ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-5279/19 от 10.03.2020 АС Астраханской области

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А06-5279/2019

11 марта 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2020 года.

Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2020 года.

Двенадцатый  арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Е.В. Пузиной,

судей А.Ю. Комнатной, С.М. Степуры,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания            В.К. Глебовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции 

заявление ФИО2(<...>)  по делу № А06-5279/2019  к Управлению Роспотребнадзора по Астраханской области (<...>)

заинтересованное лицо: индивидуальный предприниматель ФИО1

о признании незаконным постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 и возвращении дела на новое рассмотрение в административный орган,

без участия сторон

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Астраханской области поступило заявление ФИО2 к Управлению Роспотребнадзора по Астраханской области (далее административный орган, Управление) о признании незаконным постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ч. 1 статьи 14.8 КоАП РФ в отношении ИП ФИО1 и о возврате дела на новое рассмотрение.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 11 октября 2019 года заявление ФИО2, зарегистрированного по адресу: <...>, о признании незаконным Постановления Управления Роспотребнадзора по Астраханской области №04/165 от 22.05.2019 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, оставлено без удовлетворения.

ФИО2 не согласился  с решением  суда первой инстанции и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.

          Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2020 по делу № А06-5279/2019 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела № А06-5279/2019  по  заявлению ФИО2 к Управлению Роспотребнадзора по Астраханской области о признании незаконным постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ч. 1 статьи 14.8 КоАП РФ в отношении ИП ФИО1 и о возврате дела на новое рассмотрение, по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.

  К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ФИО1.  

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом согласно требованиям статей 121-123,186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 Информация о дате, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда,  что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Через канцелярию суда от Управления Роспотребнадзора по Астраханской области  поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Суд апелляционной инстанции рассматривает дело № А06-5279/2019 по  заявлению ФИО2 к Управлению Роспотребнадзора по Астраханской области о признании незаконным постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ч. 1 статьи 14.8 КоАП РФ в отношении ИП ФИО1 и о возврате дела на новое рассмотрение, по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

    Статьей 29.9 КоАП РФ установлены виды постановлений и определений, которые выносятся в результате рассмотрения дела об административном правонарушении. Пунктом 2 части 1 статьи 29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении отнесено к актам административных органов, которыми заканчивается рассмотрение дела.

   Общий порядок обжалования постановлений и решений по делам об административных правонарушениях установлен главой 30 КоАП РФ.

    В силу части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

    Из абзаца 2 пункта 19.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» следует, что поскольку согласно части 1 статьи 29.9 КоАП РФ постановлением по делу об административном правонарушении именуется как постановление о назначении административного наказания, так и постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, постановления обоих указанных видов могут быть обжалованы в арбитражный суд.

    Порядок рассмотрения дел об оспаривании постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении определяется, как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений статьи 207 АПК РФ.

    Таким образом, реализация права на обжалование постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных КоАП РФ и АПК РФ, в частности по правилам параграфа 2 главы 25 АПК РФ.

    По смыслу приведенных положений во взаимосвязи с положениями частей 4, 6 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для их принятия, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При проверке законности такого решения суд не может подменять собой административный орган, но должен проверить, насколько полно и правильно непосредственно административный орган установил все обстоятельства, имеющие значение для дела и положенные в основу принятого постановления.

    Арбитражный суд оценивает представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, как каждого в отдельности, так и в их совокупности (статья 71 АПК РФ).

    Согласно пункту 1 части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 данного Кодекса.

  В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события административного правонарушения.

   В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

   Из материалов дела следует, что в адрес Управления Роспотребнадзора по Астраханской области поступило обращение  потребителя ФИО2   от 06.05.2019 вх. № 1575/ж  о том, что в аптеке «Кристи» по адресу ул. Кубанксая 66 г. Астрахань, принадлежащей ИП ФИО1, отсутствуют: знак о запрете  курения, кнопка вызова сотрудника для инвалидов при наличии самой надписи; информация о местонахождении индивидуального предпринимателя; сведения о государственной регистрации и постановке на налоговый учет. 

