ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-6020/2008 от 21.04.2009 АС Поволжского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань Дело № А06-6020/2008

21 апреля 2009 года

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Баширова Э.Г.,

судей Хабибуллина Л.Ф., Афанасьева И.Н.,

в отсутствие:

истца (заявителя) – извещен, не явился,

ответчика – извещен, не явился,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу отделения Управления Федеральной миграционной службы по Астраханской области в Камызякском районе, г. Камызяк

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 20.11.2008 (судья – Н.К. Каторжевский)

по делу № А06-6020/2008

по заявлению индивидуального предпринимателя Утебовой Раисы Харисовны, с. Семибугры Астраханской области к отделению Управления Федеральной миграционной службы по Астраханской области в Камызякском районе, г. Камызяк об оспаривании постановления от 09.10.2008 № 0038009 по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Утебова Раиса Харисовна (далее – предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отделения Управления Федеральной Миграционной службы по Астраханской области в Камызякском районе (далее – управление) от 09.10.2008 № 0038009 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 20.11.2008 заявленное требование удовлетворено.

В арбитражном суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе управление просит отменить судебный акт, мотивируя неправильным применением судом норм материального и процессуального права.

Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.

Как следует из материалов дела, управлением 13.08.2008 проведена проверка режима пребывания и проживания иностранных граждан в Российской Федерации и законности привлечения и использования иностранной рабочей силы по адресу: Астраханская область, Камызякский район, с. Семибугры, микрорайон «Колошный».

В ходе проверки установлено, что индивидуальный предприниматель Утебова Раиса Харисовна, являясь принимающей стороной трех граждан Республики Узбекистан, не выполнила обязанностей принимающей стороны по постановке на миграционный учет указанных граждан по месту их фактического пребывания, чем нарушила требования, установленные статьей 2, частью 2 статьи 20 Федерального закона Российской Федерации от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 109-ФЗ).

По данному факту управлением составлен протокол об административном правонарушении от 19.08.2008 № 30 ИК 0038009, на основании которого вынесено постановление от 09.10.2008 № 0038009 о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ, в виде взыскания 400 000 рублей штрафа.

Считая привлечение к административной ответственности неправомерным, предприниматель обратилась в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления управления.

Удовлетворяя заявленные требования и признавая незаконным оспариваемое постановление управления, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для привлечения предпринимателя к административной ответственности по части 4 статьи 18.9 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона № 109-ФЗ иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с названным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

При этом иностранный гражданин по истечении трех рабочих дней со дня прибытия в место пребывания обязан встать на миграционный учет.

Место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания (пункт 4 статьи 2 Федерального закона № 109-ФЗ).

В силу статьи 22 Федерального закона № 109-ФЗ обязанность по предоставлению в орган миграционного учета уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания возложена на принимающую сторону.

Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона № 109-ФЗ принимающей стороной является, в том числе гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, принимающее иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации, у которого иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (находится) либо в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства работает.

Административная ответственность за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета предусмотрена частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ.

Из содержания данной статьи следует, что субъектом рассматриваемого правонарушения является принимающая сторона.

Таким образом, по смыслу миграционного законодательства в целях привлечения к административной ответственности по части 4 статьи 18.9 КоАП РФ необходимо установить, кто является принимающей стороной.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1.5 КоАП РФ все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, иностранные граждане Республики Узбекистан Аллаберганова Г.А., Курезов Ж.Х., Курезова Ж.К. приняты на миграционный учет с 03.07.2008 по 28.09.2008 по адресу: Астраханская область, Камызякский район, с. Семибугры, ул. Зеленая, д. 71. Принимающей стороной указанных граждан является Утебов Рашид Ислямович.

При осуществлении 13.08.2008 сотрудниками миграционной службы проверки на арендованном предпринимателем поле в микрорайоне «Колошный», указанные граждане находились в гостях у своих знакомых и родственников. Согласно показаниям указанных свидетелей, они всегда проживали по адресу Астраханская область, Камызякский район, село Семибугры, ул. Зеленая, д. 71 и прибыли на поле 13.08.2008 по приглашению родственников на обед, там не работали и не жили.

В силу пункта 7 статьи 2 Федерального закона № 109-ФЗ, принимающей стороной, на которую возложена обязанность по уведомлению территориального органа управления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, является работодатель или гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, у которых иностранный гражданин проживает.

Поскольку сам по себе факт пребывания трех граждан Республики Узбекистан на арендованном предпринимателем поле в микрорайоне «Колошный», не влечет возникновение у предпринимателя статуса принимающей стороны, правовых оснований для привлечения последнего к административной ответственности, предусмотренной части 4 статьи 18.9 КоАП РФ, у управления не имелось.

При таких обстоятельствах суд правомерно и обосновано признал незаконным и отменил постановление управления от 09.10.2008 № 038009 о привлечении предпринимателя к административной ответственности.

Доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права и по существу направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств, оснований для которой в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда кассационной инстанции не имеется.

Таким образом, суд кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеет.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 20.11.2008 по делу № А06-6020/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу отделения Управления Федеральной миграционной службы по Астраханской области в Камызякском районе - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья Э.Г. Баширов

Судьи Л.Ф. Хабибуллин

И.Н. Афанасьев