ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-5714/16 от 07.02.2017 АС Астраханской области

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А06-5714/2016

14 февраля 2017 года

Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2017 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 февраля 2017 года.

     Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,

судей Т.В. Волковой, С.А. Жаткиной,

при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Лукиной,

рассмотрев  в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области и Министерства финансов Астраханской области  на решение Арбитражного суда Астраханской области от 08 декабря 2016 года по делу №А06-5714/2015, (судья Н.Н. Колмакова),

по исковому заявлению Управления по капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Астрахань»

к Астраханской области в лице Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области,

с привлечением третьих лиц: ООО «Электроспецмонтаж», Финансово-казначейское управление администрации муниципального образования «ГородАстрахань», Министерство финансов Астраханской области,

о взыскании задолженности по соглашению № 04-01/29 от 02.06.2015 в сумме 32.831.633, 28 рублей,

при участии в заседании:

от администрации муниципального образования «Город Астрахань» представитель Слиженкова Татьяна Николаевна по доверенности от 15.12.2016 г., выданной сроком до 31.12.2017 г.,

от Муниципального образования «Город Астрахань» финансово-казначейское управление  Администрации муниципального образования «Город Астрахань» представитель Абрамян Роман Телманович по доверенности от 11.01.2017 г., выданной до 31.12.2017 года,

иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

В арбитражный суд Астраханской области обратилось Управление по капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Астрахань» с иском к Астраханской области в лице Министерству строительства и дорожного хозяйства Астраханской области о взыскании задолженности по соглашению № 04-01/29 от 02.06.2015 в сумме 32.831.633, 28 руб. (с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ, принятого судом).

Решением от 08 декабря 2016 года Арбитражного суда Астраханской области по делу № А06-5714/2016 с Астраханской области в лице Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области за счет средств казны Астраханской области в пользу Муниципального образования «Город Астрахань» в лице управления по капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Астрахань» взыскана задолженность по Соглашению №04-01/29 от 02.06.2015 «О направлении в 2015 году из бюджета Астраханской области субсидий муниципальному образованию «Город Астрахань» Астраханской области на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства муниципальной собственности» в сумме 32.831.633, 28 руб.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области и Министерство финансов Астраханской области обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.

Заявители считают, что предоставление субсидий на софинансирование расходных обязательств органов местного самоуправления на решение вопросов местного значение  является правом субъекта Российской Федерации.

Также заявители ссылаются на истечение срока действия соглашения 31 декабря 2015 года и прекращении обязательства по перечислению субсидии в связи с этим.

Кроме того, заявители указывают, что  взыскание межбюджетных трансфертов из бюджетов различных уровней бюджетной системы в судебном порядке  не предусмотрено нормами Бюджетного кодекса РФ.

Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, исследовав материалы дела, заслушав представителей истца, арбитражный апелляционный суд  считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 02.06.2015 между Министерством строительства и дорожного хозяйства Астраханской области (далее - Минстрой АО) и муниципальным образованием «Город Астрахань» (далее - МО «Город Астрахань»), в соответствии с Порядком предоставления в 2015 году субсидий из бюджета Астраханской области на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, не включенных в государственные программы, утвержденным Постановлением Правительства Астраханской области т 15.05.2014 №167-П (далее - Порядок), заключено Соглашение №04¬01/29 о направлении в 2015 году из бюджета Астраханской области субсидий МО «Город Астрахань» на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства муниципальной собственности (далее - соглашение).

Данным соглашением определен порядок предоставления бюджету МО «Город Астрахань» субсидий из бюджета Астраханской области на софинансирование строительства «МОУ» Средняя общеобразовательная школа №55 на пл. Заводская, 93 в Трусовском районе г. Астрахани (1 этап).

Согласно п. 1.3 соглашения Минстрой АО в соответствии с Законом Астраханской области от 15.12.2014 № 81/2014-03 «О бюджете Астраханской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» и Порядком, направляет субсидию в размере 53.857.913 (пятьдесят три миллиона восемьсот пятьдесят семь тысяч девятьсот тринадцать рублей 28 копеек) в доход бюджета МО «Город Астрахань».

Получателем средств бюджета Астраханской области в силу п. 1.4. является управление по капитальному строительству, градостроительной, строительной и жилищной политике администрации МО «Город Астрахань».

