ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-5826/20 от 06.04.2021 АС Астраханской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-2451/2021

г. Казань                                                 Дело № А06-5826/2020

08 апреля 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2021 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Савкиной М.А.,

судей Хакимова И.А., Кормакова Г.А.,

при участии представителей:

общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Мир» – ФИО1, доверенность от 30.12.2020,

Администрации Ленинского района города Астрахани – ФИО2, доверенность от 15.01.2021,

рассмотрел в открытом  судебном заседании кассационную жалобу  общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Мир»

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 16.10.2020 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2020

по делу №А06-5826/2020

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Мир» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 414004, <...>) к Администрации Ленинского района города Астрахани (ОГРН <***>, ИНН <***>, 414040, <...>) о признании недействительным распоряжения,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Мир» (далее – ООО «УК «Мир», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области к Администрации Ленинского района города Астрахани с заявлением о признании недействительным распоряжения от 10.06.2020 № 68-р.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 16.10.2020, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.

ООО «УК «Мир», не согласившись с принятыми по делу судебными актами,  обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам просит отменить решением Арбитражного суда Астраханской области от 16.10.2020 и постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2020, принять по делу новый судебный акт о признании недействительным распоряжения Администрации Ленинского района города Астрахани от 10.06.2020 № 68-р.

Проверив законность обжалуемого судебного акта, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, в отзыве на нее, заслушав представителей сторон, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов в силу следующего.

Как следует из материалов дела, ООО «УК «Мир» осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании выданной лицензии № 030-000192.

25.05.2020 Администрацией Ленинского района города Астрахани вынесено распоряжение № 56-р о включении ООО «УК «Мир» в Перечень управляющих организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме, не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, на основании результатов проведенного аукциона.

10.06.2020 Администрацией Ленинского района города Астрахани вынесено распоряжение № 68-р «Об определении управляющей организации», в соответствии с которым ООО «УК «Мир» определено управляющей организацией для управления 45 многоквартирными домами в соответствии с прилагаемыми приложениями.

Данным распоряжением установлен перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирными дамами, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определяемый в зависимости от конструктивных и технических параметров многоквартирных домов, включая требования к объемам, качеству, периодичности каждой из таких работ и услуг, в соответствии с минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирных домах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения».

Пунктом 3 Распоряжения от 10.06.2020 № 68-р предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах в период управления многоквартирным домом управляющей организацией, определенной настоящим распоряжением, осуществляется в соответствии с подпунктом «б» пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Пунктом 4 Распоряжения от 10.06.2020 № 68-р на ООО «УК «Мир» возложена обязанность заключить с собственниками помещений договор управления многоквартирных домов.

ООО «УК «Мир» оспорило распоряжение от 10.06.2020 № 68-р Администрацией Ленинского района города Астрахани «Об определении управляющей организации», обратившись в арбитражный суд с настоящим заявлением.

По мнению ООО «УК «Мир», управление 45 многоквартирными домами является для него неисполнимой обязанностью, ввиду отсутствия средств для управления настолько большим количеством домов, отсутствия персонала, оборудования, помещений.

Кроме того, оспариваемое распоряжение от 10.06.2020 № 68-р незаконно возлагает на ООО «УК «Мир» обязанность по проведению капитального ремонта многоквартирных домов. Также обществом оспаривается расчет размера платы, установленный распоряжением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что Администрация Ленинского района города Астрахани действовала в пределах своих полномочий и в соответствии с требованиями законодательства РФ, нарушений процедуры вынесения оспариваемого распоряжения не установлено.

Суд апелляционной инстанции  согласился с выводами суда первой инстанции.

Суд кассационной инстанции соглашается с данными выводами суда первой и апелляционной инстанции, основанными на правильном применении норм материального права в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

При этом согласно положениям части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 указанного Кодекса обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующий орган, который его принял.

Частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) установлено, что управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года.

