ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-5672/2021 от 14.09.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-21203/2022

г. Казань                                                 Дело № А06-5672/2021

19 сентября 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,

судей Филимонова С.А., Махмутовой Г.Н.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Мусиной Л.И.,

при участии представителей, присутствующих в Арбитражном суде Астраханской области:

истца – ФИО1 по доверенности от 19.01.2022 № 5,

ответчика – ФИО2 лично, паспорт, ФИО3 по доверенности от 15.02.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО2

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 29.12.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2022

по делу № А06-5672/2021

по исковому заявлению публичного акционерного общества «Астраханская энергосбытовая компания» (ОГРН <***>; ИНН <***>) к индивидуальному предпринимателю ФИО2 (ОГРНИП <***>; ИНН <***>) о взыскании основного долга в сумме 2 064 923,24 рублей и пеней в сумме 53 067,10 рублей,

УСТАНОВИЛ:

публичное акционерное общество «Астраханская энергосбытовая компания» (далее – ПАО «АЭК», истец) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО2 (далее – ИП ФИО2, ответчик) о взыскании основного долга в сумме 2 064 923,24 рублей и в сумме 53 067,10 рублей.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 29.12.2021, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2022, исковые требования удовлетворены.

В кассационной жалобе ответчик просил принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и нарушение норм материального и процессуального права.

Ответчик и его представитель в судебном заседании поддержали доводы, обозначенные в кассационной жалобе.

Истец в отзыве на кассационную жалобу, а также в судебном заседании через своего представителя просил вынесенные по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика без удовлетворения.

Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено материалами дела № А06-6987/2018, между ПАО «АЭК» (гарантирующий поставщик) и ИП ФИО2 (управляющий компанией) был заключен договор № 28-600-08126 энергоснабжения для целей содержания общего имущества многоквартирного дома (МКД).

ПАО «АЭК» в период с сентября 2020 года по март 2021 года осуществил поставку электроэнергии в многоквартирные дома под управлением ответчика, расположенные по адресам: в <...>, д. 42 корп. 1, д. 56 корп.2, д. 38 корп. 1, д. 40корп. 1, <...>, ул. Татищева, <...>

Стоимость электроэнергии составила 2 064 923,24 рублей, которая ответчиком оплачена не была.

Направленная истцом в адрес ответчика претензия была оставлена последним без удовлетворения.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Разрешая данный спор, суды обеих инстанций правомерно руководствовались положениями статей 309, 310, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), и Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 № 603 (далее – Правила № 603), и обоснованно удовлетворили заявленные требования, исходя из следующего.

В рамках данного дела заявлены требования об оплате стоимости электрической энергии, отпущенной на ОДН.

Факт поставки истцом электроэнергии на ОДН в МКД, находящиеся в управлении ответчика, в спорный период подтвержден материалами дела и ответчиком не опровергнут (часть 1 статьи 65 АПК РФ).

Пунктом 3 части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме (далее в настоящей статье - собственники и пользователи помещений в многоквартирном доме) предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, в случае, если между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией заключен договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.

Таким образом, истец является исполнителем коммунальной услуги в отношении жилых и нежилых помещений, а ответчик - исполнителем коммунальной услуги в отношении общего имущества.

В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Однако согласно п.п. «в» п.21(1) и п. 21 Правил № 124 в случаях, когда многоквартирный дом не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета VД = Vодн

где: Vодн - объем (количество) коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, определенный за расчетный период исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В исковой период расчет производился по нормативу в отношении следующих МКД <...>, <...>.

При этом примененный норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (1,94 кВт*ч на 1кв.м.) установлен Постановлением министерства строительства и ЖКХ Астраханской области от 30.05.2017 № 16 «Об утверждении нормативов потребления холодной воды, горячей воды и электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Астраханской области» (приложение № 2).

Тариф, установленный постановлением Службы по тарифам Астраханской области № 131 от 11.12.2019г., применялся в расчетах истца с сентября по декабрь 2020 года -5,01 руб. за 1 кВт.ч.

