ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-6188/07 от 10.12.2008 АС Поволжского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (8432) 43-99-41

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

город Казань Дело №А06-6188/07

10 декабря 2008 года

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

  Председательствующего: Кормакова Г.А.,

Судей: Ф.В. Хайруллиной, Т.А. Метелиной

Без участия представителей сторон, извещены,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу   Астраханской таможни, город Астрахань,

на решение   от 29.04.2008 (судья Каторжевский Н.К.) Арбитражного суда Астраханской области и постановление   от 14.07.2008 (председательствующий Кузьмичёв С.А., судьи: Борисова Т.С., Акимова М.А.,) Двенадцатого арбитражного апелляционного суда по делу №А06-6188/07,

по заявлению   общества с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Астрахань» ( ООО «Астраханьгазпром»), Красноярский район, Астраханской области, о признании недействительным и отмене требования Астраханской таможни №474от 17.10.07 об уплате таможенных платежей,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Астрахань» обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным и отмене требования от 17.10.2007 №474 об уплате таможенных платежей, вынесенного Астраханской таможней.

Решением арбитражного суда от 29.04.2008 заявление удовлетворено. Требование об уплате таможенных платежей №474 от 17.10.07 признано недействительным.

Постановлением от 14.07.08 Двенадцатый арбитражный апелляционный суд указанное решение оставил без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В кассационной жалобе Астраханская таможня просит решение суда первой и апелляционной инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать. В жалобе указывается, что корректировка таможенной стоимости товаров произведена правомерно, т.к. в ходе таможенной ревизии был установлен факт взаимозависимости участников внешнеторговой сделки, при этом общество не доказало обоснованность цены товара, установленного контрактом.

Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, проверив законность принятых по делу судебных актов не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, 03.12.2003 ООО «Астраханьгазпром» (Продавец) с фирмой «Федкоминвест Монако САМ» Королевство Монако (Покупатель) заключен контракт №S7004-006 на поставку серы технической газовой комовой и гранулированной общим количеством в 2006 – 2007 годах 4300000 тонн +/- 10 % (опцион Покупателя), в т.ч. 3250000 тонн серы комовой и 1050000 тонн серы гранулированной.

В соответствии с п. 1.3. контракта товар поставляется на условиях FCA-ст. Аксарайская 2 (Астраханская обл.) - при поставке железнодорожным транспортом и FAS-причал р. Бузан (Астраханская обл.) - при поставке водным транспортом.

Цены на экспортируемый товар устанавливались дополнением от 16.03.2006 №7 к контракту, согласно которому установлена цена на серу при поставках железнодорожным транспортом на серу комовую в размере 10,15 долларов США за метрическую тонну товара, на серу гранулированную – 11,15 долларов США за метрическую тонну. Названное дополнение вступило в силу с 25.01.06 и действовало до 01.12.06, когда цена на серу была изменена дополнением №10 к контракту.

Во исполнение контракта 25.10.2006 на Аксарайский таможенный пост была подана ГТД № 10311010/251006/0001541, по которой в режиме экспорта (ЭК - 10) через таможенную границу Российской Федерации на условиях FCA – Аксарайская -2 через Усть-Донецкий порт для дальнейшей отправки в Тунис перемещался товар: сера гранулированная, сера комовая.

При таможенном оформлении обществом применён метод определения таможенной стоимости товара по стоимости сделки с вывозимыми товарами.

В ходе проведения специальной таможенной ревизии общества специалистами Астраханской таможни установлена взаимозависимость сторон по контракту от 03.12.2003 №S7004-006, т.е. совместное контролирование участниками сделки непосредственно или косвенно третьего лица.

Из материалов дела видно, что ООО «Астраханьгазпром» и «Федкоминвест Монако САМ» являются учредителями ООО СП «Интер-8». Согласно Уставу и изменений к Уставу, утвержденных собранием участников ООО СП «Интер-8» (протокол от 05.12.2001 №4), размер доли ООО «Астраханьгазпром» в уставном капитале ООО СП «Интер-8» составляет 33,86%, «Федкоминвест Монако САМ» - 62,68%. Оборудование, используемое для грануляции серы, принадлежит ООО СП «Интер - 8» и передано в аренду ООО «Астраханьгазпром». Согласно приложению к Уставу ООО СП «Интер-8» вклад фирмы «Федкоминвест Монако САМ» в уставный капитал сформирован из указанного оборудования, предназначенного для гранулирования серы.

Вывод Астраханской таможни о том, что взаимозависимость повлияла на цену сделки, основывался на анализе стоимости серы, продаваемой другим контрагентам.