Порядок и условия определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 № 1616 «Об утверждении правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Согласно пункту 2 Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация от 21.12.2018 № 1616 (далее – Правила от 21.12.2018 № 1616), определение управляющей организации осуществляется решением органа местного самоуправления, органа государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Правил от 21.12.2018 № 1616 осуществление управления многоквартирным домом управляющей организацией, определенной решением об определении управляющей организации, не является основанием для не проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в случаях, для которых проведение такого конкурса предусмотрено ЖК РФ.

Как следует из пункта 5 Правил от 21.12.2018 № 1616, в качестве управляющей организации решением об определении управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включенная в Перечень организаций, который формируется уполномоченным органом и размещается в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

В Перечень организаций включаются управляющие организации, представившие в уполномоченный орган заявление о включении в перечень организаций, и (или) управляющие организации, признанные участниками открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным на территории соответствующего муниципального образования, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, предусмотренным Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» (далее – протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе), одним из условий участия в котором, является согласие управляющей организации на включение в перечень организаций, представляемое в порядке, предусмотренном указанными Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.

Пунктом 8 Правил от 21.12.2018 № 1616 установлено, что при определении управляющей организации уполномоченный орган выбирает из перечня организаций управляющую организацию, осуществляющую управление на основании решения об определении управляющей организации меньшим количеством многоквартирных домов относительно других управляющих организаций, включенных в перечень организаций.

Если 2 и более управляющие организации управляют на основании решения об определении управляющей организации равным количеством многоквартирных домов, уполномоченный орган определяет для управления многоквартирным домом управляющую организацию в соответствии с очередностью расположения в перечне организаций.

Постановлением Администрации муниципального образования «Город Астрахань» от 19.05.2020 № 144 утвержден «Порядок принятия решения по определению управляющих организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация».

Пунктом 1.2 Постановления от 19.05.2020 № 144 Администрация Ленинского района города Астрахани уполномочена на определение управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.

Во исполнение возложенных на нее обязанностей, администрацией Ленинского района города Астрахани Распоряжением от 10.06.2020 № 68-р ООО «УК «Мир» определена в качестве управляющей организации для управления 45 многоквартирными домами.

Судами первой и апелляционной инстанции обоснованно не приняты во внимание доводы ООО «УК «Мир», что у него отсутствует финансовая и техническая возможность по управлению 45 многоквартирными домами.

ООО «УК «Мир» самостоятельно приняло решение и направило заявление на включение в Перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления таким домом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 № 1616.

 Следовательно, управляющие организации, подавая заявление на включение в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, должны самостоятельно оценить возникновение возможных рисков и наступление негативных последствий при подаче заявления, а также несут ответственность в случае принятия решения органом местного самоуправления о назначении такой организации в качестве управляющей для многоквартирных домов, в отношении которых собственниками помещений не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.

Довод ООО «УК «Мир», что управление спорными домами может повлечь дополнительные расходы на обслуживание, тариф не соответствует техническому состоянию, также правомерно отклонен судебными инстанциями, со ссылкой, что названные обстоятельства не имеют правового значения для рассмотрения настоящего дела.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что оспариваемое распоряжение незаконно возлагает на ООО «УК «Мир» обязанность по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и устанавливает размер платы за оказываемые услуги, был предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка.

Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных по делу обстоятельств не влечет признанию принятого по делу судебного решения незаконным.

Принятые по делу судебные акты являются законными, правовых оснований для их отмены у суда кассационной инстанции не имеется.

Приведенные в кассационной жалобе доводы отклоняются кассационной инстанцией, поскольку данные доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судами предыдущих инстанций норм материального и процессуального права.

Доводы заявителя кассационной жалобы об обратном сводятся к переоценке доказательств, то есть направлены исследование доказательств и установление обстоятельств по делу иным образом, чем установили суды первой и второй инстанций. Изложенное не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу положений части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 16.10.2020 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2020 по делу № А06-5826/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                            М.А. Савкина

Судьи                                                                                    И.А. Хакимов

                                                                                              Г.А. Кормаков