Тариф, установленный постановлением Службы по тарифам Астраханской области № 130 от 16.12.2020 г., применялся в расчетах истца с января по март 2021 года -5,01 руб. за 1 кВт.ч.

Количество потребленных киловатт на ОДН в МКД, расположенном по адресу: <...>, в сентябре 2020г. составило: 3288,3 кв.м. (общая S МКД) - 3246,80 кв.м. (S квартир данного МКД) = 41,50 кв.м. Информация по общей площади взята с сайта Реформа ЖКХ, стороной ответчика не оспаривается.

Информация по площади квартир предоставлена гражданами-потребителями данного МКД в ПАО «АЭСК».

Норматив на освещение мест общего пользования в месяц на 1 кв.м. составлял 1,94 кВт. - установлен в приложении № 2 к Постановлению Министерства строительства и ЖКХ АО от 30.05.2017 № 16.

В соответствии с абз. 3 пункта 42 Правил № 354 при наличии технической возможности установки приборов учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 4 (1) приложения № 2 к Правилам № 354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и(или) электроснабжению с учетом повышающего коэффициента. Применение повышающих коэффициентов к нормативам потребления является мерой стимулирования к выполнению обязательных требований по установке приборов учета в МКД, которые установлены ФЗ № 231-ФЗ.

Повышающий коэффициент в размере 2,91 установлен пп ж) п. 2 Правил №124.

Количество электроэнергии, потребленной для содержания мест общего пользования в МКД, расположенном по адресу: <...>, в сентябре 2020г. составило: 41,50 кв.м. х 1,94кВт. = 80,505 кВ.т.

Тариф, установленный постановлением Службы по тарифам АО, в сентябре 2020г. составил с 01.07.2020г. - 5,01 руб. за 1 кВт.ч.

Сумма электроэнергии, потребленной в сентябре 2020г. составила: 80,505 кВт. х 5,01 руб. = 403,33 руб.

Расчет по остальным МКД не оборудованным общедомовым ПУ, в период сентябрь 2020г. был произведен таким же вышеуказанным образом:<...>, потреблено 142,978 кВт.ч. на сумму 716,32 рублей;<...>, потреблено 272,486 кВт.ч. на сумму 1365,15 рублей;<...>, потреблено 4157,403 кВт.ч. на сумму 20 828,59 рублей;<...>, потреблено 80,505 кВт.ч. на сумму 403,33 рублей.

Расчет по нормативу по указанным многоквартирным домам, не оборудованным общедомовым прибором учета, стороной ответчика не оспаривается.

МКД по адресам: <...> оборудованы общедомовыми приборами учета, о чем свидетельствуют Акты допуска ПУ в эксплуатацию.

Расчет количества потребленной электроэнергии по указанным домам определялся на основании показаний общедомовых приборов учета, зафиксированных в актах контрольного снятия показаний расчетных приборов учета, предоставленных ПАО «МРСК Юга» - «Астраханьэнерго», по формуле, предусмотренной пунктом 21 (1) Правил № 124: Vд = Vодпу - Vпотр, где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям общедомового прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр -объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг.

В случае если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0.

