ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-5479/20 от 04.03.2021 АС Астраханской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-1040/2021

г. Казань                                                 Дело № А06-5479/2020

12 марта 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2021 года.

Судья Арбитражного суда Поволжского округа Мосунов С.В.,

рассмотрел без вызова сторон  кассационную жалобу Муниципального унитарного предприятия г. Астрахани «Коммунэнерго»

на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.20220

по делу № А06-5479/2020

по заявлению Муниципального унитарного предприятия г. Астрахани «Коммунэнерго» (<...> ИНН <***>, ОГРН <***>) к Службе по тарифам Астраханской области (<...> ИНН <***>, ОГРН <***>) об отмене постановления №49.45 от 28.05.2020,

УСТАНОВИЛ:

муниципальное унитарное предприятия г. Астрахани «Коммунэнерго» (далее – заявитель, Предприятие, МУП г. Астрахани «Коммунэнерго») обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Службе по тарифам Астраханской области (далее – административный орган, Служба по тарифам) об отмене постановления № 49.45 от 28.05.2020 и прекращении производству по делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 11.09.2020 (мотивировочная часть от 30.09.2020) постановление Службы по тарифам № 49.45 от 28.05.2020 о привлечении МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» к административной ответственности по части 1 статье 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 50 000 рублей признано незаконным и отменено, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.20220решение Арбитражного суда Астраханской области от 30.09.2020 (резолютивная часть от 11.09.2020), рассмотренное в порядке упрощенного производства, отменено. Принят по делу новый судебный акт.

В удовлетворении МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» о признании незаконным и отмене постановления Службы по тарифам № 49.45 от 28.05.2020 отказано.

МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» обратилось с  кассационной жалобой, в которой  просит постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.20220отменить, принять по делу новый судебный акт.

В отзыве административный орган, полагая обжалуемые судебные акты обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее – АПК РФ), с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ, пунктом 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве»  судьей единолично без вызова сторон.

Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 286 АПК РФ, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, суд кассационной инстанции считает её не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» является регулируемой теплоснабжающей организацией.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 № 570 утверждены Стандарты раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования (далее - Стандарты).

Контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов). На территории Астраханской области таким органом является Служба по тарифам Астраханской области.

В силу подпункта а) пункта 12 Стандартов, в случае если в раскрываемой информации произошли изменения, сведения об этих изменениях подлежат опубликованию в тех же источниках, в которых первоначально была опубликована соответствующая информация в информационно-аналитической системе - в течение 10 календарных дней со дня изменения информации.

В соответствии с пунктом 18 Стандартов определено, что в рамках общей информации о регулируемой организации раскрытию подлежат следующие сведения: наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество руководителя регулируемой организации; основной государственный регистрационный номер, дата его присвоения и наименование органа, принявшего решение о регистрации в качестве юридического лица; почтовый адрес, адрес фактического местонахождения органов управления регулируемой организации, контактные телефоны, а также (при наличии) официальный сайт в сети "Интернет" и адрес электронной почты; режим работы регулируемой организации, в том числе абонентских отделов, сбытовых подразделений и диспетчерских служб; регулируемый вид деятельности; протяженность магистральных сетей (в однотрубном исчислении) (километров); протяженность разводящих сетей (в однотрубном исчислении) (километров); количество теплоэлектростанций с указанием их установленной электрической и тепловой мощности (штук); количество тепловых станций с указанием их установленной тепловой мощности (штук); количество котельных с указанием их установленной тепловой мощности (штук); количество центральных тепловых пунктов (штук).

На основании приказа Службы по тарифам от 27.01.2020 № 8, при проведении систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, установленных Стандартами, выявлено, что МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» принято имущество, указанное в приложениях к распоряжениям Администрации МО «Город Астрахань» от 10.06.20198 № 1495-р и от 21.06.2019 № 582-р «О передаче муниципального имущества МУП г. Астрахани «Коммунэнерго», в соответствии с актами о приеме-передачи здания (сооружения) от 28.06.2019.

Указанная информация подлежала раскрытию МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» в рамках требований пункта 18 Стандартов раскрытия в сфере теплоснабжения, а именно:

 - по актам о приеме-передаче здания (сооружения) от 28.06.2019, в связи с отсутствием в данных актах даты принятия имущества в срок до 08.07.2019;

- по акту о приеме-передаче здания (сооружения) № 79 от 28.06.2019, в связи с принятием имущества по данному акту 16.07.2019 в срок до 26.07.2019;

- по акту о приеме-передаче здания (сооружения) № 78, № 181 от 28.06.2019, в связи с принятием имущества по данным актам 31.07.2019 в срок до 12.08.2019.

