АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-55911/2019
г. Казань Дело № А06-5604/2019
14 января 2020 года
.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Кормакова Г.А.,
судей Егоровой М.В., Ольховикова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Хуснутдиновой Ф.З.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Астраханской области представителей:
Астраханской таможни –ФИО1 (доверенность от 09.01.2020),
в отсутствие:
общества с ограниченной ответственностью «Пром-Экспо» – извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Астраханской таможни
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 01.08.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2019
по делу № А06-5604/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Пром-Экспо» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 367014) к Астраханской таможне о признании незаконным действия Астраханской таможни, выразившееся в отказе в выпуске товара по таможенной декларации №10311010/220519/0018358 и №10311010/290519/0019721, об обязании выпустить в соответствии с заявленной таможенной процедурой товар-портландцемент по таможенной декларации №10311010/220519/0018358 и №10311010/290519/0019721
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Пром-Экспо» (далее – ООО «Пром-Экспо», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Астраханской таможне (далее - Астраханская таможня, таможенный орган) о признании незаконным действия Астраханской таможни, выразившегося в отказе в выпуске товара по таможенной декларации №10311010/220519/0018358 об обязании выпустить в соответствии с заявленной таможенной процедурой товар-портландцемент по таможенной декларации №10311010/220519/0018358.
ООО «Пром-Экспо» также обратилось с заявлением о признании незаконным действия Астраханской таможни, выразившегося в отказе в выпуске товара по таможенной декларации №10311010/290519/0019721, об обязании выпустить в соответствии с заявленной таможенной процедурой товар-портландцемент по таможенной декларации №10311010/290519/0019721.
Определением Арбитражного суда Астраханской области от 04.07.2019 указанные заявления объединены в одно производство для совместного рассмотрения, с присвоением ему номера дела № А06-5604/2019.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 01.08.2019, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2019 заявленные требования удовлетворены. Действия Астраханской таможни, выразившиеся в отказе в выпуске товара по таможенным декларациям №10311010/290519/0019721 и №.10311010/220519/0018358 признаны незаконными, на таможенный орган возложена обязанность выпустить товар в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Астраханская таможня обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В предоставленном отзыве на кассационную жалобу ООО «Пром-Экспо»полагая, что судебные акты суда первой и апелляционной инстанции являются обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 22.05.2019 ООО «Пром-Экспо» в Астраханскую таможню подана декларация на товар №10311010/220519/0018358, в которой для ввоза в целях выпуска для внутреннего потребления заявлен товар – портландцемент ЦЕМ I 42, 5Н (СЕМ I 42,5N), ПО ЕN 197-1:2011, расфасован в 1934 биг-бега в среднем по 1500 кг нетто, 1503 кг брутто, общий вес партии 2901000 кг нетто, 2906802 брутто, серо серого цвета, изготовитель – компания «MAZANDARAN CEMENT CO», ввезенный из Ирана.
Одновременно с указанной декларацией общество представило в таможенный орган пакет документов, который включал в себя сертификат соответствия со сроком действия с 09.11.2018 по 08.11.2019 № РОСС IR.ЯЮ01.В00009, и документы, на основании которых выдан сертификат: протокол испытаний от 30.04.2019 №18Х/Н-30.04/19, паспорт качества от 13.03.2019 №ГДТ 97/40530, акт отбора образцов от 13.08.2018 №01-2507, акт отбора образцов от 13.05.2019.
Таможенным органом 22.05.2019 у ООО «Пром-Экспо» запрошены документы и сведения, подтверждающие проведение дополнительного инспекционного контроля ввезенной партии товара.
Также, 29.05.2019 в Астраханскую таможню обществом подана декларация на товар №10311010/290519/0019721, в которой для ввоза в целях выпуска для внутреннего потребления заявлен товар – портландцемент ЦЕМ I 42, 5Н (СЕМ I 42,5N), ПО ЕN 197-1:2011, расфасован в 1991 биг-бега в среднем по 1500 кг нетто, 1503 кг брутто, общий вес партии 2878500 кг нетто, 2884257 брутто, серого цвета, изготовитель – компания «MAZANDARAN CEMENT CO», ввезенный из Ирана.