В соответствии с п. 2.1.1. соглашения Минстрой АО принял на себя обязательства по перечислению субсидий в доход бюджета МО «Город Астрахань» на основании ежемесячно представляемых в срок не позднее 5 числа заявок потребности в средствах бюджета Астраханской области, в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки.

Согласно п. 2.1.2. соглашения Минстрой АО, в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ), обеспечивает соблюдение получателем субсидий условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении, а также осуществляет контроль за ходом проведения работ на объектах, включенных в перечень объектов.

В свою очередь, получатель субсидий принял на себя обязательства по долевому финансированию работ на объекте в сумме 62.914.152 (шестьдесят два миллиона девятьсот четырнадцать тысяч сто пятьдесят два рубля 30 копеек).

В целях исполнения условий соглашения управлением по капитальному строительству, градостроительной, строительной и жилищной политике администрации муниципального образования «Город Астрахань» на основании решения аукционной комиссии №2-18/2013 от 07.05.2013 с победителем электронного аукциона - ООО «Электроспецмонтаж» заключен муниципальный контракт №53 от 22.05.2013 на выполнение работ по объекту: «Строительство МОУ «Средняя образовательная школа №55» на площади Заводской, 93 в Трусовском районе г. Астрахани (1 этап) (далее - объект).

Администрацией МО «Город Астрахань», во исполнение принятых на себя обязательств по соглашению, за счет средств местного бюджета, в 2015 году на спорный объект профинансировано 62.914.152 (шестьдесят два миллиона девятьсот четырнадцать тысяч сто пятьдесят два рубля 30 копеек).

Строительство объекта завершено 25 августа 2014 года.

В связи с чем сторонами подписан Акт приемки законченного строительством объекта по форме КС-11.

Ввиду отсутствия софинансирования из бюджета Астраханской области задолженность по оплате областной части софинансирования по соглашению на момент принятия решения составила 32.831.633, 28 руб.

По состоянию на текущую дату средства из бюджета области на погашение задолженности в бюджет МО «Город Астрахань» в полном объеме не поступали.

В связи с непогашением задолженности перед подрядной организацией в претензионном порядке, решением Арбитражного суда Астраханской области от 21.03.2016 по делу № A06-347/2016 с управления по капитальному строительству, градостроительной, строительной и жилищной политике администрации МО «Город Астрахань» в пользу ООО «Электроспецмонтаж» взыскана сумма задолженности по муниципальному контракту №53 от 22.05.2013 в размере 47.809.093 рубля 28 копеек.

В настоящее время исполнительный лист о взыскании с управления указанной суммы предъявлен к исполнению в финансово-казначейское управление администрации МО «Город Астрахань».

Согласно абзацу второму пункта 1, пункту 2 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглан1ений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах втором и пятом пункта 1 указанной статьи, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Исходя из определений в статье 6 БК РФ и на основании положений статьи 139 БК РФ, Закона Астраханской области от 15.12.2014 № 8I/2014-O3 «О бюджете Астраханской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» и соглашения №04-01/29 от 02.06.2015, между Минстроем АО и МО «Город Астрахань» возникли бюджетные, расходные и публичные обязательства.

По общему правилу статьи 5 БК РФ, Закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года (если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и, или законом/решением о бюджете).

В соответствии с пунктом 1 статьи 242 БК РФ, операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

Таким образом, обязательства по перечислению субсидии должны были быть исполнены до 31 декабря 2015 года.

30.08.2016 между Министерством строительства и дорожного хозяйства Астраханской области и МО «Город Астрахань» заключено соглашение о предоставлении в 2016 году субсидий из бюджета Астраханской области.

 Предметом соглашения является предоставление получателю субсидии из бюджета Астраханской области местному бюджету на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности в размере 14.977.460 руб.

В рамках данного соглашения Министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области перечислило в доход местного бюджета сумму субсидии, предусмотренную соглашением, в размере 14.977.460 руб.

Данная сумма перечислена ООО «Электроспецмонтаж» за выполненные работы в рамках муниципального контракта № 53 от 22.05.2013 по строительству СОШ № 55 на основании платежного поручения № 617 от 06.09.2016.

При этом, субсидия из областного бюджета в бюджет МО «Город Астрахань» в размере 32.831.633,28 рубля до настоящего времени не перечислена, что подтверждено представителем ответчика в судебном заседании суда 1 инстанции.