Так, сумма задолженности по указанным МКД составила:ул. А. Королева, д. 29 – 0 кВт. ч. на сумму 0 руб.;ул. Б. Алексеева, д., 51 - 0 кВт. ч. на сумму 0 руб.;ул. Б. Алексеева, д. 53 - 0 кВт. ч. на сумму 0 руб.;ул. Б. Алексеева, д. 61 - 0 кВт. ч. на сумму 0 руб.;ФИО4, д. 51 - 2591,778 кВт. ч. на сумму 12 984,81 руб.;ФИО4, д. 53 - 2598,529 кВт. ч. на сумму 13 018,63 руб.;ФИО4, д. 54 ~ 1618,831 кВт. ч. на сумму 8110,34 руб.;ул. Генерала Герасименко, д. 4 - 4463,222 кВт. ч. на сумму 22360,74 руб.; ул. Генерала Герасименко, д. 4 корп. 1 - 3027,332 кВт. ч. на сумму 15 166,93 руб.;ул. 2-я Зеленгинская, д. 3 корп. 1 - 732,4 кВт. ч. на сумму 3 669,32 руб.;ул. 2-я Зеленгинская, д. 3 корп. 3 - 0 кВт. ч. на сумму 0 руб.;ул. Крупской, д. 6/51 - 0 кВт. ч. на сумму 0 руб.; ул. Куликова, д. 38 корп. 1 - 8437,055 кВт. ч. на сумму 42 69,65 руб.;ул. Куликова, д. 40 корп. 1 - 4157,403 кВт. ч. на сумму 20 828,59 руб.;ул. Куликова, д. 42 корп. 1 - 0 кВт. ч. на сумму 0 руб.;ул. Куликова, д. 48 - 0 кВт. ч. на сумму 0 руб.;ул. Куликова, д. 56 корп. 2 - 6969,974 кВт. ч. на сумму 34 919,57 руб.;ул. Куликова, д. 63 - 0 кВт. ч. на сумму 0 руб.;ул. М. Максаковой, д. 39/10 - 2407,656 кВт. ч. на сумму 12 062,36 руб.;ул. Московская, д. 89/8 - 0 кВт. ч. на сумму 0руб.;б-р Победы, д. 8 корп. 2 - 51,944 кВт. ч, на сумму 260,24 руб.;ул. Савушкина, д. 10 - 3128,513 кВт. ч. на сумму 15 673,85 руб.;ул. Савушкина, д. 24 - 0 кВт. ч. на сумму 0 руб.;ул. Сен-Симона, д. 42 - 0 кВт. ч. на сумму 0 руб.;ул. Сун Ят-Сена, д. 63 - 0 кВт. ч. на сумму 0 руб.;ул. Татищева, д. 16з - 3246,373 кВт. ч. на сумму 11 394,77 руб.;ул. Яблочкова, д. 30 - 2532,456 кВт. ч. на сумму 12 687,60 руб.

Общая сумма задолженности за сентябрь 2020г. составила 185 378,45 рублей.

Аналогичным образом был произведен расчет по остальным месяцам. Так, сумма задолженности составила: за октябрь 2020г. - 34309,840 кВт.ч. на сумму 146 575,09 руб.;за ноябрь 2020г. - 66423,319 кВт.ч. на сумму 296 780,52 руб.;за декабрь 2020г. - 67458,222 кВт.ч. на сумму 307 685,66 руб.;за январь 2021г. - 72399,262 кВт.ч. на сумму 347 479,47 руб.;за февраль 2021г. - 87365,552 кВт.ч. на сумму 389 871,63 руб.;за март 2021г. - 81798,403 кВт.ч. на сумму 391 152,42 рубЛЕЙ.

В исковой период количество электроэнергии, потребленной для содержания общего имущества по указанным домам, исчислялось согласно актам контрольного съема показаний расчетных приборов учета и данным индивидуального потребления.

Снятие показаний индивидуальных приборов учета и передача их исполнителю не позднее даты, установленной договором, отнесены не к обязанностям, а к правам потребителя (Правила № 354).

Доказательств, подтверждающих какие-либо иные показания спорных ОДПУ и ИПУ, материалы дела не содержат.

Ддовод ответчика о том, что истцом не исполнена встречная обязанность по проверке достоверности представленных потребителями показаний приборов учета, в связи с чем расчет объема электрической энергии на СОИ следует производить исходя из нормативов потребления электрической энергии на общедомовые нужды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, суд округа находит ошибочным, не основанным за законе, положениях Правил № 124, исходя из следующего.

Как указано выше, решением Арбитражного суда Астраханской области от 01.06.2020 по делу № А06-6987/2018 между истцом и ответчиком был  заключен договор энергоснабжения для целей содержания общего имущества № 28-600-08126.