  Определением Управления Роспотребнадзора по Астраханской области № 04/321 от  13.05.2019 в отношении ИП ФИО1 возбуждено административное дело по признакам ч. 1, ч.3 ст. 14.8 и ст. 6.25 КоАП РФ (аптека «Кристи») с указанием на проведение административного расследования в срок до 11.06.2019.

 Определением Управления от  13.05.2019 у ИП ФИО1 истребованы копии договора аренды помещения, используемого под аптеку (свидетельство о праве собственности на помещение); документы о государственной регистрации и постановке на налоговый учет.

Письмом от 14.05.2019г. Управление Роспотребнадзора по Астраханской области сообщило  ФИО2 о том, что в рамках административного расследования  по жалобе ФИО2 будет проводиться осмотр помещения аптеки «Кристи».

20.05.2019г. административным органом, в присутствии двух понятых и представителя предпринимателя ФИО3, проведен осмотр помещения аптеки «Кристи» по адресу: <...>. В ходе осмотра установлено, что в помещении аптеки имеется информация о местонахождении ИП, сведения о государственной регистрации и постановки на налоговый учет, имеется знак о запрете курения, кнопка вызова сотрудников. Нарушения требований законодательства о защите прав потребителей отсутствуют. Все документы, затребованные в ходе проверки, представлены.

По результатам осмотра составлен протокол осмотра от 20.05.2019г. № 04/471, в котором зафиксированы результаты осмотра. К протоколу приложены фотоматериалы. Протокол осмотра подписан представителем ИП ФИО1 и понятыми.

20.05.2019г. административным органом у ИП ФИО1 отобраны объяснения.

Постановлением  Управления Роспотребнадзора по Астраханской области  № 04/165 от  22.05.2019 производство по делу об административном правонарушении по ч. 1, ч.3 ст. 14.8 и ст. 6.25 КоАП РФ в отношении ИП ФИО1 прекращено ввиду отсутствия события административного правонарушения.

ФИО2 не согласился с принятым постановлением и обратился  в арбитражный суд  с соответствующим заявлением.

ФИО2  считает, что действия ИП  ФИО1 образуют состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем,  Управление Роспотребнадзора по Астраханской области неправомерно прекратило дело об административном правонарушении в отношении ИП ФИО1 Правонарушение имело место 02.05.2019г., в ходе проведения осмотра 20.05.2019г. предпринимателем ФИО1 нарушения были устранены. Административный орган должен был выяснить наличие события административного правонарушения по состоянию на 02.05.2019г.

Суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

Частью 1 статьи 14.8  Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.

Объектом правонарушения являются имущественные отношения, урегулированные действующим законодательством о защите прав потребителей, при осуществлении торговли, выполнении работ и оказании услуг.

Объективную сторону данного административного правонарушения образуют противоправные действия или бездействие изготовителя, исполнителя, продавца, направленные на уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации; нарушение требований, касающихся способов доведения информации до сведения потребителя.

Отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), регулируются Законом о защите прав потребителей.

Согласно пункту 1 статьи 1 Закона о защите прав потребителей отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 8 Закона о защите прав потребителей установлено, что потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Необходимая и достоверная информация о продавце, режиме его работы должна доводиться до сведения потребителей в наглядной и доступной форме (часть 2 статьи 8 Закона о защите прав потребителей).

        Информация о предоставляемых услугах, доводимая до потребителя, должна быть понятной и исключающей возможность введения потребителя в заблуждение.

        Полное или частичное отсутствие названной информации свидетельствует о нарушении права потребителей на ее получение.

        Материалами дела установлено, что в рамках проведения административного расследования в отношении ИП ФИО1  должностными  лицами Управления Роспотребнадзора по Астраханской области  20.05.2019 проведен осмотр помещения аптеки «Кристи» по адресу <...>.

         В соответствии со ст. 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещении, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса.

            Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

            В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

            Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов.

              В протоколе об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

            Протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми в случае их участия. В случае отказа законного представителя юридического лица или иного его представителя, индивидуального предпринимателя или его представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов вручается законному представителю юридического лица или иному его представителю, индивидуальному предпринимателю или его представителю.