Астраханской таможней в обоснование влияния взаимозависимости сторон на цену сделки представлен Справочник цен мирового рынка ОАО «Всероссийский научно-исследовательский конъюктурный институт», согласно которому контрактная цена на серу в странах Северной Африки составляла составляла 75-80 долларов США, с июля 2006 по апрель 2007 г.г. цена упала и составляла 68-75 долларов США. Согласно имеющейся в распоряжении таможни информации ИАС «Мониторинг – анализ», ООО «Астраханьгазпром» продает фирме «Федкоминвест Монако САМ» серу комовую и серу гранулированную по цене намного ниже.

По результатам таможенной ревизии таможня составила акт специальной таможенной ревизии, в котором сделан вывод о невозможности определения таможенной стоимости на основе цены сделки, поскольку участники сделки являются взаимозависимыми лицами и декларант не доказал отсутствие влияния данной взаимосвязи на цену сделки. В связи с этим таможенным органом было принято решение об определении таможенной стоимости серы по вышеназванной ГТД и её корректировке на основе расчётной стоимости, исходя из предоставленных ООО «Астраханьгазпром» бухгалтерский данных о суммах расходов, затраченных на производство.

В соответствии с требованием об уплате таможенных платежей №474 от 17.10.07 заявитель извещён о факте задолженности по уплате пошлины в сумме 19402,04 рублей и пени 2415,88 рублей за поставленную согласно вышеназванной ГТД серу.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей. В отношении товаров, указанных в пункте 4 настоящей статьи, ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются Правительством Российской Федерации в порядке, установленном в этом пункте.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 № 1461 утвержден Порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, пунктом 2 которого предусмотрено, что таможенная стоимость вывозимых товаров определяется на основе цены сделки, т.е. цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате при продаже товаров на экспорт, и определен перечень расходов, понесенных покупателем, но не включенных в фактически уплаченную или подлежащую уплате цену сделки, которые включаются в таможенную стоимость вывозимых товаров.

В силу пункта 3 Порядка, при отсутствии сделки купли-продажи в отношении вывозимых товаров или в случае невозможности использования цены сделки купли-продажи в качестве основы для определения таможенной стоимости эта стоимость определяется либо исходя из представленных декларантом данных бухгалтерского учета продавца-экспортера, отражающих его затраты на производство и реализацию вывозимого товара, и величины прибыли, получаемой экспортером при вывозе идентичных или однородных товаров с таможенной территории Российской Федерации, либо на основе бухгалтерских данных об оприходовании и списании с баланса вывозимых товаров.

Приказом ГТК России от 27.08.1997 №522 утверждены Правила применения Порядка определения таможенной стоимости товаров.

В соответствии с п. 1.6 названных Правил для подтверждения заявленных сведений о таможенной стоимости вывозимых товаров декларант обязан одновременно с таможенной декларацией представить таможенному органу внешнеторговый договор (контракт) или иной документ, в соответствии с которым осуществляется вывоз товаров из Российской Федерации, товаросопроводительные, платежно-расчетные и другие документы, позволяющие подтвердить правильность определения декларантом таможенной стоимости вывозимых товаров.

Если для подтверждения таможенной стоимости недостаточно представленных декларантом документов, таможенный орган вправе затребовать у декларанта дополнительные документы, имеющие отношение к рассматриваемой внешнеторговой сделке (договоры и платежно-расчетные документы с третьими лицами, счета за комиссионные и брокерские услуги, бухгалтерские документы и т.д.). Таможенный орган в письменном виде передает декларанту перечень дополнительных документов, необходимых для подтверждения заявленной им таможенной стоимости, с указанием срока их представления.

Установив наличие взаимозависимости сторон по контракту от 03.12.2003 №S7004-006, таможня не приняла во внимание представленные ей доказательства того, что взаимозависимость сторон по сделке не повлияла на цену товара и не привела к занижению таможенной стоимости товара. Как следует из акта специальной таможенной ревизии, вывод таможенного органа о влиянии взаимозависимости на цену экспортируемого товара основан только на информации о ценах, установленных ООО «Астраханьгазпром» для других покупателей, в рамках иных контрактов.

Исчерпывающий перечень случаев, когда таможенная стоимость вывозимых товаров не может быть определена на основе цены сделки, установлен пунктом 2.2 Правил применения Порядка определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, утвержденных приказом ГТК России от 27.08.1997 № 522. Согласно п. 2.2 Правил при наличии взаимозависимости между сторонами по сделке, определение таможенной стоимости методом отличным от метода на основе цены сделки возможно только при одновременном соблюдении двух условий: установлено, что взаимозависимость повлияла на цену сделки; невозможно определить количественно (т.е. в стоимостном выражении) влияние этого фактора на сделку.

