ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-4453/17 от 24.10.2018 АС Астраханской области

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А06-4453/2017

31 октября 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2018 года.

Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2018 года.


Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Акимовой М.А.,

судей Веряскиной С.Г., Степуры С.М.

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Кожокарём А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Астраханской области (414056, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 13 августа 2018 года       по делу № А06-4453/2017 (судья Аюпова А.Н.)

по заявлению министерства сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области (414000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Управлению Федерального казначейства по Астраханской области (414056, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: индивидуальный предприниматель ФИО1 КФХ ФИО2 (Астраханская область, Лиманский район, с. Михайловка),

общество с ограниченной ответственностью аграрно-строительная компания «СпецСтрой99» (414024, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании недействительными акта проверки и представления,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Астраханской области обратилось министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области (далее – министерство, заявитель) с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Астраханской области (далее – Управление, УФК по Астраханской области) о признании недействительными акта проверки от 24 марта 2017 года в части выводов о допущенном нарушении, выразившемся в непроведении министерством в 2016 году контрольных мероприятий в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей ИП ФИО1 КФХ ФИО2, ООО АСК «СпецСтрой99», и представления от 05 мая 2017 года № 25-28-25-024/15.

Решением суда первой инстанции от 13 августа 2018 года заявление министерства удовлетворено, оспоренные акт и представление признаны недействительными.

Управление не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым акт и представление Управления оставить без изменения.

Министерство возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлечённые к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.

Учитывая положения части 1 статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определение, вынесенное в виде отдельного судебного акта, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Кодексом.

По ходатайству указанных лиц копии определения, вынесенного в виде отдельного судебного акта, на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда 28 сентября 2018 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Из материалов дела следует, что Управлением в период с 02 марта 2017 года по 20 марта 2017 года в отношении министерства проведена плановая выездная проверка соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий, начисленных по договорам сельскохозяйственного страхования в области растениеводства и животноводства, в рамках Государственной программы Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 года».

По результатам выездной проверки был составлен акт от 24 марта 2017 года (т.1 л.д.14-42).

В акте проверки указано, что министерством в нарушение раздела 9 государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса Астраханской области», утверждённой постановлением Правительства Астраханской области от 10 сентября 2014 года № 368-П, пункта 1 Соглашения о предоставлении субсидии от 14 июля 2016 года б/н, пункта 1 Соглашения о предоставлении субсидии от 26 июля 2016 года б/н и пунктов 2.1.31-2.1.32 Положения о министерстве сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области, утверждённого постановлением Правительства Астраханской области от 26 ноября 2014 года № 541-П (далее - Положение), в 2016 году не проводились контрольные мероприятия в части проверок по соблюдению условий и целей предоставления субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям ИП ФИО1 КФХ ФИО2, ООО АСК «СпецСтрой99» за счёт средств федерального бюджета в общей сумме 449462,19 руб.

По результатам рассмотрения акта проверки министерством в адрес Управления направлены возражения на указанный акт от 05 апреля 2017 года № 01-11-565. В возражениях заявитель указал на необоснованность и незаконность акта проверки в части выводов о непроведении министерством проверок по соблюдению условий и целей предоставления субсидии.

Управлением в адрес министерства направлено представление от 05 мая 2017 года № 25-28-25-024/15 с требованиями о необходимости рассмотрения информации об указанных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, о принятии мер по устранению причин и условий их совершения и недопущению в дальнейшем указанных нарушений (т.1 л.д.47-49).

Министерство с указанными актом и представлением не согласилось в части выводов о допущенном нарушении, выразившемся в непроведении министерством в 2016 году контрольных мероприятий в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей ИП ФИО1 КФХ ФИО2, ООО АСК «СпецСтрой99» и оспорило их в судебном порядке.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришёл к выводу, что оспоренные в части акт и предписание  Управления возлагают на заявителя обязанности, не предусмотренные законом.

УФК по Астраханской области считает решение суда первой инстанции незаконным и подлежащим отмене ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права. Оспоренный акт проверки не обладает признаками ненормативного акта, поскольку лишь фиксирует сведения о результатах проверки и выявленных в ходе её проведения нарушениях, содержит сделанные на основании анализа этих обстоятельств выводы проверяющего, то есть носит информационный характер, не возлагает обязанностей и не содержит обязательных для исполнения предписаний, порождающих для заявителя правовые последствия. В ходе проверки не удалось подтвердить статус ООО АСК «СпецСтрой99» в качестве сельскохозяйственного товаропроизводителя, что явилось следствием отсутствия надлежащего контроля со стороны министерства в рамках предоставленных ему полномочий.