Согласно пункту 3.1.9 договора истец обязался производить в период с 23-го по 25-е число расчётного месяца снятие показаний индивидуальных (квартирных) приборов учета, приборов учета, установленных в нежилых помещениях и подключённых после общедомового прибора учёта, с внесением их в реестр. Такой реестр должен содержать наименование потребителя, адрес (номер квартиры, наименование нежилого помещения), тип и номер прибора учёта, показания прибора учёта, дату фиксации показаний прибора учёта.

Между тем договором № 28-600-08126 энергоснабжения для целей содержания общего имущества не предусмотрено, что в случае не проведения истцом проверки достоверности представленных потребителями показаний приборов учета расчет объема электрической энергии на СОИ будет производиться исходя из нормативов потребления электрической энергии на общедомовые нужды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, если правоотношение регулируется императивной нормой закона и иного правового акта, действующих в момент его заключения, то стороны не вправе ее изменять и договор должен ей соответствовать.

Статьей 4 ЖК РФ установлено, что правоотношения по осуществлению коммунальных услуг регулируются нормами жилищного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ Правительство Российской Федерации устанавливает Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями.

Учитывая, что ответчик приобретает энергоресурс в целях предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных домах (в целях содержания общего имущества многоквартирного дома), находящихся в его управлении, к отношениям сторон подлежат применению положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил № 124.

Как следует из решения Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2018 № АКПИ18-386, в пункте 21.1 Правил № 124 приведено основание заключения договора между ресурсоснабжающей организацией и управляющими организациями, товариществами, кооперативами, не являющимися исполнителями коммунальных услуг. При заключении такого договора ресурсоснабжающая организация и исполнитель обязаны руководствоваться общим порядком заключения договоров с учетом специальных правил определения объема коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний прибора учета. Формула подпункта «а» пункта 21.1 Правил включает переменные составляющие, значения которых основаны на показаниях приборов учета.

Таким образом, условиями пункта 21.1. Правил № 124 императивно закреплен порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома.

В данном случае в силу положений пункта 21 (1) Правил № 124 для случаев, когда управление общим имуществом многоквартирного дома осуществляется управляющей компанией, однако прямые договоры энергоснабжения заключены с собственниками помещений многоквартирного дома, установлено правило определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, согласно которому объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = Vодпу - Vпотр, где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.

Во исполнение обязанности по управлению многоквартирными домами ответчик приобретает у истца электрическую энергию на общедомовые нужды через присоединенную сеть и обязан ее оплатить.

Расчет объема электроэнергии на ОДН имеет исчерпывающие случаи для применения норматива, указанные в Правилах № 354:- отсутствие у потребителя установленного прибора учета электрической энергии;- не предоставление потребителем показаний прибора учета более трех расчетных периодов подряд (п. 60 Правил № 354);- выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию прибора учета либо истечения срока его эксплуатации.

Поскольку в вышеуказанных спорных многоквартирных домах, управление которыми осуществляет ответчик, установлены и введены в эксплуатацию общедомовые приборы учета, а гражданами, проживающими в данных домах, предоставляются данные индивидуальных приборов учета - применение расчета объема электроэнергии по нормативу исключено.

Также является противоречащим законам в случае не проведения контрольной проверки применение порядка, предусматривающего, что в случае отсутствия приборов учета электрической энергии, фиксирующих объем (количество) потребленной электроэнергии на общедомовые нужды в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, объем электроэнергии, поставляемой Исполнителю на общедомовые нужды в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, определяется исходя из нормативов потребления электроэнергии на общедомовые нужды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, расчет ответчика, согласно которому стоимость электроэнергии на содержание общего имущества многоквартирных домов определена исходя из нормативов потребления электроэнергии на общедомовые нужды в целях содержания общего имущества, обоснованно не принят нижестоящим судами.