Дополнением №5 от 21.11.05 к контракту установлена цена на серу комовую и гранулированную навалом производства «Астраханьгазпром» на условиях поставки FСА- ст. Аксарайская 2 Приволжской ж.д. INCOTERMS 2000) для дальнейшей продажи на рынках стран Северной Африки стоимость серы составляла : сера гранулированная – 11,00 долларов США, сера комовая -10,00 долларов США за 1 тонну.

Заявитель, не имея возможности применять проверочные величины по объективным причинам, обращался в ООО «Агентство «Партнер-Эксперт» для проведения оценки рыночной (контрактной) стоимости серы с учетом особенностей её поставки.

В материалах дела имеется Отчет об оценке № 2-333/2-07 определения рыночной (контрактной) стоимости серы комовой и гранулированной. В соответствии с расчетом рыночная (контрактная) стоимость серы комовой и гранулированной навалом производства ООО «Астраханьгазпром» на условиях поставки FCA (ИНКОТЕРМС-2000) станция Аксарайская-2 Приволжской железной дороги (через порт Усть-Донецкий) для дальнейшей поставки в страны Северной Африки, по состоянию на 1 октября 2006г. составляла: сера гранулированная- 5,51 долларов США за одну метрическую тонну.

Таким образом, с учетом стоимости доставки рыночная (контрактная) стоимость серы гранулированной на 1 октября 2006г. составляла: 76,57 долларов США, что соответствует цене, указанной в Справочнике цен мирового рынка (68 - 75 долларе США), представленном Астраханской таможней.

Астраханской таможней представлены заключения эксперта центра оценки фирмы «Донэкспертиза» Торгово-промышленной палаты Ростовской области № 0480602115 о 31.10.2007г. № 0480602231 от 29.11.2007г. Экспертами на основании заявки Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы проведена товароведческая экспертиза, целью экспертизы было определение рыночной стоимости за одну метрическую тонну серы комовой и гранулированной (выработанной из газового конденсата), на территории Российской Федерации за период 2005- 2006г.г. поквартально за период с июля 2006г. по июнь 2007г. помесячно.

Суд первой и апелляционной инстанции сделал правомерный вывод о том, что заключения не отвечают требованиям полноты проведенного исследования, т.к. они составлены лишь на основании двух ГТД, двух платежных поручений, двух счетов-фактур, контракта, паспорта сделки, паспортов качества, копий ДТС, копии ж/д. тарифа. Анализ производства серы, бухгалтерские иные учетные данные, сведения о количестве выпускаемой серы (помесячно, поквартально), сведения о наличии запасов серы на складах, т.е. исходная информация для расчетов отсутствовала. Условия перевозки (собственный или арендованный транспорт), информация о заключенных сделках  экспертами не истребовались и не изучались. Стоимость серы определена на основании писем Центра международной коммерческой информации. При этом экспертами определялась рыночная стоимость серы на территории Российской Федерации, а не мировой (контрактной) цены, т.е. география оценки не выходила за пределы Российской Федерации, тогда как спорные поставки осуществлялись за пределами Российской Федерации.

Представленное таможней письмо Представительства Таможенной службы РФ при Таможенной Службе Республики Казахстан с указанием сведений об уровне стоимости экспортируемой в 2006г. серы из Республики Казахстан не может быть сопоставимо с ценами ООО «Астраханьгазпром». В письме не указаны условия поставок товара, отсутствует разделение серы на комовую, гранулированную (цены на указанный товар не могут быть одинаковыми с учетом специфики их производства). Из письма следует, что средняя цена серы, поставленной в Египет в 2 раза ниже, чем при поставках в Тунис и Марокко, но анализ причин разницы цен не приводится.

Вышеуказанные обстоятельства, имеющие существенное значение для принятия правильного решения о размере таможенной стоимости вывозимого ООО «Астраханьгазпром» товара, не были приняты во внимание таможенным органом и не исследованы при вынесении решения о корректировке таможенной стоимости.

При таких обстоятельствах коллегия судебные акты находит законными и обоснованными.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 29.04.2008 Арбитражного суда Астраханской области и постановление от 14.07.2008 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда №А06-6188/07 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Поручить Арбитражному суду Астраханской области взыскать с Астраханской таможни расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1000 рублей в соответствии с настоящим постановлением и выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий Г.А. Кормаков

Судьи Т.А. Метелина

Ф.В. Хайруллина