Апелляционная коллегия считает результат рассмотрения дела судом первой инстанции правильным.

Рассматриваемый акт проверки отвечает критериям ненормативного правового акта ввиду отражённых в нём выводов и утверждений УФК по Астраханской области, непосредственно затрагивающих права министерства.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В рассматриваемом случае судами обеих инстанций установлена совокупность указанных условий.

Постановлением Правительства Астраханской области от 10 сентября 2014 года № 368-П утверждена государственная программа «Развитие агропромышленного комплекса Астраханской области».

Разделом 9 указанной государственной программы предусмотрено, что министерство, отвечающее за текущее управление реализацией государственной программы:

определяет основное содержание направлений государственной программы, их соответствие программным целям и задачам;

создаёт условия для реализации программных мероприятий;

осуществляет в установленном порядке меры по полному и качественному выполнению программных мероприятий;

с учётом выделяемых на реализацию государственной программы финансовых средств ежегодно уточняет её показатели эффективности, затраты на программные мероприятия, механизм её реализации и состав исполнителей;

осуществляет оперативный мониторинг реализации государственной программы;

проводит ежегодный анализ результатов реализации программных мероприятий;

организует размещение на своём официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о ходе и результатах реализации государственной программы;

осуществляет контроль за исполнением мероприятий государственной программы, её непосредственными и конечными результатами, целевым и эффективным использованием финансовых средств;

ежеквартально, до 20-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом отчётного года, представляет в министерство экономического развития Астраханской области отчёты о ходе реализации государственной программы по утверждённой форме. Ежегодный отчёт представляется до 1 февраля года, следующего за отчётным периодом.

Руководитель министерства несёт персональную ответственность за реализацию государственной программы.

Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что разделом 9 государственной программы не устанавливаются требования к порядку и срокам проведения министерством проверок соблюдения условий и целей предоставления субсидий.

Обязательным условием предоставления субсидий является согласие их получателей на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления  (пункт 5 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определённых Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

Согласно пункту 1 указанных Соглашений предоставлении субсидии (т.1 л.д.52-59) министерство обязуется предоставить субсидию получателю субсидии, а получатель субсидии обязуется соблюдать условия, цели и порядок её предоставления, выполнять иные обязательства, установленные Соглашением, а также даёт своё согласие на осуществление министерством, органами государственного финансового контроля Астраханской области проверок соблюдения им условий, целей и порядка предоставления субсидии.

Соглашения не содержат положений об обязательствах министерства по проведению указанных проверок в строго определённые сроки и не устанавливают порядок их проведения. Срок действия Соглашений  не ограничен.

Бюджетным кодексом Российской Федерации, правовыми актами Российской Федерации и Астраханской области не установлены обязательные требования к срокам, периодичности и порядку проведения министерством проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии.

В отношении указанных субсидий контроль целевого и эффективного использования бюджетных средств, соблюдения условий и порядка их предоставления осуществляется на стадии рассмотрения представленных в целях субсидирования документов, в том числе на соответствие предъявляемым к заявителям требованиям и условиям предоставления субсидии.

Кроме того, порядки предоставления субсидий, утверждённые постановлениями Правительства Астраханской области, устанавливают обязательные требования к отчётности, согласно которым сельскохозяйственный товаропроизводитель обязан в порядке и сроки, установленные правовым актом министерства, представлять отчётность о своём финансово-экономическом состоянии по формам, установленным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

На основании анализа указанных отчётов министерством также на постоянной основе осуществляется текущий контроль соблюдения получателями субсидии условий, целей и порядка их предоставления.

Для осуществления внутреннего финансового контроля в соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 29 декабря 2014 года № 661-П «О Порядке осуществления главными распорядителями средств бюджета Астраханской области, главными администраторами доходов бюджета Астраханской области, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета Астраханской области внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита» министерством принят приказ от 29 февраля 2016 года № 68 «Об утверждении порядков в сфере осуществления внутреннего финансового контроля в министерстве сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области», утверждены карта внутреннего финансового контроля и журнал внутреннего финансового контроля.

Контроль производится структурными подразделениями министерства, непосредственно осуществляющими бюджетные процедуры в форме самоконтроля и (или) контроля по уровню подчинённости и подведомственности, смежного контроля на постоянной основе в процессе осуществления соответствующих бюджетных процедур.