Одновременно с указанной декларацией общество представило в таможенный орган пакет документов, который включал в себя сертификат соответствия со сроком действия с 09.11.2018 по 08.11.2019 № РОСС IR.ЯЮ01.В00009, и документы, на основании которых выдан сертификат: протокол испытаний от 30.04.2019 №18Х/Н-30.04/19, паспорт качества от 14.05.2019 №ГДТ 98/40537 и акт отбора образцов от 13.08.2018 №01-2507, - акт отбора образцов от 27.05.2019.
Таможенным органом 30.05.2019 у ООО «Пром-Экспо» запрошены документы и сведения, подтверждающие проведение дополнительного инспекционного контроля ввезенной партии товара.
В ответ на запросы таможенного органа, документов, подтверждающих проведение дополнительного инспекционного контроля ввезенной партии товара по ДТ №10311010/220519/0018358 и ДТ №10311010/290519/0019721, обществом представлено не было.
По результатам рассмотрения представленных заявителем документов, Астраханским таможенным постом Астраханской таможни 30.05.2019 в выпуске указанного выше товара на основании статьи 125 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) отказано, со ссылкой на то, что обществом не соблюдены требования, установленные пунктом 1 статьи 7, пунктом 1 статьи 118, пунктами 5 статьи 128, пунктом 8 статьи 325 ТК ЕАЭС.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения общества в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные ООО «Пром-Экспо» требования, суды нижестоящих инстанций пришли к выводу о том, что оспоренное действие таможенного органа подлежит признанию незаконным, как противоречащие нормам законодательства и нарушающее права заявителя в экономической сфере деятельности в связи со следующим.
По правилам пункта 1 статьи 444 ТК ЕАЭС, вступившего в законную силу с 01.01.2018 и являющегося приложением №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, настоящий Кодекс применяется к отношениям, регулируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и возникшим со дня его вступления в силу.
По отношениям, регулируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, возникшим до вступления настоящего Кодекса в силу, настоящий Кодекс применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут со дня его вступления в силу, с учетом положений, предусмотренных статьями 448 - 465 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 444 ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Выпуск товаров производится таможенным органом при условии, что лицом соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры, за исключением случаев, когда такое условие, как соблюдение запретов и ограничений в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов, может быть подтверждено после выпуска товаров (подпункт 1 пункта 1 статьи 118 ТК ЕАЭС).
К документам, удостоверяющим соответствие продукции обязательным требованиям, относится сертификат соответствия (пункт 3 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках таможенного союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 №294).
В соответствии с пунктом 1 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенному органу предоставлено право запросить у декларанта документы, сведения о которых указаны в таможенной декларации, если подача таможенной декларации не сопровождалась представлением документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения.
Пунктом 2 статьи 325 ТК ЕАЭС установлена обязанность декларанта представить запрошенные в соответствии с пунктом 1 статьи 325 ТК ЕАЭС документы.
Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Представление указанных документов не требуется в случае помещения продукции под таможенную процедуру отказа в пользу государства.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона № 184-ФЗ обязательная сертификация осуществляется органами по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом. Круг заявителей устанавливается соответствующим техническим регламентом. Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 №982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» совершение таможенных операций, связанных с декларированием и выпуском цементной продукции, классифицируемой в товарной позиции 2523 ТН ВЭД ЕАЭС, должно сопровождаться представлением таможенному органу сертификатов соответствия.
Судами установлено, что общество представило в таможенный орган пакет документов, который наряду с другими включал сертификат соответствия на товар № РОСС IR.ЯЮ01.В00009, выданный обществом с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Саг» сроком действия с 09.11.2018 по 08.11.2019, подтверждающий, что портландцемент ЦЕМ I 42, 5Н (СЕМ I 42,5N), ПО ЕN 197-1:2011, выпущенный изготовителем «MAZANDARAN CEMENT CO» соответствует ГОСТ 30515-2013, ГОСТ 31108-2016.
Отказывая в выпуске товара, Астраханской таможней в качестве основания было указано на непредставление заявителем таможенному органу акта дополнительного инспекционного контроля на ввозимую партию товара.