В соответствии с п. 6.2. соглашения, соглашение вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и действует до полного исполнения обязательств, но не позднее 31 декабря 2015 года.

В соответствии с п. 4.1. соглашения, стороны принимают все меры к разрешению спорных вопросов путем переговоров.

В случаях, когда достижение взаимоприемлемых решений оказывается невозможным, спорные вопросы между сторонами решаются в установленном законодательством порядке разрешения споров между юридическими лицами.

В связи с неисполнением принятых обязательств ответчиком, в адрес Минстроя была направлена претензия о необходимости перечисления оставшейся части субсидии в размере 47.809.093 рубля 28 копеек.

15 апреля 2016 года Минстрой АО отказал в удовлетворении претензии, указав, что на лицевой счет ответчика на финансирование строительства объекта из бюджета Астраханской области поступили денежные средства в размере 6.000.000 рублей, которые были перечислены МО «Город Астрахань», при этом планируемые лимиты бюджетных ассигнований за счет средств бюджета Астраханской области по объекту на 2016 год составляют всего 20.000.000 (двадцать миллионов) рублей.

Поскольку в добровольном порядке ответчик не произвел оплату образовавшейся задолженности, истец обратился за защитой своего нарушенного права в арбитражный суд с вышеуказанным исковым требованием.

Согласно статье 135 Бюджетного кодекса Российской Федерации из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам могут быть предоставлены субсидии.

Судом установлено, что в рамках соглашения, взятые на себя обязательства Администрация МО «Город Астрахань» исполнила надлежащим образом.

Размер субсидии, невыделенной в бюджет города по соглашению, ответчиком не оспаривается.

Доказательства поступлений в адрес истца субсидии из бюджета Астраханской области в объеме, предусмотренном соглашением, в материалах дела отсутствуют.

Пунктом  1  статьи  139 Бюджетного кодекса  Российской  Федерации предусмотрено, что под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Нормы бюджетного законодательства не исключают регулирование отношений, предусматривающих бюджетное финансирование, нормами гражданского законодательства, если эти отношения основаны на договорах (соглашениях) и вытекающих из них расходных обязательствах.

Спорное соглашение и действующее законодательство не содержат положения, позволяющие ответчику приостановить выплату субсидии либо отказать в ее выплате.

Кроме того субсидии имеют целевое назначение и не могут быть использованы органами местного самоуправления на иные цели.

По общему правилу статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года (если иное не предусмотрено настоящим кодексом и, или законом/решением о бюджете).

В соответствии с пунктом 1 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

Таким образом, обязательства по перечислению истцу субсидии должны были быть исполнены до 31.12.2015.

В пункте 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляется, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Из Конституции Российской Федерации (статьи 1 (часть 1), 4 (часть 2), 15 (части 1 и 2), 66 (части 1 и 2), 76 (части 1, 2 и 5)), а именно из закрепленных в ней требований единства финансовой политики и финансового регулирования, установления правовых основ единого рынка, единства экономического пространства, получивших развитие в федеральных законах, вытекает, что функционирование бюджетной системы Российской Федерации имеет целью гарантирование основ конституционного строя, финансовое обеспечение прав и свобод человека и гражданина, что, в свою очередь, предопределяет конституционные требования к надлежащей регламентации бюджетно-правового статуса субъектов Российской Федерации и муниципальных образований как участников бюджетных отношений, в том числе - по обслуживанию счетов бюджетов.

Бюджетное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено в одностороннем порядке со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования (или на превышение расходов над доходами бюджета в соответствующем финансовом году).

Не может быть также прекращено уже возникшее расходное бюджетное обязательство принятием впоследствии нормативного акта, отменяющего действие ранее принятого нормативного акта, в соответствии с которым возникло расходное обязательство.

Следовательно, указание в соглашении о его действие до 31 декабря текущего финансового года само по себе не влечет прекращение обязательства ответчика по перечислению в бюджет истца причитающейся  субсидии.

С учетом изложенного исковые требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.

При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.       

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Астраханской области от 08 декабря 2016 года по делу № А06-5714/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд первой инстанции.

            Председательствующий                                                             А.Ю. Никитин

            Судьи                                                                                                          С.А. Жаткина

                                                                                                                      Т.В. Волкова