Однако, вышеуказанная информация опубликована предприятием лишь 12.09.2019, что, по мнению административного органа, нарушает пункт 18 Стандартов раскрытия информации в сфере теплоснабжения.

Службой по тарифам в отношении МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» с участием  представителя ФИО1 по доверенности от 09.01.2020 № 67-Д, 28.04.2020  составлен протокол об административном правонарушении № 49.48 по признакам нарушения части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.

Дело об административном правонарушении в отношении МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» рассмотрено руководителем Службы по тарифам, и 28.05.2020 принято постановление № 49.45 о привлечении МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» к административной ответственности по части 1 статьти 19.8.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление Предприятия, сослался на то, что на дату вынесения оспариваемого постановления срок давности привлечения к административной ответственности истек. Суд первой инстанции указал, что срок давности привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ составляет два месяца, поскольку данное правонарушение предусмотрено главой 19 КоАП РФ – административные правонарушения против порядка управления. Правонарушение совершено 13.08.2019, оспариваемое постановление принято 28.05.2020, т.е. с пропуском срока.

Суд апелляционной инстанции  не согласился с указанными выводами суда первой инстанции.

Частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за не предоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов), если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 КоАП РФ, –  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с частью 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон № 190-ФЗ) теплоснабжающие организации, теплосетевые организации, органы регулирования обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, органами регулирования.

Суд апелляционной инстанции указал, что,  устанавливая административную ответственность организаций за нарушение сроков раскрытия информации в сфере теплоснабжения, часть 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ обеспечивает соблюдение предусмотренной частью 9 статьи 7 Закона № 190-ФЗ обязанности теплоснабжающих организаций раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями.

При этом в силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о теплоснабжении составляет один год, исчисляемый со дня совершения соответствующего административного правонарушения.

Судом апелляционной инстанции отмечено, что выводы суда первой инстанции об объекте посягательства административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.8.1 КоАП РФ, установленный законом порядок управления, выражающийся в не предоставлении сведений или предоставлении заведомо ложных сведений о своей деятельности, не опубликовании сведений или опубликовании заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, либо в нарушении порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления, сделаны без учета специальной нормы права, устанавливающей обязанность именно теплоснабжающей организации.

Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют правовой  позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 30.06.2020 № 1606-О, срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о теплоснабжении составляет 1 год.

 Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Закона № 190-ФЗ, Стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 № 570, согласился с выводами суда первой   инстанции о наличии в действиях предприятия состава правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, однако признал, что в рассматриваемом случае срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен, поскольку подлежит применению специальный (годичный) срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о теплоснабжении, а не общий (двухмесячный).

Суд апелляционной инстанции с учётом конкретных обстоятельств дела, характера административного правонарушения, не усмотрел оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ.

С учетом изложенного  суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции  отменил,  принял по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований МУП г. Астрахани «Коммунэнерго».

В кассационной жалобе МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» оспаривает выводы суда апелляционной инстанции, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, считая, что  правонарушение, выразившееся в нераскрытии в установленный срок (не позднее 12.08.2019) информации, совершено 13.08.2019 (следующий день после истечения срока предоставления информации), на момент вынесения Службой по тарифам Астраханской области оспариваемого постановления двухмесячный срок давности привлечения предприятия к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, истек,  и просит  применить положения статьи 2.9 КоАП РФ (малозначительность).

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с пунктом 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 № 60 «О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях» оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.

Доводы кассационной жалобы  предприятия не подтверждают неправильного применения судом  апелляционной инстанции норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов.

В постановлении суда апелляционной инстанции приведены мотивы, по которым суд пришел к таким выводам, с указанием на конкретные доказательства, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ.

Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу по настоящему делу, не усмотрел существенных нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов по основаниям, предусмотренным положениями части 4 статьи 288, части 3 статьи 288.2 АПК РФ.

При таких обстоятельствах принятые по делу решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.09.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2020  подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288.2, 289, частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.20220  по делу № А06-5479/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья                                                                                         С.В. Мосунов