Данное требование обоснованно признано судами несостоятельным, поскольку запросы таможенного органа по ДТ №10311010/220519/0018358 и ДТ №10311010/290519/0019721 не соответствовали положениям пункта 4, пункта 5 статьи 325 ТК ЕАЭС, таможенным органом не установлены основания, перечисленные в пункте 4 статьи 325 ТК ЕАЭС, для их направления, а из содержания запросов следует, что в них отсутствует требуемое нормами права обоснование.
В связи с тем, что в соответствии с пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС документы не запрашивались, у декларанта обязанность в силу пункта 7 статьи 325 ТК ЕАЭС по представлению в таможенный орган документов не возникла.
Таким образом, не представление декларантом акта инспекционного контроля на ввозимую партию товара не является невыполнением требований пунктов 2 и 7 статьи 325 ТК ЕАЭС.
Кроме того, как верно указали суды,поскольку в соответствии с пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС документы у декларанта не запрашивались, ссылка таможенного органа на пункт 8 ст.325 ТК ЕАЭС, согласно которому таможенный орган отказывает в выпуске товаров в случае, если не представлены запрошенные в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи документы несостоятельна.
Довод таможенного органа о том, что оценка соответствия ввозимых на территорию Таможенного союза цементов должна осуществляться в соответствии с ГОСТ Р 56836-2016 «Оценка соответствия. Правила Сертификации цементов» также был рассмотрен судами и обоснованно отклонен, с указанием на то, что данный ГОСТ имеет рекомендательный характер, что подтверждается приказом руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 1-ст «Об утверждении национального стандарта», согласно которому указанный стандарт утвержден для добровольного применения и не является нормативным правовым актом.
Также судами признан несостоятельным довод таможенного органа при отказе в выпуске товара по ДТ №10311010/220519/0018358 и ДТ №10311010/290519/0019721 в связи с несоблюдением положений статьи 128 ТК ЕАЭС, поскольку декларантом требования указанной нормы не нарушены.
Согласно пункту 5 статьи 128 ТК ЕАЭС товары, подлежащие санитарно-карантинному, ветеринарному, карантинному фитосанитарному и другим видам государственного контроля (надзора), помещаются под таможенную процедуру только после осуществления соответствующего вида государственного контроля (надзора).
Вместе с тем, инспекционный контроль сертифицированной продукции, проводимый органом по сертификации (юридическим лицом, аккредитованным для выполнения работ по сертификации), не являющимся органом государственной власти, не признается видом государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством. Государственным контролем признается лишь деятельность уполномоченных органов государственной власти, что следует из определения понятия «государственного контроля», данного в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Кроме того, статьей 125 ТК ЕАЭС установлен закрытый перечень оснований, по которым таможенный орган отказывает в выпуске товаров. При этом, указанной нормой невыполнение требования пункта 5 статьи 128 ТК ЕАЭС в качестве основания для отказа таможенным органом в выпуске товара не предусмотрено.
Таможенным органом не доказано несоблюдение декларантом запретов и ограничений, мер технического регулирования в отношении портландцемента, сведения о котором заявлены в ДТ №10311010/220519/0018358 и ДТ №10311010/290519/0019721, не доказано наличие установленных нормами права оснований для отказа в выпуске товара.
На основании изложенного, суды пришли к правомерному выводу о том, что действия таможенного органа по отказу в выпуске товара, заявленного в ДТ №10311010/220519/0018358 и №10311010/290519/0019721, не соответствуют статьям 118, 125, 135, 325 ТК ЕАЭС и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Установленные ТК ЕАЭС условия для помещения указанного товара под заявленную таможенную процедуру соблюдены, таможенный орган отказал в выпуске приобретенного заявителем по внешнеторговому контракту товара в отсутствие на то правовых оснований. В данном случае таможенным органом не доказано, что обществом помимо сертификата соответствия на портландцемент, должен быть представлен в таможенный орган акт дополнительного инспекционного контроля ввезенной партии товара.
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных судами первой и апелляционной инстанций, не могут служить основанием для отмены или изменения судебных актов, поскольку по сути направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права
На основании вышеизложенного, судебная коллегия кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 01.08.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2019 по делу № А06-5604/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Г.А. Кормаков
Судьи М.В. Егорова
А.Н. Ольховиков