ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-5002/19 от 26.06.2020 АС Астраханской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-62585/2020

г. Казань                                                 Дело № А06-5002/2019

29 июня 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена – 26.06.2020.

Полный текст постановления изготовлен – 29.06.2020.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,

судей Ананьева Р.В., Фатхутдиновой А.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Гарифуллиной Л.Р.

при участии представителей:

администрации муниципального образования «Яксатовский сельсовет» Приволжского района Астраханской области – ФИО1, доверенность, удостоверение, адвокат,

Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры – ФИО2, удостоверение,

в отсутствие:

иных лиц – извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связикассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 30.10.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2020

по делу № А06-5002/2019

по заявлению администрации муниципального образования «Яксатовский сельсовет» Приволжского района Астраханской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, о признании незаконными действия, третьи лица: Астраханский межрайонный природоохранный прокурор, Нижне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Министерство промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области,

УСТАНОВИЛ:

администрация муниципального образования «Яксатовский сельсовет» Приволжского района Астраханской области (далее – администрация) обратилась в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области (далее – управление, Росреестр) о признании незаконными действия, выразившиеся в отказе в постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости - гидротехнического сооружения водопропускного типа, представляющего собой земляную насыпь через ерик Кигач общей протяженностью 20 метров, в теле которой примерно посередине имеется водопропускная металлическая труба диаметром 1,5 метра, расположенного в 3 км восточнее поселка Нартовский МО «Яксатовский сельсовет» Приволжского района Астраханской области от автодороги «Астрахань-Камызяк», по заявлению администрации от 17.01.2019, об обязании в пятидневный срок с момента вступления в силу соответствующего судебного решения осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости гидротехнического сооружения водопропускного типа.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 30.10.2019, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2020, требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ управления от 22.04.2019 № КУВД-001/2019-384493/2 в постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости – гидротехнического сооружения водопропускного типа, представляющего собой земляную насыпь через ерик Кигач общей протяжностью 20 м., в теле которой примерно посередине имеется водопропускная металлическая труба диаметром 1,5 метра, расположенного в 3 км восточнее пос. Нартовский МО «Яксатовский сельсовет» Приволжского района Астраханской области от автодороги «Астрахань-Камызяк», обязал управление поставить на государственный кадастровый учет вышеуказанный объект недвижимости.

Управление, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права.

В соответствии со статьей 153.1 АПК РФ судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Астраханской области.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель администрации, прокурор просили в кассационной жалобе отказать, полагая судебные акты правильными.

Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность принятых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.

Решением Приволжского районного суда Астраханской области от 01.08.2018 удовлетворены требования Астраханского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Яксатовский сельсовет» об обязании Администрации в установленном законом порядке подать заявление в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Росреестр), для принятия на учет в качестве бесхозяйных гидротехнических сооружений, расположенных по адресу в 3 км. Восточнее поелка Нартовсий мо «Яксвтовский сельсовет» Приволжского района Астраханской области от автодороги «Астрахань-Каиызяк».

Во исполнение указанного решения Приволжского районного суда Астраханской области администрация обратилась в МБУ МО «Приволжский район» «Приволжское БТИ» для изготовления технического плана сооружения в целях последующей постановки сооружения на государственный кадастровый учет, по результатам чего был изготовлен технический план от 20.11.2018.

Администрация в установленном законом порядке обратилась в управление с заявлением от 17.01.2019 о постановке на государственный кадастровый учет вышеуказанного сооружения, что подтверждается описью документов от 17.01.2019.

Уведомлением от 22.04.2019 № КУВД-001/2019-384493/1 управление приостановило постановку на государственный кадастровый учет вышеуказанного объекта недвижимости, в связи с представлением документов, подтверждающих создание данного объекта как объекта недвижимости в установленном законом и иным правовыми актами порядке с получением  необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил.

Уведомлением от 22.04.2019 № КУВД-001/2019-384493/2 управлением отказано администрации в постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости.

Полагая принятое управлением решение об отказе в постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости незаконным, нарушающим его права и законные интересы, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя требования администрации, суды признали действия Росреестра противоречащими закону.

Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, закону не противоречат.

В соответствии со статьями 198, 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

С 01.01.2017 государственная регистрация прав на недвижимое имущество осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ).

Согласно статье 14 Закона № 218 – ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Подпунктом 7 пункта 2 статьи 14 Закона № 218 ‑ ФЗ предусмотрены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).

Требования к техническому плану определены статьей 24 Закона № 218‑ФЗ.

Статьей 26 Закона № 218‑ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.

Согласно пункту 19 части 1 статьи 26 Закона № 218‑ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если объект, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, государственный кадастровый учет которого и (или) государственная регистрация прав на который осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу статьи 27 Закона № 218‑ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии с частью 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

На основании части 3 данной статьи бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 № 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - Порядок), согласно пункту 5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей, органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований; исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.

Пунктом 3 названного порядка предусмотрено, что в случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

Как установлено судами и следует из материалов дела, в данном случае в отношении спорного объекта принято решение суда, установившего факт бездействия органов муниципального образования в необращении с заявлением в государственный орган о принятии на учет спорного объекта в качестве бесхозного гидротехнического сооружения, при этом суд квалифицировал спорное сооружение в качестве объекта недвижимости.

Данное решение в силу положений части 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Кроме того, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, установили, что спорное гидротехническое сооружение имеет самостоятельное функциональное значение и выполняет водопропускные и защитные функции от негативного воздействия вод, а также имеет социально значимое назначение в качестве автодороги, прочно связано с землей и его перемещение без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, не связано исключительно с целями улучшения качества земель, соответственно в силу положений статьи 130 ГК РФ может быть отнесено к недвижимому имуществу, которое подлежит государственному кадастровому учету.

Так, статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» установлено, что гидротехнические сооружения (ГТС) это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно СНиП 33-01-2003 «Гидротехнические сооружения. Основные положения», введенных в действие постановлением Госстроя России от 30.06.2003 № 137, гидротехнические сооружения в зависимости от их назначения подразделяют на основные и второстепенные. В силу того, что повреждение или разрушение берегоукрепительного и водопропускного сооружений может привести к затоплению и подтоплению защищаемой территории, данные ГТС относятся к основным гидротехническим сооружениям.

В соответствии с СП 104.13330.2016 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления. Актуализированная редакция» СНиП 2.06.15-85, обвалование, то есть ограждение дамбами определенной площади или береговой линии для защиты территории от затопления, относится к объектам инженерной защиты, поскольку обеспечивают защиту народнохозяйственных объектов, населенных пунктов, сельскохозяйственных земель и природных ландшафтов от затопления и подтопления.

С учетом установленных по делу обстоятельств доводы регистрационного органа о том, что спорное гидротехническое сооружение, обеспечивающее защиту населения от подтопления и выполняющее иные природоохранные и социальные функции, не является объектом недвижимости, правомерно отклонены судами двух инстанций.

Суды отметили, что факт функционирования данного объекта недвижимости подтверждается представленной в материалы дела справкой комиссионного обследования специалистов в области обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, органов МЧС и других специалистов.

На основании изложенного суды правомерно признали отказ в осуществлении кадастрового учета по изложенным в нем основаниям противоречащим закону и нарушающим права заявителя.

Доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствует. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельства и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 АПК РФ,

Нормы материального права применены судами правильно, нарушений процессуальных норм, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Аналогичный подход изложен в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 25.06.2020 по делу № А06-5001/2019.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 30.10.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2020 по делу № А06-5002/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                   С.Ю. Муравьев

Судьи                                                                          Р.В. Ананьев

                                                                                    А.Ф. Фатхутдинова