ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-478/17 от 22.08.2017 АС Астраханской области

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А06-478/2017

29 августа 2017 года

Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2017 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2017 года.

     Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,

судей Т.В. Волковой, С.А. Жаткиной,

при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Лукиной,

рассмотрев  в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 крестьянско- фермерского хозяйства ФИО2 на решение Арбитражного суда Астраханской области от 26 мая 2017 года по делу №А06-478/2017, (судья А.М. Соколова),

по исковому заявлению  Муниципального образования «Черноярский район» в лице Управления сельского хозяйства администрации муниципального образования «Черноярский район»

к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 крестьянско- фермерского хозяйства ФИО2

о взыскании неосновательно полученного гранта,

при участии в заседании:

лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

В арбитражный суд Астраханской области обратилось муниципальное образование «Черноярский район» в лице Управления сельского хозяйства администрации муниципального образования «Черноярский район» с иском к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 крестьянско-фермерского хозяйства ФИО2 о взыскании неосновательно полученного гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 1.500.000 рублей

Решением от 26 мая 2017 года Арбитражного суда Астраханской области по делу № А06-478/2017 с индивидуального предпринимателя ФИО1 крестьянско-фермерского хозяйства ФИО2 в доход Муниципального образования «Черноярский район» взыскана сумма в размере 1.500.000 руб.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.

Заявитель апелляционной жалобы считает, что при получении гранда не совершал действий по предоставлению недостоверных сведений.

Кроме того, указывает, что требования о возврате гранда нарушают финансовую деятельность ответчика.

Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле  доказательствам.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд  считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в соответствии с протоколом проведения заседания конкурсной комиссии по отбору заявителей в целях предоставления государств поддержки начинающим фермерам Астраханской области в 2015 году от 30.06.2015 г. № 7 и соглашения о предоставлении государственной поддержки начинающему фермеру № 28 от 02.07.2015 г. ответчику была предоставлена государственная поддержка начинающему фермеру в виде субсидии в размере 1.500.000 руб.

В    соответствии       с    протоколом проведения заседания конкурсной комиссии по отбору заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области в 2016 году от 22.07.2016 г. ИП ГКФХ «ФИО2.» исключен из реестра начинающих фермеров Астраханской области по основанию, предусмотренному подпунктом 6.1.3. пункта 6.1 Положения о проведении конкурсного отбора заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 28.05.2012 №216-П, а именно: в связи с нарушением условий предоставления субсидии.

Согласно        пункта           6.3.     Соглашения о предоставлении государственной поддержки начинающему фермеру от 02.07.2015 № 28 начинающий фермер, исключенный из реестра начинающих фермеров Астраханской области, обязан вернуть средства государственной поддержки в течение 10 рабочих дней со дня получения копии решения об исключении его из реестра начинающих фермеров ответчик получил 29.08.2016 г.

Также в адрес ответчика направлялась претензия о возврате средств государственной поддержки.

Однако  полученные ранее средства государственной поддержки ответчиком не были возвращены.

В соответствии с п.6.1. постановления Правительства Астраханской области от 28.05.2012 г. № 216-П «О проведении конкурсного отбора заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области» основанием исключения начинающему фермера из реестра начинающих фермеров Астраханской области является (подпункт 6.1.3). нарушение начинающим фермерам условий целей и порядка предоставления субсидии, установленных правовым актом Правительства Астраханской области, а также условий соглашения о предоставлении указанной субсидии.

Пунктом 6.9. Постановления Правительства Астраханской области от 28.05.2012 N 216-П "О проведении конкурсного отбора заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области" установлено, что начинающий фермер, исключенный из реестра начинающих фермеров Астраханской области решением конкурсной комиссии, обязан вернуть средства субсидии в бюджет Астраханской области в порядке, установленном правовым актом Правительства Астраханской области.

Пунктом 2.1 Постановления Правительства Астраханской области от 28.05.2012 N 216-П "О проведении конкурсного отбора заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области" для участия в конкурсном отборе заявителем должны быть соблюдены следующие требования:

(подпункт 2.1.1.) - Заявитель соответствует условиям, установленным Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012 N 197 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. N 166м.

В соответствии с Приказом Минсельхоза России от 22.03.2012 N 197 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. N 166м в конкурсную комиссию, созданную субъектом Российской Федерации для отбора начинающих фермеров, может подать заявку гражданин Российской Федерации, являющийся главой крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - Заявитель), с приложением документов, подтверждающих соблюдение следующих условии:

заявитель не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя и или не являлся учредителем (участником) коммерческой организации за исключением крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является.