Таким образом, посредством перечисленных контрольных мероприятий министерством осуществляется проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями, в том числе контроль за правомерностью и своевременностью использования средств субсидии.

Проверки получателей бюджетных средств (последующий контроль) проводятся министерством в соответствии с утверждённым планом проверок на текущий календарный год, включающим проведение проверок получателей бюджетных средств, которым указанные средства были предоставлены в предыдущем финансовом году.

Проверка была своевременно проведена министерством в отношении ИП ФИО1 КФХ ФИО2, ООО АСК «СпецСтрой99».

Судами обеих инстанций установлено, что приказом министерства от 29 декабря 2016 года № 70 утверждён План проверок получателей субсидий, предоставленных министерством сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области, на 2017 год (далее – План проверок на 2017 год).

В пункте 7 Плана проверок на 2017 год предусмотрено проведение плановой проверки ООО АСК «СпецСтрой99», как получателя субсидии на возмещение части затрат на уплату страховых премий за период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года (основание проведения последующего контроля – статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Управлением в ходе рассмотрения дела не представлено соответствующих доказательств, что проверки по вопросу целевого и эффективного использования предоставленных средств субсидии должны быть осуществлены непосредственно в том году, в котором представлена субсидия.

Срок действия Соглашений определён с момента подписания и до полного исполнения сторонами принятых на себя обязательств. Соглашениями не установлено, что проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии должны быть проведены в 2016 году.

Судами обеих инстанций установлено и не ставится под сомнение Управлением, что при проведении проверки министерством представлена вся необходимая документация, подтверждающая контрольные  мероприятия в части проведения проверок по соблюдению условий и целей предоставления субсидии, в том числе карта внутреннего финансового контроля, протоколы комиссий, отчётность о финансово-экономическом состоянии получателей субсидий, План проверок на 2017 год.

Управлением не выявлено нарушений бюджетного законодательства в отношении ИП ФИО1 КФХ ФИО2 и ООО АСК «СпецСтрой99», в отношении ООО АСК «СпецСтрой99» не подтверждён его статус в качестве сельскохозяйственного товаропроизводителя, что не исключает наличия у ООО АСК «СпецСтрой99» указанного статуса.

Согласно отчётам о финансово-экономическом состоянии, представленных ООО АСК «СпецСтрой99» в 2015-2016 годах, следует, что указанный заявитель на момент представления документов в целях субсидирования обладал статусом сельскохозяйственного товаропроизводителя в соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

В представлении нарушение в части непроведения министерством проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии в денежном выражении составило 449462,19 руб. При этом в графе «Нарушение в денежном выражении» указана общая сумма субсидий, предоставленных сельскохозяйственным товаропроизводителям ИП ФИО1 КФХ ФИО2, ООО АСК «СпецСтрой99» за счёт средств федерального бюджета.

Вместе с тем проверкой Управления фактов неправомерного получения и (или) нецелевого использования денежных средств в отношении данных сельскохозяйственных товаропроизводителей не выявлено.

Приказом Казначейства России от 29 июля 2016 года № 12н «Об утверждении форм и требований к содержанию документов, составляемых должностными лицами Федерального казначейства при реализации полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере» утверждена, в том числе, форма представления, согласно которой графа «Нарушение в денежном выражении» заполняется при возможности денежного выражения нарушения.

Таким образом, суд первой инстанции правильно констатировал, что оценить в денежном выражении нарушение в части непроведения проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии, невозможно.

С учётом совокупности установленных по делу обстоятельств суд первой инстанции обоснованно счёл акт проверки от 24 марта 2017 года в части выводов о допущенном нарушении, выразившемся в непроведении министерством в 2016 году контрольных мероприятий в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей ИП ФИО1 КФХ ФИО2, ООО АСК «СпецСтрой99», и представление от 05 мая 2017 года № 25-28-25-024/15 недействительными.

Суд апелляционной инстанции считает, что требования заявителя являются правомерными и подлежат удовлетворению.

Суд первой инстанции, установив нарушения норм закона и прав заявителя, обоснованно в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворил заявленные требования.

Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, несогласие с указанным решением не могут служить основанием для его отмены.

Апелляционный суд считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 13 августа 2018 года по делу № А06-4453/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                                      М.А. Акимова

Судьи                                                                                                     С.Г. Веряскина

                                                                                                               С.М. Степура