ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г.Казань, ул.Правосудия, д.2,тел.(843) 543-99-41
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г.Казань Дело № А06-4973/2006-18к
26 декабря 2006 года
председательствующего Метелиной Т.А.,
судей – Сибгатуллина Э.Т., Закировой И.Ш.,
при участии представителей сторон
от истца – ФИО1, доверенность от 17.11.2005 № 014/3509,
от ответчика – ФИО2, доверенность от 10.01.2006 № 01
от третьих лиц:
ФИО3, доверенность от 14.12.2006 без номера (Служба по тарифам Астраханской области),
ФИО4, доверенность от 10.01.2006 без номера, ФИО5, доверенность от 07.02.2006 № 4 (Закрытое акционерное общество «Астраханьрегионгаз»),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Астраханьгазсервис», г.Астрахань,
на решение от 04.10.2006 (председательствующий судья Негерев С.А., судьи Каторжевский Н.К., Цепляева Л.Н.) Арбитражного суда Астраханской области по делу № А06-4973/2006-18к
по иску открытого акционерного общества «Астраханьгазсервис» к Правительству Астраханской области, г.Астрахань, о признании недействующим пункта 1 постановления Правительства Астраханской области от 14.06.2006 № 196-П «О признании утратившим силу постановления Администрации Астраханской области от 28.12.2004 № 19/241» с момента издания
(третьи лица: Служба по тарифам Астраханской области, г.Астрахань, Управление Федеральной антимонопльной службы по Астраханской области, г.Астрахань, Общество с ограниченной ответственностью «Астраханьрегионгаз», г.Астрахань, Закрытое акционерное общество «Астраханьрегионгаз», г.Астрахань, Прокурор Астраханской области, г.Астрахань),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Астраханьгазсервис» (далее – ОАО «Астраханьгазсервис») обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с исковым заявлением к Правительству Астраханской области о признании недействующим пункта 1 постановления Правительства Астраханской области от 14.06.2006 № 196-П «О признании утратившим силу постановления Администрации Астраханской области от 28.12.2004 № 19/241» (далее – постановление от 14.06.2006 № 196-П) с момента издания.
Решением суда первой инстанции от 04.10.2006 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
ОАО «Астраханьгазсервис», не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить и удовлетворить его требования. По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции, посчитав, что оспариваемым постановлением Правительства Астраханской области приведены в соответствие с вновь изданными нормативными актами ранее изданные Правительством нормативные акты, не учел общие принципы российского законодательства, основанные на положения Конституции Российской Федерации, не допускающие ухудшения положения субъекта права и придании обратной силы нормативному акту. Доводы Общества подробно изложены в кассационной жалобе.
В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 14 часов 25 минут 26.12.2006.
Законность обжалуемого судебного акта проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено Арбитражным судом Астраханской области и следует из материалов дела, пунктом 1 постановления от 14.06.2006 № 196-П признан утратившим силу постановление администрации Астраханской области от 28.12.2004 № 19/241 «О тарифах за пользование населением природным (сетевым) газом для бытовых нужд», которое устанавливало единый тариф на газ для ОАО «Астраханьгазсервис» и общества с ограниченной ответственностью «Астраханьрегионгаз» (далее – ООО «Астраханьрегионгаз»).
Согласно статье 8 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон о газоснабжении) Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом «О Правительстве Российской Федерации», в том числе:
утверждает правила поставок газа, правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению;
устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации делегировано право осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) на газ природный, реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам.
На момент издания постановления Администрации Астраханской области в 2004 году действовали решение правления Федеральной службы по тарифам от 03.12.2004 № 229-э/15 «Об оптовых ценах на газ, добываемый открытым акционерным обществом «Газпром» и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации», приказ Федеральной службы по тарифам от 23.12.2004 № 411-э/39 «Об утверждении размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщикам газа» и приказ Федеральной службы по тарифам от 17.12.2004 № 304-э/7 «Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ОАО «Астраханьоблгаз» и ОАО «Астраханьгазсервис».
Все указанные нормативные акты признаны утратившими силу с 01.01.2006.
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, постановлением Правительства Астраханской области нормативная база, регулирующая тарифы на природный газ, реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам, была приведена в соответствие с действующим законодательством, а именно: решение, принятое на основании утративших силу нормативных актах, отменено.
Правомерно отклонен судом и довод ОАО «Астраханьгазсервис» о том, что оспариваемым нормативным актом отменено решение суда, поскольку решение суда разрешало спор о соответствии отмененного постановления федеральным нормативным актам на момент принятия решения судом.
Согласна кассационная инстанция и с выводом суда первой инстанции, что обжалуемым нормативным актом права и законные интересы ОАО «Астраханьгазсервис» не нарушаются
Исходя из статьи 2 Закона о газоснабжении поставщиком (газоснабжающей организацией) является собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющее поставки газа потребителям по договорам; потребителем газа - юридическое или физическое лицо, приобретающее газ у поставщика и использующее его в качестве топлива или сырья.
Согласно статье 7 Закона о газоснабжении, подпункту «б» пункта 2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 317, газораспределительная организация - это специализированная организация, которая осуществляет эксплуатацию предназначенной для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям газораспределительной системы и оказывает услуги, связанные с подачей газа потребителям.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что ОАО «Астраханьгазсервис» не является собственником газа либо уполномоченным лицом. ОАО «Астраханьгазсервис» приобретало газ у ООО «Астраханьрегионгаз» по договору поставки от 31.12.2001, который последний приобретал у общества с ограниченной ответственностью «Межрегионгаз» (далее – ООО «Межрегионгаз»). Письмом от 08.11.2005 ООО «Межрегионгаз» сообщило о передаче с 01.01.2006 функций поставщика газа на территории Астраханской области закрытому акционерному обществу «Астраханьрегионгаз» (далее – ЗАО «Астраханьрегионгаз»). Между ООО «Межрегионгаз» и ЗАО «Астраханьрегионгаз» отношения по поставке газа урегулированы договором.
Фактически ОАО «Астраханьгазсервис», не являясь собственником газа, транспортирует его и оказывает услуги, связанные с подачей газа, непосредственно потребителям, то есть является газораспределительной организацией.
Права и законные интересы ОАО «Астраханьгазсервис» регулируются приказом Федеральной службы по тарифам от 23.12.2005 года № 788-э/14 «Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям открытого акционерного общества «Астраханьоблгаз» и ОАО «Астраханьгазсервис».
Исходя из изложенного, Арбитражный суд Астраханской области обоснованно отказал в удовлетворении заявления ОАО «Астраханьгазсервис».
Согласно пункту 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Однако доводы, изложенные в кассационной жалобе, не доказывают нарушения судом норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 04.10.2006 Арбитражного суда Астраханской области по делу № А06-4973/2006-18к оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества «Астраханьгазсервис» - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
судьи Э.Т.Сибгатуллин
И.Ш.Закирова