После выдачи гранда было установлено, что в период с 27.01.2011 г. по 01.10.2013 г. ответчик являлся учредителем ООО «ЛОМБАРД СКП ПЛЮС», т.е. нарушил указанные выше требования к начинающим фермерам.

В соответствии с п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

При этом, условия предоставления субсидий определяются нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (подп. 2 п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

 Условия предоставления субсидий, определенные указанными актами, не подлежат расширительному толкованию.

Нарушение условий предоставления субсидий образуется не при любом нарушении нормативного акта, регулирующего предоставление субсидий, а именно при нарушении тех его   положений,   которые   устанавливают   критерии   (условия)      его   предоставления уполномоченными органами.

Субсидии предоставляются без установления обязательства по возврату.

Однако такое правило не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 настоящего Кодекса).

Одним из таких условий является прохождение отбора, одним из критериев которого, в свою очередь, является отсутствие недостоверных сведений и документов.

Материалами дела установлено и ответчиком не опровергнуто, что при подаче заявки на получение субсидии на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства от ответчика были представлены сведения, не соответствующие действительности.

В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, их адресности и целевого характера.

Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Исходя из статьи 282 БК РФ, изъятие бюджетных средств является мерой, применяемой к нарушителям бюджетного законодательства.

Такая мера ответственности носит по своей правовой природе административный характер.

По смыслу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон N 264) для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 166 утверждены "Правила предоставления и распределения субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров" (далее -Правила N 166).

Правила N 166 устанавливают порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при выполнении мероприятий по предоставлению грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам, в рамках реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717.

В подпункте "а" пункта 2 Правил N 166 указано понятие "начинающий фермер" - участник региональной программы поддержки начинающих фермеров, которая прошла отбор в соответствии с порядком, установленным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, а в подпункте "б" указано понятие "заявитель" - гражданин Российской Федерации, подающий заявку в конкурсную комиссию для признания его участником региональной программы поддержки начинающих фермеров и соответствующий условиям, установленным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

Этими же Правилами определено, что субсидии (грант и единовременная помощь) предоставляются в соответствии с региональной программой поддержки начинающих фермеров, которая прошла отбор в соответствии с порядком, установленным министерством сельского хозяйства, а также в соответствии с условиями, установленными этим министерством.

Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012 N 197 (зарегистрирован в Минюсте 13.04.2012 N 23836) (далее - Приказ N 197) утвержден Порядок отбора региональных программ поддержки начинающим фермерам (приложение N 1 к приказу) и Условия подачи гражданами Российской Федерации заявок в конкурсную комиссию субъекта Российской Федерации для признания их участниками региональной программы поддержки начинающих фермеров (приложение N 2 к приказу).

В приложении N 2 к Приказу N 197 в пункте 2.1 указано, что в конкурсную комиссию, созданную субъектом Российской Федерации для отбора начинающих фермеров, может подать заявку гражданин Российской Федерации (далее - заявитель), с приложением документов, подтверждающих соблюдение условий, в том числе, что заявитель не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и (или) не являлся учредителем (участником) коммерческой организации.

Порядком проведения конкурсного отбора начинающих фермеров на получение грантов и (или) единовременной помощи установлено, что участником конкурсного отбора не могут быть лица (заявители):

осуществлявшие предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и (или) являвшиеся учредителем коммерческой организации.

Таким образом, глава КФХ ФИО2,. в заявке указал недостоверные сведения, что не соответствует критерию, установленному в Порядке, и служило бы основанием для принятия решения об отказе в предоставлении субсидий ответчику.

Доводы ответчика, что общество не вело хозяйственную деятельность, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку исходя из прямого толкования вышеперечисленных положений порядка проведения конкурсного отбора, сам факт  наличия статуса учредителя в течение последних трех лет, предшествующих дате подачи заявки, служит основанием для отказа по включению заявки в перечень заявок, подлежащих рассмотрению на заседании Конкурсной комиссии.

При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.       

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Астраханской области от 26 мая 2017 года по делу №А06-478/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в суд арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                               А.Ю. Никитин

Судьи                                                                                                 С.А. Жаткина

                                                                                                            Т.В. Волкова