ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-4720/2022 от 01.08.2023 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-5115/2023

г. Казань Дело № А06-4720/2022

02 августа 2023 года

Резолютивная часть постановления объявлена 1 августа 2023 года

Полный текст постановления изготовлен 2 августа 2023 года

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хлебникова А.Д.,

судей Сибгатуллина Э.Т., Ольховикова А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Захаровой А.Р. (протоколирование ведется путем использования систем видеоконференц-связи, материальный носитель видеозаписи приобщается к протоколу)

в Арбитражном суде Астраханской области принимали участие представители:

ООО «Астраханские тепловые сети» - Филипова И.Е., доверенность от 01.01.2023,

ГУ МЧС России по Астраханской области – Джакупов Е.С., доверенность от 17.03.2023, Мухин А.С., доверенность от 22.06.2023,

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видео-конференцсвязи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети»

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 16.11.2022 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2023,

по делу № А06-4720/2022

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети» (г. Астрахань, ИНН 3019019321, ОГРН 1163443069130) к ГУ МЧС России по Астраханской области Управления надзорной деятельности и профилактической работы и отделу надзорной деятельности и профилактической работы по г. Астрахани УНД и ПР МЧС России по Астраханской области (г. Астрахань, ИНН 3015067155, ОГРН 1043000714041), заинтересованное лицо: Управление муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань» (г. Астрахань, ОГРН 1103015001561, ИНН 3015090933) о признании недействительным представления от 10.03.2022 №4-48/2022/6 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Астраханские тепловые сети" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к ГУ МЧС России по Астраханской области Управления надзорной деятельности и профилактической работы и отделу надзорной деятельности и профилактической работы по г. Астрахани УНД и ПР МЧС России по Астраханской области о признании недействительным представления от 10 марта 2022 года N 4-48/2022/6 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 16 ноября 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2023 года решение суда оставлено без изменения.

ООО "Астраханские тепловые сети" не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований общества.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель общества просит удовлетворить кассационную жалобу, указывая на то, что ООО "Астраханские тепловые сети" не являются субъектом правонарушения на устранение причин и условий которого направлено оспариваемое представление.

Представители ГУ МЧС России по Астраханской области, считая обжалованные судебные акты законными и обоснованными, просят суд отказать обществу в удовлетворении кассационной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в суд округа не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 274, 285, 286, 287 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов заявителя кассационной жалобы, суд округа приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам доследственной проверки КРСП N 67 по факту пожара теплоизоляционного материала теплотрассы, произошедшего, 13.02.2022 в 50 метрах южнее административного здания, имеющего адрес: г. Астрахань, Советский район, ул. Николая Островского, д. 148а/1, охранная зона тепловых сетей (трубопровод) по адресу: 50 метров южнее административного здания, имеющего адрес: г. Астрахань, Советский район, ул. Николая Островского, д. 148а/1 не очищена от зарослей камыша и сухой растительности, что противоречит п. 67 и п. 69 и п. 73 "Правил противопожарного режима в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1479 от 16.09.2020.

ГУ МЧС России по Астраханской области Управления надзорной деятельности и профилактической работы и отделу надзорной деятельности и профилактической работы по г. Астрахани УНД и ПР МЧС России по Астраханской области установлено, что согласно паспорта магистрали тепловые сети принадлежат ООО "Астраханское тепловые сети", что ранее также подтверждается материалами административного дела N 4-188/2020 от 23.04.2020.

Постановлением инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Астрахани УНД и ПР ГУ МЧС России по Астраханской области от 10 марта 2021 года ООО "Астраханские тепловые сети" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Астрахани от 19 июля 2022 года по делу N 12-204/2022 постановление инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Астрахани УНД и ПР ГУ МЧС России по Астраханской области от 10 марта 2022 года о привлечении ООО "Астраханские тепловые сети" к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без изменения, жалоба ООО "Астраханские тепловые сети" - без удовлетворения.

10 марта 2022 года заместителем начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Астрахани УНД и ПР ГУ МЧС России по Астраханской области майором внутренней службы Гусевым Александром Валерьевичем в отношении ООО "Астраханские тепловые сети" было вынесено представление N 4-48/2022/6 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Не согласившись с вынесенным представлением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды двух инстанций пришли к выводу о том, что оспариваемое представление соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов Общества.

Суд кассационной инстанции, поддерживая вывод судов двух инстанций, исходит из норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств дела.

В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

Согласно пункту 20.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, могут быть обжалованы отдельно от постановления по делу об административном правонарушении в случаях и в порядке, определенных главой 24 АПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно паспорту магистрали тепловые сети, расположенные по адресу: 50 метров южнее административного здания, имеющего адрес: г. Астрахань, Советский район, ул. Николая Островского, д. 148а/1, принадлежат ООО "Астраханские тепловые сети", пожар теплоизоляционного материала теплотрассы произошел в 50 метрах южнее административного здания, расположенного по вышеуказанному адресу, то есть в охранной зоне данных тепловых сетей (трубопровода).

Приказом Минстроя РФ от 17.08.1992 N 197 "О типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей" предусмотрено, что охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.

Земля, на которой проходят указанные тепловые сети (трубопроводы), имеет статус - зона с особыми условиями использования территории.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) зоны с особыми условиями использования территории могу устанавливаться в целях безопасной эксплуатации объектов транспорта, связи, энергетики и др.

Положениями пункта 4 статьи 1 Градостроительного кодекса установлено, что зоны с особыми условиями использования территорий - охране, санитарно-защитные зоны и иные зоны, установленные в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с пунктом 28 статьи 105 ЗК РФ к числу зон с особыми условиями использования территории отнесены и охранные зоны тепловых сетей.

В соответствии с пунктом 5 Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных Приказом Минстроя РФ от 17.08.1992 N 197 в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту.

В силу пункта 4 Типовых правил, охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трассы прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метра в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.

Согласно пункту 6.1.8 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго от 24.03.2003 N 115, в местах прокладки теплопроводов возведение строений, складирование, посадка деревьев и многолетних кустарников не допускается.

Судами отмечено, что благоустройство (очистка) охранных зон тепловых сетей относится к компетенции ООО "Астраханское тепловые сети" и вследствие несвоевременной очистки охранной зоны от камыша, сухой растительности произошло загорание, огнем уничтожена теплоизоляция труб.

В связи с изложенным, суды пришли к выводу о том, оспариваемое заявителем представление, является законным и обоснованным.

Довод кассационной жалобы о том, что общество, не является субъектом данного правонарушения, поскольку не является собственником или иным законным владельцем земельного участка, обязанным обеспечивать его пожарную безопасность, был предметом исследования суда апелляционной инстанции и отклонен.

Так, согласно положениям Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных Приказом Минстроя РФ от 17.08.1992 N 197, Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго от 24.03.2003 N 115, Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Астрахань", утв. решением Городской Думы от 24.12.2018 N 188 ООО "Астраханские тепловые сети" в силу закона, а также ввиду наличия особых условий использования территории охранной зоны тепловых сетей является субъектом, ответственным за благоустройство (очистку) охранных зон тепловых сетей.

Помимо изложенного судами учтено, что вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Астрахани от 19 июля 2022 года по делу N 12-204/2022 постановление инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Астрахани УНД и ПР ГУ МЧС России по Астраханской области от 10 марта 2022 года о привлечении ООО "Астраханские тепловые сети" к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без изменения, жалоба ООО "Астраханские тепловые сети" - без удовлетворения.

Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 16 ноября 2022 года и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2023 года по делу N А06-4720/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса.

Председательствующий судья А.Д.Хлебников

Судьи Э.Т.Сибгатуллин

А.Н.Ольховиков