Ссылка ответчика в апелляционной жалобе на судебную практику по делам №А06-6987/2018, №А06-6823/2020, №А06-6986/2018, №А06-9450/2019, №А06-13306/2018, №А06-2326/2019 не может быть принята судом во внимание.

В рамках указанных дел действительно давалась оценка условиям договора об обязанности исполнителя коммунальных услуг по проверке достоверности представленных потребителями показаний приборов учета. Вместе с тем судами трёх инстанции не сделано выводов о том, что в случае неисполнения ПАО «АЭК» указанной обязанности и при наличии показаний от потребителей ответчик вправе изменять формулу, предусмотренную п. 21 (1) Правил № 124, и производить расчет объема электрической энергии на СОИ исходя из нормативов потребления электрической энергии на общедомовые нужды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Однако аналогичные спорные условия договора энергоснабжения (п.5.1, п. 5.2) являлись предметом рассмотрения по делу № А06-2410/2021 (ТСЖ «Содружество») и приняты судом в редакции истца (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2021 по делу № А06-2410/2021, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14.03.2022).

Как указано в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 14.03.2022 по делу № А06-2410/2021, «корректируя редакции пунктов 5.1 и 5.2. договора, суд апелляционной инстанции правильно исходил из толкования контекста соответствующих условий договора, не определяющих и не изменяющих разграничения компетенции сторон по принятию от потребителей показаний индивидуальных приборов учета и проведению проверки достоверности представленных потребителями показаний приборов учета, а устанавливающих правовые последствия, наступающие в случае непроведения ответчиком проверки достоверности представленных потребителями показаний приборов учета.

Таким образом, утвержденная судами редакция указанных спорных условий договора противоречит порядку определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, установленному пунктом 21(1) Правил № 124, согласно которому для случаев, когда управление общим имуществом многоквартирного дома осуществляется управляющей компанией, однако прямые договоры энергоснабжения заключены с собственниками помещений многоквартирного дома, объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = Vодпу - Vпотр, где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.

Редакция, предложенная истцом (ТСЖ «Содружество»), понуждает ответчика при наличии исправного общедомового прибора учета и индивидуальных приборов учета и в нарушение Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающего приоритетный порядок расчета за потребленные энергетические ресурсы по приборам учета, определять объем электроэнергии, отпущенной на общедомовые нужды, по нормативу, либо с использованием показаний приборов учета электроэнергии, установленных исключительно на места общего пользования, не относящихся в силу положений пункта 2 Правил № 354 к ОДПУ.

Кроме того, обязанность поставщика по снятию показаний индивидуальных приборов учета в МКД на день съема показаний общедомового прибора учета не закреплена законодательно, как и не установлена обязанность гарантирующего поставщика учитывать при определении объема поставленного коммунального ресурса наличие приборов учета электрической энергии, фиксирующих объем (количество) потребленной электроэнергии в местах общего пользования».

При повторном рассмотрении дела № А06-6987/2018 в решении от 01.06.2020 суд первой инстанции учел выводы суда кассационной инстанции и изложил пункты 5.1, 5.2 договора в редакции ПАО «АЭК» в соответствии с императивной нормой (п. 21.1) Правил № 124:

5.1. Объем электроэнергии, подлежащей оплате Стороной-2 по договору в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле:

Vд = Vодпу - Vпотр, где:

Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц)

Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. В случае если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0.

5.2. Объем электрической энергии, подлежащей оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации в течение 3 месяцев после наступления такого события (если период работы прибора учета составил более 3 месяцев) за расчетный период (расчетный месяц) определяется по формуле:

VД = Vодн1

где: Vодн1 - объем (количество) коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определенный за расчетный период исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, рассчитанного в случаях и в порядке, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг.

Решение вступило в законную силу 03.07.2020, и предметом апелляционного обжалования не было.