          В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

  Судом апелляционной инстанции установлено, что протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю  помещений, территорий и находящихся там вещей №04/171  от 20.05.2019 составлен уполномоченным сотрудником Управления Роспотребнадзора по Астраханской области. В указанном протоколе осмотра отражено, что в помещении аптеки имеется информация о местонахождении ИП, сведения о государственной регистрации и постановки на налоговый учет, наименование органа зарегистрировавшего индивидуального предпринимателя.

Нарушения требований законодательства о защите прав потребителей отсутствуют. Все документы, затребованные в ходе проверки, представлены.

Протокол осмотра подписан представителем ИП ФИО1 и понятыми. У ИП ФИО1 отобраны объяснения.

         К протоколу осмотра приложены фотоматериалы. На вывеске имеется наименование аптеки «Кристи», указан режим работы аптеки, место ее нахождения (адрес), ИНН<***>, ОГРН <***> ИП ФИО1 В помещении аптеки размещена информация, предусмотренная  законодательством  о защите прав потребителей (уголок потребителя).

Фотоматериалы являются доказательствами по делу об административном правонарушении.

Протокол составлен в присутствии двух понятых и представителя предпринимателя, и подписан указанными лицами без замечаний и возражений.

 Таким образом, судом апелляционной инстанции установлено, что в помещении аптеки размещена информация, предусмотренная законодательством о защите прав потребителей. 

Из материалов дела следует, что административным органом  не установлено нарушений требований закона о защите прав потребителей, все обязательные сведения подлежащие указанию на вывеске  размещены.

 На основании материалов проверки вынесено оспариваемое постановление  № 04/165 от 22.05.2019.

Указанные документы составлены административным органом в установленном законом порядке.

Оснований сомневаться в достоверности сведений, установленных при проведении проверки и указанных в составленных административным органом документах, у суда апелляционной инстанции не имеется.

При указанных обстоятельствах, административным органом в ходе административного расследования установлено, что нарушений требований закона о защите прав потребителей ИП ФИО1 не допущено.

   Доводы ФИО2 о наличии  обязанности продавца (индивидуального предпринимателя) указать на вывеске адрес своего места жительства, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм права, поскольку  законодательством о защите прав потребителей такие требования  к продавцу не установлены. 

ФИО2 считает, что правонарушение имело место 02.05.2019г., в ходе проведения осмотра 20.05.2019г. предпринимателем ФИО1 нарушения уже были устранены. Административный орган должен был выяснить наличие события административного правонарушения по состоянию на 02.05.2019г., в связи с чем,   13.05.2019 в адрес Управления Роспотребнадзора по Астраханской области  от ФИО2 поступили фото и видеоматериалы,  в которых  зафиксированы нарушения.

 Суд апелляционной инстанции считает, что направленные заявителем в Управление фото и видеоматериалы не могут служить надлежащими доказательствами, поскольку оценивать указанные материалы, составленные неизвестным лицом, Управление не вправе. Исходя из положений статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, фотосъемка и полученные с ее помощью фотографии не могут служить самостоятельными доказательствами по делу об административном правонарушении, а являются всего лишь способом фиксации вещественных доказательств. Фотосъемка может производиться лишь в рамках конкретного процессуального действия - осмотра.

 Административным органом на основании обращения потерпевшего ФИО2 возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование по указанным фактам, в ходе которого сообщение заявителя не подтвердилось. Административный орган не наделен полномочиями  по привлечению к административной ответственности лица за нарушения, которые не подтвердились в ходе проведения проверки.

Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

           В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при  отсутствии события административного правонарушения.

Учитывая изложенное, суд апелляционной  инстанции считает, что постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ч. 1 статьи 14.8 КоАП РФ в отношении ИП ФИО1 в связи с отсутствием события административного правонарушения, является законным и обоснованным, в связи с чем, заявление ФИО2 о  признании незаконным постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ч. 1 статьи 14.8 КоАП РФ в отношении ИП ФИО1 и о возврате дела на новое рассмотрение, не подлежит удовлетворению.

            Руководствуясь статьями  268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  арбитражный  апелляционный  суд

                                                      ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 11 октября  2019 года  по делу №А06-5279/2019 отменить.

В удовлетворении заявления ФИО2 отказать.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                          Е.В. Пузина

Судьи                                                                                                       Ю.А. Комнатная

                                                                                                                 ФИО4