт 1 предписания Казначейства недействительным.
Кассационная инстанция признает выводы судов соответствующими обстоятельствам спора и основанными на правильном применении норм права, в связи с чем приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения Арбитражного суда Астраханской области от 30.09.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2019.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 30.09.2019 и постановлениеДвенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2019 по делу №А06-4445/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Г.А. Кормаков
Судьи С.В. Мосунов
И.Ш. Закирова