Таким образом, судом исключено из договора энергоснабжения для целей содержания общего имущества № 28-600-08126 предложенное ИП ФИО2 условие о том, что правовым последствием, наступившим в случае непроведения истцом проверки достоверности представленных потребителями показаний приборов учета, является расчет объема электрической энергии на СОИ исходя из нормативов потребления электрической энергии на общедомовые нужды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Пунктом 44 Правил № 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 данных Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета определяется в соответствии с формулами 11-14 приложения № 2 к настоящим Правилам, то есть исходя из объема коммунальной услуги, рассчитанного как разница между объемом коммунальной услуги, определенным по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, и объемом коммунальной услуги, потребленным в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме.

В случае не представления потребителем показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета плата за электроэнергию определяется по замещающей информации расчетным методом, предусмотренным пунктом 59 Правил № 354.

Указанным пунктом предусмотрено, что плата за электрическую энергию, предоставленную потребителю в жилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления, определенного по показаниям прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев. Расчет по среднему объему потребления производится, начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не менее 3 расчетных периодов подряд.

Согласно пункту 60 Правил № 354 по истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, плата за электрическую энергию, поставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с подпунктом «б» пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления.

Исходя из вышеизложенного, в случае непредставления собственником жилого или нежилого помещения в многоквартирном жилом доме показаний индивидуальных приборов учета, расчет производится исходя из среднемесячного объема предыдущего периода, который составил не менее трех месяцев непрерывной подачи показаний, либо, в случае если данных по прибору учета нет, по установленным нормативам.

Не учет РСО отрицательных величин индивидуального потребления, в виде перерасчета размеры платы, не соответствует пункту 31 Правил № 354 (подпункт ж), который предписывает ресурсоснабжающей организации при прямых расчетах с собственниками, а исполнителю коммунальных услуг при расчете собственников с исполнителями - учитывать показания, полученные не позднее 25-го числа расчетного месяца, при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания.

Таким образом, перерасчет производится не ретроспективно, а в последующих периодах, чем достигается «выравнивание» баланса потребления, возмещаемого управляющей организацией в качестве ОДН.

Те же обстоятельства касаются участия в расчете индивидуального потребления, кроме показаний ИПУ среднемесячных или нормативных показаний - закон предоставляет при прямых договорах РСО право производства таких расчетов в определенных законом случаях.

Поскольку одновременная оплата потребителем стоимости потребления, рассчитанной расчетным способом и по прибору учета, законодательством Российской Федерации не предусмотрена, оплаченное ранее количество потребленной электроэнергии, определенное расчетным методом, должно быть вычтено из стоимости последующего учтенного электропотребления по последним показаниям прибора учета в расчетном периоде, когда они представлены.

Следовательно, корректировка объемов индивидуального потребления является постоянной, осуществляется в каждом расчетном периоде, результатом которой является определение фактически потребленного объема нарастающим итогом, что не противоречит указанным нормам.

Заключение собственниками прямых договоров с РСО не препятствует привлеченной ими организации, производящей или приобретающей коммунальные ресурсы на общедомовые нужды и отвечающей за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги, обладать статусом исполнителя.

Раздел VI Правил № 354 определяет порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги.

Установленный абзацем первым пункта 61 Правил порядок предусматривает выявление в расчетном периоде, в котором делается перерасчет, разницы в объемах коммунального ресурса, не предъявленных или, наоборот, излишне предъявленных к оплате потребителю в предыдущие расчетные периоды.

Для целей расчета размера платы с учетом ее перерасчета производится или доначисление объемов потребленной коммунальной услуги потребителю, или снятие излишне начисленных потребителю объемов коммунальной услуги в том расчетном периоде, в котором делается перерасчет.

При этом излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету.

Таким образом, Правилами № 354 предусмотрен механизм, который компенсирует исполнителю издержки, связанные с подачей потребителями недостоверных показаний приборов учета, который реализуется при проведении проверки состояния приборов учета путем требования о доначислении платы.

Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который бы по-иному регулировал порядок перерасчета размера платы за коммунальные услуги, осуществляемый по результатам проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях приборов учета, не имеется.

Заявляя о недостоверности расчета истца, ответчик не указал, какие несоответствия содержатся в расчете.

В письменных пояснениях от 11.04.2022 ответчик указывает на отсутствие в материалах дела сведений для проверки судом расчета по среднему в части индивидуального потребления и поквартирных сведений в исковой период.

Между тем в материалах дела имеются карточки граждан-абонентов, а также имеются расшифровки начислений в отдельности по каждому лицевому счету в части индивидуального потребления.

Ответчик не представил доказательств, свидетельствующих о том, что указанные документы, на которые он ссылается, не могли быть получены им при рассмотрении дела судом первой инстанции. Ходатайство об истребовании доказательств ответчиком заявлено не было. Стороны по делу несут риск наступления неблагоприятных последствий не совершения ими необходимых процессуальных действий.

Ответчик в рамках рассмотрения настоящего дела не воспользовался предоставленным ему законодательством в рамках таких фундаментальных принципов арбитражного процесса, как состязательность и равноправие сторон, правом на опровержение доказательств, представленных другой стороной, и ходатайство о назначении по настоящему делу судебной экспертизы не заявил.

Расчет стоимости электроэнергии, поставленной истцом на содержание ОДН в спорном периоде, проверен судами и признан верным.

Согласно расчетам истца, потребление электроэнергии на общедомовые нужды составило (общее по всем домам, с учетом отрицательного ОДН) 2 064 923,24 рублей.

В материалы дела истцом представлены данные о показаниях общедомовых приборов учета по актам контрольных съемов и сведения по объемам потребленной электроэнергии по индивидуальным жилым помещениям, использованные при расчете объема электроэнергии, поставленного в целях содержания общего имущества многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ответчика. В подтверждение объема электроэнергии в спорном периоде истец также представил детализации расхода электрической энергии в жилых и нежилых помещениях многоквартирных домов.

Сведения, применяемые истцом в расчете, о показаниях общедомовых приборов учета, показаниях индивидуальных приборов учета, об индивидуальном потреблении, рассчитанном в соответствии с пунктом 59 Правил № 354, ответчиком в установленном порядке первичными доказательствами не опровергнуты.

Для признания произведенного истцом расчета объема индивидуального потребления некорректным, необходимо опираться на объективные доказательства недостоверности показаний учета, отраженных истцом в расчетах, а не на предположение о такой недостоверности.

Поскольку такие доказательства отсутствуют, оснований для признания расчета истца неправомерным не имеется.

Исходя из изложенного,  нижестоящие суды правомерно взыскали  ответчика в пользу истца задолженность по оплате электроэнергии на содержание общего имущества многоквартирных домов в сумме 2 064 923,24 рублей.

Также истцом было заявлено требование о взыскании пени за ненадлежащее исполнение условий договора в размере 53 067,10 рублей за период с 01.01.2021 по 01.06.2021.

В данном случае факт просрочки исполнения обязательств по оплате отпущенной электроэнергии установлен судом.

Расчет неустойки судом проверен, признан правильным. Ответчиком расчет не оспорен, контррасчет не представлен.

Поскольку ответчиком нарушено условие договора по оплате в установленный срок энергоресурса, обеспеченного законной неустойкой, суды правомерно взыскали с ответчика в пользу ситца пени 53 067,10 рублей за период с 01.01.2021 по 01.06.2021.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что суды первой и апелляционной инстанций приняли законные и обоснованные решение и постановление по делу, полно и всесторонне исследовав и оценив представленные доказательства, установив имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применив нормы права.

Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судом доказательств не является основанием для отмены принятых судебных актов в суде кассационной инстанции.

В силу части 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций у суда округа не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 29.12.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2022 по делу № А06-5672/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО2 – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                   Т.Н. Федорова

Судьи                                                                          С.А. Филимонов

                                                                                     Г.Н. Махмутова